Тема: Психология педагогических способностей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Сущность педагогических способностей

2. Структура педагогических способностей

3. Профессионально важные качества учителя

4. Стиль педагогической деятельности

Методические рекомендации:

Раскройте сущность педагогических способностей. Ведущие свойства в педагогических способностях: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний. Базовые педагогические способности (Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий).

Проанализируйте структуру педагогических способностей. Структура педагогической системы. Структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Уровни педагогических способностей (Н.В. Кузьмина). Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности. Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда. Перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия. Проективные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося. Виды чувствительности: чувство объекта, чувство меры, или такта, чувство причастности (Н.В. Кузьмина). Общие педагогические способности: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.

Рассмотрите профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя. Состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя: общая направленность его личности, некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные. Структура субъективных факторов (Н.В. Кузьмина). Аутопсихологическая компетентность. Структура субъектных свойств учителя (А.К. Маркова). Рефлексивно-перцептивные умения учителя. Базовые умения педагога: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.

Дайте характеристику стиля педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности. Особенности индивидуального стиля деятельности. Три основных стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический, попустительский. Наиболее характерные стили деятельности учителя по А.К. Марковой: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: содержательные, динамические, результативные характеристики (А.К. Маркова, А.Я. Никонова).

Основная литература:

1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.

2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.

3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.

4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2001. - 368 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.

4. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Климов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Моск. ун-т, 2004. - 240 с.

5. Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость, талант учителя [Текст] : Н.В. Кузьимна. – Л., 1985.

6. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Баева [и др.]; ред.: Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 319 с.

7. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред.: Л. А. Регуш, А. В. Орлова. – СПб. : Питер, 2010. - 414 с.

8. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 90 с.

9.

Практические задания:

1. Напишите сообщения на темы: «Педагогическое воображение как основа прогностических способностей», «Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя», «Индивидуальный стиль педагогической деятельности».

2. Законспектировать:

а) Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] //Вопр. пси­хологии- 1987. - № 5.- с.40-48.

б) Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] //Вопр. психологии. - 1988. - № 5.

в) Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структура индивидуальности учителя [Текст] // Вопр. психологии. - 1994.- № 4.

3. Ознакомится со схемами «Специальные педагогические способности учителя истории», «Специальные педагогические способности учителя математики» (см. Айсмонтас).

4. Провести диагностику собственных педагогических способностей (ист. Немов Р.С. Психология. – М., 1993. – Кн. 3. – С. 445-452).

5. Написать сочинение «Мои педагогические способности».

6. Подобрать комплекс упражнений для развития различных педагогических способностей.

Промежуточный тест:

1. Гармоничное сочетание знания предмета, методики преподавания, умений и навыков, педагогического общения, приемов и средств саморазвития – это

а) педагогическая гибкость;

б) педагогическая направленность;

в) педагогическая компетентность;

г) педагогические способности.

2. Гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности относятся к уровню… способностей.

а) проективных;

б) перцептивных;

в) рефлексивных.

3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляют суть:

a) дидактических способностей

b) перцептивных способностей

c) коммуникативных способностей

d) организаторских способностей

4. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:

a) межличностной коммуникации

b) восприятия и понимания друг друга

c) межличностного взаимодействия

5. Типология индивидуального стиля педагогической деятельности, основанные на его содержательных характеристиках с учетом динамических и результативных характеристик разработана

a) а) Н. И. Петровой;

b) б) А.К. Марковой;

c) в) Е. А. Климовым;

d) г) Н.Я. Никоновой;

e) д) Р. С. Немовым.

6. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:

а) Н. Д. Левитовым                                              в) В. А. Крутецким

б) Ф. Н. Гоноболиным                                         г) Л. М. Митиной               

7. В концепции педагогических способностей, развиваемой ..., все они соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы:

а) Н. В. Кузьминой и ее научной школой

б) Л. М. Митиной и ее научной школой

в) А. К. Марковой и ее научной школой

г) В. А. Крутецким и его научной школой

8. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть ... педагогической функции:

а) конструктивной                                              в) коммуникативной

б) организаторской                                             г) гностической

9. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н. В. Кузьминой, обладает ... уровнем продуктивности деятельности учителя:

а) репродуктивным                                          в) локально-моделирующим 

б) адаптивным                                                   г) системно-моделирующим

10. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:

а) А. Б. Орлов                                                     в) В. В. Давыдов

б) Л. М. Митина                                                 г) В. А. Крутецкий

11. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобретательность способов обучения проявляет... педагогические способности:

а) гностические                                                   в) конструктивные

б) проектировочные                                           г) коммуникативные

12. Проективный и перцептивно - рефлексивный уровни педагогических способное выделила:

а) Л. М.Митина                                                   в) А. К. Маркова

б) Н. В. Кузьмина                                                г) Н. Ф. Талызина

13. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюда­тельность педагога и т. п. составляют суть:

а) дидактических способностей

б) перцептивных способностей

в) коммуникативных способностей

г) организаторских способностей

14. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:

а) Л. М.Митина                                                     в) А. К. Маркова

б) Н. Ф. Талызина                                                 г) Н. В. Кузьмина

15. _________компонент педагогической деятельности связан с такими умениями, как изучение самого себя, оценивание себя и других

а) конструктивный                                                в) проектировочный

б) коммуникативный                                            г) гностический

16. Индивидуальный стиль деятельности педагога, для которого характерны высокий уровень знаний, умение интересно преподавать материал, высокая методичность, умение вызывать интерес, с одной стороны, и некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая зависимость от ситуации на уроке, с другой стороны, называется:

а) эмоционально-импровизационным; б) рассуждающее - методическим

в) рассуждающее – импровизационным; г) эмоционально - методическим

17. Н.А. Аминов в качестве основы дифференциации педагогических способностей предложил:

а) способы взаимодействия                                        в) направленность

б) любовь к детям                                                        г) успешность

18. Под __________ педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний

а) перцептивными                                                        в) академическими

б) организаторскими                                                    г) дидактическими

 

 

Практическое занятие 2.8

Дата: 2019-07-24, просмотров: 375.