Тема: Введение в педагогическую психологию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Предмет и структура педагогической психологии.

2. Проблемы педагогической психологии.

3. Задачи педагогической психологии.

4. Методы педагогической психологии.

Методические рекомендации:

Рассмотреть объект и предмет педагогической психологии. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука. Охарактеризовать структура педагогической психологии: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Предмет психологии обучения: выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения; изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения; изучение зависимости усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся и др. Предмет психологии воспитания. Основные направления исследований в области психологии воспитания. Предмет психологии учителя. Основные задачи психологии педагогической деятельности.

Раскройте проблемы педагогической психологии: Проблема соотношения развития и обучения. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Проблема одаренности детей. Проблема готовности детей к обучению в школе.

Раскройте общие и специфические задачи педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.   

Отвечая на четвертый вопрос обратитесь к основным методам педагогической психологии. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований. Достоинства формирующего эксперимента. Основные результаты применения формирующего эксперимента в педагогической психологии

Основная литература:

1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.

2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.

3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А.И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.

4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2001. - 368 с.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М., 2003. - с.5-40.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.

5. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Баева [и др.] ; ред.: Л. А. Регуш, А. В. Орлова. - СПб.: Питер, 2011. - 414 с.

6. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 90 с.

Практические задания:

1. Составить подробные схемы: «Связь педагогической пси­хологии с другими отраслями психологии и науками» и «Методы педаго­гической психологии» в формате А-4.

2. Составить план-конспект «Этапы развития педагогической психо­логии как науки» по следующей форме:

Источник Год Определение педагогической психологии Задачи и цели Содержание
         

В развитии педагогической психологии как отрасли психологии при­нято выделять три этапа развития. Материал для заполнения плана-конспекта можно найти в:

¾ Зимняя И.А. Педагогическая психология. [Текст] - М., 2000. - с.7-41.

¾ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: [Текст] В 2-х т. Т.1. - М , 1996.

3. Напишите мини-сочинение «Значение и роль педагогической психологии в профессиональной подготовке педагога».

Промежуточный тест из источника 8:

1. Педагогическая психология возникла:

а) в начале XIX в,                                          в) во второй половинеXIX в.

б) в середине XIX в.                                   г) в начале XX в.

2. Термин «педагогическая психология был предложен:

а) К. Д. Ушинским                                                         в) П. П. Блонским

б) П. Ф. Каптеревым                                                             г) Дж. Дьюи

3. Основоположником русской педагогической психологии является:

а) К. Д. Ушинский                                                             в) П. Ф. Каптерев

б) А. П. Нечаев                                                                г) А. Ф. Лазурский

4. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана:

а) в 1872г.                                                                                 в) В 1880г.

6) в 1876 г.                                                                                г) в 1885 г.

5. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

а) различные названия одной и той же области знания

б) различные области знания

в) экспериментальная педагогика — как отрасль педагогической психологии

г) педагогическая психология — как отрасль экспериментальной педагогики

6. Книга Л. С. Выготского «Педагогическая психология» вышла в:

а) 1922 г.                    в) 1930 г.

б) 1926 г.                    г) 1933 г.

7. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX — XX вв., обусловлен­ное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием при­кладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика              в) дидактика

б) педология               г) психопедагогика

8. Педология возникла:

а) во второй половине XIXВ.                               в) в середине XIX в.

б) в начале XX в.                                              г) на рубеже XIX—XX вв.

9. Основоположником российской педологии является:

а) А. П. Нечаев                                                       в) К. Д. Ушинский

б) В. М. Бехтерев                                                   г) Н. Н. Ланге

10. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл                                                                в) Дж. Уотсон

б) Дж. Дьюи                                                            г) У. Джемс

11. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

а) комплексного подхода

б) деятельностного подхода

в) практической направленности на диагностику психического развития

г) кибернетического подхода

12. Содержание педологии к развитию ребенка составляли подходы:

а) дидактический                                                      в) деятельностный

б) кибернетический                                                       г) комплексный

13. Педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды рассматривал:

а) М. Я. Басов                                                             в) П. П. Блонский

б) В. М. Бехтерев                                                        г) С. Холл

14. Первая педологическая лаборатория была создана:

а) А. П. Нечаевым в 1901 г.                              в) У. Джемсом в 1875 г.

б) С. Холлом в 1889г.                                             г) Н. Н. Ланге в 1896г.

15. Педология была объявлена «лженаукой» и прекратила существование в нашей стране:

а) в 1928г.                                                                     в) в 1936г.

б) в 1932г.                                                                     г) в 1939г.

16. _________не является разделом педагогической психологии.

а) психология обучения                   в) психология учебной деятельности

б) психология младшего школьника г) психология педагогической деятельности

17. В качестве основания выделения педагогической психологии в самостоятельную отрасль избран(а)

а) процесс обучения                                               в) процесс развития

б) система отношений человека к обществу; г) конкретная деятельность

18. В структуру педагогической психологии не входит психология:

а) воспитание                                                    в) развитие личности

б) обучение                                                                  г) учителя

19. Две стороны процесса усвоения (присвоения) социального опыта определяют, по Н.Ф. Талызиной, две основные ветви педагогической психологии:

а) психологию научения и психологию образования

б) психологию воспитания и психологию преподавания

в) психологию учения и психологию воспитания

г) психологию образовательного процесса

20. Определение педагогической психологии как отрасли психологии, изучающей закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованной учебно-воспитательной деятельности, а также взаимосвязи между обучением и развитием личности, и, наконец, само развитие личности в процессе учебной деятельности дано:

а) Л.С. Выготским                                                        в) И.А. Зимней

б) А.В. Петровским                                                       г) Н.Ф. Талызиной

21. Педагогическая психология изучает:

а) процесс воспитания и развития

в) процесс обучения

б) процесс развития

г) психологические закономерности процесса обучения и воспитания

22. Педагогическая психология изучает развитие личности:

а) под воздействия обучения и воспитания; б) под воздействием социума; в) в возрастном аспекте; г) в целом

23. Факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом, в разных условиях образовательного процесса, являются предметом __________ психологии

а) педагогической                                                                   в) социальной

б) когнитивной                                                                          г) возрастной

24. Центральной проблемой педагогической психологии является проблема:

а) периодизации психического развития; б) соотношения обучения и развития; в) психического развития; г) единства психики и деятельности

25. Установите стрелками ассоциативную связь:

Психология обучения исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации
Психология воспитания изучает особенности формирования учебной дея­тельности, вопросы ее мотивации, познавательных процессов на уроке
Психология педагогической деятельности закономерности формиро­вания личности на разных возрастных этапах образовательного процесса.

Практическое занятие 2.2.

Тема: Психологии обучения.

План:

1. Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь.

2. Типы научения.

3. Сущность учения.

4. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

5. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский)

6. Усвоение знаний.

7. Сущность умений и навыков.

8. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин).

Методические рекомендации:

Расройте сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Трактовка понятия «научение» в зарубежной и отечественной психологии. Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение». Различия в трактовке этих понятий разными учеными (А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина).

Рассмотрите типы научения. Классификация различных типов научения (В.Д. Шадриков) Виды научения: ассоциативное и интеллектуальное. Уровни научения: рефлекторный, когнитивный.

Раскройте сущность учения. Обратитесь к междисциплинарному подходу к учению (И. Лингарт), трактовки понятия «учение» (С.Л. Рубинштейн, Л.Б. Ительсон). Рассмотрите многосторонность определения учения (И.И. Ильясов). 

Дайте характеристику основных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития. Три основные теории о соотношении обучения и развития: Отрицание связи между обучением и развитием ребенка (Ж. Пиаже, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.) Обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Дж. Уотсон, Э.Торндайк и др.). Развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение (К. Коффка). 

Обратитесь к концепции зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский). Раскройте основные «пласты»: а) уровня актуального развития: обученность, воспитанность, развитость; б) зоны ближайшего развития: обучаемость, развиваемость, воспитуемость (А.К. Маркова).

Прежде чем рассмотерть усвоение знаний обратитесь к трактовке знаний, их функциям и свойствам: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность (по И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др.). Охарактеризовать понятие усвоение знаний через этапы формирования знаний. Уровни усвоения знаний: репродуктивный и продуктивный (А.К. Маркова). Уровни усвоения учебной информации по В.П. Беспалько. Диагностика уровней усвоения знаний. Проблема понимания в усвоении знаний. Соотношение знания и понимания. Признаки понимания.

Дать определение понятий «умение» и «навык». Соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Уровни овладения умениями и навыками. Применение знаний, умений и навыков. Рассмотреть понятия «общеучебные умения и навыки», «узкопредметные умения и навыки». Формирование общеучебных умений и навыков как специальная педагогическая задача.

Расскрыть вопрос о поэтапном формировании умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин). Интериоризация как переход внешней деятельности вовнутрь. Условия, обеспечивающие формирование новых знаний и умений с заданными показателями. Этапы формирования умственных действий и понятий: 1. Мотивационный этап. 2. Этап составления схемы ориентировочной основы действия. 3. Этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде. 4. Этап формирования действия как внешнеречевого. 5. Этап формирования действия во внутренней речи. Охарактеризовать типы ориентировочной основы действия (ООД). Особенности типов учения: своей ориентировкой в предмете; своим ходом процесса учения, качеством его результатов; отношением детей к процессу и предмету учения; развивающим эффектом. Пример организации обучения при использовании разных типов ООД (Н.С. Пантина).

Основная литература:

1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.

2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.

3. Савенков, А. И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.

4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2001. - 368 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.

4. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Баева [и др.]; ред.: Л. А. Регуш, А. В. Орлова. - СПб.: Питер, 2010, 2011. - 414 с.

5. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2013. – 90 с.

Практические задания:

1. Законспектировать:

a) Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школь­ном возрасте [Текст] // Педагогическая психология. - М., 1991. - с.374-391,

b) Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей [Текст] // Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. - М., 1989. - с. 78-94.

2.  Проанализировать статьи помещенными в «Хрестоматии по педаго­гической психологии» [Текст] - М., 1995.:

a) Мещеряков A.M. «Познание мира без слуха и зрения» (с.126-135),

b) Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени (с.135-140),

c) Малиновский А.А. «Некоторые возражения Э.В.Ильенкову и А.И.Мещерякову» (с.141-150).

d) Какую точку зрения о соотношении обучения и развития они под­тверждают?

3. Составьте таблицу с основными трактовками учения в зарубежной и отечественной педагогике и психологии (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К. Коффка, Ж. Пиаже, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский).

4. Составьте схему «Подходы к соотношению обучения и развития».

Промежуточный тест из источника 5:

1. Установите соответствие

1. Л.С. Выготский 2. Л.В. Занков 3. В.В. Давыдов 4. П.Я. Гальперин а) построение обучения на высоком уровне трудности б) ориентация в обучении на «зону ближайшего развития» в) прохождение материала быстрым темпом г) резкое повышение удельного веса познавательной стороны обучения, теоретических знаний

2.Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

a) учение

b) обучение

c) научение

d) учебная деятельность

3.Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения, - это:

a) учение

b) обучение

c) преподавание.

d) научение

4.Сенсорное научение является разновидностью:

a) ассоциативно-рефлекторного научения

b) когнитивно-ассоциативного научения

c) интеллектуально-рефлекторного научения

d) интеллектуально-когнитивного научения

5.Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение - это:

a) научение навыкам

b) научение действиям

c) сенсомоторное научение

d) научение знаниям

6.Междисплинарный подход к анализу учения осуществил:

a) В.В. Давыдов

b) И. Лингарт

c) Д.Б. Эльконин

d) Л.Б. Ительсон

e) Н.Ф. Талызина

7.Учение в отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов трактовали как:

a) приобретение знаний, умений и навыков

b) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

c) специфический вид учебной деятельности

d) вид деятельности

8.По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка считали, что:

a) обучение и есть развитие

b) обучение - это только внешние условия созревания, развития

c) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка

d) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием

9.Психическое развитие и обучение отождествлял:

a) Ж. Пиаже

b) Э. Торндайк

c) Дж. Брунер

d) П.П. Блонский

10.Один из концептуальных принципов современного обучения - 'Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой ' - сформулировал:

a) Л.С. Выготский

b) Л.С. Рубинштейн

c) Б.Г. Ананьев

d) Дж. Брунер

9. Уровень актуального развития характеризуют:

a) обученность, воспитанность, развитость

b) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

c) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

d) обученность, обучаемость

e) воспитанность, воспитуемость

11.Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой - это показатели:

a) Обучаемости

b) Развитости

c) Воспитуемости

d) Развиваемости

12.Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой - это показатели:

a) Обучаемости

b) Развитости

c) Развиваемости

d) Воспитуемости

13.С одной стороны, - результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой, - цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения - это:

a) Обученность

b) Воспитанность

c) Обучаемость

d) Воспитуемость

14.Установите последовательность. Этапы формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину):

1. Формирование действия в материальной форме.

2. «Громкая социализированная речь»

3. Постепенное исчезновение внешней стороны речи.

4. Формирование мотивационной основы действия.

5. Составление схемы ориентировочной основы действия.

6. Предметное содержание действия.

15.Определите тип ориентировочной основы действия: Учитель объясняет ученикам 1 класса сложение с переходом через десяток следующим образом: «Для того, чтобы сложить 8 и 5, сначала надо к 8 прибывать 2, а потом прибавить оставшиеся единицы - 3».

а) первый тип ООД;    

б) второй тип ООД;

в) третий тип ООД.

16.Определите недостающий тап формирования умственных действий и понятий (по П.Я. Гальперину). На уроке математики во 2 классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формирования умственных действий не учёл педагог?

а) действие в материальной форме.

б) «Громкая социализированная речь»

в) Формирование мотивационной основы действия.

г) Составление схемы ориентировочной основы действия.

17.Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия;

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

Практическое занятие 2.3.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 622.