Тема: Психология педагогического коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

  1. Специфические особенности педагогического коллектива.
  2. Взаимоотношение учителей и психологический климат коллектива.
  3. Конфликты в педагогическом коллективе.
  4. Психологические особенности конфликтов с учащимися разных возрастных групп.

Методические рекомендации:

Рассмотрите особенности педагогического коллектива. Сплоченность педагогического коллектива: согласованность функционально-ролевых ожиданий, целостно-ориентационного единства, коллективистской идентификации,  адекватном возложении ответственности. Уровни сплоченности педагогического коллектива. Отношения педагогов в коллективе (официальные и неофициальные).

Раскройте проблемы управления педагогическим коллективом. Понятие психологического климата. Факторы влияющие на самочувствие учителя. Типы психологического климата. Взаимосвязь социально-психологического климата педагогического коллектива и климата детского коллектива.

Проанализируйте конфликты в педагогическом коллективе. Подробно раскрыть виды конфликтов в образовательном процессе, причины конфликтов. Привести классификацию педагогических конфликтов, предлагаемые разными авторами (см. список литературы). Межличностные конфликты в высшей школе.

Особенности конфликтов с учащимися разных возрастных групп. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе. Предупреждение конфликтных ситуаций.

Основная литература:

1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.

2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.

3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.

4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.

Дополнительная литература:

1. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. [Текст] / М.М. Рыбаков. - М., 1991.

2. Базелюк, В.В. Содержание и особенности конфликтов в педагогической системе «учитель-ученик» [Текст] / В. В. Базелюк // Наука и шк. - 2000. - № 5. - С. 36-40.

3. Леонов, Н.И. Педагогическая конфликтология [Текст] / Н.И. Леонов // Леонов, Н.И. Конфликтология: Учеб.-метод.пособие. - М., 2002. - С.104 – 119.

4. Лобанов, А.А. Общение в конфликтных ситуациях [Текст] / А.А. Лобанов // Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие. - М., 2002.

5. Амиргамзаева, Д.Н. Управление педагогическим конфликтом как средство достижения согласия его участников [Текст] / Амиргамзаева, Д.Н. // Высш. образование сегодня. - 2007. - №12. - С. 49-51.

6. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]: учебник / Журавлев В.И. - М., 1995.

Практические задания:

1. Законспектировать статьи: Базелюк, В.В. Содержание и особенности конфликтов в педагогической системе «учитель-ученик». Амиргамзаева, Д.Н. Управление педагогическим конфликтом как средство достижения согласия его участников.

Психологические задачи:

1. Проанализируйте письменно одну из ситуаций конфликтного взаимодействия по опорным схемам:

Первый вариант включает следующие основные моменты:

· описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и пр.);

· что предшествовало возникновению ситуации;

· какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

· ситуация глазами ученика и учителя;

· личностная позиция учителя в возникшей ситуации (его отношение к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеников (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

· что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

· основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

· варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;

Второй вариант:

· описание ситуации и ее участники;

· определение в ситуации момента, когда учитель мог предупредить ее переход в конфликт;

· что помешало это сделать учителю (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и т.п.);

· какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал;

· какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчетах;

· варианты отношений с учеником после конфликта.

Третий вариант:

· описание ситуации или конфликта;

· причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт,

· динамика конфликта;

· смысл конфликта для его участников;

· психологический анализ отношений между участниками конфликта;

· перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

Ситуации для анализа.                                                            

Ситуация 1. Учитель поставил семикласснице Оле тройку по физике за четверть. Два месяца назад девочка пришла из другой школы, где у нее по физике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Дома Оля пожаловалась, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила учителю по телефону и выразила свое недовольство. На уроке он иронически отозвался о том, как Оля и ее мать воспринимают Олины отметки по физике. В знак протеста Оля вышла из класса.

Учитель обратился к директору с жалобой на Олю и ее мать. Директор предложил ему пригласить мать на урок, спросить девочку при матери и другом учителе. Матери Оли обещали, что при ней комиссия проверит Олины знания, а учитель согласится с решением комиссии. И мать Оли, и учитель приняли предложения директора, который обещал присутствовать на уроке.

В доброжелательной обстановке Олю спрашивал другой учитель. Знания девочки были оценены как посредственные, и матери пришлось удовлетвориться решением комиссии. Учитель предложил Оле программу индивидуальных занятий.

Ситуация 2. Костя, ученик 9 класса, имеет спортивный разряд, участвует в республиканских соревнованиях. Часто пропускает уроки, иногда приносит справки от врача. Курит в школе и дома, по мнению учителей недисциплинирован, "ведет себя так, как будто имеет право на привилегированное положение".

Учитель математики, только что принявший классное руководство классом, довольно резко попытался призвать Костю к порядку. Это ничего не изменило в поведении юноши. Тогда учитель вызвал родителей Кости в школу. Отец пришел в то время, когда у учителя были уроки по расписанию. Он попросил отца Кости или подождать, или зайти в другое время. Отец написал жалобу в Министерство просвещения: "учитель отказывается говорить со мной, несправедлив к сыну, занижает его отметки, в школе мальчик не имеет возможности получить специальность шофера". В дело были вовлечены работники гороно.

Отцу Кости объяснили, что подготовка учащихся по специальности водителя в школе не предусмотрена. Если родители хотят побеседовать с учителем, они не должны отвлекать его от урока. Чтобы отец убедился, что отметки Кости по математике вполне заслуженны, учитель пригласил его на урок официальным письмом. Отец понял, что знания математики у мальчика слабые и обещал позаниматься с ним.

Ситуация 3. Учащиеся 10 класса в полном составе не явились на урок к учителю литературы. После уроков пригласили завуча и объявили, что отказываются посещать уроки этого преподавателя, потому что он, по их мнению, недостаточно компетентен, дает низкий уровень знаний, потребовали заменить его на другого преподавателя, работавшего в прошлом году.

Завуч изучила работу учителя литературы и пришла к выводу, что он действительно работает по старинке, перегружает ребят домашними заданиями, при этом не ориентируется на достаточно высокий уровень подготовленности учащихся.

Поводом для конфликта явилось чрезмерно большое домашнее задание: по нескольким параграфам учебника сделать письменный обзор. Увидев все это, завуч, руководствуясь тем, что до экзаменов осталось два месяца, решила убедить учащихся в якобы правильных методах работы учителя и выполнении им программных требований. Ребята пришли на следующий урок к учителю. Однако конфликт на этом не был исчерпан: учитель отказался работать с этим классом, потребовав наказания виновных и персонального извинения каждого. Учащиеся отказались это сделать, поскольку считали себя правыми в некоторых моментах и на компромисс пошли лишь потому, что догадывались о невыполнимости их требований в настоящий момент.

В конфликт были втянуты директор школы, классный руководитель, родители. Учитель настаивал на том, чтобы учащиеся просили его работать в классе. Педагогам удалось убедить нескольких "нейтральных", которые пришли просить учителя и извиниться. Учитель согласился работать в классе.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 467.