все государственные органы признаются органами государственной власти. Например, прокуратура, которая не входит ни в одну из трех конституционно закрепленных групп (разновидностей) органов государственной власти.
Термин "государственные учреждения" относится к совокупности учреждений в основном социально культурного назначения, находящихся в государственной собственности и, таким образом, в ведении государства. Это часть школ, институты, университеты, больницы, поликлиники, театры, кинотеатры, библиотеки, клубы и дворцы культуры и др. Что касается муниципальных учреждений в отраслях социально культурной сферы, то к ним относится основная такого рода часть социально-культурных учреждений, находящихся в непосредственном ведении органов местного самоуправления.
§ 3. Принципы организации и деятельности органов государственной власти. Принципы организации и деятельности – это основополагающие начала построения и функционирования органов государственной власти. В Конституции РФ и в соответствующих федеральных законах закреплены принципы организации и деятельности органов государственной власти. Вначале рассмотрим конституционные принципы. К ним относятся принципы: 1) суверенности государственной власти; 2) единства системы государственной власти, 3) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, 4) выборности; 5) участия граждан в формировании (выборах) и деятельности органов государственной власти; 6) государственной службы в названных органах, 7) право обжалования решений и действий (или бездействия) органов государственной власти в суд; 8) принцип открытости (гласности) деятельности данных органов.
1. Принцип суверенности, т.е. независимости и самостоятельности государственной власти и ее органов, вытекает из содержания ст. 3 (в особенности ч. 4) и 10 Конституции.
2. Принцип единства системы государственной власти имеет широкое значение, поскольку базируется на концепции единой государственной власти, основанной на принципе разделения властей. Принцип единства системы государственной власти обусловливает формирование и функционирование системы органов государственной власти.
Подробнее данный принцип рассматривается в гл. 21 учебника, посвященной характеристике органов государственной власти РФ.
3. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий
Глава 20. Теоретические и правовые основы 307
между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип закреплен в ст. 5 (ч. 3 и 4) и 11 (ч. 3). Он имеет большое значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъектами РФ являются не только республики (государства) в составе РФ, но и другие образования – края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, еще недавно признававшиеся только административно-территориальными единицами, а по Конституции 1993 г. ставшие субъектами РФ. К числу субъектов РФ отнесены теперь автономные округа и автономная область. Расширение круга субъектов РФ и, следовательно, формирование и функционирование органов государственной власти субъектов РФ сделали проблему разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ чрезвычайно актуальной с учетом тенденций сепаратизма и требований обеспечения своего "суверенитета" со стороны отдельных субъектов РФ. Конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий, а также его развитие и конкретизация в Федеративном договоре, в других договорах и соглашениях между РФ и субъектами РФ, в которых устанавливаются не только рамки, пределы такого разграничения, но и механизм его реализации, при званы в совокупности способствовать согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Важно то, что в самой Конституции РФ закреплен данный принцип, определены пределы исключительного ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ. Что касается Федеративного договора, всех его трех составных частей, то Конституция РФ в разделе втором (ч. 1) четко устанавливает в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ – действуют положения Конституции РФ.
Таким образом, при решении и юридическом оформлении вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является бесспорным приоритет положений и норм Конституции РФ.
4. Принцип выборности органов государственной власти. В целом данный принцип имеет универсальный характер, хотя проявляется, реализуется в специфических формах и вариантах при фор-
Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.