156 Глава ly
Митрополит же Кинстянтин повеле ему язык урезати, яко злодею, яко еретику, и руку правую отъяти, и очи ему вынять, зане хулу из* молвил на святую Богородицу».1
Существуют свидетельства применения в рассматриваемый пе риод и такого вида наказания, как смертная казнь.
В Киеве «разгневался князь (Ростислав), повелел связати ему (Григорию Чудотворцу) руки и ноги и камень на шею повесить и сбросить в воду и так потоплен он был ...». В Новгороде в 1224 г. со жгли 4 волхвов за волшебство. В 1230 г., во время голода, там же жгли людей за людоедство.
Как справедливо отмечает М. Ф. Владимирский-Буданов, «классическое место поучения Мономаха имеет двойственный смысл: "не убивайте, не повелевайте убить, аще будет повинен смерти". Очевидно, суды могли приговорить к смерти.»2
А. Богдановский также пишет о том, что кроме перечисленных в Русской Правде «князья употребляли и другие наказания, называемые в источниках общим именем казней... То или другое нака зание выбирал князь — это зависело совершенно от его произвола. Иногда он за одно и то же преступление в одном случае наказывал так, в другом иначе, иногда же и совсем не наказывал виновного или же только удалял его от себя (Ипатьевская летопись 1170 г .)».3
Во многом именно поэтому трудно, практически невозможно делать какие-либо выводы о тенденциях в практике назначения нака заний в рассматриваемый период.
По мнению А. Богдановского, «с самими средствами наказания князья наши могли познакомиться из источников византийских, ко торые постоянно были в ходу в церковных судах и существовали по крайней мере в 13-м столетии, уже в русском переводе (особенно за мечателен так называемый Закон судный людем). Да кроме того, ве роятно, не без влияния оставались примеры духовенства, которое употребляло иногда чисто греческие — византийские казни (так, Новгородский епископ Лука, оправдавшись перед митрополитом от
1 Полное собрание русских летописей. Л., 1977. Т. 33. С. 52.
2 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Пг., 1915. С. 331.
3 Богдановский А. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве Д°
Петра Великого. М., 1857. С. 62.
^азнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 157
обвинения, возведенного на него холопом Дудиком, отрезал послед нему нос и обе руки, после чего тот ушел к немцам).
Но все это были наказания фактические, не освещенные никакой определенной нормой, никаким законом, исключая поток в Русской Правде. До конца 14-го века в законодательных источниках мы не знаем и не видим других публичных наказаний».1
Но все-таки наиболее распространенными, определяющими бы ли имущественные наказания. Такая тенденция была характерна, по жалуй, только для данного периода в развитии отечественного права и государства.
Объяснения этого факта можно встретить у различных ав торов.
По мнению Н. Неклюдова, в этот период «преступление рассматривается, главным образом, с точки зрения частного вреда. Правда, что в преследование и наказание их вмешивается сама обще ственная власть, но ее вмешательство оттесняется слишком сильно фискальным характером. Она смотрит на свое преследование не как на обязанность, отправляемую во имя охранения общественных от ношений, а как на личное право властителя. Правонарушение — это ее доходная статья. Налог, получаемый с преступления, идет на удов летворение дружинников, кормленщиков, чиновников власти. Вот почему весьма много преступлений облагаются не только денежным вознаграждением в пользу обиженного, но и денежным штрафом — вирою и продажею — в пользу князя».2
Современный исследователь П. А. Кошель совсем иначе объяс няет преобладание имущественных наказаний как в законодательст ве, так и на практике в рассматриваемый период. По его мнению, «с точки зрения православной церкви, источник наказания (греха) заключался в страсти к гордыне, различным плотским удовольстви ям. Наказание штрафом служит средством ликвидировать этот ис точник, изымая денежные средства».3
2 Там же. С. 63.
БернерА Ф. Учебник уголовного права. Части Общая и Особенная. С примечаниями, предложениями и дополнениями по истории русского права и законодательству Н- Неклюдова. Том I . Часть Общая. Перевод Н. Неклюдова. СПб., 1865. С. 168.
Кошель П. А. История наказаний в России. История российского терроризма. М.: г олос, 1995. С. 3.
158 Глава /у
С данной точкой зрения, на наш взгляд, вряд ли можно согла ситься. Позиции церкви в рассматриваемый период не были так сильны. Поэтому более верным представляется предположение Н. Неклюдова.
Следует отметить, что абсолютное большинство статей Русской Правды предусматривают за совершенное преступление только один вид и размер наказания (прообраз норм с абсолютно-определенны ми санкциями): «аже кто убиеть княжа мужа в разбои... то 80 гривен; таки ли людин, то 40 гривен»,«... а за рядовича 5 гривен»,« а за смер- дин холоп 5 гривен» и т. д.
Как уже отмечалось, в Пространной редакции Русской Правды одним из критериев, определяющих меру наказания, являлось в ос новном социальное положение потерпевшего: самый высокий де нежный штраф (вира) налагался за убийство «княжа мужа», а самый низкий — за убийство холопа (ст. 3, 16 и др.). Холопа, всего лишь ударившего свободного человека, можно было даже убить (ст. 65 Пространной редакции).
Достаточно суровые меры наказания были предусмотрены в Рус ской Правде и за имущественные преступления, что, несомненно, связано с усилением охраны феодальной собственности.
Наиболее характерными для рассматриваемого периода были имущественные наказания — денежные штрафы. Однако за особо важные преступления против имущества или личности представите лей господствующего класса применялось такое наказание, как по ток и разграбление, а также членовредительные наказания и смерт ная казнь (при этом два последних вида наказания не были закрепле ны на законодательном уровне).
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Древнерусское государство с центром в Киеве распалось на ряд феодальных кня жеств, самостоятельных полугосударств. В XII в. их было уже две надцать.
Важнейшие правовые сборники того времени, в первую очередь «Русская Правда» и княжеские церковные уставы, признавались действительными не только в Киеве, но и в других землях. Но с течением времени возникла потребность в создании правовых источников, ко торые в той или иной мере отвечали бы местным экономическим и общественно-политическим особенностям.
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития.,. 159
В числе таких источников права различных земель ученые выде ляют Новгородскую и Псковскую Судные Грамоты.
Новгородская Судная Грамота (1456 г.) содержала, в основном, нормы процессуального права, тогда как Псковская Судная Грамота (1462—1467 гг.) — нормы уголовного, гражданского и процессуаль ного права. Несмотря на то, что эти грамоты являлись документами региональными, по мнению исследователей, их нормы использова лись и за пределами Псковской и Новгородской земель, на других территориях, т. е. в какой-то мере они имели общерусское значение. Эти законы и Русская Правда поздних редакций неизбежно взаимо действовали друг с другом.1
В Псковской и Новгородской Судных Грамотах понятие престу пления значительно изменилось по сравнению с Русской Правдой. Под преступлением теперь понимался уже вред, причиненный не только отдельному лицу, но и государству в целом. Поэтому судные грамоты предусматривали ответственность в том числе и за политические преступления.
Круг субъектов преступлений в рассматриваемых законодательных актах не был определен. Очевидно, он был гораздо шире, нежели в Русской Правде, поскольку холопство в Пскове было распространено в сравнительно малых масштабах.2
В судных грамотах нет ни одной статьи, которая ставила бы уголовную ответственность нарушителя в зависимость от его сословной принадлежности. «Статус свободы был единственным и самодоста точным основанием уголовной ответственности, т. е. не будучи холо пами, лица всех сословий отвечали перед законом».3
В отличие от периода Русской Правды, в рассматриваемый период наметилась дифференциация подхода к ответственности соучастников. И хотя непосредственно сами источники об этом не упоминают, летопись, в частности, свидетельствует, что в 1342 г . некий Онцифор обвинял Федора и Ондрешка в том, что они подослали убить его отца.4 Следовательно, новгородцы раз-
1 Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1984. Т. 1. С. 321.
2 Агафонов Ю. А., Упоров К В. Историческое развитие уголовного права России.
Учебное пособие. Краснодар, 2001. С. 16.
3 Проценко Ю. Л. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности
( XII - XIV вв.). Лекция. Волгоград, 2001. С. 45-46.
4 Новгородская первая летопись. С. 356.
160 Глава /у
личали непосредственных исполнителей и подстрекателей или орга низаторов.
В качестве обстоятельства, отягчающего уголовную ответст венность, ст. 8 Псковской Судной Грамоты называет рецидив: «Что бы и на посад(е) но крадется ино двожды е пожаловати, а изличив казнити по его вине, и в третий ряд изли(чи)в, живота ему не дати, крам кромъскому татю».1 Как видим, наказание в случае рецидива преступлений устанавливалось весьма суровое.
В Новгороде и Пскове впервые в истории русского уголовного права появляется категория государственных преступлений, «что знаменует новый шаг в развитии феодальной государственности, свидетельствующий об осознании государством своей самостоятель ности, своего верховенства над населением и недопустимости про тестов со стороны последнего, характеризуемых отныне как преступ ные посягательства».2
Среди государственных преступлений, ответственность за кото рые предусматривалась уголовным законодательством, центральное место занимали составы «перевета» и «крамолы».
«Перевет» означал измену и мог заключаться в сношениях с врагами государства, переходе на сторону врага и наказывался смертной казнью.
Летописи называют переветниками посадника Якуна, бежавшего в 1141 г. вместе с изгнанным князем Святославом; посадника Заха-рью и бирича Несду, имевших связи с враждебным Новгороду князем Святославом в 1167 г.; Сбышку Волосовича, Завиду Волосовича и других, передавших в 1194 г. мятежной Югре новгородских данников; двинских воевод, взявших в 1397 г. сторону великого князя Мо сковского, отложившихся от Новгорода и поделивших между собой новгородские земли, и т. п.3
Статья 7 Псковской Судной Грамоты предусматривает ответст венность за перевет наряду с другими преступлениями: поджогом,
1 Отечественное законодательство XI — XX веков. Часть I . XI — XIX века. М., 1999.
С. 40.
2 Мармышин О. В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право
феодальной республики. М.: Российское право, 1992. С. 280.
3 Новгородская первая летопись. С. 26,220,234, 335, 337, 392, 393.
#азнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 161
кримской кражей, конокрадством («а крим(с)кому татю и коневому ц переветнику и зажигалнику тем живота не дати»).1
Уровень развития уголовного права в то время не был достаточ но высок для того, чтобы законодатель разграничил преступления по объекту посягательства на государственные и общеуголовные. По этому деяния, которые современное уголовное право относит к кате гории особо опасных государственных преступлений (измена), стоя ли рядом с имущественными преступлениями (конокрадство). С точ ки зрения законодателя XV в. конокрадство было также опасно, как и измена.2
Крамола как один из видов государственных преступлений того времени означала мятеж, восстание, смуту. От перевета крамолу отличало отсутствие у виновного связи с внешними силами, враждебными государству. Как и перевет, крамола могла выразиться в том числе в грабежах и насилиях, но исчерпывалась ими только в том случае, если грабежи ввиду своих масштабов приобретали антигосу дарственный характер.3
Не случайно Новгородская Первая летопись за 1291 г. упо минает о случае, когда «грабиша торг крамольники». Новгородцы, собравшись на вече, судили их и двоих сбросили с моста в Волхов.4
В отличие от Русской Правды, Псковская Судная Грамота уже более детально регулирует имущественные преступления, среди ко торых татьба (ст. 1,7,3,4), грабеж и разбой (ст. 1,20), наход (ст. 1), поджог (ст. 116).
Это было обусловлено процессом феодализации страны, связан ным с ним усилением классовых противоречий и неизбежным поэто му обострением классовой борьбы. В сложившихся условиях усиление охраны собственности феодалов, купцов и ростовщиков от вся ческих покушений на нее со стороны их классовых противников
1 Отечественное законодательство XI — XX веков. Часть I . XI - XIX века. М., 1999.
С 40.
2 Российское законодательство Х-ХХ веков. Том 1. Законодательство Древней Ру
си. М., 1984. С. 349.
3 Мартышин О. В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право
феодальной республики. М., 1992. С. 281.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.