План:
1. Понятие воображения
2. Классификация воображения.
3. Основные механизмы воображения.
4. Функции воображения и его характеристики
5. Понятие представлений в психологии.
6. Виды представлений.
Методические рекомендации:
Рассмотрите понятие воображения в отечественной и зарубежной психологии. Взаимосвязь воображения с психическими процессами. Физиологическая основа воображения по И.П. Павлову и П.К. Анохину.
Охарактеризуйте классификацию воображения по произвольности: пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное); по продуктивности: воссоздающее и творческое, по формам: мечты, фантазии, грезы, сновидения и галюцинации. С.Л. Рубинштейн предлагает конкретное и абстрактное воображение. О.М. Дьяченко, А.С. Спиваковской выделяют познавательное и эмоциональное воображение. Е.А. Лустина - на образное и вербальное воображение.
Раскройте основные механизмы воображения: по С.Л. Рубинштейну (акцентирование, агглютинация, типизация, гиперболизация, схематизация, реконструирование), по Т. Рибо (диссоциации и ассоциации).
Рассмотрите функции воображения по И.В. Страхову: познавательную функцию; антиципирующую; регулирующую; контрольно-коррегирующую; эмоциональную; эстетическую; нравственно-психологическую. Характеристики воображения: яркость и отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.
Рассмотреть понятие представлений в психологии. Типы представлений: памяти и воображения. Характеристика представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обощенность образов. Функции представлений: сигнальная, регулирующая, настроечная.
Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Основная литература:
1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.
2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.
3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.
4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. – СПб. : Питер, 2013. - 480 с.
5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013 - Ч. 1 : Психические процессы. - 2013. - 195 с.
6. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / О. П. Елисеев [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина, В. С. Обухова. – М. : Юрайт, 2013. - 530 с.
Дополнительная литература:
1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.
2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2009. - 447 с.
3. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.
4. Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2009. - 283 с.
5. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. - 444 с.
6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 582 с.
7. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 975 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.
9. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.
Практические задания:
1. Составить конспекты: Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения [Текст] // Хрестоматия по психологии. /Под ред. А.В.Петровского. –М., 1987.
2. Составить таблицы : «Виды воображения», «Механизмы воображения».
3. Составить схемы: «Функции воображения», «Характеристика представлений», «Виды представлений», «Индивидуальные особенности представлений».
4. Подготовить сообщения на тему: «Индивидуальные особенности представления и его развитие».
5. Разработайте рекомендации по развитию творческого воображения учащихся.
Психолгические задачи:
1. Определите, какие виды психических явлений (процессы, состояния) проявляются в следующих ситуациях:
а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.
б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.
в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.
д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.
2. Приведите примеры проявления психических процессов, состояний в конкретных жизненных ситуациях.
3. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:
а) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.
б) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.
в) Мальчик мечтает стать известным политиком.
г) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.
д) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.
е) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.
ж) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.
з) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.
и) Учитель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, показанной на карте описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.
4. Опишите ситуации, в которых проявляются различные функции воображения (целеполагание, представление действительности в образах, планирование, воздействие на физиологические и познавательные процессы, коммуникативная функция).
5. Для оценки творческого воображения проведите следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: «свет, воздух, земля».
Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация, 4 – правильное, логичное сочетание слов, 3 – пожалуй, и так можно, 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут.
6. Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах:
а) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.
б) Изобретатели конструируют аэросани, танки-амфибии, вертолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п.
в) Фантасты в своих произведениях используют такой сюжет как путешествие во времени.
г) В сказках часто используются такие образы как ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка.
д) У Н.В. Гоголя в романе «Мертвые души» ярко представлены образы Манилова, Собакевича, Плюшкина и т.п.
е) В рекламных роликах показывают увеличенные изображения представляемых продуктов.
7. Определите вид воображения.
1) Незначительная переработка имеющихся представлений.
2) Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.
3) Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.
4) Создание образов желаемого будущего.
5) Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.
6) Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем.
7) Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, влечений, установок.
8) Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.
9) Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
10) Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
8. Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие – к продуктам активного воображения?
Мечта; образы, соответствующие схеме описания ситуации; образы сновидений; образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации; «вневременные» и «внепространственные образы»; образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий; образы, направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, не связанные с волей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 989.