Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ганы государственного управления союзных республик" В соответствии с данными главами к числу органов государственного управления Союза ССР относились не только высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР – Совет Министров СССР, а в союзных республиках – Советы Министров этих республик, но и общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства, руководившие порученной им отраслью государственного управления. Иначе говоря, по Конституции 1936 г. в число органов государственного управления включались органы общего управления – Советы Министров и органы отраслевого управления – министерства.

Конституция 1977 г. сделала существенный шаг вперед в этом направлении. Во-первых, она ввела в конституционно-правовой оборот термин "межотраслевое управление", т.е. межотраслевое государственное управление; во-вторых, помимо министерств, предусматривались государственные комитеты. В п. 7 ст. 131 Конституции предусматривалось, что Совет Министров СССР образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, социально культурного и оборонного строительства.

В Конституцию 1977 г. – в отличие от предыдущих советских конституций – впервые был введен самостоятельный раздел IV "Советы народных депутатов и порядок их избрания". В статье 89 устанавливалось, что Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик и автономных республик, и все нижестоящие Советы, вплоть до поселковых и сельских, составляют единую систему органов государственной власти. Это нововведение должно было показать "повышение роли" Советов народных депутатов в политической системе "общества развитого социализма", в государственном механизме. По Конституции 1977 г. единой системой органов государственной власти признавалась только совокупность Советов; все другие государственные органы являлись подконтрольными и подотчетными Советам народных депутатов. В научных исследованиях, иногда и в учебной литературе, совокупность органов государственного управления рассматривалась в качестве относительно самостоятельной системы государственных органов. На основе соответствующих законодательных актов о суде укоренились, стали признанными термины "судебная система", "единая централизованная система прокуратуры".

После принятия Конституции 1977 г. вопросы системности рассматривались в научно-теоретических трудах как применительно к организации и деятельности в целом органов Советского государст


Глава 21. Органы государственной власти РФ                                                                      317

ва, так и в отношении основных их видов (органов государственной власти; органов государственного управления; органов правосудия, прокуратуры, позднее – также в отношении органов народного контроля и государственного арбитража). Полезное для развития науки государственного права исследование явлений системности отражало в то же время явную тенденцию наступления административно-командной системы на подлинно демократические институты и учреждения, на закрепленные в Конституции 1977 г. права и свободы граждан.

В России попытки реформировать государство, организацию государственной власти, ее структур, органов и институтов стали предприниматься в конце 1980-х – начале 1990-х гг., и особенно после распада СССР. Эти попытки получили свое отражение в изменениях и дополнениях к Конституции РФ 1978 г. К сожалению, обнаруживались очевидные внутренние противоречия конституционных положений и норм. С одной стороны, закрепление в качестве незыблемой основы конституционного строя и системы государственной власти принципа разделения властей, с другой – осуществление народом государственной власти через Советы народных депутатов. Стремление во что бы то ни стало сохранить привилегированный статус Советов, их мнимое всевластие в ущерб другим государственным органам четко прослеживались в ряде глав и статей обновленной Конституции. Появился – вслед за союзным – Съезд народных депутатов РФ, который вместе с Верховным Советом РФ, Верховными Советами республик в составе РФ, краевыми, областными Советами, Советами автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга образовали систему представительных органов государственной власти в РФ.

В этом новом понятии выделялись следующие особенности определяемого им государственного института: во-первых, это были только представительные, т.е. выборные, органы; во-вторых, это была только часть (хотя и ведущая) представительных органов государственной власти; в-третьих, только о них говорилось в Конституции как о системе представительных органов государственной власти; в-четвертых, исчезло упоминание о местных (ниже областных) Советах; местные Советы народных депутатов больше не включались в систему представительных органов государственной власти, они вошли в систему местного самоуправления.

Понятие "система" и принцип системности применительно к государственным органам и иным властным структурам использовался в данной Конституции в отношении представительных органов государственной власти; органов правосудия; местного самоуправле-




Дата: 2019-07-24, просмотров: 158.