План:
1. Категории психологии развития.
2. Категория возраста.
3. Закономерности и механизмы развития в онтогенезе.
4. Движущие силы развития субъективной реальности.
5. Периодизация развития.
Методические рекомендации:
Рассмотрите категории психологии развития. Виды развития: физическое, физиологическое, социальное, духовное и психическое. Категории роста, созревания, дифференциации, научения, запечатления (импритинга), социализации (культурного социогенеза).
Раскройте понятие возраста. Дайте характеристику видам возраста: Хронологический возраст. Биологический возраст. Психологический возраст. Умственный возраст. Культурный возраста. Социальный возраст. Л.С.Выготский о социальной ситуации развития, новообразованиях, ведущем виде деятельности. Стабильные и критические возрасты.
Рассмотрите закономерности развития (гетерохронность, метаморфозы, стадиальность, неравномерность, инволюции и эволюции, синхронность, необратимость, направленность, цикличность) и механизмы развития в онтогенезе по Е.А. Доценко (компенсация, интеграция, интериоризация, идентефикация, отчуждение).
Проанализируйте движущие силы развития психики: метафизическая и диалектическая точка зрения. Противоречия (внутренние и внешние). Факторы психического развития: билогизаторская, социологизаторская и диалектико-материалистическая концепции.
Охарактеризуйте периодизацию развития. Проблема периодизации развития человека в работах З. Фрейда, Колбергера, Э.Эриксона, Ж. Пиаже, П.П. Блонского. Основные положения Л.С.Выготского о периодизации психического и в работах его последователей (А.Н.Леонтьева, М.И.Лисиной, Л.И.Божович, Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина и др.).
Основная литература:
1. Возрастная психология [Текст] : рек. УМО в качестве учеб. для студентов вузов / А. К. Белоусова [и др.] ; под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 392 с.
2. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, 2011. - 420 с.
3. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология. [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. для студентов вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова ; под ред. О. В. Хухлаевой. – М. : Юрайт, 2013. - 367 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Юрайт, 2010. - 811 с.
2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2001. - 368 с.
3. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] : в 2-х ч. : учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; ред. Б. С. Волков. - М. : Владос, 2005. Ч. 1 : От рождения до поступления в школу. - 2005. - 366 с. АБ (3) Ч. 2 : От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 343 с.
4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.
5. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. - М. : Владос-Пресс, 2004. - 264 с.
6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения по поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2005. - 464 с.
7. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2003. - 456 с.
8. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учеб. для студентов / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2001. - 442 с. ЧЗ (1), АБ Д/В (4), АБ (4)
9. Петрова, О. О. Возрастная психология [Текст] / О. О. Петрова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 224 с.
10. Сапогова,Е.Е. Психология развития человека : учеб.пособие / Сапогова,Е.Е. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
11. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. для вузов / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
Практические задания:
1. Психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 415.