Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В правовой литературе при рассмотрении вопроса о системе государственного (конституционного) права выделяется один из основополагающих институтов данной правовой отрасли, в который входят органы государства. Этот институт составляют нормы, закрепляющие систему государственной власти и местного самоуправления, виды органов государства, принципы их образования и деятельности1.

Следует, однако, подчеркнуть, что Конституция 1993 г. не использует, в отличие от прежних конституций, термин "органы государства". Поскольку в данном случае вопрос о терминах, понятиях используемых в Конституции 1993 г., имеет существенное смысловое и политико-правовое значение, стоит вспомнить, как данный вопрос решался, регулировался в предыдущих конституциях. В Конституции СССР 1977 г. (ст. 4) говорилось: "Советское государство, все его органы действуют..." В Конституции РСФСР 1978 г. устанавливалось: "Российская Федерация, все ее государственные органы действуют...".

В Конституции же 1993 г. вообще отсутствует термин "органы государства". Означает ли это, что такое понятие не может употребляться в правовой литературе? Думается, что нет. Подробнее вопрос об обоснованности и целесообразности использования данных терминов рассматривается в гл. 2 данного раздела. Пока же заметим, что мы используем понятие "институт органов государства" несколько условно, имея в виду на самом деле, во-первых, систему государственной власти, во-вторых, совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, т.е. органов государственной власти. Причем надо, как это сделано в ч. 3 ст. 5 Конституции 1993 г., четко разграничивать, отличать: 1) органы государственной власти РФ; 2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Конституции достаточно полно регулируются статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.

Так или иначе, в большем или меньшем объеме, но статутарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции.

1 Государственное право Российской Федерации. / Под ред. Кутафина О.Е. М., 1993. Т. 1. С. 26.


Глава 20. Теоретические и правовые основы                                                                      293

В гл. 1 "Основы конституционного строя" имеется ряд основополагающих, принципиальных положений и статей, касающихся характера и статуса государственной власти, а также органов, осуществляющих эту власть. В ч. 2 ст. 3 установлено: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". В данной статье сформулированы три направления (формы) осуществления народовластия: а) в форме непосредственной (прямой) демократии; б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления.

В ч. 3 ст. 5 закреплен принцип единства системы государственной власти.

Принципиальное, основополагающее значение для анализа рассматриваемой проблемы имеют ст. 10 и 11 Конституции.

В ст. 10 провозглашен фундаментальный и концептуальный принцип: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Данная статья однозначно подчеркивает: во-первых, закончилась советская "эра" необоснованного, идущего вразрез с передовой политико-правовой практикой цивилизованных государств отрицания принципа разделения властей. Этот демократический принцип стал главным в организации и функционировании государственной власти и ее органов в Российской Федерации. Во-вторых, Конституция четко отличает принцип единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5) и принцип самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10).

В ст. 11 проведена дальнейшая организационно структурная конкретизация осуществления государственной власти в РФ. В ней (ч. 1) установлено: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды российской Федерации". А в соответствии с ч. 2 государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В соответствии со ст. 12 Конституции, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это, однако, не значит, что местное самоуправление как демократический феномен, одно из проявлений народовластия, "оторвано" от государственной власти.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 159.