Тема: Психология педагогической деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Структура педагогической деятельности.

3. Уровни педагогической деятельности

4. Профессиональная Я-концепция учителя.

5. Педагогическая направленность: понятие и структура

6. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности

7. Психологические основы организации педагогической деятельности.

Методические рекомендации:

Раскройте сущность педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский и др.). Основные характеристики группы профессий «человек – человек» (Е.А. Климов). Состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя. Основные проблемы психологии педагогической деятельности.

Рассмотрите структуру педагогической деятельности: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности; педагогические средства и способы решения поставленных задач; продукт и результат педагогической деятельности. Функции и противоречия педагогической деятельности. Основные группы функций педагогической деятельности: целеполагающая и организационно-структурная.

Охарактеризуйте уровни продуктивности педагогической деятельности. Характеристики педагогической деятельности: целенаправленность; мотивированность; предметность. Уровни продуктивности педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина).

Подробно остановитесь на профессиональной Я-концепции учителя. Рассмотрите понятие самосознание или «Я». Дайте характеристику классификации различных сторон самосознания или «Я»-феномена: «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», «Я-рефлексивное». Охарактеризуйте профессиональное самосознание учителя. Структура профессионального самосознания учителя: «Я-актуальное», «Я-ретроспективное», «Я-идеальное», «Я-рефлексивное». Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя. Самооценка и ее адекватность. Аспекты самооценки вообще и профессиональной самооценки учителей: операционально-деятельностный и личностный. Структура профессиональной самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Оптимальность мотивации профессиональной деятельности педагога (А.А. Реан).

Рассмотрите педагогическую направленность: понятие и структура. Проблема направленности в общепсихологических теориях личности. Типы личностной направленности: гуманистическая; эгоистическая; депрессивная; суицидальная (Д.И. Фельдштейн). Личностная направленность как один из важнейших субъективных факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина). Педагогическая направленность по Л.М. Митиной. Иерархическая структура педагогической направленности учителя. Структура педагогической направленности (Л.М. Ахмедзянова, Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова). Типы профессионально-педагогической направленности (И.В. Фастовец). Типы педагогической направленности (Н.В. Кузьмина). Классификация учителей на основе их заключений о результативности учащихся (Л. Фестингер). Различия в стратегиях и тактиках учителей, ориентированных на «развитие» и на «результативность» школьников. Типы учителей по У. Д. Райнсу: тип X и тип Y.

Рассмотрите мотивацию и продуктивность педагогической деятельности. Раскройте классификацию мотивов педагогической деятельности. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям (Л.С. Подымова, В.А. Сластенин). Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих). Профессиональный мотив. Мотивы личностной самореализации. Внешняя положительная мотивация (ВПМ). Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Основные типы центрации учителя (А.Б. Орлов).

Основная литература:

1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.

2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.

3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.

4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.

Дополнительная литература:

1. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] : А.К. Маркова. – М., 1993.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

3. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики [Текст] / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2012. - №1. – с. 3-12.

4. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Климов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Моск. ун-т, 2004. - 240 с.

5. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 319 с.

6. Клюева И.В. Технология работы психолога с учителем [Текст] / И.В. Клюева. – М., 2000.

7. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 90 с.

Практические задания:

1. Подготовьте сообщения на темы: «Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя», «Профессиональное самосознание учителя в его деятельности.», «Концепция «мотивационного комплекса» педагога». Источники для подготовки:

a) Зимняя И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности [Текст] // Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000. - с.132-166.

b) Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя [Текст] // Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003. - с.175-218.

c) Психология личности и профессиональной деятельности учителя [Текст] //Гамезо MB., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология - М., 2004. - с. 394-451.

d) Роджерс, К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учите­лем [Текст] // Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. - с. 276-283.

e) Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] : рек. УМО по образованию в качестве учеб. пособия для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. - 319 с.

2. Подготовить реферат на тему «Проблема профессионального самосознания учителя».

3. Ответить на вопросы:

· С какими проблемами сталкивается молодой учитель в период адаптации?

· Какова роль прогнозирования в педагогической деятельности?

4. Подготовить схемы: «Основные проблемы психологии педагогической деятельности», «Основные противоречия педагогической деятельности» (источник: Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. – М., 2002. – С. 146 – 153).

Промежуточный тест из источника 7:

1. Педагогическая направленность – это:

а) любовь к детям;

б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;

в) желание освоить профессию педагога.

2. Соотнести типы центрации педагога и их характеристики

2. Эгоистическая а) центрация на требованиях средств обучения и воспитания;
3. Познавательная б) центрация на интересах (потребностях) учащихся;
4. Альтруистическая в) центрация на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся);
5. Гуманистическая г) центрация на интересах своего «Я».
  д) центрация на интересах родителей учащихся
  е) центрация на интересах администрации

3.Ученый, предложивший структурно-иерархическая модель личности учителя:

а) А.К. Маркова;

б) Ю.Н. Кулюткин;

в) Л. М. Митина;

в) Н. В. Кузьмина.

4.Установить соответствие между содержанием педагогической деятельности и ее основными характеристиками

1. Объект педагогической деятельности а) организация учебной деятельности обучающихся
2. Продукт педагогической деятельности б) научные знания и профессионально значимые качества и личность педагога
3. Средства педагогической деятельности в) личность, овладевшая определенной суммой социальной культуры и опыта
4. Предмет педагогической деятельности г) растущий человек с неповторимой совокупностью индивидуальных качеств;
  д) передача знаний;
  е) формирование навыков и умений.

Практическое занятие 2.7.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 467.