ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эталон:

1.а,г; 2.в; 3.б; 4.а,г; 5.в; 6.в; 7.г; 8.в; 9.в,г; 10.б; 11.в; 12.г; 13. г .              

 

                                  

                                      Занятие № 2

Тема: Итоговое занятие по пищеварительной и дыхательной системам.                                                

I. Цель и мотивационная характеристика занятия:                                                

Функциональное изучение строения пищеварительной и дыхательной системы человека для целей теоретической и практической медицины.                                                                                   

II. Оснащение занятия:

Распил черепа, вскрытый труп, влажные анатомические препараты отдельных органов пищеварения и дыхания, таблицы, муляжи.

III. Методические указания:

   Опрашиваются все студенты по темам «пищеварительная и дыхатетельная»  системы. Первый этап- тестовый контроль, второй этап- устный опрос по препаратам, и ситуационным задачам.

Далее студенты приступают к самостоятельному  изучению новой темы

занятия с использованием препаратов, муляжей, таблиц, рентгенограмм,

обращаясь к учебнику, атласу и при активной консультации преподавателя.

Непосредственно перед окончанием занятия преподаватель задает тему домашнего задания.

IV. Тесты и эталоны ответов к теме:                                                           Используются тесты 1 и 2-го уровня, а также ситуационные задачи.

 

    РАЗДЕЛ: МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА

                                        Занятие №13

ТЕМА: Анатомия и топография брюшной части аорты

 

I. Цель и мотивационная характеристика занятия:

Изучить анатомию и топографию брюшной части аорты, для целей теоретической и практической медицины.

II. Оснащение занятия:

Сосудитый препарат, таблицы, схемы анастомозов, муляжи. Учебник, атлас анатомии человека

III. Методические указания:

Рассматривая брюшную часть аорты, определяем ее топографию в брюшной полости. Она располагается забрюшинно на передней поверхности тел поясничных позвонков, левее срединной линии. Справа от аорты расположена нижняя полая вена, кпереди – поджелудочная железа, горизонтальная часть двенадцатиперстной кишки и корень брыжейки тонкой кишки. Книзу она смещается медиально, на уровне IV поясничного позвонка делится на общие подвздошные артерии.                                                                                                          У брюшной части аорты выделяем париетальные( диафрагмальные, поясничные и срединная крестцовая артерии, обращаем внимание на их анастомозы и области кровоснабжения) и висцеральные( непарные – чревный ствол, верхняя и нижние брыжеечные артерии; парные – надпочечниковые, почечные, яичковые или ячниковые артерии).                                                                                                                         Чревный ствол – отходит от брюшной аорты под диафрагмой. Короткий (1-2 см) делится на три артерии:                                                                                                                    а) левая желудочная артерия – отходит от чревного ствола и направляется на малую кривизну желудка слева (, от этой артерии отходит мелкая ветвь к нижнему отделу пищевода);

б) общая печеночная артерия –  идет направо,  отдает правую желудочную артерию,  собственную печеночную – которая в воротах печени делится на левую и правую ветви ; гастродуоденальнаю – отдает правую желудочно-сальниковую и гастродуоденальную артерии;

в) селезеночная артерия – отходит от чревного ствола, извиваясь направляется влево по верхнему краю поджелудочной железы к воротам селезенки и отдает панкреатические ветви, селезеночные ветви – 4-5 в области ворот селезенки, короткие желудочные артерии к дну желудка и левую желудочно-сальниковую, идущую по большой кривизне желудка слева.

Изучить анастомозы между ветвями чревного ствола.

Верхняя брыжеечная артерия отходит на уровне XII грудного - I поясничного позвонков, отдает ряд ветвей:

а) тощекишечные и подвздошнокишечные ;

б) нижняя панкреато-дуоденальная артерия

в) подвздошно-ободочнокишечная артерия ;

г) правая ободочная артерия ;

д) средняя ободочная артерия .

 На уровне III поясничного позвонка от брюшной аорты отходит нижняя брыжеечная  артерия, которая спускается косо вниз и влево и дает следующие ветви:

а) левая ободочная артерия;

б) сигмовидные ;

в) верхняя прямокишечная артерия.

Ветви верхней и нижней брыжеечных артерий последовательно анастомозируют друг с другом и формируют дугообразный анастомоз.

Выделяем парные висцеральные артерии:

а) левую и правую почечные артерии, отходящие от аорты на уровне II  и направляющиеся к воротам почек, кпереди от почечных артерий расположены почечные вены, а ниже и сзади этих образований – мочеточники;

б) верхнюю надпочечниковую артерию – отходит от нижней диафрагмальной артерии, которая в свою очередь, берет начало сразу по выходе аорты из аортального отверстия диафрагмы;

в) среднюю надпочечную артерию – отходит от боковой поверхности аорты, чуть выше места отхождения почечной артерии;

г) нижнюю надпочечниковую артерию – отходит от почечной артерии и направляется вверх к надпочечнику;

д) яичковые (яичниковые) правую и левую артерию – отходят от брюшной части аорты на 1-2 см ниже отхождения почечных артерий и спускаются косо вниз в сопровождении одноименных вен (на уровне гребня крыла подвздошной кости они пересекают мочеточник).

IV. Тесты и эталоны ответов к теме:

1.Укажите непарные висцеральные артерии, отходящие от брюшной части аорты                    

  а. чревный ствол   

б. верхняя прямокишечная артерия        

  в. нижняя брыжеечная артерия        

г. средняя ободочная артерия      

 д. все правильно  

2.Укажите артерии, являющиеся ветвями брюшной части аорты               

   а. поясничные артерии     

 б. нижние надчревные артерии       

 в. верхние надпочечниковые артерии        

 г. верхние диафрагмальные артерии         

 д. все правильно  

3.Обозначьте ветви чревного ствола       

   а. левая желудочная артерия      

 б. правая желудочная артерия      

 в. верхняя брыжеечная артерия       

   г. селезеночная артерия     

 д. все правильно  

4.Укажите место деления чревного ствола на три артерии             

   а. над верхним краем тела поджелудочной железы            

 б. па уровне II поясничного позвонка     

 в. на уровне III поясничного позвонка     

 г. под нижним краем тела поджелудочной железы            

 д. все правильно  

5.Какие из перечисленных кровеносных сосудов участвуют в образовании анастомоза в области кардии желудка

   а. левая желудочная артерия

 б. правая желудочная артерия

 в. левая желудочно-сальниковая артерия

   г. пищеводные ветви грудной части аорты

 д. все правильно

6.Обозначьте ветви собственно печеночной артерии            

   а. правая желудочная артерия       

 б. правая желудочно-сальниковая артерия         

 в. желудо.чно-дуоденальная артерия        

 г. левая желудочная артерия      

 д. все правильно  

7.Укажите места расположения начала верхней брыжеечной артерии

   а. в корне брыжейки тонкой кишки

 б. над верхним краем тела поджелудочной железы

   в. между головкой поджелудочной железы и нижней частью

двенадцатиперстной  кишки

   г. позади тела поджелудочной железы

 д. все правильно

8.Укажите место отхождения нижней брыжеечной артерии от брюшной части аорты:                     

 а. на уровне II поясничного позвонка     

 б. от правой полуокружности аорты      

   в. на уровне III поясничного позвонка     

   г. от левой полуокружности аорты      

 д. все правильно  

9.Какие из перечисленных кровеносных сосудов участвуют в образовании анастомоза в брыжейке поперечной ободочной кишки:

   а. правая ободочная артерия      

   б. левая ободочная артерия      

 в. подвздошно-ободочная артерия        

   г. средняя ободочная артерия       

 д. все правильно  

10. Укажите ветви нижней брыжеечной артерии            

 а. средняя ободочная артерия      

   б. левая ободочная артерия      

 в. правая ободочная артерия      

   г. верхняя прямокишечная артерия        

 д. все правильно  

11.Укажите истоки прямокишечных артерий            

 а. брюшная часть аорты     

 б. общая подвздошная артерия       

     в. внутренняя подвздошная артерия        

   г.нижняя брыжеечная артерия        

 д. все правильно  

Эталон ответов:

1.а,в; 2.а; 3.а,г; 4.а; 5.а,г; 6.а; 7.а,в,г; 8.в,г; 9.а,б,г; 10.б,г; 11.в,г.

 

                                Занятие № 27

 Тема:  Артерии таза. Общая подвздошная артерия и ее ветви

I. Цель и мотивационная харктеристика занятия :                           

 Функциональное изучение частей организма для целей теоретической и                     практической медицины(2-3 минуты)

II. Оснащение занятия :

Труп, муляжи, таблицы, учебник, атлас анатомии человека.

 

III. Методические указания :

Брюшная часть аорты на уровне середины 4 поясничного позвонка делится на две общие подвздошные артерии, образуя бифуркацию ароты и далее продолжается в срединную крестцовую артерию. Общая подвздошная артерия на уровне крестцово-подвздошного сустава делится на две ветви — внутреннюю и наружную подвздошные артерии. Наружная подвздошная артерия продолжается на бедро как бедренная артерия, а внутренняя подвздошная артерия разветвляется на свои конечные ветви в полости малого таза. Внутренняя подвздошная артерия кровоснабжает стенки иорганы таза спускаясь по медиальной стороне большой поясничной мышцы. У верхнего края большого седалищного отверстия артерия отдает две группы ветвей — париетальные и висцеральные. К париетальным ветвям относятся подвздошно-поясничная, латеральная крестцовая, запирательная, верхняя и нижняя ягодичные артерии. Подвздошно-поясничная артерия кровоснабжает одноименную мышцу и подвздошную кость, поясничную, квадратную мышцу поясницы, корешки спинномозговых нервов и оболочки спинного мозга. Латеральные крестцовые артерии кровоснабжают крестец, связки крестца и копчика,оболочки спинного мозга, мышцу, поднимающую задний проход, грушевидную и глубокие мышцы спины.

Запирательная артерия крвоснабжает лобковый симфиз, подвздошную кость, головку бедренной кости, тазобедренный сустав, подвздошно-поясничную, квадратную мышцу бедра,

внутреннюю и наружную запирательные мышцы, приводящие мышцы бедра, гребенчатую и тонкую мышцы. Лобковая ветвь запирательной артерии анастомозирует  с запирательной ветвью из нижней надчревной артерии, образуя при развитом анастомозе корону смерти Нижняя ягодичная артерия кровоснабжает тазобедренный сустав, большую ягодичную, грушевидную, большую приводящуюмышцу бедра, внутреннюю и наружную запирательные, квадратнуюмышцу бедра, близнецовые, полусухожильную, полуперепончатую и длинную головку двуглавой мышцы бедра. Верхняя ягодичная кровоснабжает среднюю и малую ягодичные мышцы,тазобедренный сустав.

К висцеральным ветвям относятся пупочная, маточная, средняя прямокишечная и внутренняя половая. Пупочная артерия кровоснабжает семявыносящий проток, мочевой пузырь и мочеточники. Маточная артерия отдает ветви к яичнику, маточной трубе и влагалищу.

Средняя прямокишечная артерия кровоснабжает средний и нижний отделы прямой кишки, семенные пузырьки ипредстательную железу, мочеточник, влагалище и мышцу, поднимающую задний проход. Внутренняя половая кровоснабжает нижний отдел прямой кишки, промежность, мочеиспускательный канал, наружные половые органы, влагалище у женщин, бульбоуретральные железы у мужчин, внутреннюю запирательную мышцу.

Наружная подвздошная артерия проходит под паховой связкой через сосудистую лакуну и преходит в бедренную артерию. От наружной подвздошной артерии отходит нижняя надчревная артерия и глубокая артерия, огибающая повздошную кость. Нижняя надчревная артерия отдает ряд ветвей: лобковую, кремастерную и артерию круглой связки матки.

Глубокая артерия, огибающая подвздошную кость кровоснабжает переднюю стенку живота, поперечную, косые, подвздошную мышцы, напрягатель широкой фасции бедра, портняжную

мышцу.

IV. Тесты и эталоны ответов к теме

1. Через какие анатомические образования проходит внутренняя половая артерия на своем пути в седалищно-прямокишечную ямку:

а. запирательный канал     

  б. малое седалищное отверстие       

  в. подгрушевидное отверстие  

г. надгрушевидное отверстие     

д. все правильно  

2. Назовите ветви, отходящие от запирательной артерии:            

  а. лобковая ветвь   

б. нижняя прямокишечпая артерия         

  в. передняя ветвь   

  г. задняя ветвь  

д. все правильно  

3. Укажите кровеносные сосуды, образующие анастомоз в толще латеральной стенки брюшной полости:

а. поверхностная надчревная артерия

  б. поверхностная артерия, огибающая подвздошную кость

  в. глубокая артерия, огибающая подвздошную кость

  г. подвздошно-поясничная артерия

д. все правильно

4. Назовите кровеносные сосуды, отходящие от пупочной артерии:              

  а. верхние мочепузырные артерии        

  б. артерия семявыносящего протока        

в. нижние мочепузырные артерии        

  г. мочеточниковые артерии      

д. все правильно  

5. Назовите ветви, отходящие от нижней надчревной артерии:             

  а. артерия круглой связки матки (у женщин)       

  б. лобковая ветвь   

в. яичковая артерия   

  г. кремастерная артерия (у мужчин)       

д. все правильно          

6. Укажите источник происхождения прямокишечных артерий:                

а. брюшная часть аорты     

б. общая подвздошная артерия       

  в. внутренняя подвздошная артерия        

  г. нижняя брыжеечная артерия        

д. все правильно  

7. Какие различают части пупочной артерии:

   а. открытая часть

  б. облитерированная часть

в.  закрытая часть

  г. пупочная часть

д. все правильно

8. Укажите, какие ветви дает маточная артерия:

    а. влагалищные ветви

   б. трубные ветви

в. уретральные

г. яичниковые

  д. все правильно

9. С какой артерией анастомозирует артерия семявыносящего протока:

  а.  яичковая

 б. верхняя мочепузырная

  в. глубокая артерия полового члена

  г. лобковая артерия

 д. все правильно

10. С какими артериями анастомозирует верхняя ягодичная артерия:

    а. нижняя ягодичная артерия

    б.  латеральная артерия, огибающая бедренную кость

  в. запирательная артерия

   г. лобковая ветвь

    д. все правильно

Эталон ответов по теме:

1.б,в; 2.а,в,г; 3.б, в, г; 4.а,б,г; 5.а,б,г; 6.в,г; 7.а, б; 8.а, б;9.а; 10. а, б.

 

 

                         Занятие № 28

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Методика практических занятий по анатомии в отличие от других дисциплин неодинакова при прохождении различных отделов анато­мии.

Различают 2 основные формы практических занятий:

1. Студенты изучают раздел анатомии, пользуясь готовыми пре­паратами ( внутренние органы, сосуды и др.).

2. Студенты готовят препараты, препарируя под руководством преподавателя (органы, сосуды).

Методика проведения этих форм практических занятий различна.

При первой форме занятий преподаватель проводит краткие де­монстрации препаратов, которые должны помочь студентам в их са­мостоятельной активной работе по изучению препаратов с помощью учебника и атласа.          Демонстрация препаратов не должна занимать больше одной четверти или одной пя­той времени, отведенного на практическое занятие.

Практические занятия   должны начинаться с теоретических сведений по теме, затем демонстрация препаратов. Показ деталей строения органов  продолжается в процессе активной консультации, когда студенты самостоятельно изучают препараты. Под активной кон­сультацией подразумевается то, что преподаватель не ждет вопросов от студентов, а переходя от одной к другой группе студентов (по 2-3 человека) выясняет, что они усвоили, задает вопросы по изучаемому материалу и отвечает на непонятные вопросы. Необходимо при этом стимулировать студентов к самостоятельному решению неясных во­просов, с последующей проверкой решения у преподавателя. Это при­носит значительно и ощутимо больше пользы, чем получение готово­го ответа у преподавателя. Большое значение в проведении практических занятий имеет орга­низация самостоятельной работы студентов.                                                        Совершенно недопустимо, чтобы один из студентов читал текст учебника, а другие пассивно слушали. Результативно такое занятие равняется нулю. Необходимо, чтобы студенты разделились на груп­пы по 2-3 человека, не более. У каждого студента был учебник или ат­лас, методические рекомендации к теме занятий и набор соответствующих препаратов по изучаемому разделу.

Работа на практических занятиях только по учебнику или атласу без препаратов совершенно недопустима.

В конце занятия, преподаватель должен обойти группы студентов и бегло проверить, как усвоили студенты новый материал.

Работая на практических занятиях, студенты обязательно должны пользоваться учебником по анатомии, где даются не только описания тех или иных разделов строения человеческого тела, но и теоретиче­ское обоснование особенностей строения, а также методическими рекомендациями к занятиям.                 Атласом нужно пользоваться как вспомогательным учеб­ником - пособием, используя в нем главным образом рисунки с пояс­нениями, без текста.

Следует разъяснить студентам, что время, отведенное для практических занятий по анатомии, совершенно недостаточно для того, чтобы основательно изучить этот предмет. Поэтому нужно привить студентам навыки самостоятельной работы пользуясь имеющимися на кафедре препаратами.

Контроль знаний студентов необходимо проводить комплексно.                      Помимо обычного опроса нужно пользоваться рисунками, тестами, контрольными вопросами и т.д.                                                                                          На итоговых занятиях опрос нужно проводить не только в теорети­ческом плане, проверяя наличие текстов лекционного материала, но и выясняя, насколько студент, понимает материал, который он усвоил. На каждом занятии студентам выдаются по 1 -2 рисунка с цифровыми обозначениями и вопросами тестового контроля. Студент должен бы­стро (не более чем за 5 минут) обозначить образования, отмеченные цифрами, латинскими терминами, ответить на тестовые вопросы.

После чего преподаватель опрашивает нескольких студентов.

Схема проведения практического занятия ( I форма) такова:

План практического занятия:

I.Проверка знаний студентов по теме предыдущего занятия с разъяснением непонятных моментов.

II.Демонстрация препаратов. Объяснение методики их изучения .

III .Самостоятельное изучение студентов новой темы с использованием препарированных  трупов, отдельных препаратов,  таблиц, муляжей, а так же с помощью учебника, атласа, методические рекомендации, при активной консультации преподавателя.

IV .Задание на дом темы следующего занятия для самостоятельного изучения.

            

          РАЗДЕЛ: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.                                      

                                        Занятие №1

Дата: 2019-07-24, просмотров: 245.