рательного понятия "органы государственной власти", подразделяются в качестве разновидностей на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В Конституции встречаются и такие термины государственные органы; органы местного самоуправления. В целом названные выше разновидности органов – одно-порядковые понятия, охватывающие структурно-организационные формы реализации государственной власти и местного самоуправления. Однако между ними весьма заметны существенные различия, обусловленные, во-первых, спецификой существования государственной власти на основе разделения властей, что предопределяет своеобразие характера функционального предназначения и структурного построения органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организационно правовые формы их деятельности.
Нужно также иметь в виду, что при определении каждого из названных органов как разновидности органов государственной власти некоторые из государственных органов, например, прокуратура (ст. 129 Конституции), не "вписываются" в конституционную схему разделения властей и соответственно градации органов государственной власти на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Что касается органов местного самоуправления, то, согласно Конституции, они не входят в систему органов государственной власти.
После этих общих и предварительных замечаний относительно характера и соотношения понятий "органы государственной власти" и "органы государства" рассмотрим подробнее вопрос о понятии и содержании термина "орган государства". Сразу заметим, что между терминами "орган государства" и "государственный орган" (используется в ст. 33 и ч. 2 ст. 120 Конституции) по сути нет различий.
В правовой литературе разработан вопрос о понятии и видах органов государства. Эту проблему исследовали П.Т. Василенков, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, У.А. Ямпольская, др.1
Среди различных определений весьма удачной представляется формулировка Б.М. Лазарева: "Орган – это такая часть организации, которая призвана представлять ее, выступать по ее поручению и в ее интересах". И далее вывод: "Орган Советского государства – это прежде всего определенная государственная институция (установление) Орган учреждается государством, образуется в установленном
1 См., напр.: Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов Советского государства М., 1982. С. 22–40.
Глава 20. Теоретические и правовые основы 299
им порядке… выступает по уполномочию его вовне"1. В целом, конечно, органы государства – это государственные институции, но не каждая из них – орган государства и тем более орган государственной власти. Таковы, например, отделы и секторы кадров, в прошлом плановые отделы, организационные отделы местной администрации и некоторые другие вспомогательные, функционально штабные по своему характеру службы и подразделения.
Для отнесения государственных институций к числу органов государства необходимо наличие совокупности органообразующих признаков. Такими общепринятыми признаками являются 1) данный орган (организация, институция) – составная и в то же время организационно обособленная и самостоятельная часть государственного аппарата (механизма); 2) орган действует при осуществлении своих полномочий от имени и по поручению государства, 3) обладает государственно-властными полномочиями; 4) участвует в осуществлении задач и функций государства, 5) применяет присущие дан ному виду органа организационно-правовые формы и методы деятельности2.
Рассмотрим кратко каждый из перечисленных признаков и затем сформулируем определение органа государства.
1. Орган – составная и в то же время организационно обособленная самостоятельная часть государственного аппарата. Нельзя быть органом государства и в то же время не входить в качестве составной части в государственный аппарат.
Можно определить государственный аппарат как совокупность органов, звеньев и институций, имеющих в целом государственные природу и характер Однако в этом аппарате различаются две составные части а) органы и институции, признаваемые, т.е. являющиеся по своему правовому статусу органами государства, б) звенья и подразделения, хотя и включаемые в названный аппарат, но не являющиеся органами государства, а только внутренними, вспомогательными подразделениями соответствующих самостоятельных государственных органов (кадровые, финансовые, информационные управления и службы министерств и других органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ и т.д.). Для отнесения к числу органа государства обязательной является относительная ор-
1 Органы Советского общенародного государства М., 1979. С. 38–39.
2 В работах П.Т. Василенкова, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козловой, Б.М. Лазарева, Ю.М. Козлова, других авторов выделяются и иные признаки, но вышеназванные черты и особенности в характеристике органа государства подчеркиваются всеми авторами.
300 Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
ганизационная обособленность и самостоятельность данного органа (подразделения), конечно, в сочетании с другими вышеназванными признаками.
2. Орган государства при осуществлении своих полномочий действует от имени государства и по его поручению Органы государства учреждаются на основании Конституции и законов, других правовых актов. Входящие же в структуру органа внутренние вспомогательные структурные подразделения далеко не всегда имеют такой статутно-правовой характер, не выступают от имени и по поручению государства, выполняют четко ограниченный объем функций.
3. Орган государства обладает государственно-властными полномочиями. Под этим понятием следует понимать издание органом правовых актов, обязательных для других органов и учреждений, должностных лиц и граждан, к которым данные акты адресованы, обеспечение выполнения установленных такими актами правил и норм поведения путем защиты предписанных в них велений с помощью принудительной силы государства; материальное обеспечение выполнения правовых велений в рамках, предусмотренных компетенцией. Это – один из вариантов структуры государственно властного полномочия, в литературе имеются и другие варианты, более развернутые, включающие в том числе меры убеждения, поощрения, организационно-массовой работы и др.
4. Участие в осуществлении задач и функций государства В течение многих лет этот признак включался в понятие "орган государства". Такой подход обусловливался тем, что в самой Конституции, например, в Конституции СССР 1977 г., определялись цель и главные задачи Советского государства. Отсюда – обязательность участия всех органов этого государства в осуществлении его главных задач.
Конституция РФ 1993 г. не формулирует непосредственно цели и главные задачи Российского государства. Но в ней принципиально по-иному и в другой форме определены задачи и функции государства, которые предопределяют характер деятельности органов государственной власти, а также прокуратуры.
В этом отношении выделим два принципиально важных момента, содержащихся в ст. 1 и 2 Конституции: а) Российская Федерация – демократическое и правовое государство; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Таким образом, Конституция РФ 1993 г. в отличие от Конституции СССР 1977 г. (и Конституции РСФСР 1978 г.) поставила
Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.