Факторы риска замещающего родительства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Однако еще более важно обозначить в выводах так называемые «зоны риска», то есть те обстоятельства, которые увеличивают риск неблагоприятного исхода замещающего родительства.

Существуют несколько индивидуальных и семейных факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на качество воспитания приемного ребенка. Однако степень их проявления может варьировать в зависимости от множества обстоятельств. Задача психолога заключается в том, чтобы защитить детей, не отталкивая при этом людей, которые при определенных условиях могут стать для них хорошими родителями.

Ниже приведены факторы, на которые психолог должен обращать особое внимание в процессе оценки кандидатов.

· Имеются сведения о том, что кандидат в замещающие родители (или член семьи кандидата) подвергался аресту или был осужден за совершение преступления. Психолог должен проанализировать такой случай с целью установить степень серьезности правонарушения, личностные изменения, которые претерпел потенциальный родитель.

· Потенциальный замещающий родитель в прошлом злоупотреблял алкоголем или наркотиками, однако успешно завершил курс лечения и удерживается от употребления алкоголя или наркотиков без рецидивов на протяжении достаточно длительного времени.

· У кандидата есть неразрешимые личные проблемы, связанные с опытом перенесенного физического/сексуального насилия или неудовлетворения потребностей в детстве, или отвержения родителями.

· Мотивация к приему ребенка у кандидата носит преимущественно эгоистический характер. Он считает, что замещающее родительство принесет в первую очередь выгоду ему самому, и лишь во вторую очередь – приемному ребенку (например, спасет разваливающийся брак, заменит умершего ребенка, предоставит товарища собственному ребенку, спасет от одиночества и т.п.).

· У потенциального родителя имеются жесткие и нереалистичные ожидания в отношении того, как должен вести себя ребенок.

· У кандидата возникали серьезные проблемы с воспитанием собственных детей.

· Потенциальный родитель обладает серьезными эмоциональными проблемами, такими как депрессия, неустойчивый и взрывной характер и т.д.

· В семье кандидатов существуют значительные межличностные проблемы, например, напряженные отношения между супругами, хронические конфликты, существенные различия в мотивации принятия ребенка.

· В семье кандидатов в последние два года имела место психотравмирующая ситуация (смерть близких, особенно детей, больной в терминальной стадии, развод, эмиграция и т.д.).

· Потенциальные родители стремятся принять ребенка на место умершего сына или дочери, т.е. поиск ребенка того же пола и возраста.

· Мать потенциальной замещающей семьи находится в декретном отпуске, в семье имеется ребенок в возрасте до трех лет.

· В потенциальной замещающей семье уже есть ребенок одного пола и возраста с приемным.

 

Заключение о психологической неготовности кандидата стать усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем

Большинству педагогов-психологов тяжело давать заключение о неготовности кандидата стать замещающим родителем. Они сопереживают его разочарованию и чувству безысходности. В этом случае необходимо напомнить себе, что главная задача специалиста службы сопровождения заключается в том, чтобы найти и подготовить замещающих родителей, способных дать ребенку стабильную и любящую семью, не подвергая риску распада их собственную.

Для того, чтобы педагогу-психологу было легче дать кандидату заключение о неготовности быть замещающим родителем, он может:

· поднимать вопросы, вызывающие у него озабоченность, еще на ранних стадиях процесса диагностики и время от времени возвращаться к их обсуждению;

· помогать кандидатам понять, что взятие ребенка с особыми потребностями до того, как будут устранены существенные проблемы, может причинить вред не только ребенку, но и их собственной семье;

· понятно и честно объяснять кандидатам причины отказа, приводя конкретные примеры;

· предлагать альтернативные формы помощи обездоленным детям: опеку вместо усыновления, гостевой режим проживания ребенка, участие в общественных организациях соответствующей направленности, спонсорскую помощь интернатным учреждениям и т.п.;

· помогать кандидатам понять, как они могут устранить существующие проблемы, например, обращаясь к помощи психотерапевта или пройдя подготовку в ШПР. Облегчать доступ к соответствующим услугам;

· предлагать отсрочить принятие решения о создании замещающей семьи на срок от полугода до года для дополнительного обдумывания.

 

Не стоит забывать и о том, что некоторые кандидаты в замещающие родители нередко бывают благодарны психологу за его рекомендацию отказаться от мысли о приемном ребенке. Особенно если это решение продиктовано только чувством долга и не подкреплено необходимыми личностными и семейными ресурсами.

 

 Заключение о неготовности кандидата или переносе усыновления\ опеки на более поздний срок, скорее всего, поможет предотвратить неудачный исход замещающего родительства, при этом не лишая потенциальных родителей надежды на то, что они смогут взять ребенка позднее, усвоив необходимые для этого знания и навыки или устранив существующие проблемы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Анкета

Дата: 2019-07-24, просмотров: 941.