федеральных органах государственной власти, их общей характеристики важным представляется п. "г" ст. 71 Конституции, относящий к ведению РФ установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности.
Можно выделить определенные функциональные и организационные основания, т.е. системообразующие факторы, позволяющие рассматривать совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в качестве системы. Какие же это основания и системообразующие факторы? Хотя названные составные части системы – это самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, все они взаимосвязаны определенной функциональной общностью: федеральное Собрание; Правительство; федеральные министерства; Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ.
Президент России, осуществляя вместе с названными органами государственную власть, принимает в качестве главы государства самое активное участие в осуществлении каждой из разновидностей единой государственной власти, непосредственно взаимодействует с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Президент РФ является системообразующим фактором рассматриваемой системы, поскольку он – гарант Конституции, он обеспечивает согласованное функционирование н взаимодействие органов государственной власти.
Чем обусловливается и в чем, в каких направлениях, сферах, областях деятельности проявляется названная выше функциональная общность, т.е., в широком смысле единство функциональных целей, задач, предназначенных каждой из трех разновидностей федеральных органов государственной власти? Прежде чем понять и оценить значение функциональной общности как системообразующего фактора, необходимо проанализировать новый характер современного Российского государства. Ведь государственная власть в целом и ее три ветви существуют не сами по себе, не являются замкнутыми, изолированными друг от друга институтами, они теснейшим образом связаны с государством, являются проводниками его целей и задач.
Задачи укрепления Российского государства прямо связаны, как отмечалось в Послании Президента РФ от 16 февраля 1995 г., с действенностью государственной власти, с преодолением отставания государственных институтов и их представителей от потока новых проблем и задач, с отладкой механизмов власти.
Поэтому без прояснения важнейших задач и функций современного Российского государства невозможно более конкретное рас-
Глава 21. Органы государственной власти РФ 321
смотрение проблемы системы и системности и в отношении федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. К этому определению добавляются еще две принципиальные характеристики – это социальное и светское государство. Данными определениями и формулировками в решающей степени предопределяются природа государства, характер его задач и функций. Они частично конкретизируются в ст. 2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства".
Задачи и функции Российского государства определяются и в других статьях Конституции. Например, при определении Российской федерации как социального государства предусматривается, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Иначе говоря, устанавливаются задачи и функции государства в социальной сфере. В экономической сфере гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; устанавливается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Устанавливаются задачи, функции, направления правового регулирования в области обороны, безопасности, внешней политики и международных отношений, внешнеэкономических связей. В правоохранительной сфере предусмотрены: гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина; право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе помощи адвоката; принцип презумпции невиновности; право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Таким образом, исходя из положений и норм Конституции, можно условно (т.е. с определенной степенью дифференциации) выделить четыре основные направления – функции Российского государства: 1) в экономической сфере; 2) в социально-культурной сфере; 3) в области обороны, безопасности, внешней политики и
Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.