Тема: Психология мышления и речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Общая характеристика мышления.

2. Виды мышления.

3. Основные мыслительные операции и формы мышления.

4. Мыслительная задача и проблемная ситуация.

5. Общие понятия языка и речи.

6. Виды речи.

7. Проблема понимания речевого сообщения.

Методические рекомендации:

Дать характеристику понятия мышление. Рассмотреть отличительные признаки мышления от других процессов. Концепции мышления: в эмпирической субъективной психологии, в гештальтпеихологии, в бихевиоризме, в психоанализе, в Вюрцбургской школе, в структурализме В. Вундта, в деятельностной теории А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина.

Рассмотреть классификацию видов мышления: по генезису развития (Наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление. Абстактно-логическое мышление.), по характеру решаемых задач (Теоретическое и практическое мышление), по степени развернутости (Интуитивное и дискурсионное мышление), по направленности (Реалистическое мышление. Аутистическое мышление. Эгоцентрическое мышление), по степени новизны и оригинальности (Продуктивное мышление. Репродуктивные мышление. Конвергентное мышление. Дивергентное мышление.), по волевой регуляции (непроизвольное и произвольное), по функциям (критическое и творческое мышление).

Раскрыть мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обощение, категоризация, абстрогирование, классификация, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Основные качества человеческого интеллекта.

Дать характеристику 3 типам мыслительных действий. Проблемная ситуация как психологическая категория. Мыслительная задача. Способы решения мыслительных задач: 1) способ проб и ошибок; 2) пассивное использование алгоритма; 3) целенаправленная трансформация условий задачи; 4) активное применение алгоритма; 5) эвристические способы решения. Классификация задач (О.К. Тихомиров). Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка).

Охарактеризовать понятие речи и языка. Рассмотреть функции языка и речи. Обратится к физиологии речевого аппарата.

Раскрыть виды речи: внешняя и внутренняя речь, устная и письменная речь, монолог и диалог (полилог). Особенности письменной речи.

Рассмотреть проблему усвоение чужого высказывания, процесс восприятия и понимания речевого высказывания. Условия успешного протекания процесса понимания. Понимание специфических языковых структур. Понимание сложных синтаксических структур: «дистанционная» конструкция, «смысловая инверсия» и ее разновидности. Понимание сложного сообщения. Смысл. Подтекст. Категории читающих.

Основная литература:

1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.

3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. – СПб. : Питер, 2013. - 480 с.

5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013 - Ч. 1 : Психические процессы. - 2013. - 195 с.

6. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / О. П. Елисеев [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина, В. С. Обухова. – М.  : Юрайт, 2013. - 530 с.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002. - 192 с.

2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.

3. Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2009. - 283 с.

4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 582 с.

5. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 975 с.

6. Психология мышления: хрестоматия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.

8. Хрестоматии по общей психологии. Психология мышления. [Текст]/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1981.

9. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.

Практические задания:

1. Законспектировать из Хрестоматии по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1981: Выготский Л.С. Мышление и речь (с.153-176). Ушаков Т.Н. «Проблема внутренней речи». Гальперин П.Я. «Формирование умственных действий».

2. Составить таблицы: «Качества мышления», «Виды мышления», «Виды проблемных ситуаций», «Сравнительная характеристика речи и языка», «Виды речи».

3. Составить схемы: «Теории мышления», «Методы стимуляции творческого мышления», «Индивидуальные особенности понимания речевого сообщения».

4. Подготовить сообщения на темы: «Взаимосвязь мышления и творчества». «Творческое мышление и креативность». «Взаимосвязь мышления и речи». «Индивидуальные особенности понимания речи».

Психологические задачи:

1. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:

а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.

б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»

в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.

г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

2. В какой из следующих ситуаций не представлена опосредованность мышления:

а) Определив способ подключения, электромонтер стал по очереди проверять все лампочки.

б) Хотя длина бикфордова шнура не превышала 1,5 метра, сапер спокойно двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.

в) Показания приборов свидетельствовали о том, что до ближайшего аэродрома самолету не дотянуть.

г) Придя в себя после сильного удара, Петр с сожалением отметил, что обнаруженный им несколько секунд код утерян навсегда.

3. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Написание журналистом аналитической статьи.

б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.

в) Составление свидетелем словесного описания преступника.

г) Собирание ребенком конструктора.

д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.

е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.

ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.

з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.

и) Составление архитектором будущего плана постройки.

к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

л) Решение учебной задачи новым способом.

4. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

д) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами.

е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.

и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

5. Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной?

A. Часы бывают электронные, механические, настенные, на­польные.

Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.

B. В зависимости от содержания, хранящегося в памяти мате­риала различают следующие ее виды: образную, словесно-ло­гическую, эмоциональную и двигательную.

Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.

6. Определите, для каких психических процессов харак­терны эти особенности:

1) Отражение отдельных свойств предметов.

2) Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринимаемых предметов и яв­лений.

3) Отражение действительности опосредованным пу­тем при обязательном использовании речи.

4) Отражение общих и существенных признаков, свя­зей и отношений предметов и явлений.

5) Познавательный процесс, позволяющий перераба­тывать имеющуюся информацию, видоизменять ее.

6) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

7) Преобразованное отражение того, что раньше вос­принималось.

8) Помогает накапливать, хранить информацию в со­знании.

9) Создание новых, ранее не воспринимавшихся пред­метов, путем приведения старых знаний в новые со­четания.

7. Определите вид мышления.

a) «... Мышление неотрывно от восприятия, опериру­ет лишь непосредственно воспринимаемыми веща­ми». (Б.Т. Теплое).

b) Вид мышления, пользуясь которым человек в про­цессе решения задачи выполняет действия в уме, не­посредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.

c) Вид мышления, направленный на решение практи­ческих задач.

d) Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолет­ная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чув­ствует свое одиночество ...»  

e) Мышление неотрывно от прямого манипулиро­вания вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

f) Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлека­емые из памяти или воссоздаваемые воображением.

g) Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

8. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.

1) Склонность к конформизму.

2) Очень высокая оценка значимости своих идей.

3) Частые неудачи в деятельности.

4) Тревожность как черта характера.

5) Стремление быть похожим на других.

6) Заниженная оценка значимости своей деятельнос­ти.

7) Чрезмерно развитое критическое мышление.

8) Способность видеть объект под новым углом зре­ния.

9) Нежелание быть «белой вороной».

9. Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).

10. Напишите рекомендации о том, как в учебной деятельности ориентироваться на особенности мышления детей различного возраста.

11. Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие – язык? Ответы аргументируйте.

a) Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.

b) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения.

c) Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли.

d) Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.

12. Выберите правильные варианты ответа из предложенных.

1) Речь – это… а) психическое явление; б) процесс общения посредством языка; в) обмен информацией между людьми; г) процесс отражения мыслей и чувств; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2) Человеческий язык характеризуется… а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие программы; б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях; в) ограниченной лингвистической компетентностью; г) отсутствием генетической фиксированности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3) Речь развивается в результате… а) интериоризации усвоенного языка; б) подражания «родительской модели»; в) генетического наследия; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4) Звуковая единица речи – это … а) звук; б) слог; в) слово; г) фраза; д) текст; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

5) Внутренняя речь…а) свернута; б) эклектична; в) предикативна; г) эмоционально насыщена; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6) Язык животных характеризуется… а) наличием семантики; б) механизмом эмоционального заражения; в) открытостью знаковой системы; г) наличием семитической функции; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

13. Какие из указанных ниже факторов являются собственно речевыми?

Общительность; раздражительность; красноречие; грамматически бессвязная речь; заикание; речь с отсутствием коммуникативных средств (жестов, мимики, телодвижений); контекстуальная речь; замкнутость; темп речи; грамматически «правильная», «полная» речь; непроизвольные высказывания; ораторское искусство; болтливость.

Практическое занатие 1.14.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 681.