Психологические игры и уоражнения Игоря Викторовича Вачкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение "Молчащее и говорящее зеркало"

Предлагаемое упражнение способствует разви­тию у будущих социальных работников и социальных педагогов навыков невербального общения и дает возможность понять, как их воспринимают другие люди.

Это упражнение обычно очень нравится участ­никам группы и проходит, как правило, весело и оживленно. В молодежных группах почти все стре­мятся получить свое "отражение" и как можно в большем количестве "зеркал". В чем же суть проце­дуры?

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет "смотреть в зеркало".

—           Твоя задача только по отражению в зеркале, точнее в двух зеркалах, определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два зеркала, разу­меется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спи­ной, только с помощью мимики и жестов. Второе зер­кало — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим зеркалом.

После того как игрок сделал выбор, ведущий дает "зеркалам" более подробную инструкцию:

—         "Зеркала" встают рядом у стены. Основной иг­рок — перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение "зеркалами" про­исходит по очереди. Сначала работает "молчащее зер­кало" . Если основной игрок не может угадать челове­ка за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит одну — только одну! — фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова — можно по-другому — °тражает "молчащее зеркало" и так далее. Задача иг­рока — угадать человека за спиной как можно быс­трее.

Для "зеркал" есть определенные условия. "Мол­чащее зеркало" фактически не ограничивается в спо­собах "отражения" человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изоб­ражении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характери­стики.

Такое предупреждение необходимо делать в тех случаях, когда упражнение применяется на началь­ных этапах работы — особенно в подростковой или юношеской группе. Тинейджеры зачастую не щадят друг друга и утрированно указывают на физические недостатки других, что может привести к бол зненным реакциям и неконструктивным конфликтам. Впрочем, следует оговориться, что ведущий может осознанно пойти на это с целью спровоцировать об­суждение подростками своего физического "Я". Но это "иная песня", и смысл упражнения тоже изме­нится.

На "говорящее же зеркало" накладывается ряд чет­ких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых опи­саний внешности. Это разрешается только в третьей фразе. Начинаем!

Через несколько минут ведущий предлагает сме­нить основного игрока, а тот получает право поменять и "зеркала". Раскусившие смысл игры участники часто даже конкурируют за право стать основным игроком и проверить свою способность понимать сообщения "зер­кал". Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует отрефлексировать прошедшую игру. Можно обсудить такие вопросы:

Кому из игроков потребовалось меньше всего зер­кальных "отражений", чтобы определить, кто находит­ся за его спиной?

В чем секрет такой прозорливости ?

Кто из участников группы оказался самым талан­тливым зеркалом? Что ему в этом помогло?

Кто из участников удивлен тем, как был отражен "зеркалами"?

Что вы почувствовали, когда увидели свое "отра­жение"?

Во время обсуждения часто возникают вопросы участников друг к другу такого, например, содержания:

—     Миша, а что означал вот этот твой жест, когда ты показывал меня ?

—     Стае, а почему ты сказал, "отражая" меня: "чело­век, лучше всех умеющий делать подарки"? С чего это ты взял? И т. п.

Богатство возникающих в результате этого упраж­нения обратных связей трудно переоценить. Даже то, что не стало по каким-то причинам материалом для обсуждения в группе, остается для участника своеоб­разной "волшебной фотографией", какую не сделать ни одним "Кодаком". Ведь фотоаппарат фиксирует "объек­тивный" образ человека, а такие вот "зеркала" дарят субъективный портрет, который невозможно получить никакими приборами.

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Те­ория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: М.: Изд-во МПГУ, 1990.

Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-соци­альный институт, 1998.

Куличенко P . M . Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России.— Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992—1998.

готворительных учреждении и организации, опыт де­ятельности которых применим и в наши дни.

Выбор темы во многом определяется интересом и склонностями исследователя. Выбирая тему исследо­вания, нужно видеть тот круг проблем, решению кото­рых может способствовать ваша работа.

Следует учитывать и прикладной характер пробле­матики, связанный с историей социального призрения, благотворительности и меценатства в России.

2.            Изучение и анализ литературы: труды по исто­рии государственных и сословно-представительных уч­реждений и общественных организаций, обобщающие монографии по истории медицины, педагогики, обще­ственного быта, призрения, опубликованных источни­ков и архивных материалов и т. д.

Историк, как правило, одновременно читает общую и специальную литературу, часто идет в архивы и му­зеи, еще не завершив свой библиотечный поиск.

3.         Составление плана исследования. План истори­ческого исследования складывается и совершенству­ется на протяжении всей работы над темой. Уже после ознакомления с общей и специальной литературой составляется первый вариант плана, который является лишь ориентиром. По мере накопления фактического материала, теоретического осмысления темы план бу­дет постоянно видоизменяться. Конечный вариант складывается уже на завершающем этапе работы.

4.        Составление введения к исследованию, включа­ющего в себя: постановку проблемы, определение ис­следовательских задач работы, характеристику источ­ников и методов анализа, обоснование специальных методов исследования (если они применяются).

5.         Составление библиографии. Начинается с изу­чения каталогов библиотек. В каждой библиотеке имеется справочный аппарат — алфавитный и сис­тематический (предметный) каталоги литературы. Ал­фавитным каталогом пользуются в том случае, если хотят найти работу одного автора или разыскать шифр данной книги. Чаще всего исследователь пользуется систематическими каталогами, работа с ними требует общеисторической подготовки и знаний основ библио­течной классификации. Большую роль играет также

' текущая библиография.

6. Составление списка источников и литературы. Все источники и литература, послужившие основой для научного труда, включаются в перечень в определен­ном порядке.

1.        Источники.

1.1.        Опубликованные.

1.1.1.      Документальные и статистические публика­ции (в алфавитном порядке).

1.1.2.        Периодическая печать (газеты — сначала цен­тральные, затем местные. Журналы — лишь в том слу­чае, если они являются объектом специального иссле­дования) .

1.1.3.              Мемуары (в алфавитном порядке их авто­ров).

1.1.4.         Список трудов (если исследование посвяще­но творческой личности).

1.2.        Неопубликованные (указываются номера изу­ченных фондов, описей, дел в музеях, дел в централь­ных и местных архивах и др.).

2.       Литература:

2.1.        Монографии.

2.2.        Статьи.

2.3.        Библиографические и учебные пособия.

2.4.             Справочники и словари.

Грамотное оформление рукописи является резуль­татом накопленных знаний и опыта исследователя, свидетельствует о его исследовательской культуре, способствует успешному написанию научного труда. Если список невелик по объему, его можно составлять без разделения по видам изданий.

Для изучения опыта социальной работы важное значение имеют практические методы исследования (К. Соудон):

—     аппаратурные: аудио, видео, слайды, кино, ком­пьютер, зеркало Гезелла, Интернет;

—          письменные: дневники, описания случаев, ана­лиз случаев, контракты, письма, отчеты, протоколы, резюме, опросники, результаты наблюдений;

—    опытные: упражнения, имитация, драматизация, моделирование, ролевая игра, дискуссии, собрания; посещения больницы, суда; разработка программ;

—            графические: рисунки, схемы, графики, диаг­раммы, фотографии;

— печатные: тексты, книги, журналы, статьи, тек­сты докладов, официальные документы, статистические данные, инструкции.

Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.) методы.

Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.

Сравнительный метод позволяет выделить объек­ты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономичес­кого развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические (в последнем случае КНР, Вьетнам, КНДР, Куба, а также социалистический период развития социальной рабо­ты в нашей стране и в других странах).

Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности, по роли госу­дарства в решении проблем социальной защиты насе­ления. Именно по этому признаку ныне различают аме­риканскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и евро­пейскую системы (с преобладанием в последней госу­дарственных форм помощи и поддержки населения).

Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. И в этом случае особенно важен опыт как ныне существующих, так и бывших социалистических стран, в которых весьма существенную роль в социальной поддержке населе­ния играют (или играли) общественные фонды потреб­ления, используемые для обеспечения бесплатного образования, медицинского обслуживания, отдыха и т. д.

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, вклю­чающую в себя такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управле­ние, функции и цели социальной работы. И в этом слу-

чае возможен сравнительный анализ как систем соци­альной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов.

Наряду с названными общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы непременно используют и частные методы (наблюдение, анализ документов и т. д.).

При изучении зарубежного опыта могут быть ис­пользованы такие формы (и приемы), как проведение международных конференций, коллоквиумов и семи­наров, "круглых столов", командировки, работаиучеба в социальных учебных заведениях и социальных служ­бах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т. д.

Указанные выше методологические и методичес­кие аспекты очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах Рос­сии. Этот опыт необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь боль­шое значение для любой страны.

Вопросы для самоконтроля

Как организовать изучение исторического опыта со­циальной работы своей страны? Чем оно отличается от изучения зарубежного опыта?

Какие исследовательские методы Вы знаете?

Как правильно оформлять исследовательский материал?

Ситуации

Как средствами социально-педагогической рабо­ты можно избежать ситуаций, описанных ниже? Как направить в позитивное русло энергию спортивных фанатов? Какие формы работы с ними вы считаете наиболее перспективными? Существует ли систе­ма педагогического контроля и взаимодействия с болельщиками ваших спортивных клубов? Кто, на ваш взгляд, несет ответственность за противоправные действия фанатов?

В конце 80-х гг. XX века легендарный капитан сборной Франции Мишель Платини говорил о том, что

1бТетерскийС. В.

после брюссельского побоища ему будет непросто за­ставить себя снова выйти на поле. Платини говорил, что до конца своей жизни не сможет забыть мальчика-итальянца, который прилетел вместе с отцом в Брюс­сель специально для того, чтобы поддержать любимый "Ювентус" в матче против Ливерпуля, и был вдавлен обезумевшей толпой в решетку, отделявшую трибуну от поля... Платини говорил — он не сможет забыть лица итальянцев, когда из самолета стали выгружать гробы преданных фанатов, убитых английскими хулиганами.

В конце 90-х кровавым побоищем ознаменовался матч между "Спартаком" и "Сатурном", который состо­ялся в подмосковном Раменском. Около 17.00 часов разгоряченная толпа болельщиков, идущая к стадиону "Сатурн" по улице Гурьева, принялась громить мага­зин "Терем". В ход пошли булыжники. Не уцелели ни стеклянные витрины, ни входные двери. Подъехавшие милиционеры задержали 9 человек. Ущерб, нанесен­ный магазину, составил 30 тысяч рублей.

После забитого "красно-белыми" в начале первого тайма гола спартаковские фанаты возбудились настоль­ко, что принялись бросать на поле дымовые шашки и взрывпакеты. Все три тысячи человек, находящиеся на трибуне, специально отведенной для москвичей, повска­кивали с мест и принялись радостно скакать. Кто-то ос­тупился. Это вызвало цепную реакцию, и верхние ряды буквально рухнули на нижние. Образовалась гигантс­кая куча мала.

Омоновцы бросились к трибуне. Фанаты восприня­ли это как вызов. Разъяренные болельщики начали вы­рывать сиденья и биться ими со стражами порядка. По­боище длилось 15 минут. На это время матч был прерван. Игру продолжили лишь после того, как на трибунах воца­рилось спокойствие. Четыре десятка особо бушевавших фанов отвезли в местное УВД. А12 сотрудникам милиции пришлось оказывать медпомощь — зашивать рассечен­ные брови и останавливать кровь.

В УВД г. Раменского считают: виноваты однозначно спартаковские ультрас. Что же касается игроков "Спар­така" , то они не спешат обвинять в случившемся своих фанатов. Автор "рокового" гола Егор Титов говорит, что у него не поворачивается язык сказать о своих болель­щиках что-то плохое: "Ребята всегда поддерживают нас,

ездят с нами практически на все матчи, разве я могу винить их в чем-либо. Мне просто очень жаль, что многие из них сейчас пострадали".

На одном из практических занятий организуйте творческую встречу с лидерами групп спортивных фа­натов вашего города (поселка), руководителями спортив-ныхклубов, стадионов, спорткомплексов, представите­лями правоохранительных органов, средств массовой информации.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.