Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

мировании соответствующих групп органов государственной власти. Принцип выборности закреплен в ст. 3 (ч. 3), 32 (ч. 2), 81, 96, 130 Конституции.

В соответствии с Конституцией высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Наиболее концентрированно и в то же время лаконично принцип выборности органов государственной власти сформулирован в ч. 2 ст. 32 Конституции: "Граждане российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления".

Значительная часть органов государственной власти создается путем выборов. В первую очередь путем выборов образуются представительные (законодательные) органы Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Собрание, Дума и т.п. в субъектах РФ. Указанные органы государственной власти избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными.

Президент РФ избирается путем выборов гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Таким образом, Президент РФ, представительные (законодательные) органы государственной власти РФ и субъектов РФ избираются в соответствии с глубоко демократической избирательной системой, установленной в РФ, в которой закреплены принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип выборности ограничен в отношении органов судебной власти, осуществляющих правосудие. Так, в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 128) судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

В отношении органов исполнительной власти принцип выборности имеет ограниченные возможности и пределы применения, а также особенности реализации, обусловленные спецификой характера данных органов, их функциональным предназначением и организационной структурой. В организации и деятельности органов исполнительной власти господствующим является принцип назначения. Причем в формировании органов исполнительной власти большую и активную роль играют Президент и Правительство РФ, а на уровне субъектов РФ – главы (руководители) субъектов РФ (республик, краев, областей и т.д.)


Глава 20. Теоретические к правовые основы                                                                        309

5. Участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Участие граждан в формировании данных органов достигается не только посредством выборов.

Важными формами влияния на процесс формирования органов призваны быть референдумы, опросы, а также социологические методы (анкетирования, интервьюирования и другие), без которых значительная часть названных органов демократически просто не сможет сформироваться и тем более нормально и эффективно функционировать. Данное заключение относится в первую очередь к органам исполнительной власти вследствие ограниченного развития выборных начал в порядке их образования.

В Конституции РФ достаточно четко закреплен принцип участия граждан в деятельности органов государственной власти. В ч. 1 ст. 32 говорится о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Закрепляются, таким образом, две основные формы осуществления гражданами своего конституционного права на участие в управлении делами государства 1) непосредственная, т.е. референдумы, сельские сходы, общие собрания коллективов и др.; 2) представительная – выборные представительные (законодательные) органы государственной власти, выборные представительные органы местного самоуправления.

В ч. 5 ст. 32 говорится об участии граждан в отправлении правосудия Реализация данного права граждан в организации и деятельности органов судебной власти связана с осуществлением судопроизводства с участием присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123).

6. Принцип государственной службы и равного доступа к ней граждан РФ распространяется не только на органы исполнительной власти, но и на аппараты органов законодательной и судебной властей. Как видно из утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, к ним, в частности, отнесены должности руководителей и ряда ведущих сотрудников аппаратов Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Принцип государственной службы и равного доступа к ней распространяется и на аппараты органов законодательной и судебной властей, функционирующих в субъектах РФ.

7. Согласно концепции Российского демократического и правового государства, все его властные институты и структуры, в том числе органы государственной власти, призваны обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. Это одна из центральных




Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.