Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во многих случаях оно имеет с нею глубокие функциональные (особенно на уровне федеральной государственной власти) и организационные (на уровне субъектов РФ) связи и отношения.

В ст. 71 Конституции к исключительной компетенции РФ отнесено установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; в ст. 72 к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Существенное значение имеет норма ст. 73, в соответствии с которой вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Статья 77 Конституции посвящена системе органов государственной власти субъектов РФ, а ее ч 2 – вопросам единой системы исполнительной власти в РФ. Эти вопросы подробнее рассматриваются в гл. 26 учебника

Среди федеральных государственных органов особое место занимает Президент российской Федерации. Статусу Президента РФ посвящена гл. 4 Конституции, согласно которой Президент является главой государства Президент РФ – ведущий федеральный орган государственной власти, который осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Многоплановая и сложная природа института Президента, определение его как главы государства обусловливают его специфический конституционно–правовой статус, особенности характера функций и полномочий этого ведущего федерального органа государственной власти. Выделим некоторые наиболее важные моменты, сообщающие Президенту специфическую функциональную роль и отличающие данный государственный орган от других федеральных органов государственной власти. Во-первых, Президент и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78) обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ Во-вторых, Президент РФ (ч 2 ст. 80) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В-третьих, Президент активнейшим образом участвует в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти, что достаточно четко и в то же время развернуто опреде-


Глава 20. Теоретические и правовые основы                                                                       295

лено, помимо вышеназванных положений и норм Конституции, в гл. 4, особенно в ст. 83–87, 89, в гл. 6 (ст. 111, 112, 117 и др.).

Учитывая место, роль и значение института Президента в политической системе РФ и в системе федеральных органов государственной власти, а также то, что институту Президента РФ посвящена отдельная глава Конституции, данная актуальная проблема подробно анализируется в гл. 22 настоящего учебника.

Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ. Эти вопросы регулируются в ст. 10 и 71 (п. "г"), гл. 5. В гл. 5, посвященной Федеральному Собранию, установлено, что это – парламент, представительный и законодательный орган РФ В ч 1 ст. 105 говорится, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Это не значит, однако, что законодательная власть (деятельность) осуществляется исключительно Государственной Думой. Во-первых, по Конституции, представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание, а не какая-либо из его двух палат. Во-вторых, осуществление законодательной власти, а тем более законодательной деятельности – сложный и многоэтапный процесс, который просто невозможен без согласованного взаимодействия Государственной Думы и Совета Федерации, теснейшего сотрудничества Федерального Собрания в целом с Президентом РФ, активного участия в этой деятельности Правительства, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Статус исполнительной власти (и ее органов) как ветви (разновидности) государственной власти регулируется Конституцией, в частности, в ст. 10 и 71 (п. "г"), в ч. 2 ст. 77, в ч. 1–3 ст. 78, в гл. 6, в ч 4 раздела второго.

Что касается статуса данной ветви государственной власти, то наиболее существенным является – во-первых, определение места исполнительной власти в системе разделения властей; во-вторых, конституционное закрепление самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; в-третьих, закрепление в Конституции (ч. 2 ст. 77) положения – правовой нормы – в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ; в-четвертых, положение – норма – исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, т.е. – четко, без какой-либо двусмысленности определено, что исполнительная власть




Дата: 2019-07-24, просмотров: 169.