Проблемная ситуация № 1. Юра Т., 7 лет 1 мес, 1-й класс.
Запрос классного руководителя: сильное беспокойство вызывает поведение ребенка: мальчик всего 3 месяца в школе, а направить его в русло целенаправленной учебной деятельности до сих пор не удалось: постоянно халтурит, не хочет стараться, под различными предлогами (не успел, не могу и т. п.) отказывается выполнять задания. На уроках неусидчив, по малейшему поводу отвлекается, причем мешает этим не только себе, но и другим. Управлять Юрой очень сложно, необходимо сделать несколько замечаний, прежде чем он на них отреагирует. Что делать? При таком отношении к учебе мальчик станет «хроническим двоечником».
Проблемная ситуация № 2. Алеша П., 8 лет 9 мес, 3-й класс.
Запрос родителей (матери): До того, как Алеша пошел в школу, не было никаких причин для беспокойства о его умственном развитии: речь четкая, большой словарный запас и т. д. Единственное, что огорчало, так это неловкость, с которой он обычно завязывал шнурки на ботинках. Теперь он часто и медленно пишет, а когда на уроке необходимо написать сочинение, с трудом справляется с этим заданием.
Сначала мы относились к этому спокойно: еще немного и все получится, но теперь все больше беспокоимся — вдруг у нашего мальчика что-то «не так». Стали больше воспитывать, контролировать, указывать, но постоянные нотации дома не только не помогают, а только усугубляют положение. Как помочь ребенку достичь успеха в учебе?
Практическое занятие 2.5.
Тема: Психология воспитания
План:
1. Психология воспитания как раздел педагогической психологии.
2. Психологические механизмы и закономерности развития личности
3. Воспитание как целенаправленное формирование личности.
4. Психологические барьеры воспитания, их причины и формы проявления.
Методические рекомендации:
Рассмотрите психологию воспитания как раздел педагогической психологии: предмет, задачи, специфика воспитательного процесса. Соотношение развития и воспитания. Самовоспитание. Самообразование. Методы самовоспитания: самопознание, самообладание, самостимулирование. Психологические аспекты воспитательных технологий. Факторы развития личности по Сластенину.
Раскройте психологические механизмы формирования личности: интериоризация, идентификация, отчуждение. Жизненный стиль, жизненный сценарий. Базовые основания личности: центрально-базовые, отношения к другим людям, сознание, деятельность. Закономерности развития личности. Целостный подход к изучению личности Н.И. Непомнящей.
Охарактеризуйте воспитание как целенаправленное формирование личности. Проблема влияния личности и коллектива. Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Значение деятельности и активности личности в процессе воспитания.
Попытайтесь определить понятие «барьеры воспитания». Назовите причины возникновения барьеров в семьях, придерживающихся разных стилей воспитания. Охарактеризуйте формы проявления барьеров воспитания. Дайте понятие «установка», «родительская установка». Назовите типы установок, охарактеризуйте их. Определите, какова роль родительских установок в процессе воспитания.
Основная литература:
1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.
2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.
3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.
4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.
Дополнительная литература:
1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Academia, 2001. - 368 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2010. - 671 с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с.
4. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Баева [и др.]; ред.: Л. А. Регуш, А. В. Орлова. – СПб.: Питер, 2011. - 414 с.
5. Педагогическая психология. Планы семинарских занятий: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 050400 – Психолого-педагогическое образование и по специальности 050706 «Педагогика и психология» / Е.А. Быкова ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 90 с.
Практическое задание:
1. Проанализируйте следующие высказывания:
«Ничто не действует в молодых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается тверже и глубже примера родителей» (Н.И. Новиков).
«Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают; тревожься о том, что они всегда за тобой наблюдают» (Р. Фулем).
2. Посмотрите и составьте опорный конспект видео-лекции Хоружия В.А. Воспитание ребенка: ожидания и действительность. – Екатеринбург, 2009. – В 3-х ч.
3. Пользуясь схемой 1, определите, какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии». Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчика с отцом.
Схема 1
Психологические барьеры, мешающие нормальному воспитательному
процессу в семье (В.А. Кан-Калик)
| Барьеры |
| ||||||
| ||||||||
Барьер дидактизма | Барьер занятости | Барьер взрослости | Барьер старого стереотипа | Барьер воспитательных традиций | ||||
4. Разработайте конспект семинара-практикума для родителей: «Как справиться с психологическими барьерами, мешающими нормальному воспитательному процессу в семье?».
5. Посмотрите фильм «Вам и не снилось…» и напишите, какие барьеры показаны в нём, как с ними справиться.
6. Проинтерпретируйте родительские установки, показанные в фильме «Похороните меня за плинтусом» (по автобиографичной повести П. Санаева).
7. «Мозговой штурм»: разделитесь на подгруппы и попытайтесь определить с помощью, каких психологических методов, приемов можно справиться с родительскими установками, показанными в фильме.
Промежуточный тест из источника 5:
1. Организованный целенаправленный процесс формирования у детей необходимых в жизни взглядов, качеств личности – это________________________________________________.
2. Результатом воспитания являются:
а) знания;
б) формы поведения;
в) умения;
г) качества личности;
д) навыки.
3. Соотношение понятий и их определений:
1. Самовоспитание | а) процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление. |
2. Формирование | б) процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов. |
3. Социализация | в) объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, духовных сил человека. |
4. Развитие | г) деятельность человека, направленная на изменение своей личности; |
д) целенаправленный, организованный процесс формирования личности; | |
е) процесс и результат приобретения индивидуального опыта. |
4. Упорядочить этапы развития самосознания (В. С. Мухина)
а) притязание на признание;
б) психологическое время личности;
в) имя собственное;
г) половая идентификация;
д) социальное пространство личности.
5. Конкретный человек как носитель сознания и самосознания – это…__________________________________________________.
6. Целостный подход к изучению личности разработан:
а) В. С. Мухиной;
б) Л. И. Божович;
в) Б. Г. Ананьевым;
г) Н. И. Непомнящей.
Практическое занятие 2.6.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 830.