Ребенок вне семьи. Особенности семьи, влияющие на адаптацию приемного ребенка.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи:

1. Познакомить потенциальных родителей с особенностями детей, воспитывающихся вне семьи.

2. Помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с ребенком, имеющим опыт депривации.

3. Способствовать осознанию пространственной структуры семьи, выделению психологической ниши для приемного ребенка в своем пространстве.

4. Создать условия для осознания ролевой структуры семьи, ролевой ниши для приемного ребенка.

 

· Приветствие.

· Упражнение «Мне кажется, в детстве ты был(а)…».

Инструкция: в кругу каждый по очереди бросает мяч любому из участников, говоря: «Мне кажется, в детстве ты был(а)..» и добавляет, каким, на его взгляд, был этот человек в детстве. Мяч должен побывать у каждого участника.

· Портрет ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Инструкция: участники делятся на две-три мини-группы и обсуждают следующие вопросы: есть ли отличие у детей, воспитывающихся без попечения родителей, от семейных: в состоянии здоровья, в общении, в отношении к учебе, в поведении.

Результаты обсуждения представляются в общий круг.

· Мини-лекция «Особенности детей-сирот. Влияние травматического опыта на поведение».

(Приложение 3)

· Обсуждение «Как оказать поддержку ребенку»

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие тяжелые события, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, ребенок начинает переживать «наводнение» своими травматическими переживаниями. Он все время о них говорит.

Инструкция: участники занятия в группах по 3-5 человек обсуждают, как лучше вести себя в ситуации, когда ребенок «наводнен» негативными воспоминаниями.

После обсуждения ведущий подводит итоги.

Информация ведущего. Желательно выслушивать, сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо, сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас.

· Дискуссия «В некоторых случаях физическое наказание оправдано».

Инструкция: в четырех углах комнаты ведущий помещает надписи «Совершенно согласен», «Не согласен», «Согласен, но с оговорками», «Затрудняюсь ответить» и предлагает выразить свое отношение к утверждению, подойдя к одной из четырех надписей. Каждая получившаяся мини-группа аргументирует свой выбор, остальные им оппонируют.

Информация ведущего. Довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители теряют контроль над собой и не в состоянии соизмерять силу удара, не могут остановиться. Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за двойки может привести к кратковременным позитивным результатам, но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои школьные проблемы, а также может способствовать повышению агрессивности и нарушению эмоциональных отношений с родителями. Когда ребенка наказывают физически, он получает следующую информацию: у вас есть право бить других членов семьи; вы можете применять физическую силу к другим, когда другие методы не действуют; люди, которые вас больше всего любят – это те, которые вас бьют.

· Мини-лекция (продолжение)

· Упражнение «Ситуация».

Инструкция: участники делятся на две мини-группы, каждая мини-группа получает карточку с ситуацией  1 или 2 (Приложение 4).

Задание 1-й мини-группе: обсудите вопросы (Какова ваша первая реакция (чувства, мысли)?

С чем может быть связано подобное поведение? Почему это произошло сейчас, когда уже видны явные улучшения в состоянии и поведении ребенка? Можно ли предотвратить это в будущем, каким образом?); предположите, как бы вы стали действовать в этой ситуации?

 

Задание 2-й мини-группе: обсудите вопросы (Почему дети занимаются воровством? Что могло спровоцировать у девочки столь бурную реакцию? Почему девочка упомянула об усыновлении?); предположите, как бы вы стали действовать в этой ситуации?

 

Мини-группы представляют результаты работы после 15-ти минутного обсуждения.

Информация ведущего (к ситуации 1). Подобное поведение может вызвать воспитательскую неуверенность и сомнения в уместности выражения неудовольствия поведением ребенка. Родителям хочется немедленно изменить ситуацию и получить быстрый результат. Важно помнить, что последствия материнской депривации могут проявляться неожиданно. Невозможно предсказать, на каком этапе приема ребенка можно ожидать осложнений. Преодоление последствий – результат терпеливого поведения родителей, ориентированного на удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

· Упражнение «Дистанция».

Инструкция: группа делиться на пары, рассчитывается на «первый-второй».

Задание группе: постройтесь в две параллельные шеренги («первые» и «вторые») на расстоянии около метра, повернитесь лицом к своей паре. По сигналу ведущего «первые» начинают медленно подходить ко «вторым», которые стоят на месте. Как только «второй» участник почувствует дискомфорт от слишком близкого контакта, он говорит «стоп». Затем роли меняются: «первые» остаются стоять, а «вторые» медленно приближаются, пока «первые» их не остановят. Ваша задача определить наиболее комфортную для вас дистанцию в общении.

Вопросы для обсуждения. Что вы чувствовали, когда к вам подходили слишком близко? На что вы обратили внимание во время выполнения упражнения? Какое отношение это упражнение может иметь к взаимодействию с приемным ребенком?

· Упражнение «Место приемного ребенка».

Инструкция: упражнение выполняется в семьях.

Задание семьям:

Ø Начертить план своей квартиры, отметить любимое место каждого члена семьи: за обеденным столом, перед телевизором, в общей комнате и т.д.

Ø Найти на плане пространство для приемного ребенка, отметить его место за обеденным столом, перед телевизором, в общей комнате и т.д.

Ø Ответить на следующие вопросы: Где семья собирается вместе? Если кто-то из членов семьи хочет уединиться, то где это происходит? Есть ли у членов семьи место, которое они считают своим? Изменится ли распределение пространства в семье, когда появится новый ребенок? Почему именно таким образом будет распределяться пространство в семье?

Информация ведущего. Ребенок, который воспитывался в сиротском учреждении, плохо ощущает границы между собой и другими людьми. Это порождает множество проблем в его отношениях с другими. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка, как и у других членов семьи, было собственное пространство, «свое место» в доме, которое бы устраивало и его, и других.

Затем проводится обсуждение плана квартир. Ведущий и члены группы задают уточняющие вопросы. Очень важно, чтобы участники осознали собственные реакции на включение в пространство нового члена.

Примечание. Возможно выполнение упражнения в качестве домашнего задания. В таком случае в группе проводится только обсуждение.

· Упражнение «Семейные роли».

Инструкция: участники заполняют анкеты «Семейные роли» (Приложение 5) в двух вариантах: семья в настоящий момент и после приема ребенка.

Задание: впишите имена членов вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли свойственны для каждого из них. Если некоторые из упомянутых ролей несвойственны вашей семье, оставьте графу пустой. Возможно, в вашей семье есть свои уникальные роли – допишите их.

Вопросы для обсуждения. Кто и какие роли выполняет в семье? Как члены семьи относятся к своим ролям? Насколько справедливо распределены обязанности? Возможно ли их перераспределение? Какие обязанности будет выполнять приемный ребенок?

Информация ведущему. При обсуждении важно сделать акцент на ролях «создающий другим неприятности» («козел отпущения»), «приносящий жертву ради других» («жертва»), «главный обвинитель» («тиран»)». Необходимо показать, что в замещающей семье существует большой риск закрепления за ребенком-сиротой роли «агрессора» или «козла отпущения». Неизбежные проблемы ребенка могут спровоцировать членов семьи к фиксации восприятия его в роли виновника всех семейных бед. Приемный ребенок легко берет на себя эту роль, лишь бы получить внимание от семьи. Но эта роль опасна. Он начинает жить в соответствии с этой ролью. Задача семьи – не допустить, чтобы эта роль приросла к ребенку. Правильное распределение ролей очень важно при выстраивании отношений между родным и приемным ребенком.

Примечание. Возможно заполнение анкеты предложить в качестве домашнего задания. В таком случае в группе проводится только обсуждение.

· Завершение занятия. Рефлексия полученного опыта. Что было самым важным для вас на занятии? Изменились ли ваши представления о воспитании ребенка-сироты? Как вы относитесь к этим изменениям?

.

Занятие 4.

 Ребенок входит в семью. Семейные нормы и правила. Подведение итогов.

Задачи:

1. Помочь почувствовать переживания ребенка, входящего в семью, показать, что члены семьи могут испытывать в этот момент противоречивые чувства.

2. Показать, как стереотипы восприятия среды, из которой вышел ребенок, влияют на восприятие самого ребенка.

3. Создать условия для осознания существующих в семье правил и определения их влияния на успешность адаптации приемного ребенка.

4. Cпособствовать развитию мотивации к сотрудничеству со службами сопровождения принимающих семей при возникновении трудностей, проблемных и критических ситуаций в жизни ребенка и семьи.

5. Подвести итоги обучения, помочь в осознании своей готовности быть принимающим родителем

 

· Приветствие.

· Обсуждение в кругу мыслей и переживаний, связанных с приемом ребенка, которые появились у членов группы со времени последней встречи.

· Упражнение «Ребенок входит в семью».

Инструкция: доброволец выходит за дверь, остальные, молча, встают в круг, взявшись за руки. Задание добровольцу: «встроиться» в круг, разомкнув руки двух рядом стоящих участников, задача группы – «впустить» его, причем, только в тот момент, когда они почувствуют, что хотят это сделать.

Вопросы для обсуждения. Что чувствовал доброволец, когда смотрел на людей, держащихся за руки? Какие чувства были у круга к новичку? Передавался ли резонанс от физического воздействия на другие звенья круга? Обычно при появлении новичка люди начинают крепче держаться за руки, так ли было в их случае?

Информация ведущего. Дети, входящие в семью, ведут себя по-разному, но в любом случае их появление сказывается на всех членах семьи и их отношении друг к другу, даже в тех случаях, в которых ребенок не участвует непосредственно.

· Упражнение «Первое впечатление».

Часто нам бывает очень важно первое впечатление о человеке. Сейчас мы потренируемся в том, чтобы понять о ребенке как можно больше с первого взгляда.

Инструкция: группа делится на две мини-группы, каждая получает фотографию ребенка (одна – «Павлик», другая – «Ваня») и карточку с описанием его жизненной ситуации (Приложение 6).

Задание мини-группе: опишите свои впечатления – нравится ребенок или нет; как будут складываться ваши отношения, если принять его в семью; какие могут возникнуть трудности; насколько сложным показался ребенок; какие чувства вызывает у вас перспектива растить его в семье.

Затем обе группы по очереди зачитывают карточки, описывают свои впечатления. Важно, чтобы в момент прочтения карточек подгруппы не показывали друг другу фотографии.

Ведущий показывает обе фотографии всей группе – на них один и тот же ребенок. Ведущий обсуждает с участниками, как на их восприятие ребенка повлияла информация о его кровной семье. Была ли разница в описании впечатления от ребенка и в прогнозах на его развитие? Он обращает внимание на то, что в описаниях ни слова не говорилось о самом ребенке, его качествах и особенностях.

Вопрос для обсуждения. Как участники думают, что в их впечатлениях было от внимательного разглядывания фотографии, а что – от сопровождающей ее карточки?

Информация ведущего. Стереотипные ожидания мешают по-настоящему увидеть и узнать человека, с самого начала оказывают искажающее воздействие на отношения.

Точность первого впечатления чаще всего бывает преувеличена. Узнать и понять человека можно только после длительного общения, да и то лишь в определенной мере.

· Упражнение «Восковая палочка».

Инструкция: упражнение выполняется в общем кругу.

Задание группе: образуйте тесный круг, в центре которого находится один из участников. Он стоит, закрыв глаза, не сдвигая ноги с центра круга, и представляет себя «восковой палочкой». Затем он (как «тающая свеча») начинает падать из стороны в сторону. Участники круга бережно поддерживают его. Через некоторое время на его место становится следущий.

Желательно, чтобы в роли «восковой палочки» побывали все участники.

Вопрос для обсуждения. Что помогало и что затрудняло выполнение упражнения?

Информация ведущего. Особенностью большинства детей-сирот является недоверие к окружающему миру. Это упражнение помогает будущим приемным родителям понять, доверяют ли они сами окружающим, и легко ли им было это сделать.

· Ролевая игра «Ежик».

Инструкция: выбирают одного из участников на роль «ежика» и участника на роль того, кто будет взаимодействовать с «ежиком» («воспитатель»).

Задание «ежику»: вы – ежик. Вы свернулись в клубочек и выставили свои иголки, потому что чувствуете опасность. Прислушайтесь к тому, что и как будет говорить вам человек. Поступайте так, как подсказывает вам внутреннее чувство.

Задание «воспитателю»: ваша задача расположить к себе «ежика», вызвать его доверие и добиться согласия пойти с вами. Вы можете выбирать любые способы, кроме насилия.

Затем можно повторить игру несколько раз, по очереди меняя того, кто взаимодействует с «ежиком».

Вопросы «ежику». Как вы чувствовали себя, когда с вами общался первый участник? Что в его словах и действиях помогало и что мешало установить с ним контакт и довериться ему? Чем отличалось поведение других участников?

Вопросы «воспитателю». Как вы себя чувствовали в контакте с «ежиком»? Легко ли было добиться его доверия? Что вам помогало и что мешало?

Как, по вашему мнению, связана эта игра с темой нашего занятия?

· Упражнение «Яичница».

Инструкция: один из участников выходит за дверь. Группа договаривается о том, что каждая жестикуляция этого участника будет подкрепляться аплодисментами.

Вышедший участник получает инструкцию рассказать о том, как он готовит яичницу.

В процессе рассказа группа периодически начинает хлопать, реагируя на движение рук говорящего.

Вопросы для обсуждения. Что чувствовал рассказчик? На что похожа ситуация, когда человек не знает правил, принятых в этом обществе, но вынужден взаимодействовать с окружающими.

Ведущий подводит к мысли, что именно такие чувства испытывает ребенок, когда впервые попадает в незнакомую семью.

·Семейные нормы и правила.

Информация ведущего. Семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится жизнь семьи. Входя в семью, ребенок прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Поэтому одним из направлений психологической помощи должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих норм и правил.

Инструкция: упражнение выполняется в семьях.

Задание семьям: составьте перечень норм и правил, на которых строится жизнь вашей семьи. Правила касаются режима дня, распределения и границ пространства (двери в комнатах должны быть всегда открыты или их можно закрыть, можно ли войти в комнату без стyка, можно прийти в дом без приглашения или нужно договариваться заранее), распределение обязанностей в семье (все делает кто-то один или обязанности распределяются по справедливости), реагирование в ситуации конфликта (кричат друг на друга, один предъявляет претензии – другой молчит, по несколько дней не разговаривают с провинившимся и т.д.).

Затем на общем листе ведущий записывает правила, предлагая решить, какие из них способствуют, а какие препятствуют эффективному приему. Семьи обосновывают свои решения. Желающие могут включаться в обсуждение.

Пример норм: дети должны хорошо учиться, никогда не обманывать и не позорить родителей, члены семьи должны все знать друг о друге, родители должны волноваться, если дети где-то задерживаются, нельзя «выносит сор из избы» и т.п.

Информация ведущего. Не следует ждать того, что ребенок в конце концов обязательно примет ваши правила. Иногда членам семьи легче приспособиться к правилам ребенка, чем его изменить.

Минимизировать риск разрыва отношений при несоблюдении правил можно, если:

· уважительно относиться к прошлому ребенка;

· использовать правила, привычные ребенку;

· сообщать ребенку о правилах, принятых в семье, и обсуждать их с ним;

· поддерживать любой положительный опыт, приобретенный ребенком в родной семье;

· немедленно изменять только те правила, которые угрожают жизни и здоровью ребенка или окружающих;

· признавать, что изменение правил требует времени.

· Упражнение «Зоны роста».

Информация ведущего. Никогда нельзя окончательно научиться воспитывать ребенка: этот процесс бесконечен, пока есть дети. Родитель может быть разным по стилю и приемам воспитания. Важно знать и использовать свои сильные и слабые стороны (есть родители, которые могут хорошо заботиться, но не умеют предоставлять свободу, умеют общаться на равных, шутить, играть, но не умеют требовать и т.д.).

Инструкция: упражнение выполняется индивидуально.

Задание: определите, в чем вам еще необходимо совершенствоваться (ваши «зоны роста»).

Каждый участник по очереди сообщает о своих «зонах роста». Организуется обсуждение в общем кругу.

· Мозговой штурм «Как можно повысить свою родительскую компетентность?».

Инструкция: упражнение выполняется индивидуально.

Задание: придумайте не менее трех способов повышения своей родительской компетентности. По кругу называйте по одному способу, не повторяясь, пока не исчерпаете все имеющиеся возможности.

Варианты записываются ведущим на общем листе без обсуждения.

· Упражнение «Партнерство».

Инструкция: выбирают две пары. В паре участники рассчитываются на «первый-второй». «Первым» - завязывают глаза, «вторым» – связывают руки за спиной. Пятый участник – «ребенок, нужды которого необходимо удовлетворить» («дать воды»).

В разных концах комнаты ставят бутылки с водой и одноразовые стаканы.

Задание парам: подойдите к бутылке, налейте воды в стакан и напоите «ребенка», помогая друг другу. Та пара, которая первая «напоит ребенка» - выиграла.

Информация ведущего. Поставленную задачу можно выполнить только при условии партнерских отношений. Победят те, которые лучше друг друга понимают и согласовывают свои действия. Это метафора взаимоотношения замещающих родителей и специалистов служб сопровождения (родитель имеет возможность что-то реально сделать для ребенка, но часто ему бывает трудно увидеть ситуацию в реальном свете. Специалисты очень хорошо видят и понимают, но мало, что могут сделать сами).

· Мини-лекция «Куда можно обратиться в случае возникновения проблем и трудностей».

Ведущий дает информацию об учреждениях (службах сопровождения) в городе и области, куда могут обращаться замещающие родители.

· Упражнение «Горячий стул».

Инструкция: каждый участник по очереди садится в центр круга. Остальные говорят о том, какие его качества могут помочь ему быть эффективным принимающим родителем.

· Заключительное тестирование участников (Приложение 7б) и заполнение «Анкеты выпускника» (Приложение 8).

· Завершение тренинга. Рефлексия полученного опыта. Каждый участник говорит о том, что он получил от работы в группе, каковы его планы на будущее.

Вопросы. Изменились ли ваши представления о воспитании приемного ребенка в семье?

Как вы сейчас оцениваете свою готовность к приему? Будете ли вы обращаться за помощью к специалистам служб сопровождения?

Участники анализируют изменения представления о собственной готовности к интеграции в семью нового члена, которые произошли в течение тренинга.

 

Приложения

к программе психологического тренинга для подготовки граждан к приему ребенка в семью «Школа принимающего родителя»

Приложение 1

Дата: 2019-07-24, просмотров: 390.