По каждому пункту представьте аргументированное обоснование выбора и принятого решения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемная ситуация № 1. Юра Т., 7 лет 1 мес, 1-й класс.

Запрос классного руководителя: сильное беспокойство вызывает поведе­ние ребенка: мальчик всего 3 месяца в школе, а направить его в русло це­ленаправленной учебной деятельности до сих пор не удалось: постоянно халтурит, не хочет стараться, под различными предлогами (не успел, не могу и т. п.) отказывается выполнять задания. На уроках неусидчив, по малейшему поводу отвлекается, причем мешает этим не только себе, но и другим. Управлять Юрой очень сложно, необходимо сделать несколько замечаний, прежде чем он на них отреагирует. Что делать? При таком отношении к учебе мальчик станет «хроническим двоечником».

Проблемная ситуация № 2. Алеша П., 8 лет 9 мес, 3-й класс.

Запрос родителей (матери): До того, как Алеша пошел в школу, не было никаких причин для беспокойства о его умственном развитии: речь чет­кая, большой словарный запас и т. д. Единственное, что огорчало, так это неловкость, с которой он обычно завязывал шнурки на ботинках. Теперь он часто и медленно пишет, а когда на уроке необходимо напи­сать сочинение, с трудом справляется с этим заданием.

Сначала мы относились к этому спокойно: еще немного и все получится, но теперь все больше беспокоимся — вдруг у нашего мальчика что-то «не так». Стали больше воспитывать, контролировать, указывать, но постоянные нотации дома не только не помогают, а только усугубляют положение. Как помочь ребенку достичь успеха в учебе?

Практическое занятие 2.5.

Тема: Психология воспитания

План:

1. Психология воспитания как раздел педагогической психологии.

2. Психологические механизмы и закономерности развития личности

3. Воспитание как целенаправленное формирование личности.

4. Психологические барьеры воспитания, их причины и формы проявления.

Методические рекомендации:

Рассмотрите психологию воспитания как раздел педагогической психологии: предмет, задачи, специфика воспитательного процесса. Соотношение развития и воспитания. Самовоспитание. Самообразование. Методы самовоспитания: самопознание, самообладание, самостимулирование. Психологические аспекты воспитательных технологий. Факторы развития личности по Сластенину.

Раскройте психологические механизмы формирования личности: интериоризация, идентификация, отчуждение. Жизненный стиль, жизненный сценарий. Базовые основания личности: центрально-базовые, отношения к другим людям, сознание, деятельность. Закономерности развития личности. Целостный подход к изучению личности Н.И. Непомнящей.

Охарактеризуйте воспитание как целенаправленное формирование личности. Проблема влияния личности и коллектива. Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Значение деятельности и активности личности в процессе воспитания.

Попытайтесь определить понятие «барьеры воспитания». Назовите причины возникновения барьеров в семьях, придерживающихся разных стилей воспитания. Охарактеризуйте формы проявления барьеров воспитания. Дайте понятие «установка», «родительская установка». Назовите типы установок, охарактеризуйте их. Определите, какова роль родительских установок в процессе воспитания.

Основная литература:

1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.

2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.

3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.

4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Academia, 2001. - 368 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.

4. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Баева [и др.]; ред.: Л. А. Регуш, А. В. Орлова. – СПб.: Питер, 2011. - 414 с.

5. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 90 с.

Практическое задание:

1. Проанализируйте следующие высказывания:

«Ничто не действует в молодых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается тверже и глубже примера родителей» (Н.И. Новиков).

«Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают; тревожься о том, что они всегда за тобой наблюдают» (Р. Фулем).

2. Посмотрите и составьте опорный конспект видео-лекции Хоружия В.А. Воспитание ребенка: ожидания и действительность. – Екатеринбург, 2009. – В 3-х ч.

3. Пользуясь схемой 1, определите, какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии». Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчика с отцом.

Схема 1

Психологические барьеры, мешающие нормальному воспитательному

процессу в семье (В.А. Кан-Калик)

 

 

Барьеры

 

 

Барьер дидактизма   Барьер занятости   Барьер взрослости   Барьер старого стереотипа   Барьер воспитательных традиций
                 

 

4. Разработайте конспект семинара-практикума для родителей: «Как справиться с психологическими барьерами, мешающими нормальному воспитательному процессу в семье?».

5. Посмотрите фильм «Вам и не снилось…» и напишите, какие барьеры показаны в нём, как с ними справиться.

6. Проинтерпретируйте родительские установки, показанные в фильме «Похороните меня за плинтусом» (по автобиографичной повести П. Санаева).

7. «Мозговой штурм»: разделитесь на подгруппы и попытайтесь определить с помощью, каких психологических методов, приемов можно справиться с родительскими установками, показанными в фильме.

Промежуточный тест из источника 5:

1. Организованный целенаправленный процесс формирования у детей необходимых в жизни взглядов, качеств личности – это________________________________________________.

2. Результатом воспитания являются:

а) знания;

б) формы поведения;

в) умения;

г) качества личности;

д) навыки.

3. Соотношение понятий и их определений:

 

1. Самовоспитание   а) процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.
2. Формирование б) процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов.
3. Социализация в) объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, духовных сил человека.
4. Развитие г) деятельность человека, направленная на изменение своей личности;
  д) целенаправленный, организованный процесс формирования личности;
  е) процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

4. Упорядочить этапы развития самосознания (В. С. Мухина)

а) притязание на признание;

б) психологическое время личности;

в) имя собственное;

г) половая идентификация;

д) социальное пространство личности.

5. Конкретный человек как носитель сознания и самосознания – это…__________________________________________________.

6. Целостный подход к изучению личности разработан:

а) В. С. Мухиной;

б) Л. И. Божович;

в) Б. Г. Ананьевым;

г) Н. И. Непомнящей.

 

 

Практическое занятие 2.6.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 747.