В целом же в соответствии с конституционным принципом разделения властей строится деление органов государственной власти на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из названных групп, органов и есть вид (разновидность) органов государственной власти. Несмотря на наличие многих общих черт, объединяющих все названные органы в некое единое целое, а именно в органы государственной власти (участие в решении задач и функций государства, осуществление своих полномочий от его имени и поручению, наличие государственно-властных полномочий и др.), каждая из названных групп (разновидностей) обладает определенной спецификой.
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – законодательство и иное правотворчество, а также рассмотрение и решение других важных вопросов их компетенции.
Эти органы имеют различные наименования, количественный состав и организационную структуру, а также применяют свойственные им формы деятельности.
Типичной формой их функционирования являются общие собрания депутатов (сессии), на которых рассматриваются и решаются вопросы их компетенции.
Органы исполнительной власти отличаются значительными особенностями как с точки зрения выполняемых ими функций, так и организационного строения, а также форм деятельности. Подробнее эти вопросы рассматриваются в курсе административного права. Выделим наиболее существенное. Прежде всего, это, как правило, назначаемые органы. Выборность в силу специфики, характера и выполняемых функций применяется в органах исполнительной власти в ограниченном объеме. Основная особенность деятельности, осуществляемой данными органами, – ее практический организующий характер, направленный на выполнение (исполнение) Конституции, федеральных законов, иных нормативных правовых актов.
Отличительная ее особенность – не только исполнительная, но и распорядительная, правотворческая деятельность, которая состоит в издании нормативных и индивидуальных (административных) правовых актов, направленных на исполнение законов и всего обширного объема компетенции названных органов – Правительства, федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ. Все они имеют специфическую организационную структуру в доминирующей части – министерства, федеральные службы, государственные служ-
304 Раздел V I . Конституционная система власти в РФ
бы, управления, департаменты и другие – являются по своему организационному устройству единоначальными органами исполнительной власти. Значительная часть органов исполнительной власти – правительство, государственные комитеты РФ – коллегиально устроенные органы.
Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Осуществляя свои полномочия, органы исполнительной власти используют присущие им формы деятельности: заседания коллегиальных органов (правительств), расширенные заседания коллегий министерств и других органов исполнительной власти.
Характерной же чертой деятельности органов исполнительной власти, в особенности единоначально устроенных, является господство принципа единоначалия в сочетании с коллегиальностью в ходе рассмотрения вопросов и принятия управленческих решений и осуществления управленческих действий.
Специфическую разновидность органов государственной власти представляют органы судебной власти, т.е. суды. В Конституции РФ статусу судебной власти посвящена гл. 7, в которой определены основы правового положения судов и судей. Важнейшая особенность судебной власти и ее органов (судов) состоит в осуществлении правосудия, являющегося содержанием деятельности данной конституционно выделенной власти. Деятельность судов имеет специализированный правоохранительный характер. Она направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства на основе демократической организации суда и определенных процессуальных форм. Суды независимы и подчиняются только закону; они несменяемы и неприкосновенны в отличие, например, от работников органов исполнительной власти. Разбирательство дел в судах открытое, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Сказанное свидетельствует о существенной специфике, отличительных особенностях судебной власти и ее органов (судов), их компетенции, структуре (коллегиально устроенные органы). Кроме
Глава 20. Теоретические и правовые основы 305
того, суды среди других органов государственной власти выделяет осуществление в них судопроизводства в особых, глубоко демократических процессуальных формах: гласность разбирательства дел, состязательность и равноправие сторон и др.
Указанные и другие особенности и черты выделяют суды в соответствии с принципом разделения властей как самостоятельную и демократическую по своей организации и формам осуществления полномочий разновидность органов государственной власти.
В главе Конституции РФ о судебной власти оказалась и прокуратура. Однако прокуратура по многим основаниям не может быть включена в качестве составной части, элемента в понятие "судебная власть". Прокуратура имеет совсем иное по сравнению с правосудием функциональное предназначение, структуру и формы деятельности. Прокуратура не укладывается в рамки установленного в Конституции в соответствии с принципом разделения властей, подразделения органов государственной власти на три основные группы; в силу своих природы, характера и функционального предназначения прокуратура "не вписывается" ни в одну из этих груп.п. Поэтому странным выглядит упоминание о ней в главе о судебной власти. Правда, ст. 129 предусматривает, что полномочия, и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
И хотя прокуратура не может быть отнесена ни к одной из конституционно определенных трех групп органов, являющихся органами государственной власти, вовсе не следует, что она не есть государственный орган (орган государства). Прокуратура обладает необходимыми признаками государственного органа, о которых уже говорилось выше.
Поскольку в данном параграфе рассматриваются вопросы о понятии и видах органов государственной власти, нельзя не коснуться проблемы органов местного самоуправления.
Согласно ст. 12 Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, анализируя сложную природу местного самоуправления, следует иметь в виду, что это значительный демократический социальный институт, тесно "примыкающий" к государственной власти, а органы местного самоуправления имеют многие черты и признаки государственно-властной структуры.
Теперь о некоторых терминах, понятиях, используемых в Конституции: государственные органы, государственные учреждения республик, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, образования и др. Термины "государственный орган" и орган государства" равнозначны. Однако, как отмечалось выше, не
Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.