План:
1. Сущность педагогических способностей
2. Структура педагогических способностей
3. Профессионально важные качества учителя
4. Стиль педагогической деятельности
Методические рекомендации:
Раскройте сущность педагогических способностей. Ведущие свойства в педагогических способностях: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний. Базовые педагогические способности (Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий).
Проанализируйте структуру педагогических способностей. Структура педагогической системы. Структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Уровни педагогических способностей (Н.В. Кузьмина). Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности. Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда. Перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия. Проективные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося. Виды чувствительности: чувство объекта, чувство меры, или такта, чувство причастности (Н.В. Кузьмина). Общие педагогические способности: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.
Рассмотрите профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя. Состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя: общая направленность его личности, некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные. Структура субъективных факторов (Н.В. Кузьмина). Аутопсихологическая компетентность. Структура субъектных свойств учителя (А.К. Маркова). Рефлексивно-перцептивные умения учителя. Базовые умения педагога: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.
Дайте характеристику стиля педагогической деятельности. Виды стилей педагогической деятельности. Особенности индивидуального стиля деятельности. Три основных стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический, попустительский. Наиболее характерные стили деятельности учителя по А.К. Марковой: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: содержательные, динамические, результативные характеристики (А.К. Маркова, А.Я. Никонова).
Основная литература:
1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.
2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.
3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.
4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.
Дополнительная литература:
1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2001. - 368 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.
4. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Климов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Моск. ун-т, 2004. - 240 с.
5. Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость, талант учителя [Текст] : Н.В. Кузьимна. – Л., 1985.
6. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Баева [и др.]; ред.: Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 319 с.
7. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред.: Л. А. Регуш, А. В. Орлова. – СПб. : Питер, 2010. - 414 с.
8. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 90 с.
9.
Практические задания:
1. Напишите сообщения на темы: «Педагогическое воображение как основа прогностических способностей», «Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя», «Индивидуальный стиль педагогической деятельности».
2. Законспектировать:
а) Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] //Вопр. психологии- 1987. - № 5.- с.40-48.
б) Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] //Вопр. психологии. - 1988. - № 5.
в) Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структура индивидуальности учителя [Текст] // Вопр. психологии. - 1994.- № 4.
3. Ознакомится со схемами «Специальные педагогические способности учителя истории», «Специальные педагогические способности учителя математики» (см. Айсмонтас).
4. Провести диагностику собственных педагогических способностей (ист. Немов Р.С. Психология. – М., 1993. – Кн. 3. – С. 445-452).
5. Написать сочинение «Мои педагогические способности».
6. Подобрать комплекс упражнений для развития различных педагогических способностей.
Промежуточный тест:
1. Гармоничное сочетание знания предмета, методики преподавания, умений и навыков, педагогического общения, приемов и средств саморазвития – это
а) педагогическая гибкость;
б) педагогическая направленность;
в) педагогическая компетентность;
г) педагогические способности.
2. Гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности относятся к уровню… способностей.
а) проективных;
б) перцептивных;
в) рефлексивных.
3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляют суть:
a) дидактических способностей
b) перцептивных способностей
c) коммуникативных способностей
d) организаторских способностей
4. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:
a) межличностной коммуникации
b) восприятия и понимания друг друга
c) межличностного взаимодействия
5. Типология индивидуального стиля педагогической деятельности, основанные на его содержательных характеристиках с учетом динамических и результативных характеристик разработана
a) а) Н. И. Петровой;
b) б) А.К. Марковой;
c) в) Е. А. Климовым;
d) г) Н.Я. Никоновой;
e) д) Р. С. Немовым.
6. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:
а) Н. Д. Левитовым в) В. А. Крутецким
б) Ф. Н. Гоноболиным г) Л. М. Митиной
7. В концепции педагогических способностей, развиваемой ..., все они соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы:
а) Н. В. Кузьминой и ее научной школой
б) Л. М. Митиной и ее научной школой
в) А. К. Марковой и ее научной школой
г) В. А. Крутецким и его научной школой
8. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть ... педагогической функции:
а) конструктивной в) коммуникативной
б) организаторской г) гностической
9. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н. В. Кузьминой, обладает ... уровнем продуктивности деятельности учителя:
а) репродуктивным в) локально-моделирующим
б) адаптивным г) системно-моделирующим
10. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:
а) А. Б. Орлов в) В. В. Давыдов
б) Л. М. Митина г) В. А. Крутецкий
11. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобретательность способов обучения проявляет... педагогические способности:
а) гностические в) конструктивные
б) проектировочные г) коммуникативные
12. Проективный и перцептивно - рефлексивный уровни педагогических способное выделила:
а) Л. М.Митина в) А. К. Маркова
б) Н. В. Кузьмина г) Н. Ф. Талызина
13. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога и т. п. составляют суть:
а) дидактических способностей
б) перцептивных способностей
в) коммуникативных способностей
г) организаторских способностей
14. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:
а) Л. М.Митина в) А. К. Маркова
б) Н. Ф. Талызина г) Н. В. Кузьмина
15. _________компонент педагогической деятельности связан с такими умениями, как изучение самого себя, оценивание себя и других
а) конструктивный в) проектировочный
б) коммуникативный г) гностический
16. Индивидуальный стиль деятельности педагога, для которого характерны высокий уровень знаний, умение интересно преподавать материал, высокая методичность, умение вызывать интерес, с одной стороны, и некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая зависимость от ситуации на уроке, с другой стороны, называется:
а) эмоционально-импровизационным; б) рассуждающее - методическим
в) рассуждающее – импровизационным; г) эмоционально - методическим
17. Н.А. Аминов в качестве основы дифференциации педагогических способностей предложил:
а) способы взаимодействия в) направленность
б) любовь к детям г) успешность
18. Под __________ педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний
а) перцептивными в) академическими
б) организаторскими г) дидактическими
Практическое занятие 2.8
Дата: 2019-07-24, просмотров: 405.