Групповая подготовка кандидатов проходит в форме психологического тренинга «Школа принимающего родителя» (далее по тексту - ШПР) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Цели тренинга ШПР:
· Профилактика вторичного сиротства.
· Подготовка и оценка психологической готовности кандидатов в замещающие родители к принятию ребенка в семью.
Задачи:
· Создать условия для осознания потенциальными родителями своих чувств, мотивов и ожиданий в процессе принятия решения взять ребенка.
· Помочь кандидатам оценить сильные и слабые стороны своей воспитательской позиции, прогнозировать возможные последствия некомпетентного родительского поведения.
· Помочь осознать проблемы, которые могут возникнуть с приемным ребенком, и ощутить ответственность.
· Дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для наиболее полной оценки его личностных качеств.
· Вооружить кандидатов знаниями о специфике развития и потребностей детей, имеющих опыт нахождения в неблагополучной семье, пребывания в интернатном учреждении.
· Дать представление о последствиях для ребенка жестокого обращения.
В тренинге используются мини-лекции, групповые дискуссии, кейс-метод, ролевые игры, метод мозгового штурма, психологический рисунок, психогимнастика.
Группа формируется из граждан, выразивших желание стать замещающими родителями (усыновителями, опекунами, приемными родителями), а также тех, кто еще не принял окончательного решения о принятии ребенка на воспитание в семью. Желательно, чтобы супружеские пары приходили на занятия в полном составе, включая обоих супругов.
Направление из органов опеки является желательным, но не обязательным условием включения в группу.
Оптимальное количество участников занятий – от 10 до 15 человек.
Режим работы: 4 занятия по 5-6 академических часов. Частота встреч – 2-4 раза в месяц.
Занятия должны по возможности проводиться двумя ведущими. Ос-новной задачей второго ведущего является не только ассистирование в проведении тренинга, но и наблюдение за процессом работы группы для лучшего знакомства с кандидатами.
Опыт показывает, что как группы не похожи одна на другую, так и занятия в разных группах отличаются по стилю, темпу, настроению и др.
Например, имеет значение состав группы по форме семейного устройства, предварительно выбранной кандидатами. Хотя темы, предложенные в тренинге, полезны любому замещающему родителю, существует тем не менее определенная специфика в проведении для усыновителей и опекунов (приемных родителей). Так, будущих усыновителей больше интересуют психологические особенности младенцев и детей младшего возраста, медицинские вопросы, проблема тайны усыновления и т.п. Для опекунов более актуальными являются проблемы с обучением опекаемых детей, поведенческие отклонения у подростков, вопросы дисциплинирования, последствия травматического опыта жестокого обращения и многое другое.
Поэтому ведущим надо уметь учитывать особенности каждой конк-ретной группы и в зависимости от этого гибко планировать занятия. На одних темах ведущие могут остановиться более подробно, другие только обозначить.
Если ведущие не укладываются во временные рамки занятия, они могут перенести часть тем на другое занятие.
Тематический план занятий.
№№ | Темы занятий | Количество часов |
1 | Значение принятия ребенка в семью. Мотивация решения стать замещающим родителем. Юридический аспект замещающего родительства. | 6 |
2 | Медицинский аспект замещающего родительства. Последствия появления нового члена семьи. Стили семейного воспитания. Жестокое обращение. | 6 |
3 | Ребенок вне семьи. Особенности семьи, влияющие на адаптацию приемного ребенка. | 6 |
4 | Ребенок входит в семью. Семейные нормы и правила. Подведение итогов. | 6 |
Тренинг предполагает наличие у ведущих определенных качеств: открытости, гибкости, рефлексии, готовности делиться своими идеями или придумывать новое, умения не унывать, когда что-то не получается или идет не по плану. Задача ведущего создать рабочую обстановку в группе. Для этого нужна атмосфера доброжелательности, открытости.
Необходимо помнить:
· Взрослые обучаются лучше всего в неформальной обстановке, где нет барьера между «преподавателем» и «учеником», где «преподава-тель» не перекладывает ответственность за успех обучения на «ученика».
· Взрослые нуждаются в руководстве, но не в подчинении. Их нужно поощрять изучать новое и использовать свой жизненный опыт.
· Взрослые обучаются лучше всего, когда к ним относятся как к взрослым, уважительно, а не снисходительно.
· Взрослым нравится задавать вопросы и искать на них ответы.
Ожидаемые результаты участия в тренинге следуюшие:
· Осознание кандидатами своих мотивов и ожиданий в процессе принятия решения взять ребенка.
· Принятие окончательного решения о возможности принять ребенка в семью и форме семейного устройства.
· Повышение воспитательской компетентности кандидата в области специфики развития и потребностей детей-сирот.
· Развитие мотивации сотрудничества со службами сопровождения замещающих семей.
Методы отслеживания результатов тренинга.
В начале тренинга.
· Предварительное тестирование участников (пре-тест) (Приложение 7а)
В процессе тренинга.
· Наблюдения ведущих тренинга за актуальным эмоциональным состоянием каждого участника, степенью активности, содержанием поднимаемых вопросов.
· Рефлексия прошедшего занятия.
В конце тренинга.
· Рефлексия участников по результатам тренинга.
· Заключительное тестирование участников (пост-тест) (Приложение 7б)
· Анкетирование участников с целью оценки эффективности тренинга (Приложение 8).
Для измерения уровня информированности участникам предлагается одно и то же тестовое задание до (пре-тест) и после участия в тренинге (пост-тест). Изменение информированности участника в конце тренинга позволяет судить о результативности подготовки.
Выпускникам «Школы принимающего родителя» выдается сертификат участия.
2.2.2. Индивидуальная подготовка кандидата
Индивидуальная подготовка осуществляется в случаях, когда по уважительным причинам невозможно участие кандидата в ШПР или же в процессе психологического обследования установлен высокий уровень готовности к замещающему родительству. Безусловно групповая форма является более предпочтительной, однако и индивидуальная подготовка имеет свои преимущества: она дает возможность строить программу подготовки с учетом конкретной семейной ситуации и индивидуальных особенностей кандидата.
Содержание индивидуальной программы подготовки основывается на тематике ШПР и включает базовую и вариативную части.
В базовую часть входят: виды семейного устройства; трудности, связанные с появлением приемного ребенка; виды жестокого обращения и его последствия для ребенка; недопустимость физического наказания; особенности детей, воспитывающихся вне семьи; анализ ситуаций, приведенных в приложениях к программе ШПР; важность сотрудничества со службами сопровождения.
В вариативную часть входит обсуждение факторов риска конкретной семьи и работа с ресурсами.
Индивидуальная подготовка занимает от 2-х до 4-х часов. По ее итогам выдается справка о прохождении подготовки в индивидуальной форме или эта информация включается в содержание заключения о психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.
3. Заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.
После проведения психологического обследования кандидата и членов его семьи и прохождения подготовки (в индивидуальной или групповой форме) готовится заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.
Желательным является коллегиальное обсуждение результатов диагностики и принятие решения о готовности кандидата к приему ребенка на воспитание в семью. В обсуждении принимают участие психолог, проводивший обследование, ведущие «Школы принимающих родителей» и другие психологи, работающие с замещающими семьями. При ограниченных кадровых ресурсах (один специалист по работе с замещающими семьями) обсуждение проводится руководителем уполномоченной организации с психологом при подписании заключения.
Структура заключения
Заключение имеет определенную структуру и содержит следующие разделы: формальные данные, социально-демографические и социально-психологические данные, окончательные выводы, рекомендации, заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью (с указанием формы семейного устройства).
Формальные данные.
· Дата психологического обследования.
· Наименование органа опеки, направившего на обследование.
· Кто обследуется, год рождения, место проживания.
· Цель и задачи обследования.
· Используемые методики.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 571.