План:
1. Сущность учебной деятельности.
2. Структура учебной деятельности.
3. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности.
4. Возрастные особенности формирования Учебной деятельности.
5. Понятие и структура универсальных учебных действий.
6. Учебная мотивация.
7. Классификация учебных мотивов.
8. Формирование учебной мотивации.
Методические рекомендации:
Раскройте сущность учебной деятельности. Обратитесь к концепции учебной деятельности как один из подходов к процессу учения. Общественный характер учебной деятельности: по содержанию, по смыслу, по форме существования (Д.Б. Эльконин). Особенности усвоения знаний в УД.
Охарактеризуйте структура учебной деятельности. Осуществление школьником учебных действий. Выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Характеристика компонентов УД. Общая структура учебной деятельности. Потребность УД. Учебная задача. Специфика учебной задачи. Мотивы учебной деятельности. Учебные действия (И. Ломпшер, А. Коссаковски, В.В. Давыдов и др.)
Рассмотрите психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности. Закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности (В.В. Давыдов). Становление УД. Формирование УД как управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника.
Раскройте возрастные особенности формирования УД. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
Дать характеристику понятие универсальных учебных действий. Раскрыть четыре вида универсальных учебных действий: 1. личностные универсальные учебные действия; 2. регулятивные УУД; 3. познавательные УУД; 4. коммуникативные универсальные действия.
Охарактеризуйте понятие учебная мотивация. Раскройте сущность учебных мотивов. Факторы учебной мотивации. Внутренние, внешние и личные источники познавательной активности.
Рассмотрите классификацию учебных мотивов: социальные мотивы (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.); познавательные мотивы (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.); личностные мотивы (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.). Условия создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Отношение к учению в мотивационной сфере. Типы отношения к учению (А.К. Маркова): отрицательное, нейтральное и положительное. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе. Феномен «обученной беспомощности» (М. Селигман).
Раскройте особенности формирование учебной мотивации. Развитие внутренней мотивации учения. Этапы становления учебных мотивов (А.К. Маркова). Основные пути формирования у учащихся нужной мотивации (Л.М. Фридман).
Основная литература:
1. Исаев, Е. И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.
2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.
3. Савенков, А. И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.
4. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.
Дополнительная литература:
1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Academia, 2001. - 368 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.
4. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Баева [и др.]; ред.: Л. А. Регуш, А. В. Орлова. - СПб.: Питер, 2011. - 414 с.
5. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 90 с.
Практические задания:
1. Составить схемы мотивов учения по разным основаниям (формат А-4)
2. Законспектировать:
a) Богданов А.Р. Психолого-педагогические условия развития учебной мотивации [Текст]/А. Р. Богданов, В. В. Пшеничная // Психология обучения. –2016. - № 4.- С.12-19
b) Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения [Текст] // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. – С. 5-23.
3. Проанализировать первоисточники по темам занятия:
a) Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности [Текст]// Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – С. 212–219.
b) Давыдов В.В. Теория учебной деятельности [Текст]// Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. – С. 145–251.
Промежуточный тест из источника 5:
1. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта – это ____________
2. Упорядочить стадии усвоения:
а) осмысление;
б) восприятие;
в) овладение материалом;
г) закрепление.
3. Отечественный психолог, в трудах которого впервые представлена структура учебной деятельности:
а) Б. Г. Ананьев;
б) Д. Б. Эльконин;
в) Л. И. Божович;
г) В. В. Давыдов
4. Ученый, который ввел понятие «зона ближайшего развития» ____________________________
5. Точка зрения на соотношение обучения развития: принятая в отечественной психологии
а) развитие не зависит от обучения;
б) развитие зависит от обучения, но определяется и естественным созреванием организма;
в) развитие определяется обучением.
6. Установить последовательность формирования компонентов учебной деятельности:
а) учебные действия;
б) учебная задача;
в) действие оценки;
г) действие контроля.
7. Мотивы учебной деятельности:
Группы мотивов | Мотивы |
1). Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее продуктом. | а) широкие социальные мотивы; |
б) мотивация процессом; | |
2). Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне учебной деятельности: | в) мотивация содержанием; |
г) узколичностные мотивы |
8. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог:
а) после выполнения учащимися 3 класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте. Ответ: ____________________________________________.
б) Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия. Ответ: ____________________________________________.
в) Для проведения повторно-обобщающего урока в 1 классе учитель выбрал форму сюжетной игры. Ответ: _______________________________________.
Практическое занятие 2.4.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 384.