Тема: Психология воображения и представления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Понятие воображения

2. Классификация воображения.

3. Основные механизмы воображения.

4. Функции воображения и его характеристики

5. Понятие представлений в психологии.

6. Виды представлений.

Методические рекомендации:

Рассмотрите понятие воображения в отечественной и зарубежной психологии. Взаимосвязь воображения с психическими процессами. Физиологическая основа воображения по И.П. Павлову и П.К. Анохину.

Охарактеризуйте классификацию воображения по произвольности: пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное); по продуктивности: воссоздающее и творческое, по формам: мечты, фантазии, грезы, сновидения и галюцинации. С.Л. Рубинштейн предлагает конкретное и абстрактное воображение. О.М. Дьяченко, А.С. Спиваковской выделяют познавательное и эмоциональное воображение. Е.А. Лустина - на образное и вербальное воображение.

Раскройте основные механизмы воображения: по С.Л. Рубинштейну (акцентирование, агглютинация, типизация, гиперболизация, схематизация, реконструирование), по Т. Рибо (диссоциации и ассоциации).

Рассмотрите функции воображения по И.В. Страхову: познавательную функцию; антиципирующую; регулирующую; контрольно-коррегирующую; эмоциональную; эстетическую; нравственно-психологическую. Характеристики воображения: яркость и отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.

Рассмотреть понятие представлений в психологии. Типы представлений: памяти и воображения. Характеристика представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обощенность образов.  Функции представлений: сигнальная, регулирующая, настроечная.

Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Основная литература:

1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.

3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. – СПб. : Питер, 2013. - 480 с.

5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013 - Ч. 1 : Психические процессы. - 2013. - 195 с.

6. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / О. П. Елисеев [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина, В. С. Обухова. – М. : Юрайт, 2013. - 530 с.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.

2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2009. - 447 с.

3. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.

4. Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2009. - 283 с.

5. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. - 444 с.

6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 582 с.

7. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 975 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.

9. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.

Практические задания:

1. Составить конспекты: Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения [Текст] // Хрестоматия по психологии. /Под ред. А.В.Петровского. –М., 1987.

2. Составить таблицы : «Виды воображения», «Механизмы воображения».

3. Составить схемы: «Функции воображения», «Характеристика представлений», «Виды представлений», «Индивидуальные особенности представлений».

4. Подготовить сообщения на тему: «Индивидуальные особенности представления и его развитие».

5. Разработайте рекомендации по развитию творческого воображения учащихся.

Психолгические задачи:

1. Определите, какие виды психических явлений (процессы, состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.

б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.

в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.

д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

2. Приведите примеры проявления психических процессов, состояний в конкретных жизненных ситуациях.

3. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:

а) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.

б) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.

в) Мальчик мечтает стать известным политиком.

г) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.

д) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.

е) Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.

ж) Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.

з) Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.

и) Учитель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, показанной на карте описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.

4. Опишите ситуации, в которых проявляются различные функции воображения (целеполагание, представление действительности в образах, планирование, воздействие на физиологические и познавательные процессы, коммуникативная функция).

5. Для оценки творческого воображения проведите следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: «свет, воздух, земля».

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация, 4 – правильное, логичное сочетание слов, 3 – пожалуй, и так можно, 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут.

6. Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах:

а) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.

б) Изобретатели конструируют аэросани, танки-амфибии, вертолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п.

в) Фантасты в своих произведениях используют такой сюжет как путешествие во времени.

г) В сказках часто используются такие образы как ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка.

д) У Н.В. Гоголя в романе «Мертвые души» ярко представлены образы Манилова, Собакевича, Плюшкина и т.п.

е) В рекламных роликах показывают увеличенные изображения представляемых продуктов.

7. Определите вид воображения.

1) Незначительная переработка имеющихся представ­лений.

2) Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.

3) Для данного вида воображения характерно осозна­ние цели и мотивов деятельности, ради чего чело­век должен продуцировать новые образы.

4) Создание образов желаемого будущего.

5) Действительность сознательно конструируется че­ловеком, преобразуется, а не просто механически ко­пируется или воссоздается.

6) Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем.

7) Образы воображения возникают под действием ма­лоосознанных потребностей, влечений, установок.

8) Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.

9) Самостоятельное создание новых образов, которые ре­ализуются в оригинальных продуктах деятельности.

10) Фантастические видения, не имеющие, по-видимо­му, почти никакой связи с окружающей человека дей­ствительностью.

8. Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие – к продуктам активного воображения?

Мечта; образы, соответствующие схеме описания ситуации; образы сновидений; образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации; «вневременные» и «внепространственные образы»; образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий; образы, направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, не связанные с волей.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 989.