Задачи:
1. Дать информацию о медицинском аспекте замещающего родительства.
2. Помочь осознать проблемы, которые могут возникнуть с появлением приемного ребенка, и ощутить ответственность.
3. Помочь участникам тренинга осознать те воздействия, которые оказывает их родительская семья на уклад собственной семьи, а также на осознание себя как родителя.
4. Способствовать осознанию участниками группы особенностей собственного стиля воспитания детей в семье и их влияния на развитие и поведение ребенка.
5. Дать представление о видах жестокого обращения и его последствиях для ребенка.
6. Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом.
· Приветствие.
· Упражнение «Я чувствую себя как…». Закончить предложение, используя любой образ: явления природы, неодушевленного предмета, растения и т.п.
· Обсуждение в кругу мыслей и переживаний, связанных с приемом ребенка, которые появились у членов группы за период с последней встречи.
· Групповая работа.
Инструкция: участники делятся на две мини-группы, каждая из которых получает карточку с тремя вопросами.
Вопросы:
1. Какие условия необходимо создать ребенку от 0 лет (новорожденному) для сохранения и укрепления его здоровья? (для 1-й мини-группы)
1а. Какие условия необходимо создать ребенку от 3-4 лет для сохранения и укрепления его здоровья? (для 2-й мини-группы)
2. Что может повлиять на здоровье будущего ребенка во время беременности женщины?
3. Отличается ли здоровье ребенка, воспитывающегося в семье от здоровья ребенка дома ребенка/детского дома?
· Мини-лекция «Медицинские аспекты в работе с принимающими семьями» (Приложение 2).
· Рисунок «Моя семья до и после принятия ребенка».
Инструкция: участникам предлагается нарисовать рисунок «Моя семья до и после принятия ребенка». По очереди рассматривается рисунок каждого участника. Группа высказывает впечатления от рисунка: свои чувства, ассоциации, без интерпретаций. Затем автор говорит о том, что ему хотелось отразить и что в высказываниях участников соответствует его представлениям, а что не соответствует.
· Мозговой штурм «Чего я больше всего опасаюсь».
Инструкция: участникам предлагается подумать о тех возможных трудностях, которые могут ожидать семью после принятия ребенка и индивидуально выбрать три главные трудности. В режиме мозгового штурма составляется общий список трудностей.
· Обсуждение возможных последствий появления нового члена семьи.
Подводя итоги МШ, ведущий обращает внимание на ряд трудностей, которые возможно не нашли отражение в списке:
ü Семья уже не будет полностью обособленной (вмешательство социальных, психологических служб, мониторинг состояния ребенка, психологического климата семьи и т.д.).
ü Некоторые люди могут думать, что вы это сделали из корысти, или наоборот вас будут считать святыми – вы будете «Другими».
ü Генетически ребенок будет отличаться от вас, и ваша главная забота будет заключаться не в том, чтобы сделать его похожим на вас, а в том, чтобы поощрять ребенка стать тем, кем ему предназначено стать.
ü Ребенок может стремиться к кровной семье.
ü Вы можете почувствовать после первых дней, что вы не испыты-ваете любви, которую хотели бы испытывать.
· Упражнение – разминка «Рисунок одним карандашом».
Инструкция: все участники делятся на пары.
Задание парам: возьмите вдвоем одну ручку и, молча, начинайте рисовать общий рисунок.
Вопросы для обсуждения. Трудно ли было добиться согласованного действия? Что мешало, что помогало? Какую связь с темой занятия вы видите?
· Упражнение «Родительская семья».
Инструкция: индивидуально участники анализируют свои родительские семьи таким образом, чтобы найти негативные и позитивные моменты, связанные с воспитанием детей (около 5 позиций). Следующее задание заключается в том, чтобы отметить, что из вышеперечисленного реализуется в собственной семье. Затем в супружеских парах (при наличии) обсуждаются полученные результаты. В общий круг представляются выводы каждой супружеской пары или индивидуально.
Общий вывод: родительская семья неизбежно оказывает влияние на уклад собственной семьи (прямым либо обратным образом), но это влияние нефатально и может быть преодолено.
· Мозговой штурм «Что, по вашему мнению, можно отнести к фактам жестокого обращения (насилия) по отношению к детям?».
Инструкция: составляется общий список по методу мозгового штурма.
Ведущий дает информацию о видах насилия (пренебрежение нуждами, эмоциональное, физическое, сексуальное (по степени тяжести для ребенка).
· Упражнение «Как проявляются травмы прошлого».
Инструкция: приглашаются три пары добровольцев: первый участник в паре— «ребенок», другой — «воспитатель». «Дети » по очереди отводятся в сторону и им дается установка, как себя вести.
Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показы-вать. Чтобы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
Второму: «Когда‐то в твоей жизни случилось что‐то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом “три”. Если услышишь это слово, значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову рука-ми».
Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай, пошли куда по-дальше».
Приглашается в круг первый «воспитатель» и первый «ребенок».
Задание «воспитателю»: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».
Участникам дается некоторое время на развитие событий. Игра останав-ливается в тот момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.
Приглашается в круг второй «воспитатель» и второй «ребенок».
Задание «воспитателю»: «Научите ребенка считать до пяти».
Приглашается в круг третий «воспитатель» и третий «ребенок».
Задание «воспитателю»: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с ним о чем‐то болтаете и вдруг заметили, что он неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф».
Вопросы для обсуждения. Что воспитатели испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему‐то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию? Что, по мнению участников, происходило? Почему дети так странно вели себя?
«Детям» предлагается рассказать, какие установки ими были получены и какие чувства они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.
Ведущий подчеркивает, что в действиях «воспитателей» не было ничего
заведомо неверного. Любой бывает обескуражен, столкнувшись поведением, мотивы которого совершенно непонятны. Цель наших занятий: подготовить к подобным ситуациям, показать скры-тую сторону происходящего.
· Обсуждение. Одинаково ли воспринимают действия взрослых дети, пережившие насилие, и дети из благополучных семей?
Информация ведущего. Ребенок, переживший насилие, настороженно относится к любым контактам со взрослым. Он старается избегать таких контактов, по ‐ своему трактует любые, на взгляд родителя, безобид-ные действия, жесты или слова.
Для нормального роста и развития детям необходима крепкая и здоровая привязанность к родителям. Детям, у которых есть проблемы со здоровьем, задержки в развитии, психологические травмы и т. п., привязаться к новым родителям может быть трудно.
Это означает, что родителям придется уделять ребенку много своего времени, проявлять терпение, постепенно завоевывать его доверие. Кандидатам необходимо настроиться на то, что долгое время им потребуется работать в «режиме отдачи», ничего не ожидая и не получая взамен.
· Завершение. Рефлексия прошедшего занятия.
Изменились ли ваши представления о воспитании приемного ребенка в семье?
Занятие 3.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 450.