Утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 10 от 09.11.2016 г.
Одобрено научно-методическим советом университета
Протокол № 3 от 30.11.2016 г.
ГОВПО ДонНУЭТ
Донецк
2016
УДК 161/162 (075.8)
ББК 87.4/877.475я73
С 91
Рецензенты:
Давыденко Э.Н., канд. филос. наук, доцент (ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского)
Огородник В.И., канд. филос. наук, доцент (ГОВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при главе Донецкой народной республики»)
Сухина И.Г.
С 91 Логика: Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки (профилей) очной и заочной форм обучения / И.Г. Сухина. – Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2016. – 163 с.
Учебное пособие ориентировано на программу преподавания учебной дисциплины «логика» в вузах, в частности в ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». Соответствует стандартной программе дисциплины «логика» для студентов экономического университета всех направлений подготовки (профилей) очной и заочной форм обучения.
Учебное пособие содержит курс лекций – 8 тем, которые распределены по 2-м смысловым модулям, и в которых освещаются: предмет и значение логики, история ее развития, основоположения формальной (традиционной) логики. В темах представлен необходимый академический материал, являющийся основой для изучения логики. Также представлены вопросы для самоконтроля знаний по каждой из тем, словарь логических терминов, таблица логических символов, список литературы по логике. Предполагается использование междисциплинарного подхода в обучении студентов.
УДК 161/162 (075.8)
ББК 87.4/877.475я73
© Сухина И.Г., 2016 г.
© ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», 2016 г.
Введение
Логика как наука о мышлении, а точнее – нормативная наука о формах, операциях, законах и правилах мышления, является фундаментальной основой культуры мышления. Культура мышления выступает как уровень развития рациональной способности человека к адекватному отражению в формах и операциях мышления логики бытия и своего существования. Она в значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует требованиям и законам логики. Овладение основами логики является необходимым условием формирования культуры мышления.
Культура мышления предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач, а также возможность оптимального использования интеллектуальных знаний. В более широком плане – это высший уровень и качество мышления, определяемое сознательным развитием человеком своих способов мышления, соответствующих требованиям логики и культуры в целом.
Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного способа мышления с целью перехода к мышлению логически организованному. Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного является рефлексия, совмещающая организацию, критику и последовательное конструирование содержания мыслительной деятельности.
В своем логическом аспекте культура мышления представляет собой совокупность формально-логических требований и норм, соответствующих актуализации и оптимизации интеллектуальной деятельности человека. Она предполагает достижение в мышлении или рассуждении (а логика зачастую определяется как наука о способах рассуждения) ясности, определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности, т.е. признаков правильного мышления как показателя развития культуры мышления. В целом культура мышления – синоним бытия человека как существа разумного.
Поэтому значение логики как необходимого условия формирования культуры мышления в ее нормативности/нормативной определенности переоценить невозможно. Логически определенное мышление есть мышление ясное, точное, последовательное и непротиворечивое, свободное от двусмысленности. Цель логики – научить человека правильно мыслить, т.е. выработать состоятельную культуру мышления в ее логическом аспекте.
Если более конкретно – овладение основами логики дает возможность сознательного применения логических процедур к решению практических задач, позволяет правильно организовывать и дисциплинировать умственную деятельность, целенаправленно и эффективно использовать ее потенциал, что всемерно способствует развитию логической культуры мышления. Логика как умение мыслить четко, последовательно, непротиворечиво востребована во многих жизненных ситуациях – начиная от убеждения собеседников и заканчивая решением сложных научных, технических или бизнес – задач. Потому актуализация способности к логическому мышлению, неотъемлемой от повышения общего уровня культуры мышления, очень важна и значима.
Изучение курса логики, связанное с усвоением ее теоретических основ, является важнейшей составляющей подготовки будущих специалистов. Оно особенно значимо в современных условиях тотальной компьютеризации и информатизации общественной жизни, когда умение логической организации информации есть важнейший фактор практической действенности мышления.
Логика (от греч. Λόγος/logos – разум, мысль, рассуждение) как наука о мышлении и знание, связанное с обучением культуре мышления, есть необходимое условие правильного усвоения студентами учебного материала. Логика должна стать предметом изучения всех студентов без исключения. Умение логически грамотно рассуждать особенно важно для студента вуза.
Усвоение теоретических основ логики на научном уровне самоцелью не является, поскольку главное – это умение применять логическую культуру мышления, арсенал ее средств на практике, в процессе рассуждений, способствующих эффективному рациональному решению жизненных задач.
Предлагаемый курс логики знакомит студента с предметом, функциями и значением логики, основными этапами ее исторического развития, основными логическими формами, операциями, законами и нормативными правилами мышления, логической теорией аргументации. Его целью является изложение теоретических основ логики (на примере формальной логики) в перспективе закрепления их в культуре мышления, в связи с ее развитием.
Изучение курса логики как научной дисциплины включает задачи:
- усвоение теоретических положений традиционной (формальной) логики;
- усвоение понятийного аппарата традиционной (формальной) логики;
- формирование умения определять формы мышления, их разновидности и сущность, правильно строить логические рассуждения в процессе мышления;
- овладение логическими приемами образования понятий, определения и классификации понятий, логическими операциями с объемом и содержанием понятий, анализом видов понятий, отношений между ними, их делением;
- выработку умения формулировать суждения, анализировать их логическую структуру (выделяя в ней субъект и предикат), определять распределенность терминов в суждении, классифицировать суждения (простые и сложные), выделять их виды, анализировать отношения между суждениями, в том числе при помощи логического квадрата, решать задачи по логическому квадрату;
- выработку умения формулировать непосредственное и опосредованное умозаключение как законченное рассуждение, усвоение основных видов опосредованного умозаключения – дедукции, индукции, традукции (аналогии), их логической структуры, способов их построения, а также методов мышления и познавательной деятельности, производных от них;
- умение пользоваться основными законами логики в рассуждениях;
- способность выстраивать аргументированное и доказательное рассуждение, использовать аргументацию и ее приемы, основные виды доказательства;
- умение решать тестовые задания по курсу логики как условие практической выработки логической культуры мышления студента.
Логическое мышление должно развиваться целенаправленно, системно и на основании необходимых логических принципов и инструментария.
Тематический план учебной дисциплины «логика»
№ | Тема занятия | Лекция (часы) | Семинар (часы) |
1 | Предмет и значение логики как науки | 2 | 2 |
2 | Краткая история развития логики | 2 | 2 |
3 | Понятие как форма мышления и его виды | 2 | 2 |
4 | Суждение как форма мышления и его виды | 4 | 4 |
5 | Умозаключение как форма мышления. Дедуктивное умозаключение | 2 | 2 |
6 | Индуктивное и традуктивное умозаключение | 2 | 2 |
7 | Логические законы мышления | 2 | 2 |
8 | Логические основы аргументации | 2 | 2 |
Всего / лекции и семинары | 18 | 18 |
Смысловой модуль Ι
Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.