План:
1. Проблема индивидуализации обучения.
2. Дифференцированный подход в обучении
3. Обучаемость школьников и индивидуализация обучения.
4. Психологические аспекты компьютеризации и информатизации учебного процесса.
Методические рекомендации:
Дайте понятие индивидуализации обучения. Исследования Е.С.Рубанского по фронтальной работе с классом. Учет личностных и возрастных особенностей на уроке. Особенности свойств нервной системы. Зависимость нервной системы и видов учебных ситуаций. По М.К. Акимовой и И.В.Козловой. Раскройте специфику работы с учащимися испытывающими трудности в обучении в зависимости от слабой и инертной систем. Особенности работы учителя с учащимися имеющими слабую и инертную нервную систему. Положительные стороны слабой нервной системы. Положительные стороны инертной системы.
Оахарактеризуйте специфику дифференциации обучения. Школы для одаренных и талантливых детей (психологическое основание). Педагогические основания для дифференциации обучения проблема обученности и обучаемости детей. Рассмотрите вопрос дифференциации совместно с понятием «интеграция». Формы дифференциации обучения (А. Савенков): жесткая — селективная, гибкая — элективная и переходная.
Расмотрите обучаемость и ее показатели: темп, гибкость, прочность. Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой: экономичность и темп мышления; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Типы учащихся с различной обучаемостью Менчинской Н.А. и Моро М.И. Дайте психолого-педагогическую типологию общего отставания в учении у младших школьников (В.П. Талонов, Ю.З. Гильбух) по трем поведенческим типам: А: дети с низкой интенсивностью учебной деятельности. Б: дети с низкой эффективностью учебной деятельности. В: дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Преодоление неуспеваемости. Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных учеников класса, предложены Ю.З. Гильбухом. Способы обучения детей с пониженной обучаемостью (с замедленным темпом развития) С. Ф Жуйков, В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова.
Укажите области применения в образовании информационно-компьютерных технологий. Расскройте преимущества, проблемы и последствия компьютеризации образования.
Основная литература:
1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.
2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.
3. Савенков, А. И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.
4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.
Дополнительная литература:
1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] – М., 1998.
2. Безруких, М. Леворукий ребенок в школе и дома. [Текст] - Екатеринбург, 1998.
3. Безруких, М. М., Ефимова, С. В. Как помочь детям с трудностями обучения? [Текст] // Начальная школа. - 1990. - № 10. - С. 11 — 16.
4. Безруких, М., Ефимова, С, Круглов, Б. Почему учиться трудно? [Текст] – М., 1995.
5. Выготский, Л. С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте [Текст] // Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
6. Гильбух, Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике [Текст] // Педагогика. - 1994. - № 5. - с, 80-83.
7. Гуткина, Н. И. Группы и классы развития [Текст] // Психол. наука и образование. - 1996. - № 3.
8. Комплексное исследование учащихся в связи с дифференциацией [Текст] // Вопр. психологии. - 1991. - № 1.
9. Локалова, Н.П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности [Текст] // Начальная школа. - 1994. - № 5. - С. 54 — 59.
10. Локалова, Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними [Текст] // Начальная школа. - 1992. - № 12. - С. 59 — 61, 69.
11. Макарьев, И. Если ваш ребенок - левша. [Текст] - СПб., 1995.
12. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся [Текст] // Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2004. - с. 319-326.
13. Орлова, Л. В. Интеллектуальная пассивность учащихся [Текст] // Вопр. психол. - 1991. - № 6. - С. 45 — 51.
14. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения [Текст] /Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. - М., 2003. - с. 351-361.
15. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] - М., 1990.
16. Хон, Р. Различные виды неспособностей и обучение [Текст] // Хон Р. Педагогическая психология. - М., 2002. - с.611-667.
Практические задания:
1. Законспектировать все перечисленные статьи из журналов «Начальная школа», «Психол. наука и образование» и «Вопросы психологии».
2. Аннотирование книги: Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии.
3. Написать реферат на тему:
- Проблемы одарённых детей в массовой школе
- Проблема школьной неуспеваемости и пути её профилактики
- Особенности обучения леворуких детей в школе
Психологические задачи:
1. Ниже представлено описание типичных трудностей в учебной деятельности и поведении учащихся. Дополните каждую диагностическую форму наиболее вероятными психологическими причинами, которые могли привести к их возникновению. Пример:
Диагностическая форма (описание проблемы) | Возможные психологические причины |
Стойкая неуспеваемость по основным предметам | 1. Недостатки развития волевой сферы учащегося |
2. Интеллектуальная недостаточность | |
3. Индивидуально-типологические особенности (слабость НС, медленный темп деятельности) | |
4. Недостатки в развитии учебных умений | |
Пониженная обучаемость | 1 |
2 | |
3 | |
4 | |
Интеллектуальная пассивность | 1 |
2 | |
3 | |
4 | |
Низкий уровень формирования математических умении и навыков | 1 |
2 | |
3 | |
4 | |
Недисциплинированность (прогулы, нарушение школьных правил, игнорирование требований учителя) | 1 |
2 | |
3 | |
4 | |
Конфликтность | 1 |
2 | |
3 | |
4 | |
Отверженность | 1 |
2 | |
3 | |
4 |
2. Проанализируйте трудности в обучении и воспитании учащегося. Выделите ключевые слова, обозначающие суть противоречия. Сформулируйте проблему. Предложите схему решения проблемы по следующему плану:
• проект беседы с родителями и педагогам (ключевые для обсуждения темы, способные расширить представления о проблеме учащегося, обозначить проблемные зоны в его жизни и развитии);
• список возможных психологических причин, которые могли послужить детерминантами возникшего неблагополучия, с аргументацией их выбора;
• предварительное заключение о наиболее вероятных психологических причинах возникшего неблагополучия — формулирование имплицитного психологического диагноза.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 462.