Глава 21. Органы государственной власти РФ                                                                        329
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд представляют собой своеобразную подсистему высших судов (согласно ст. 126 и 127 Конституции). Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ являются соответственно высшими судебными органами Российской Федерации.

Несмотря на присущую в целом всем перечисленным судам единую функцию – осуществление правосудия, между ними имеются определенные различия, обусловленные в первую очередь спецификой осуществляемого ими вида правосудия: конституционного; общего (общей юрисдикции); арбитражного. Такое деление видов правосудия несколько условно, но оно основано на соответствующих нормах Конституции (п.п. "а" – "в" ч. 2 ст. 125, ст. 126 и 127).

Однако объединяющим все названные суды организационным началом является единый порядок их формирования Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Объединяющим началом являются также демократические принципы организации и деятельности, названных и всех других судов независимость судей и подчинение только Конституции и федеральному закону; неприкосновенность судей; открытость (гласность) разбирательства дел в судах; осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон; финансирование судов только из федерального бюджета и др.

В заключение общесистемной характеристики органов государственной власти Российской Федерации сделаем обобщающие выводы.

1. Совокупность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти – это ведущая, главенствующая часть (система) в общей системе государственной власти РФ. Такой вывод обусловлен местом, ролью и характером, которые присущи им в государственном механизме РФ.

2. Наличие системообразующих оснований и факторов не означает, что разновидности органов, входящих в данную систему, равнозначны, не имеют специфических особенностей и черт, которые существенно отличают друг от друга соответственно органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из названных разновидностей органов (законодательной, исполнительной, судебной власти) обладает значительными функциональными особенностями, спецификой организационного строения, применяемых форм и методов деятельности.

3. Правовое регулирование статуса федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти далеко не заверше-


330                                                                Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

но, а в отношении значительной части этих органов находится в начальной стадии. Прежде всего это конституционные основы статуса данных органов, закрепленные в Конституции 1993 г. Однако текущее правовое регулирование должно включать в себя федеральное законодательство, определяющее статус Правительства РФ; федеральные законы: об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти; о выборах депутатов Государственной Думы; о порядке формирования Совета Федерации, о судебной системе РФ; о Конституционном Суде, о Верховном Суде, о Высшем Арбитражном Суде и об иных федеральных судах.

Принятие и последующая реализация указанных и многих других законов послужат укреплению демократических правовых основ российской государственности, прогрессивному развитию системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Эффективное функционирование указанной системы в целом и ее составных частей во многом обусловит – в силу федеративных связей РФ и ее субъектов и других факторов – становление, последующее совершенствование и упрочение системы органов государственной власти субъектов РФ и формирование местного самоуправления.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 155.