Тема: Психология педагогического общения и воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Общая характеристика педагогического общения

2. Социально-психологические аспекты педагогического общения

3. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения.

4. Профессиональная деформация личности и эмоциональное выгорание педагога.

5. Понятие педагогического воздействия.

6. Способы педагогического воздействия.

Методические рекомендация:

Раскройте характеристику педагогического общения. Трактовки педагогического общения в психолого-педагогической литературе (А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.). Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, амотивная. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная.

Рассмотрите социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная (Г.М. Андреева). Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Социально-перцептивные стереотипы (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский). Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Эффект "ореола". Эффект "проецирования". Эффект "первичности". Эффект "последней информации". Барьеры педагогического общения. Личностные, социально-психологические, физические.

Проанализируйте личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения. Качества личности педагога, важные для общения: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана и показатели морально-этического плана. Коммуникативные умения, навыки и их характер. Базовые коммуникативные умения педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия. Невербальные формы педагогического общения. Стиль педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся. Дидактогения как негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера).

Рассмотрите понятие профессиональное выгорание педагога, профессиональный стресс, его признаки и причины возникновения. Профессиональная деформация личности и эмоциональное выгорание педагога. Способы профилактики и снижения эмоционального и профессионального выгорания.

Охарактеризуйте понятие педагогическое воздействие. Психологические условия обеспечения действенности педагогического требования. Психология педагогической оценки. Проблемы оценивания. Безотметочное обучение. Стратегии воздействия: императивного воздействия, манипулятивного, развивающего. Эффективность педагогического воздействия.

Рассмотрите способы педагогического воздействия. Прямые: заражение, внушение, убеждение и подражание. Косвенные: включение в различные организованные формы совместной деятельности. Типы взаимного влияния на деятельность друг друга по В.Б. Ольшанскому: взаимное затруднение и облегчение, одностороннее облегчение и затруднение, независимость.  Дайте определение понятиям поощрение, одобрение, похвала, неодобрение и замечание, благодарность, материальная форма, лишение удовольствий, наказание.

Основная литература:

1. Исаев, Е.И. Педагогическая психология [Текст] : рек. М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. И. Исаев ; Столич. финансово-гуманит. акад. – М. : Юрайт, 2012, 2014. - 347 с.

2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рекомендовано УМО / ред. В. А. Гуружапов. – М. : Юрайт, 2013. - 493 с.

3. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для вузов / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 659 с.

4. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] : допущено УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. - 638 с.

Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2001. - 368 с. АБ (1), ЧЗ (1), АБ Д/В (9)

2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 512 с. ЧЗ (9), АБ Д/В (54), АБ (35)

3. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] : учеб. пособие для студентов / А. А. Лобанов. - М. : Академия, 2002.

4. Мерзлякова, Е.А. Чему и как учить детей. Тренинг эффективного педагогического общения [Текст] : Е.А. Мерзлякова. – СПб., Речь. – 2007. – 296 с.

Практические задания:

1. Напишите реферативное сообщение: «Педагогическое общение глазами студента», «Особенности типов студентов». «Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся».

Законспектировать:

a) Габдулина Л. И. Личностный и ролевой аспекты профессионального общения педагога /Л.И. Габдулина //Психология обучения. – 2015. - № 1. - С.90-104.

b) Ракицкая А.В. Синдром эмоционального выгорания у педагогов с различным уровнем реактивной агрессии /А.В. Ракицкая // Психология обучения. – 2015. - № 11. - С.70-76.

c) Дроздова И.И. Особенности экспрессивных умений педагогов/И.И. Дроздова // Психология обучения. - 2015. - № 8. - С.4-12.

3. Составьте схему: «Компоненты педагогического общения».

4. Сделайте презентацию в Power Point «Имидж педагога».

5. Разработать беседу с родителями «Педагогические проблемы школь­ных отметок». Использовать литературу:

a) Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. [Текст] - М., 1984.

b) Хижнякова, Г.А. Можно ли учиться без отметок? [Текст] / Г.А. Хижнякова // Психология и школа : ежекварт. науч.-практ. журн. - 2014. - N 3. - С. 102-121. Оформить беседу на листах формата А-4.

6. Напишите приемлемые способы разрешения конфликтных ситуаций между учителем и учениками: «Бумеранг», «Гротеск», «Гипертрофия», «Условное одобрение» и др.

7. Просмотр и обсуждение фильма «Розыгрыш».

8. Определите дидактическую функцию приведенных ниже речевых высказываний учителя на уроке:

· Ученица читает текст стихотворения у доски. Двое учеников на задней парте занимаются чем-то посторонним, решают свои проблемы. Учительница подходит к ним и обращается со словами:

- Дневники мне приготовьте.

Поворачивается к другому ряду:

- Так, долго будет продолжаться шум? Потише!

· Во время ответа одного из учащихся учительница проходит по рядам и (по ходу рассказа ученика) обращается к классу:

- Так, я не вижу внимания!

Поворачивается к отвечающему у доски, слушает его, затем вновь обращается к классу:

- Прекратить разговоры!

- Дима! Встань! Постой! (стучит по столу).

· Оценивая ответ учащегося, учительница говорит: "Ты хорошо начал свой ответ, Дима! Но потом заблудился..."

· Учитель, объяснив новый материал, обращается к классу:

- Есть у кого вопросы по этому материалу?

· Педагог обращается со своего места у стола через весь класс к девочке, сидящей на задней парте: "Я именно Валю К. хочу спросить. Как у нас поживает наиболее слабый математик?(подходит к ней). Видишь, у тебя даже задача не списана. Ты все о другом думаешь..."

· Педагог вызывает ученика, обращается к нему с вопросом, слушает ответ, не выражая своего мнения о правильности или неправильности его. Далее, ничего не говоря этому ученику, он вызывает другого и ему задает тот же самый вопрос. При ответе второго ученика учитель начинает выражать свое мнение: "Так, так..."

Когда этот учащийся заканчивает, педагог говорит: " Это другое дело. Садись (обращаясь ко второму ученику), садись и ты (обращаясь к первому ученику)".

· Реплика учителя: "Иванов, перестань заниматься посторонним делом!"

· "Как ты пишешь? Не так... Что же ты не смотришь, как надо писать? Не спеши, тебя никто не гонит..."

· "Федя, ты помнишь, какая высшая точка Альп?.. Так. А теперь скажи, Алеша, какие моря окружают Грецию?.. Так, правильно...".

· "Вот обратите внимание на это...", "Вот, ребята, Юра нам правильно сказал".

· "Боря слушает всегда внимательно, хорошо работает, с ним приятно заниматься".

· "Молодец!", "Молодец, правильно!", "Ты, Петя, молодец, хорошо сделал задачу".

Промежуточный тест:

1.Установите соответствие компонентов педагогического общения и их характеристик:

1. Регулятивный компонент а) отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению;
2. Когнитивный компонент б) стремление в своем общении понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием

3. Аффективный компонент

в) организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности
г) знание общих закономерностей общения; структуры общения,
д) социально-психологическая коррекция в раз­витии и становлении важнейших личностных качеств.

2. Позитивная функция «барьеров» в педагогическом общении заключается в ….

а) привлечении внимания учителя;

б) сдерживании;

в) мобилизации деятельности;

г) стимуляции деятельности.

3. Характер взаимодействия педагогов и учащихся как специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений изучал(а):

а) Н. Д. Хмель                                                       в) В. М. Коротов

б) В. П. Беспалько                                                г) М. Д. Виноградова              

4. Педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету состав суть ... функции взаимодействия субъектов педагогического процесса:

а) организационной                         в) коммуникативно-стимулирующей

б) конструктивной                                      г) информационно-обучающей

5. Дидактические функции языка учителя (по Э. Шпанхелю)

· Функция мотивации.

· Функция презентации знаний. Ее могут выполнять наглядные пособия, иллюстрации и т.п., и язык может выступать в роли заместителя этих предметных, материальных элементов учебного процесса.

· Функция привлечения внимания и регулирования психологической активности учащихся.

· Функция постановки задачи или конечной цели.

· Функция контроля за успехами учащихся.

· Функция обеспечения обратной связи.

6. Внешние факторы, влияющие на самочувствие учителя в коллективе …

а) особенности руководства;

б) психологическая установка

в) профессиональная свобода;

г) эмоциональный настрой;

д) право свободно выражать свое мнение;

7. Установить соответствие между способами воздействия:

1.Прямые а) заражение
2.Косвенные б) включение в совместную деятельность
  в) подражание

8. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной учебной деятельности соответствует ... цели педагогического общения:

а) информационной                                         в) амотивной

б) контактной                                                   г) координационной

9. Функция фасилитации педагогического общения выделена:

а) А. Б. Орловым                                                 в) А. Маслоу

б) А. К. Марковой                                               г) К. Роджерсом

10. Общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое обще­ние определяется как:

а) микроуровень общения                                 в) макроуровень общения

б) мезоуровень общения                                    г) мета уровень общения

11. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:

а) межличностной коммуникации

б) восприятия и понимания друг друга

в) межличностного взаимодействия

г) передачи информации

12. Интересы и склонности учителя выступают показателем... плана общения:

а) коммуникативного

б) индивидуально-личностного

в) общего социально-психологического

г) морально-политического

13. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике состав­ляет суть:

а) эффекта ореола                                         в) эффекта инерционности

б) эффекта последовательности                г) эффекта стереотипизации

14. Неправильное отношение учителя к учащемуся относится к ... педагогического общения:

а) физическим барьерам                                        

6} социально-психологическим барьерам

в) барьерам неправильной установки сознания

г) организационно-психологическим барьерам

15. ________- такое общение с учащимися, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности ученика, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения

а) вербальное                                                       в) межличностное

б) педагогическое                                                г) групповое

16. Взаимодействие учителя с учениками, состоящее в обмене познавательной информацией, что приводит к совместной аффективно-оценочной деятельности называется __________

а) обучением                                                          в) воспитанием

б) педагогическим общением                              г) учебной деятельностью

17. Принцип «безусловного принятия» ребенка означает:

а) выражать неудовольствие отдельными действиями, а не ребенком

б) любить ребенка за то, что он умный и красивый

в) любить его за то, что он есть

г) систематически выражать недовольство действиями ребенка

18. Способность побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения учащегося, вставить на его место и рассуждать с его позиции называется

а) профессионализм                                               в) объективность

б) эмпатия                                                               г) толерантность

Практическое занятие 2.9.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 485.