Принимая решение о том, какого ребенка взять, родители учитывали чувства и потребности своих собственных детей.
34. Как вы сообщили детям о том, что хотите взять ребенка на воспитание? Что вы им сказали? Как они отреагировали?
35. Что вы делаете, когда ваши дети дерутся между собой, ревнуют вас друг к другу, соперничают за ваше внимание, не дают вам возможности побыть наедине с вашим супругом, не хотят делиться друг с другом? Как вам удается распределить время между детьми?
VII . Эмпатия и способность к пониманию.
Родители способны распознавать и правильно интерпретировать вербальные, невербальные и поведенческие сигналы друг друга и своих детей и описывать чувства других членов семьи.
36. Что вы делаете, чтобы помочь членам вашей семьи, если они чем-нибудь сильно расстроены? Как вы понимаете, что они нуждаются в помощи? А чего вы ждете от других людей, когда чем-нибудь расстроены?
Родители испытывают эмпатию в отношении биологической семьи ребенка и пытаются войти в ее положение.
37. Как вы думаете, почему родители допускают жестокое обращение в отношении своих детей?
38. Как вы относитесь к возможности будущего приемного ребенка встречаться с кровными родственниками? Что вы думаете о его биологической семье? Если вы решите усыновить ребенка, собираетесь ли вы сохранить это в тайне от него и окружающих?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Цветовой тест отношений
(А.М.Эткинд)
Цветовой тест отношений (ЦТО) используется в психологическом обследовании граждан, желающих принять ребенка в семью, а также членов их семей (в том числе, приемных детей).
ЦТО предназначен для определения эмоционального компонента отношений человека к значимым людям, себе самому и понятиям, имеющим значение при оценке готовности к замещающему родительству.
Тест основывается на предположении о том, что невербальный компонент отношений к значимым другим и себе самому отражается в цветовых ассоциациях к ним. В соответствии с разработанной М.Люшером теорией личности каждый из цветов обладает собственным, ясно определенным эмоционально-личностным значением.
Обоснование возможности диагностики отношений с помощью ЦТО было проведено А.М.Эткиндом.
Стимульный материал. В Цветовом тесте отношений используется набор цветовых стимулов М.Люшера (8-ми цветовой).
Процедура проведения.
1-й этап. Проводится классический Тест Цветовых выборов М.Люшера. Выбор делается дважды с 5-10-ти минутным перерывом.
2-й этап. После проведения теста М.Люшера желательно вернуться к вопросам стандартизированного интервью. Затем через 10-15 минут перед испытуемым снова раскладываются полукругом цветовые стимулы таким образом, чтобы они не наезжали друг на друга и находились прямо в поле зрения без отсветов и бликов от осветительных приборов.
Инструкция: «Перед Вами те же карточки, но задание будет другое. Сейчас я буду называть вам слова. К каждому из них Вы должны подобрать наиболее подходящий цвет из лежащих перед вами. Для разных слов при желании можно выбирать одни и те же цвета».
Желательно использовать определенную последовательность предъявляемых слов - лиц и понятий (для взрослых): имя супруга (супруги); имена уже имеющихся детей и других членов семьи; «будущий ребенок» (если в семью предполагается принять несколько детей и имена их известны, то предъявляются и они), «настоящее»; «будущее»; «Я».
Для детей вместо супруга (супруги) называются «мама», «папа». В остальном список предъявлений сохраняется, и тоже в последнюю очередь ребенка просят выбрать цвет, подходящий к его собственному характеру («Я»).
Результаты заносятся в бланк, где каждому значимому лицу и понятию соответствует номер цвета по М.Люшеру.
Анализ и интерпретация результатов. Интерпретация результатов основывается на формализованном и качественном анализе.
Формализованный анализ результатов. Формальным показателем ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого со значимым лицом или понятием, в раскладке второго выбора теста М.Люшера. Ранг представляет собой место данного цвета в раскладке по предпочтению. Таким образом, на 1-м месте располагается наиболее предпочитаемый цвет, на 8-м – наименее предпочитаемый.
Например, стандартная раскладка по предпочтению (2-й выбор) представляет следующую последовательность: 3,4,2,5,1,6,0,7. Если испытуемый выбирает красный цвет (3) для супруги, то, следовательно, степень эмоциональной близости, привлекательности ее для обследуемого в данном случае наивысшая.
Для удобства анализа выделяются три типа эмоционального отношения (знак ранга): положительное (1-3 место в раскладке, обозначается «+»), нейтральное (4,5 место, «=») и негативное (6-8 место, «-»). В приведенном выше примере отношение к супруге диагностируется как положительное, со знаком «+» и фиксируется в бланке как «3+».
При значительном отличии первой и второй раскладки теста М.Люшера есть смысл учитывать оба знака. В этом случае добавляются дополнительные типы отношений: положительно-нейтральный, негативно-нейтральный, амбивалентный (положительный и негативный).
Например, 1- я раскладка: 3,2,4,5,1,6,0,7
2-я раскладка: 3,4,5,6,1,2,0,7
Ребенок выбрал для «папы» - красный (3+ +), то есть отношение положительное; для «мамы» - зеленый (2+ -), отношение амбивалентное; для «старшей сестры» - синий (1= =), отношение нейтральное.
Качественный анализ результатов. Диагностически значимым является не только место, которое занимает цвет, но и сам этот цвет.
Установлено, что люди закономерно, статистически значимо связывают цвета с эмоционально-личностными характеристиками, определенным символическим значением.
Символическое значение цветов, входящих в ЦТО:
1. Синий: честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый спокойный.
2. Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3. Красный: отзывчивый, энергичный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, обаятельный, деятельный.
4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6. Коричневый: уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
0. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.
Совпадение цветов, с которым обследуемый ассоциирует себя и другого члена семьи, свидетельствует о наличии процесса идентификации, сильной связи с ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Семейная социограмма
(в вариантах реальной и идеальной семьи).
(Э.Г Эйдемиллер, И.М. Никольская, В.В. Пушина)
Использование семейной социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи в ситуации психологического обследования граждан, желающих взять на воспитание детей, позволяют специалисту за несколько минут наглядно представить картину семейных отношений. И на этой основе начать выдвигать и проверять гипотезы о том, насколько обследуемые удовлетворены характером взаимоотношений, своей значимостью и значимостью других членов семьи, какие личностные, семейные и другие ресурсы они считают возможным использовать для улучшения ситуации в семье.
Важным критерием является факт включения в состав семьи в идеальном варианте дополнительных членов (приемного ребенка /детей) и характер изменений, которые возможны в этом случае. Если же в идеальном варианте ребенок отсутствует, стоит еще раз вернуться к обсуждению мотивов замещающего родительства.
Процедура проведения. Испытуемому дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их имена».
После того как первый рисунок сделан, испытуемому предоставляют еще один бланк.
Инструкция: «Перед вами на листе еще один круг. Нарисуйте воображаемую, идеальную семью – ту, в которой вы хотели бы жить. Желаемых членов идеальной семьи и самого себя также нарисуйте в форме кружочков и подпишите их имена».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 652.