Тема: Введение в возрастную психологию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Предмет возрастной психологии. Этапы становления возрастной психологии.

2. Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии.

3. Характеристика методов возрастной психологии.

Методические рекомендации:

Рассмотрите подробно предмет возрастной психологии: различные точки зрения. Дать понятие филогенез; антропогенез, онтогенез и микрогенез. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития. Современные проблемы возрастной психологии.

Раскройте методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии. Актуальные проблемы детской психодиагностики. Стратегии исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод. Комбинированный (когортно-последовательный) план исследования. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс-культурные исследования.

Охарактеризуйте метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения. Рассмотрите психологический эксперимент и его виды. В чем специфика метода беседы в возрастной психологии? Виды и формы беседы. Технология психологического контакта: вербальный и невербальный способы взаимодействия. Интервью, анкетирование. Клиническая беседа Ж. Пиаже. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Психологические тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.

Основная литература:

1. Возрастная психология [Текст] : рек. УМО в качестве учеб. для студентов вузов / А. К. Белоусова [и др.] ; под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 392 с.

2. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, 2011. - 420 с.

3. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология. [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. для студентов вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова ; под ред. О. В. Хухлаевой. – М. :  Юрайт, 2013. - 367 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Юрайт, 2010. - 811 с.   

2. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Е. Веракса. - М. : Академия, 2008. - 304 с.

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2001. - 368 с.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.

5. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. - М. : Владос-Пресс, 2004. - 264 с.

6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения по поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2005. - 464 с.

7. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии [Текст]/ Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2004. – 288 с.

8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2003. - 456 с.

9. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учеб. для студентов / Л. Ф. Обухова. - 3-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2001. - 442 с.

10. Петрова, О. О. Возрастная психология [Текст] / О. О. Петрова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 224 с.

11. Сапогова,Е.Е. Психология развития человека : учеб.пособие / Сапогова,Е.Е. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

12. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. для вузов / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

Практические задания:

1. Составить развернутую схему классификаций методов возрастной психологии.

2. Составить таблицу «Взаимосвязь возрастной психологии с другими отраслями психологии и науками». Отметить как именно они связаны.

3. Составить таблицу «История возникновения возрастной психологии».

Источник Год Определение педагогической психологии Задачи и цели Содержание
         

4. Составьте словарь терминов по теме: Концепция рекапитуляции. Биогенетический принцип. Метод анкет. Лонгитюд. Зеркало Гезелла. Теория эмпирического эволюционизма. Креативные дети. Ассоцианистическая теория научения. Оперантное научение. Научение на основе подражания. Теория трех ступеней развития. Зоопсихологический эксперимент. Принцип структурности. Витализм. Механицизм. Психофизический метод. Конвергенция двух факторов развития. Метод близнецов. Структурная теория личности. Метод психоанализа. Метод анализа детской игры. Женевская школа генетической психологии. Метод клинической беседы. Понятие стадий психического развития ребенка (А. Валлон). Клоническая функция движения. Тоническая функция движения. Сравнительно-психологический метод (сравнение нормы и патологии). Ортогенетическая теория. Ортогенез. Метод сравнительного анализа разных направлений эволюции. Теорий преформизма.

Промежуточный тест:

1. Предметом изучения возрастной психологии является:

а) законы возрастного преобразования психологии человека

б) закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути

в) изменения, которые происходят в психике и поведении человека при их переходе из одной возрастной группы в другие.

2. Эволюционный тип возрастных изменений …

а) быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные преобразования

б) неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений

в) сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.

3.Что является предметом возрастной психологии:

а) онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека

б) личность ребенка

в) психика человека

4.Какие ветви возрастной психологии не вошли в структуру возрастной психологии: психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, геронтопсихология: (вписать название)

____________________________________________________

5.Выделите главную задачу возрастной психологии:

а) изучать кризисы возрастного развития

б) изучать ход и условия полноценного психического развития для каждого возраста

в) изучать вопросы управления обучением и воспитанием

6.Какой метод возрастной психологии описывается как изучение определенного аспекта развития в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик:

а) метод поперечных срезов

б) эксперимент

в) лонгитюдный метод

7.К какой группе методов по классификации Б.Г.Ананьева относится наблюдение:

а) группа организационных методов

б) группа эмпирических методов

в) группа интерпретационных методов

8.Какой вид эксперимента позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого психического явления при определенных условиях (дописать название):_______________________________

9.Какой метод описывается как преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений:

а) беседа

б) наблюдение

в) эксперимент

10.Какой метод необходимо использовать при изучении развития речи детей с 3 до 6 лет:

а) комплексный метод

б) метод поперечных срезов

в) метод продольных срезов (лонгитюд)

11.Какой метод позволяет определить уровень развития психики детей на основе анализа рисунков:

а) организационный метод

б) метод количественной и качественной обработки данных

в) метод изучения продуктов деятельности

12.Кому принадлежит следующее высказывание: «Психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагогики, занимает первое место между всеми науками»:

а) П.П. Блонский

б) К.Д. Ушинский

в) В.В. Давыдов

13. Становление психических структур в ходе биологической эво­люции вида — это:

а) онтогенез;

б) эпигенез;

в) филогенез;

г) микрогенез.

14. Онтогенез — это:

а) становление психических структур в ходе биологической эволюции вида;

б) формирование психических структур в течение жизни дан­ного индивида;

в) развитие человечества во всех его аспектах.

15. В качестве метода возрастной психологии не используется:

а) метод наблюдения;

б) формирующий эксперимент;

в) метод «сократической беседы»;

г) метод срезов.

 

 

Практическое занятие 3.2.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 511.