организационной структуры, спецификой форм деятельности. Поскольку пока нет федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, а в соответствии с Конституцией Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, то этот вопрос регулируется в нормативных актах Президента РФ.
В Указе Президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти от 10 января 1994 г. были определены меры по формированию данной структуры (преобразование, реорганизация, ликвидация ряда органов, передача функций от одних органов другим), а также утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.
Совокупность федеральных органов исполнительной власти, как видно из структуры, отличается значительной разветвленностью и разнообразием конкретных видов органов.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входят – 1) Правительство РФ; 2) федеральные органы исполнительной власти Вторая группа делится на: а) федеральные министерства; б) иные федеральные органы исполнительной власти.
Между всеми перечисленными государственными органами, наряду с общими чертами и признаками, объединяющими их в единую разновидность органов (органы исполнительной власти) имеются весьма существенные различия как по месту и роли в системе государственных органов, компетенции, по организационной структуре, формам деятельности (способам и формам организации своей работы, специфике издаваемых правовых актов).
В совокупности федеральных органов исполнительной власти занимает особое место и играет главенствующую роль Правительство РФ. Анализу статуса Правительства посвящена отдельная глава Конституции Вопрос о его характере, основах компетенции и организации деятельности рассматривается в гл. 24 данной книги. Выделим в обобщенном виде наиболее характерные черты и особенности места и правового положения ведущего федерального органа исполнительной власти.
1. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской федерации.
2. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.
3. Правительство РФ является федеральным исполнительным органом общего управления, общей компетенции (по характеру ком-
Глава 21. Органы государственной власти РФ 327
потенции это единственный в своем роде среди федеральных органов исполнительной власти).
4. Правительство обладает широкой компетенцией в сферах развития экономики, социально-культурной деятельности, административно-политического строительства, правоохранительной деятельности.
5. Правительство объединяет, координирует и направляет деятельность подавляющего большинства федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
6 Правительство является коллегиально устроенным органом исполнительной власти – оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
7. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115 Конституции). В этой норме непосредственно определены характер и особенности деятельности Правительства (исполнительной и распорядительной), состоящей как в организации исполнения указанных актов, так и в собственной и самостоятельной правотворческой деятельности (издание постановлений и распоряжений, а также других видов правовых актов).
Значительные особенности имеют федеральные министерства. По характеру компетенции министерства можно подразделить на отраслевые и функциональные Специфика статуса министерства состоит в том, что это – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой управления. Руководитель федерального министерства – министр – входит в состав Правительства РФ и руководит порученной отраслью, сферой управления (деятельности) на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций.
Отраслевыми министерствами является подавляющее большинство федеральных министерств, каждое из которых руководит определенной отраслью. Это, например, министерства топлива и энергетики; транспорта; связи; здравоохранения и медицинской промышленности; образования; культуры; обороны; внутренних дел и другие.
Спецификой функциональных министерств является то, что на них возложено выполнение определенной и в то же время их основной функции. Например, по организации деятельности в области финансов – министерство финансов; в области труда – министерство труда.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 195.