Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Признание данной совокупности органов в качестве системы не означает тождества характера, конкретных функций и полномочий, организационной структуры органов, входящих в главные составные части рассматриваемой системы.

§ 2. Конституционно-правовые особенности органов, входящих в систему органов государственной власти РФ. Каждая из составных частей и органы, входящие в нее, обладают значительной спецификой, обусловленной природой и характером соответственно законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ.

Выделим следующие наиболее существенные черты и специфические особенности Федерального Собрания. Во-первых, как впервые подчеркнуто в Конституции 1993 г., – это парламент РФ; во-вторых, это общенациональный представительный орган РФ; в-третьих, это единственный законодательный орган РФ, федеральный орган законодательной власти. Таковы главные особенности, отличающие Федеральное Собрание от других федеральных государственных органов. Конечно, имеется существенная специфика в его компетенции (по сути, нет единой компетенции Федерального Собрания, за исключением совместных заседаний его палат для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств). В Конституции определены предметы ведения и полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральное Собрание отличается по своему организационному строению и формам деятельности от органов исполнительной и судебной власти. Федеральное Собрание – коллегиальный центральный орган, состоящий из двух самостоятельных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая из них образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Организационной формой деятельности являются заседания соответствующей палаты Федерального Собрания. По вопросам своей компетенции каждая из палат – Совет Федерации и Государственная Дума – принимает постановления.

Названные выше черты и особенности статуса Федерального Собрания и его палат обусловлены спецификой характера законодательной власти, его местом и ролью среди других федеральных государственных органов.


Глава 21. Органы государственной власти РФ                                                                  325

Федеральные органы исполнительной власти имеют существенные особенности по сравнению с органами как законодательной, так и судебной власти. Эти особенности обусловлены своеобразием характера и спецификой функций исполнительной власти и органов, данную власть осуществляющих.

Одной из основных особенностей исполнительной власти как ветви государственной власти является то, что она имеет исполнительный и распорядительный характер, состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов, других правовых предписаний.

Исполнительный характер органов данной ветви власти состоит в практическом претворении в жизнь названных выше актов, оперативное и динамичное руководство и управление сферами социально-экономического строительства, а также административно-политической деятельности (оборона, безопасность, иностранные дела, внутренние дела, юстиция, внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело). Эта главная особенность характера исполнительной власти и деятельности ее органов предопределяет специфику организационной структуры названных органов, их значительную разветвленность и дробность. Органы исполнительной власти имеют целью охватить непосредственным управлением разнообразные, сложные отрасли народного хозяйства и социальной инфраструктуры. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, как и аналогичных органов субъектов РФ, осуществляется ныне не в условиях жесткого централизованного руководства плановой экономикой, а в обстановке формирования рыночных отношений и приватизационных процессов.

Распорядительный характер названной деятельности состоит в издании органами исполнительной власти – Правительством РФ, федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти правовых актов – постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, правил и т.д. Это позволяет обеспечить выполнение норм и предписаний Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и эффективно управлять отраслями экономики и социально-культурной сферы.

Распорядительная деятельность органов исполнительной власти имеет подзаконный характер, т.е. основана на Конституции, федеральных законах, нормативных актах Президента, должна соответствовать им.

Федеральные органы исполнительной власти – это совокупность, хотя в целом и однородных государственных органов, но существенно отличающихся друг от друга характером компетенции и




Дата: 2019-07-24, просмотров: 197.