Упражнение "Молчащее и говорящее зеркало"
Предлагаемое упражнение способствует развитию у будущих социальных работников и социальных педагогов навыков невербального общения и дает возможность понять, как их воспринимают другие люди.
Это упражнение обычно очень нравится участникам группы и проходит, как правило, весело и оживленно. В молодежных группах почти все стремятся получить свое "отражение" и как можно в большем количестве "зеркал". В чем же суть процедуры?
Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет "смотреть в зеркало".
— Твоя задача только по отражению в зеркале, точнее в двух зеркалах, определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два зеркала, разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим зеркалом.
После того как игрок сделал выбор, ведущий дает "зеркалам" более подробную инструкцию:
— "Зеркала" встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение "зеркалами" происходит по очереди. Сначала работает "молчащее зеркало" . Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит одну — только одну! — фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова — можно по-другому — °тражает "молчащее зеркало" и так далее. Задача игрока — угадать человека за спиной как можно быстрее.
Для "зеркал" есть определенные условия. "Молчащее зеркало" фактически не ограничивается в способах "отражения" человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.
Такое предупреждение необходимо делать в тех случаях, когда упражнение применяется на начальных этапах работы — особенно в подростковой или юношеской группе. Тинейджеры зачастую не щадят друг друга и утрированно указывают на физические недостатки других, что может привести к бол зненным реакциям и неконструктивным конфликтам. Впрочем, следует оговориться, что ведущий может осознанно пойти на это с целью спровоцировать обсуждение подростками своего физического "Я". Но это "иная песня", и смысл упражнения тоже изменится.
На "говорящее же зеркало" накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе. Начинаем!
Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока, а тот получает право поменять и "зеркала". Раскусившие смысл игры участники часто даже конкурируют за право стать основным игроком и проверить свою способность понимать сообщения "зеркал". Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия. Обязательно следует отрефлексировать прошедшую игру. Можно обсудить такие вопросы:
Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных "отражений", чтобы определить, кто находится за его спиной?
В чем секрет такой прозорливости ?
Кто из участников группы оказался самым талантливым зеркалом? Что ему в этом помогло?
Кто из участников удивлен тем, как был отражен "зеркалами"?
Что вы почувствовали, когда увидели свое "отражение"?
Во время обсуждения часто возникают вопросы участников друг к другу такого, например, содержания:
— Миша, а что означал вот этот твой жест, когда ты показывал меня ?
— Стае, а почему ты сказал, "отражая" меня: "человек, лучше всех умеющий делать подарки"? С чего это ты взял? И т. п.
Богатство возникающих в результате этого упражнения обратных связей трудно переоценить. Даже то, что не стало по каким-то причинам материалом для обсуждения в группе, остается для участника своеобразной "волшебной фотографией", какую не сделать ни одним "Кодаком". Ведь фотоаппарат фиксирует "объективный" образ человека, а такие вот "зеркала" дарят субъективный портрет, который невозможно получить никакими приборами.
Список использованной литературы
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: М.: Изд-во МПГУ, 1990.
Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Куличенко P . M . Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России.— Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992—1998.
готворительных учреждении и организации, опыт деятельности которых применим и в наши дни.
Выбор темы во многом определяется интересом и склонностями исследователя. Выбирая тему исследования, нужно видеть тот круг проблем, решению которых может способствовать ваша работа.
Следует учитывать и прикладной характер проблематики, связанный с историей социального призрения, благотворительности и меценатства в России.
2. Изучение и анализ литературы: труды по истории государственных и сословно-представительных учреждений и общественных организаций, обобщающие монографии по истории медицины, педагогики, общественного быта, призрения, опубликованных источников и архивных материалов и т. д.
Историк, как правило, одновременно читает общую и специальную литературу, часто идет в архивы и музеи, еще не завершив свой библиотечный поиск.
3. Составление плана исследования. План исторического исследования складывается и совершенствуется на протяжении всей работы над темой. Уже после ознакомления с общей и специальной литературой составляется первый вариант плана, который является лишь ориентиром. По мере накопления фактического материала, теоретического осмысления темы план будет постоянно видоизменяться. Конечный вариант складывается уже на завершающем этапе работы.
4. Составление введения к исследованию, включающего в себя: постановку проблемы, определение исследовательских задач работы, характеристику источников и методов анализа, обоснование специальных методов исследования (если они применяются).
5. Составление библиографии. Начинается с изучения каталогов библиотек. В каждой библиотеке имеется справочный аппарат — алфавитный и систематический (предметный) каталоги литературы. Алфавитным каталогом пользуются в том случае, если хотят найти работу одного автора или разыскать шифр данной книги. Чаще всего исследователь пользуется систематическими каталогами, работа с ними требует общеисторической подготовки и знаний основ библиотечной классификации. Большую роль играет также
' текущая библиография.
6. Составление списка источников и литературы. Все источники и литература, послужившие основой для научного труда, включаются в перечень в определенном порядке.
1. Источники.
1.1. Опубликованные.
1.1.1. Документальные и статистические публикации (в алфавитном порядке).
1.1.2. Периодическая печать (газеты — сначала центральные, затем местные. Журналы — лишь в том случае, если они являются объектом специального исследования) .
1.1.3. Мемуары (в алфавитном порядке их авторов).
1.1.4. Список трудов (если исследование посвящено творческой личности).
1.2. Неопубликованные (указываются номера изученных фондов, описей, дел в музеях, дел в центральных и местных архивах и др.).
2. Литература:
2.1. Монографии.
2.2. Статьи.
2.3. Библиографические и учебные пособия.
2.4. Справочники и словари.
Грамотное оформление рукописи является результатом накопленных знаний и опыта исследователя, свидетельствует о его исследовательской культуре, способствует успешному написанию научного труда. Если список невелик по объему, его можно составлять без разделения по видам изданий.
Для изучения опыта социальной работы важное значение имеют практические методы исследования (К. Соудон):
— аппаратурные: аудио, видео, слайды, кино, компьютер, зеркало Гезелла, Интернет;
— письменные: дневники, описания случаев, анализ случаев, контракты, письма, отчеты, протоколы, резюме, опросники, результаты наблюдений;
— опытные: упражнения, имитация, драматизация, моделирование, ролевая игра, дискуссии, собрания; посещения больницы, суда; разработка программ;
— графические: рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии;
— печатные: тексты, книги, журналы, статьи, тексты докладов, официальные документы, статистические данные, инструкции.
Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использование ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т. д.) методы.
Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных странах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа.
Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические (в последнем случае КНР, Вьетнам, КНДР, Куба, а также социалистический период развития социальной работы в нашей стране и в других странах).
Изучение опыта социальной работы за рубежом предполагает также типологию стран по сложившимся системам социальной работы, в частности, по роли государства в решении проблем социальной защиты населения. Именно по этому признаку ныне различают американскую (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейскую системы (с преобладанием в последней государственных форм помощи и поддержки населения).
Сравнение социальной работы может быть также осуществлено с учетом преобладания рыночных или плановых форм ведения хозяйства. И в этом случае особенно важен опыт как ныне существующих, так и бывших социалистических стран, в которых весьма существенную роль в социальной поддержке населения играют (или играли) общественные фонды потребления, используемые для обеспечения бесплатного образования, медицинского обслуживания, отдыха и т. д.
Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом слу-
чае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных (или групп) стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов.
Наряду с названными общими методами изучения зарубежного опыта социальной работы непременно используют и частные методы (наблюдение, анализ документов и т. д.).
При изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы (и приемы), как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, "круглых столов", командировки, работаиучеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т. д.
Указанные выше методологические и методические аспекты очень важны для правильного понимания того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах России. Этот опыт необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь большое значение для любой страны.
Вопросы для самоконтроля
Как организовать изучение исторического опыта социальной работы своей страны? Чем оно отличается от изучения зарубежного опыта?
Какие исследовательские методы Вы знаете?
Как правильно оформлять исследовательский материал?
Ситуации
Как средствами социально-педагогической работы можно избежать ситуаций, описанных ниже? Как направить в позитивное русло энергию спортивных фанатов? Какие формы работы с ними вы считаете наиболее перспективными? Существует ли система педагогического контроля и взаимодействия с болельщиками ваших спортивных клубов? Кто, на ваш взгляд, несет ответственность за противоправные действия фанатов?
В конце 80-х гг. XX века легендарный капитан сборной Франции Мишель Платини говорил о том, что
1бТетерскийС. В.
после брюссельского побоища ему будет непросто заставить себя снова выйти на поле. Платини говорил, что до конца своей жизни не сможет забыть мальчика-итальянца, который прилетел вместе с отцом в Брюссель специально для того, чтобы поддержать любимый "Ювентус" в матче против Ливерпуля, и был вдавлен обезумевшей толпой в решетку, отделявшую трибуну от поля... Платини говорил — он не сможет забыть лица итальянцев, когда из самолета стали выгружать гробы преданных фанатов, убитых английскими хулиганами.
В конце 90-х кровавым побоищем ознаменовался матч между "Спартаком" и "Сатурном", который состоялся в подмосковном Раменском. Около 17.00 часов разгоряченная толпа болельщиков, идущая к стадиону "Сатурн" по улице Гурьева, принялась громить магазин "Терем". В ход пошли булыжники. Не уцелели ни стеклянные витрины, ни входные двери. Подъехавшие милиционеры задержали 9 человек. Ущерб, нанесенный магазину, составил 30 тысяч рублей.
После забитого "красно-белыми" в начале первого тайма гола спартаковские фанаты возбудились настолько, что принялись бросать на поле дымовые шашки и взрывпакеты. Все три тысячи человек, находящиеся на трибуне, специально отведенной для москвичей, повскакивали с мест и принялись радостно скакать. Кто-то оступился. Это вызвало цепную реакцию, и верхние ряды буквально рухнули на нижние. Образовалась гигантская куча мала.
Омоновцы бросились к трибуне. Фанаты восприняли это как вызов. Разъяренные болельщики начали вырывать сиденья и биться ими со стражами порядка. Побоище длилось 15 минут. На это время матч был прерван. Игру продолжили лишь после того, как на трибунах воцарилось спокойствие. Четыре десятка особо бушевавших фанов отвезли в местное УВД. А12 сотрудникам милиции пришлось оказывать медпомощь — зашивать рассеченные брови и останавливать кровь.
В УВД г. Раменского считают: виноваты однозначно спартаковские ультрас. Что же касается игроков "Спартака" , то они не спешат обвинять в случившемся своих фанатов. Автор "рокового" гола Егор Титов говорит, что у него не поворачивается язык сказать о своих болельщиках что-то плохое: "Ребята всегда поддерживают нас,
ездят с нами практически на все матчи, разве я могу винить их в чем-либо. Мне просто очень жаль, что многие из них сейчас пострадали".
На одном из практических занятий организуйте творческую встречу с лидерами групп спортивных фанатов вашего города (поселка), руководителями спортив-ныхклубов, стадионов, спорткомплексов, представителями правоохранительных органов, средств массовой информации.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.