1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной или идеальной семьи. Критерий указывает на наличие бессознательных негативных чувств к этим членам семьи, отсутствие эмоционального контакта с ними, на конфликтные отношения. В некоторых случаях эти члены семьи могут быть нарисованы в реальной семье очень тоненькой, дрожащей линией, но отсутствовать в идеальной.
· Отсутствие в круге реальной семьи самого испытуемого указывает на трудности его самовыражения в отношениях с близкими людьми в результате чувства неполноценности, безразличия к родным. Появление этого члена в идеальной семье предполагает стремление занять свое место, быть вовлеченным в процессы семейных взаимоотношений.
2. Величина кружков, обозначающих членов семьи, говорит об их субъективной значимости в глазах испытуемого. Большим по размеру кружком обозначается более значимый родственник, меньшим – менее значимый.
Пространство круга – аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости круга каждый человек бессознательно стремится занять собой столько места, сколько, по его мнению, он заслуживает. При низкой самооценке он занимает мало места в реальном мире; напротив, люди хорошо приспособленные занимают достаточную часть круга. Удовлетворенность своим жизненным пространством испытуемый нам сообщает, занимая одинаковое пространство в реальной и идеальной семье. Если пространство по объему разное в разных вариантах социограммы, то у испытуемого предполагается неприятие своего образа «Я», возможен внутриличностный конфликт, повышающий уровень невротизации.
3. Расположение кружков относительно друг друга. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего в круге расположен кружок члена семьи, обладающего наибольшей властью в семье (хотя его кружок может самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть минимальна. В идеальном варианте семейной социограммы может прослеживаться желание члена семьи перераспределить, передать или сохранить власть в семье.
· Расположение своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности автора. Помещение себя внизу, в стороне от других, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Напротив, расположение своего кружка в верхней части круга над всеми другими – о доминировании в семье.
· Наслоение кружков один на другой, своеобразное «слипание» свидетельствует о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотической связи, эмоциональном поглощении одного члена семьи другим (вплоть до эмоционального насилия).
· Изображение членов семьи (родителей и детей) в реальном варианте в одну линию говорит о недостаточно дифференцированных семейных ролях (например, мать выполняет роль ребенка). Изменения в идеальном варианте, содержащие однопоколенные (супруги и сиблинги) семейные подсистемы, сообщают нам об осознании неудовлетворительных отношениях и желании их исправить.
· Если члены семьи в виде маленьких кружков изображены внизу круга, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким уровнем притязаний.
· Если кружки членов семьи изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самому нижнему кружку. Опору в реальности, по мнению автора рисунка, имеют те члены семьи, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», самостоятельной опоры в жизни не имеют. В идеальном варианте прослеживается возможность принятия самостоятельности членами семьи, если их кружки поставлены на линию. Если же они снова остаются в «воздухе», то, по мнению исследуемого, они не желают принимать ответственность и проявлять самостоятельность.
4. Расстояние между кружками указывает на особенности психологической дистанции. Более близкие в психологическом отношении родственники изображаются ближе к себе пространственно. Кружки, которые непосредственно соприкасаются, говорят о тесном психологическом контакте. Изменение дистанции между кружками в реальной и идеальной семьях предполагает наличие потребности в более близких или более отдаленных отношениях.
5. Способ изображения кружков. Члены семьи, вызывающие у субъекта наибольшую тревогу, изображаются в виде сильно заштрихованного кружка либо его контур обведен несколько раз. Изображение членов семьи в идеальной социограмме в виде ровных, незаштрихованных кругов, сообщает о желании исследуемого улучшить взаимоотношения в семье и избавиться от тревоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Программа психологического тренинга для подготовки граждан к приему ребенка в семью «Школа принимающего родителя»
Занятие 1.
Значение принятия ребенка в семью. Мотивация решения стать замещающим родителем. Юридический аспект замещающего родительства.
Задачи:
1. Установить контакт с потенциальными замещающими родителями, мотивировать на прохождение тренинга.
2. Познакомить кандидатов между собой и с предлагаемой формой работы в группе, с регламентом и правилами.
3. Помочь разобраться в особенностях замещающей семьи, ее видах и выбрать наиболее приемлемую для себя форму.
4. Продемонстрировать преимущества семейных форм жизнеустройства детей-сирот перед институциональными.
5. Помочь потенциальным родителям осознать свои мотивы, лежащие в основе их решения принять ребенка в семью.
·Вступление. Ведущие представляются, говорят о том, что они рады каждому участнику, особо отмечая благородную спасительную миссию замещающей семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей. Дают краткую информацию о целях, задачах тренинга и особенностях его проведения. Обсуждают условия и режим работы.
·Заполнение анкет и предварительное тестирование участников (Приложение 7а).
·Знакомство участников. Ожидания и опасения. Каждый участник по кругу представляется (ФИО, откуда, состав семьи, выбранная форма СУ) и рассказывает о своих ожиданиях-опасениях от тренинга, о своем эмоциональном состоянии.
·Упражнение «Веселая Вера». В кругу участники перебрасывают мяч, называя свое имя и прилагательное на первую букву имени (например, Вера – веселая, Ольга - остроумная). Мяч должен побывать у каждого участника.
·Принятие правил. Ведущий предлагает правила, которые будут действовать в группе во время тренинга. Обсуждает их с участниками, при необходимости корректирует.
Правила
1. Присутствие на каждом занятии.
2. Правило «Я-высказываний» (Говорить только от своего имени).
3. Искренность в общении (Говорить только то, что думаешь, не можешь сказать искренне - молчи).
4. Уважение к говорящему (Один говорит – все слушают).
5. Правило «Стоп» (Любой может отказаться отвечать на какой-то вопрос).
6. Недопустимость оценок (Нельзя оценивать участника, его действия и точку зрения без его согласия).
7. Не опаздывать, не уходить раньше.
8. Обращаться по имени.
· Упражнение «Будем хвастаться».
Инструкция: каждая семья (участник) пишет несколько достижений своей семьи, которыми можно гордиться (не менее 5). Представляют их по очереди в общем кругу.
· Мини-лекция. Виды замещающих семей. Усыновление. Опека. Приемная семья. Особенности каждого вида. Преимущества семейных форм жизнеустройства перед институциональными для развития ребенка-сироты.
Усыновление это приоритетная форма устройства ребенка, которая устанавливается решением суда. По решению суда все права и обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям.
Опека в настоящее время представляет собой устройство ребенка в семью родственников (престарелых бабушек, реже дедушек), которые являются законными представителями взятых под опеку детей. Опекуны выполняют свои обязанности безвозмездно. Пособие на ребенка выплачивается при условии доказанной невозможности со стороны родителей содержать своих детей.
Приемная семья- семья граждан (муж и жена), которые воспитывают не более 8 детей вместе с кровными. Они выполняют функции опекунов, получают за свой труд заработную плату и пособия на всех приемных детей . Приемные родители действуют на основании трудового соглашения между ними и органами местного самоуправления.
Специальные исследования доказали, что жизнь в замещающей семье положительно влияет на развитие ребенка-сироты. У детей происходит скачок в интеллектуальном развития, они начинают ощущать себя более эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, говорить, становятся более успешными. Действительно, воспитание в семье содержит больше возможностей для развития ребенка, чем воспитание в детском доме. Но воспитывать сироту, конечно, нелегкий труд. Необходимо терпение, понимание. Вспомните, как Гадкий утенок, попав наконец в семью, к хорошим людям, испугался и стал вести себя так, что в результате его выгнали из дома.
· Обсуждение мотивов и опасений принятия ребенка.
Инструкция: каждый участник получает два листочка разного цвета и пишет на листке ответ на один вопрос, не подписывая:
1-й листок. Почему вы хотите воспитывать приемного ребенка?
2-й листок. Чего вы опасаетесь в своих будущих отношениях с ребенком?
Ведущий собирает листки, перемешивает и предлагает каждому взять по два листка разного цвета. Ответы читают по очереди. Ведущим составляется общий список мотивов и опасений. Полученные результаты обсуждаются в общем кругу.
· Упражнение «Разожми кулак».
Инструкция: группа делиться на пары, рассчитывается на «первый-второй». «Первые» - сжимают кулак, «вторые» - пытаются разжать его любыми способами, исключая болевые.
Вопросы для обсуждения. Было ли легко выполнить задание? Какие способы использовали? Как восприняли их «первые»? Хотелось ли разжать кулак?
Вывод: для достижения цели, сила и напор не всегда наилучшая стратегия.
· Групповая работа. Участники по очереди говорят о том виде замещающей семьи, который они на данный момент выбрали, и пытаются обосновать свой выбор. Ведущий отмечает, что данный выбор предварительный и возможно изменение к концу программы.
· Упражнение «Мне нравится… Мне не нравится…».
Инструкция: участники по кругу заканчивают предложения «Мне нравится… Мне не нравится…». Ведущий в конце обращает внимание на то, что умение выражать свою позицию позволяет сделать отношения более открытыми и снижает вероятность недопонимания и конфликтов в общении.
· Упражнение «Ромб» (Каким должен быть приемный родитель).
Инструкция: участникам в мини-группах предлагается по 9 листочков с качествами замещающего родителя: строгость, доброта, последовательность в воспитании, чувство юмора, знание детской психологии, умение наладить отношения в семье, образованность (эрудиция), умение обращаться за помощью, способность к изменению.
Задание мини-группам: разложить листочки с качествами замещающего родителя в виде ромба, ранжируя по степени значимости каждого качества для выполнения роли принимающего родителя от самого важного к наименее важному (сверху – самое важное качество для приемного родителя, затем - два меньших по значимости, в середине – три качества, потом в обратном порядке – два и одно).
Вопросы для обсуждения: Почему данное качество самое важное для замещающего родителя? Что является наименее важным, почему?
· Групповая работа «Зачем люди хотят стать замещающими родителями».
Инструкция: участникам в мини-группах предлагаются несколько ситуаций с историями из жизни потенциальных принимающих родителей (Приложение 1).
Задание: прочитать ситуацию и ответить на вопрос, правильно ли поступают люди в приведенных ситуациях, принимая решение взять ребенка. Все желающие участвуют в обсуждении.
· Упражнение «Слепой и поводырь».
Инструкция: все участники делятся на пары. Один участник закрывает глаза и движется в любом направлении («слепой»). Второй участник («поводырь») кладет обе руки на плечи «слепого» и регулирует его движение, предотвращая столкновение с другими «слепыми»: хлопок по левому плечу – движение налево, хлопок по правому плечу – движение направо, хлопок по голове – остановка.
Вопросы для обсуждения. Каков метафорический смысл этого упражнения? Какое отношение он имеет к теме нашего тренинга?
· Упражнение «Ответь себе и другим».
Инструкция: ведущий предлагает участникам ответить на вопросы, которые они уже слышали от близких людей, а возможно и сами не раз задавали себе, принимая непростое решение взять ребенка в семью. По очереди каждый участник вытаскивает карточку и отвечает на вопрос. Затем указывает на участника, чье мнение по этому поводу ему бы хотелось услышать. Желающие могут участвовать в обсуждении.
Вопросы на карточках:
ü Зачем создавать новые сложности, если их и так в жизни хватает?
ü Зачем брать чужого ребенка, если есть свои дети, и еще можно родить?
ü Зачем брать такую ответственность, если ситуация в стране очень нестабильная и нет уверенности в завтрашнем дне?
ü Кто вырастет из ребенка, если у него «дурные» гены?
· Завершение занятия. Участники делятся своими впечатлениями о первой групповой встрече. Что было наиболее важным, что можно было бы изменить в процессе тренинга? Изменились ли ваши представления о принимающей семье?
Занятие 2
Дата: 2019-07-24, просмотров: 459.