Когда ребенок появляется на свет, он совершенно беспомощен. У него совершенно нет шансов выжить, если ему не будет помогать взрослый. Это чувствует любой младенец, эта информация заложена в него природой вместе с внутренней программой: «Если рядом есть взрослый, который заботится о тебе, смело расти и развивайся. Если он недостаточно внимателен, привлеки его внимание любым способом. Если это не получается – замри, не расти, жди лучших времен. Если не дождался – умирай».
В конечном итоге все особенности детей, по тем или иным причинам оставшиеся без родителей, все странности их поведения восходят к этой глубинной программе.
Ученые-психологи наблюдали за младенцами из «образцовых» приютов, где у них было хорошее питание и лечение, но практически отсутствовало общение со взрослыми. Специально обученный персонал заходил в стерильные палаты только по необходимости – перепеленать, покормить, и всегда в марлевых повязках. В других случаях брать на руки детей не разрешалось. В результате дети в «образцовых» приютах чаще умирали и хуже развивались, чем дети из приюта при тюрьме, которые жили в очень плохих условиях, но часто виделись со своими матерями, и смертность среди первых была в несколько раз выше. Младенцы буквально умирали от тоски. Это явление было названо госпитализмом. Ребенок становится тихим, замкнутым, вялым, плохо ест и спит, теряет способность сопротивляться инфекции и может умереть даже от нетяжелой болезни. Дети, оставшиеся без родительской заботы, отличаются от семейных заметным отставанием в физическом и интеллектуальном развитии, не проявляют любознательности, не любят осваивать новые навыки, легко впадают в истерику, в панику, в отчаяние. Почему это происходит? Природой создана сложнейшая система «мать-дитя», где все взаимосвязано. Например, организм женщины не станет производить молоко, если ребенок мало ест или его не приносят в первые несколько суток. Точно так и с ребенком. Он растет и развивается, только если есть для кого. Если мать оставляет ребенка, для него ее отсутствие означает не крушение того, что было, а невозможность возникновения чего бы то ни было. Даже если о нем заботятся нянечки, это не снимает его тревогу. Поэтому они стараются удержаться на первых двух пунктах программы «добивайся внимания взрослого», «не добившись – замри и жди». Именно этим объясняется большинство особенностей детей, в раннем возрасте оставшихся без родителей.
Многие детдомовские дети, даже давно вышедшие из младенческого возраста страдают энурезом. Намочил лишний раз постель, получишь хоть какое-то внимание взрослого. (12 летний воспитанник через 3 месяца пребывания в нашем интернате избавился от энуреза).
Того же происхождения привычка по любому поводу громко кричать, закатывать истерики. Нянечка подходит к тому, кто громче кричит. Кто не сумел обзавестись луженой глоткой, имеет меньше шансов выжить. Еще одна особенность – прилипчивость, неестественная ласковость, когда ребенок каждую женщину готов обнять, поцеловать, назвать мамой. Отчаявшись получить полноценную любовь, он решает добирать количеством, выманивая, выпрашивая.
Ребенок, лишившись матери, находится в крайней степени стресса, решается вопрос его жизни и смерти. Многим известны навязчивые действия, которые так пугают в детях, выросших в казенном доме – сосут пальцы, часами раскачиваются из стороны в сторону, могут даже биться головой о спинку кровати. Все эти ритмические действия – замена материнскому укачиванию, способ справиться с нестерпимой тревогой и успокоиться. Поэтому если вам не приятно видеть такие проявления у восьмилетнего ребенка, вспомните, зачем ему эта привычка (те, кто не научился себя так успокаивать, просто не дожили до 8 лет).
Неспособность заботиться о себе. Существует закон сохранения заботы – из ничего способность заботиться о себе и других не возникает. Если забота, которую получал ребенок в семье, недостаточная, «лишь бы не кричал», он точно так же будет относится к себе, к своему здоровью, своему будущему, как к недоразумению, источнику проблем, не имеющему никакого значения. Это проявится в том, что он может не понимать, зачем каждый день мыться, ходить в школу, заботиться о здоровье, брать на себя чужие проступки.
Жестокое обращение – это то, с чем сталкивается подавляющее большинство воспитанников сиротских учреждений. Наша задача – помочь ребенку, уже пережившему насилие, восстановиться. От нашей злости, ужаса, жалости мало толку. Важно знать, как проявляются последствия жесткого обращения, и что следует делать.
Чтобы пережить полученную травму ребенок нередко вынужден погрузиться в бесчувственность, отупение (эмоциональная тупость).
Такие дети поражают неподготовленного человека. Упал, расшибся в кровь – смеется: «Мне не больно!», его ругают – он ухмыляется, либо делает вид, что не понимает, не слышит.
Естественно, очень страдает интеллектуальное развитие.
Когда непосредственная опасность исчезает, через какое-то время начинает отпускать и «анестезия», а ведь под ней душевная рана.
Когда насильником был родитель, у ребенка любовь оказывается прочно склеена с ненавистью, страхом. Формируется двойственное чувство «люблю-ненавижу», которое потом проявляется в любых других отношениях, в которые вступает ребенок. Для него формула «бьет – значит любит» буквально описывает понимание любви. Обычно специалисты предупреждают принимающую семью, которая берет ребенка, пережившего насилие: «Учтите, он будет вас провоцировать, чтобы вы его побили». «Ну что вы, мы и своих никогда пальцем не тронули, как же можно бить ребенка, который столько пережил!». Но в скором времени звучит примерно следующее: «Я не узнаю себя, Ребенок достает так, что хочется его убить. У меня никогда такого не было!». Жизнь в условиях постоянного напряжения невероятно обостряет способность ребенка считывать нюансы настроения взрослого. Он точно знает ваши «больные мозоли» и постоянно на них наступает. И когда вы его хотите размазать по стенке, он абсолютно уверен, что вы его видите, он не один на свете. Жуткая, ненормальная логика, но именно логика, а не бред. Можно посоветовать такую реакцию: «Я вижу, ты хочешь, чтоб я тебя ударил. Я и вправду очень на тебя злюсь. Но я не бью детей, это мое правило. Давай лучше сядем и поговорим». Если обоих трясет, лучше поколотить подушку, постучать полотенцем по кровати да еще с громким криком. Главное – заменять негативное внимание на позитивное. Можно удивлять, обескураживать (обнять, прижать к себе, пошутить). Все это ломает патологическую связь «любовь-ненависть».
Бывает, что ребенок начинает воспроизводить ситуацию насилия не с позиции жертвы, а с позиции насильника: отрывает куклам головы, жестоко обращается с животными, обижает сверстников, даже бросается на взрослых. Здесь очень важно проявить твердость и спокойствие, провести черту между ребенком и монстром внутри него и , осуждая агрессивное поведение, быть заодно с ребенком: «Что на тебя нашло? Умойся, и станет легче. Думаю, тебе жаль, что ты не справился и полез драться». Часто взрослые пытаются «давить на жалость», рассказывая как жертве было больно и страшно. Часто это может иметь обратный эффект, ребенок-то лучше знает, каково жертве, и это может вновь вернуть его в привычное отупение. Лучше сделать акцент на овладение собой, время для овладения состраданием еще не пришло.
Если ребенок годы провел в казенном доме, он приобретает ряд особенностей.
Неприспособленность к обычной жизни в семье. С одной стороны, он обделен по сравнению с обычными сверстниками, с другой стороны, обеспечен всем необходимым, причем не знает, откуда что берется. Специальными инструкциями запрещено привлекать воспитанников к приготовлению пищи, стирке белья, уборке санузлов.
Иждивенчество. «У меня в детстве ничего не было, поэтому мне все должны».
Проблемы с обучением. Кто захочет учиться, если чувствует себя несчастным и хуже других?
Чтобы удовлетворить свои желания, у детдомовского ребенка есть только три возможности - выпросить, отнять, украсть. Не потому что плохой, а потому что по-другому не получится.
Часто, наблюдая за ребенком из детского дома, окружающие думают: «Ненормальный какой-то!». Но когда узнаешь все, о чем мы сегодня говорили, начинаешь понимать, что все его странности – это всего лишь нормальная реакция на ненормальные обстоятельства существа, которое хотело жить.
И все же последствия травматических событий преодолимы. Дети очень хотят жить и расти, поэтому они используют любой шанс, подаренный судьбой. После устройства в семью даже младенцы каким-то образом чувствуют, что жизнь налаживается, и делают невероятный скачок в росте и развитии. Но пережитый стресс еще долго дает о себе знать, и чем дольше ребенок прожил без семьи, тем более длительным будет процесс восстановления.
Приложение 4
Ситуация 1.
Вашей приемной дочери 3 года. Когда вы удочерили ее в возрасте 1 года 10 месяцев, девочка не разговаривала, у нее систематически случались истерические припадки. Со временем дочка стала говорить, припадки постепенно стали более редкими.
В настоящее время вы заметили, что когда вы выражаете неудовольствие ее поведением, она начинает кусать себя за запястье ручки и говорить «Я плохая».
Ситуация 2.
Вашей приемной дочери Наташе 13 лет. Вы усыновили ее в возрасте 8-ми лет.
Сегодня вас вызвали в школу, потому что вашу девочку поймали на воровстве карманных денег у одноклассницы. Вернувшись домой, вы решаете поговорить об этом с дочерью. Она начинает злиться и бросает вам в лицо следующую фразу: «Ты не можешь на меня орать, ты мне не настоящая мать (настоящий отец)!!! Как бы я хотела к ним вернуться. Оставь меня в покое!».
После этого она убегает в свою спальню и с грохотом закрывает за собой дверь.
Приложение 5
Анкета «Семейные роли»
Роли |
Имена
Приложение 6
Карточка «Павлик».
Павлик, 7 лет. Воспитывался матерью-одиночкой. Когда мальчику было четыре года, она погибла в результате несчастного случая. С этого времени Павлик живет в детском доме. Из других родственников – бабушка 79 лет, живет в деревне, по состоянию здоровья воспитывать ребенка не может, иногда пишет ему письма. Родственная опека исключена. Рекомендован для помещения в семью, желательно усыновление.
Карточка «Ваня».
Ваня, 8 лет. Изъят из семьи полгода назад. Родители пили, за ребенком не ухаживали. Сейчас решается вопрос о лишении их родительских прав. Из других родственников – бабушка (59 лет), тоже пьющая, старший брат (21 год) – в местах лишения свободы. Родственная опека исключена. Ваня рекомендован для помещения в семью под кратковременную опеку с вероятным переходом в постоянную после выяснения статуса.
Приложение 7а
Предварительное тестирование
(пре-тест)
1. Какая форма жизнеустройства наиболее предпочтительна для ребенка?
a) Усыновление;
b) Приемная семья;
c) Детский дом.
2. С кем необходимо посоветоваться, перед тем как создавать замещающую семью?
a) С членами семьи и близкими родственниками;
b) С друзьями и знакомыми;
c) Лучше ни с кем не советоваться.
3. Для чего нужна Школа принимающих родителей?
a) Без ее окончания невозможно стать замещающим родителем (усыновителем, опекуном, приемным родителем);
b) Она дает необходимые знания и поддержку;
c) Это просто место, где можно хорошо провести
время и завести новых друзей.
4. Все дети, оставшиеся без попечения родителей:
a) Страдают тяжелыми хроническими заболеваниями;
b) Часто имеют задержки физического и психического
развития;
c) Ничем не отличаются от остальных детей.
5. Если ребенок усыновлен в младенческом возрасте, то:
a) Это никак не скажется на его последующем развитии;
b) Последствия разрыва с матерью все равно могут отразиться на его поведении в будущем;
c) «Гены» все равно возьмут свое.
6. Что делать, если ребенок постоянно закатывает истерики?
a) Наказать его;
b) Объяснить, что так делать нельзя;
c) Обратиться за советом к специалисту-психологу.
7. Если вы взяли ребенка на воспитание в семью:
a) На первом месте всегда должны стоять интересы ребенка;
b) Необходимо принимать во внимание, как интересы ребенка, так и ваши собственные;
c) Жизнь покажет, чьи интересы важнее.
8. Что делать, если вы поняли, что не можете справиться с приемным ребенком?
a) Нужно терпеть, ведь теперь вы в ответе за него;
b) Лучше вернуть его назад;
c) Необходимо, прежде всего, посоветоваться со специалистами.
Спасибо!
Приложение 7б
Заключительное тестирование
(пост-тест)
1. Какая форма жизнеустройства наиболее предпочтительна для ребенка?
a) Усыновление;
b) Приемная семья;
c) Детский дом.
2. С кем необходимо посоветоваться, перед тем как создавать замещающую семью?
a) С членами семьи и близкими родственниками;
b) С друзьями и знакомыми;
c) Лучше ни с кем не советоваться.
3.Для чего нужна Школа принимающих родителей?
a) Без ее окончания невозможно стать замещающим родителем (усыновителем, опекуном, приемным родителем);
b) Она дает необходимые знания и поддержку;
c) Это просто место, где можно хорошо провести время и завести новых друзей.
4. Все дети, оставшиеся без попечения родителей:
a) Страдают тяжелыми хроническими заболеваниями;
b) Часто имеют задержки физического и психического развития;
c) Ничем не отличаются от остальных детей.
5. Если ребенок усыновлен в младенческом возрасте, то:
a) Это никак не скажется на его последующем развитии;
b) Последствия разрыва с матерью все равно могут отразиться на его поведении в будущем;
c) «Гены» все равно возьмут свое.
6.Что делать, если ребенок постоянно закатывает истерики?
a) Наказать его;
b) Объяснить, что так делать нельзя;
c) Обратиться за советом к специалисту-психологу.
7. Если вы взяли ребенка на воспитание в семью:
a) На первом месте всегда должны стоять интересы ребенка;
b) Необходимо принимать во внимание, как интересы ребенка, так и ваши собственные;
c) Жизнь покажет, чьи интересы важнее.
8.Что делать, если вы поняли, что не можете справиться с приемным ребенком?
a) Нужно терпеть, ведь теперь вы в ответе за него;
b) Лучше вернуть его назад;
c) Необходимо, прежде всего, посоветоваться со специалистами.
Спасибо!
Приложение 8
Анкета выпускника
Уважаемый выпускник! Мы хотим, чтобы наша Школа развивалась и дальше, для этого нам важно узнать Ваше мнение о проведенных занятиях. Мы будем признательны, если Вы отразите свою точку зрения на качество нашей работы.
1. Оцените, в какой степени “Школа принимающих родителей” дала Вам возможность:
(отметьте подходящую цифру, которая ближе находится к Вашему ответу, при условии, что 1 – параметр выражен минимально, 5 – параметр выражен максимально)
1 | Еще раз оценить свои возможности для создания замещающей семьи | 1 2 3 4 5 |
2 | Осознать проблемы, которые могут возникнуть с приемным ребенком | 1 2 3 4 5 |
3 | Получить знания о специфике развития детей, имеющих травматический опыт разрыва с матерью, нахождения в неблагополучной семье, интернатном учреждении | 1 2 3 4 5 |
4 | Обсудить проблему жестокого обращения с детьми, узнать об эмоциональных и поведенческих особенностях детей-жертв насилия | 1 2 3 4 5 |
5 | Получить информацию о разных видах семейного устройства | 1 2 3 4 5 |
Укажите результаты вашего участия в Школе:
2.1. утвердился(ась) в решении взять в семью или усыновить ребенка;
2.2.решил(а),что мне нужно пересмотреть мое решение взять в семью или усыновить ребенка, возможно, мне требуется что‐то другое;
2.3.в настоящее время я не готов(а) ни к тому, чтобы взять в семью ребенка, ни к тому, чтобы усыновить ребенка, но я узнал многое о семьях и
детях.
Что на Ваш взгляд следует изменить и каким образом, чего не хватает в обучении?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания ___________________________________________________ ________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие!
Литература
1. Айзман Р.И., Широкова В.М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. Новосибирск, 2004.
2. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок…Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. СПб.:Речь, 2008. – 224 с.
3. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины.Последствия.Помощь. М., 2006.
4. Барабохина В.А., Замалдинова Г.Р. Современные технологии в социальной работе с семьёй. СПб, 2006.
5. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М., 2004.
6. Вы решили усыновить ребенка.\ Авт. Г.С.Красницкая и др. – М., 2001.
7. Грошева Е.А. Будем родными. М., Дом, 1993.
8. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008.
9. Книга для приемных родителей. Самара, 1993.
10. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
11. Малкина - Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эскимо, 2005.– 992 с.
12. Овчарова Р.В. Психология родительства.-М.:«Академия», 2005.
13. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей – сирот: профессиональная замещающая семья. М.: «ГЕНЕЗИС», 2006.
14. Партнерство во имя детей// Сборник материалов. Под редакцией Т.Н. Страбахиной , А.Л.Позднышевой. Великий Новгород, 2002.
15. Петрановская Л. К вам в класс пришел приемный ребенок. М., БО «Адреса милосердия», 2008.
16. Популярная психология для родителей.\ Под ред. А.А. Бодалева, М, 1988.
17. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.,1990.
18. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб,: Питер, 2005.
19. Программа подготовки приемных родителей. М.,1999.
20. Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи. Калуга, 2006.
21. Д.С.Райкус, Р.К.Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска. Практическое пособие. Изд-во Эскимо,М., 2009.
22. Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом. Интерактивный учебник: тесты, упражнения, ролевые игры. – «Психотерапия», М., 2007;
23. Страбахина Т.Н. Психологические вопросы социального материнства// Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново- Плес, 6-9 сентября 2002, с.91-94.
24. Черников А. Системная семейная терапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
25. Школа принимающих родителей: Методическое пособие. М., ООО «Издательство «Проспект», 2010.
26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер,1999.
27. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.:«Фолиум»,1996.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 419.