Психологическое обследование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка кандидата и оценка его психологической готовности к приему ребенка на воспитание в семью осуществляется организацией как по направлению органа опеки и попечительства, так и в случае самостоятельного обращения.

В соответствии с интегративным подходом желательным является участие в психологическом обследовании всех членов семьи кандидата, особенно при наличии в семье кровных или приемных детей (в обследовании принимают участие дети от 7 до 18 лет). 

Задачи психологического обследования:   

· Мотивировать кандидата на дальнейшее сотрудничество со специалистами организации, обосновывая необходимость процедуры психологического обследования.

· Обозначить пути дальнейшего сотрудничества с кандидатом по его подготовке и дальнейшему сопровождению.

· Получить общие сведения о кандидате (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

· Получить информацию об индивидуальных личностных и семейных особенностях потенциальных замещающих родителей с помощью комплекса психодиагностических методик (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 

Параметры обследования

Выбор интегративного подхода в оценке определяет и выбор параметров обследования. 

Параметры обследования:

· Мотивация к приему, согласованность мотивов приема у супругов.

· Отношение членов семьи и ближайшего окружения к приему.

· Стабильность и качество супружеских отношений.

· Степень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности кандидатов (семья, карьера, брак).

· Семейные ценности.

· Способность семьи справляться со стрессовой ситуацией.

· Отношение к биологической семье будущего приемного ребенка.

· Степень открытости семьи (способность принимать помощь, взаимодействовать с ближайшим окружением, степень готовности к сотрудничеству со службами сопровождения).

· Степень личностной зрелости кандидатов (способность контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны, самоотношение).

· Актуальное функциональное состояние кандидата.

· Уровень агрессии (сформированность установок социального сотрудничества).

 

При отсутствии детей:

· Наличие опыта воспитания чужих детей, в том числе, имеющих эмоциональные и поведенческие проблемы.

При наличии кровных или усыновленных детей в семье:

· Представление об особенностях семейных взаимоотношений у детей.

· Особенности воспитания (эмпатия, уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей детей, количество и качество требований).

При наличии приемных детей в семье:

· Родительские навыки (получение удовольствия от воспитания, эмпатия, способность индивидуально подходить к детям и реагировать соответствующим образом).

· Степень удовлетворенности ребенка пребыванием в семье (система отношений к членам семьи, самоотношение, актуальное эмоциональное состояние, степень адаптации в социуме – детский сад, школа).

· Наличие положительной динамики в развитии ребенка.

 

 

Диагностические методики.

Для оценки указанных выше параметров предлагается использовать диагностические методики, представленные в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

· Стандартизированное интервью (В.Н Ослон., Д.С.Райкус, Р.К.Хьюз)

· Семейная социограмма (Э.Г.Эйдемиллер, И.М. Никольская)

· Цветовой тест М.Люшера

· Цветовой тест отношений ЦТО (А.М.Эткинд)

· Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер)

· Hand-test (Э.Вагнер, в адаптации Т.Н.Курбатовой)

· Тест «Рисунок семьи» (Г.Т.Хоментаускас).

 

Как видно из перечня параметров и выбранных для их диагностики методик, основная нагрузка при обследовании ложится на стандартизированное интервью и проективные методики, а не на использование опросников.

Следующая цитата выражает наше представление о сути обследования: «Важно не психологическое суждение, а человеческое понимание и сочувствие. Не тесты в их различных видах, вариантах позволяют понять другого человека, а только вживание в его судьбу, в то, как можно с ней справиться. Потому что лишь такое вникание пробуждает любовь и сочувствие. Все, чем занимаются психологические и психологизированные тесты – противоположность любви, потому что в этом случае человек превращается в выносящего приговор судью. Это делает его высокомерным и чванливым» (Кениг, 2006).

Перечень предложенных методик носит рекомендательный характер. Главное - ориентироваться на указанные параметры, а уже каким путем вы придете к их оценке - не столь важно. Например, затруднения кандидата в пожилом возрасте или с низким образовательным уровнем при работе с опросником АСВ вполне дают основание для замены этой методики беседой соответствующей направленности на языке, понятном кандидату.

В ПРИЛОЖЕНИЯХ 3,4,5 даны описания процедуры проведения и интерпретации данных трех используемых при диагностике методик – стандартизированного интервью, ЦТО и семейной социограммы. Эти методики доработаны с учетом конкретной цели обследования. Остальные методики используются в их классическом варианте.

 

Процедура оценки.

Оценка психологической готовности семьи проводится в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. Кандидаты являются не столько объектами, сколько участниками оценки. Психолог помогает кандидатам провести исчерпывающий самоанализ и реалистично посмотреть на самих себя и на роль замещающего родителя. Цель процедуры оценки заключается в том, чтобы кандидаты пришли к обоснованным выводам относительно своих интересов, сильных сторон и уязвимых мест и приняли взвешенные решения о том, в какой форме они будут участвовать в программе семейного устройства детей-сирот.

При проведении стандартизированного интервью специалист не должен задавать членам оцениваемой семьи вопросы обязательно в том порядке, который представлен в данных рекомендациях, и прилежно записывать ответы. Эффективное проведение предполагает диалог, в ходе которого поднимаются все перечисленные темы. Перечень вопросов следует использовать всего лишь как своего рода памятку, чтобы не забыть обсудить все важные аспекты и оценить необходимые личностные и семейные характеристики.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 648.