СЕМЬЯ - ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Семья — это общество в миниатюре, от це­лостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества".

Ф. Адлер

Кто и как будет жить и работать в XXI веке — за­висит от социального самочувствия современной семьи, от того, каких детей семья производит на свет и как она растит их духовно и физически.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой свя­заны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом истори­чески обусловленная форма отношений между мужчи­ной и женщиной, которая порождает взаимные обяза­тельства и ответственность по отношению к детям.

Принимая семью в качестве объекта социальной работы и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития.

Семья — социальное образование, имеющее в каж­дом конкретно-историческом типе общества свою специ­фику; свои традиции в каждой национальной культуре.

Вопрос о том, что считать семьей, не так прост, как кажется на первый взгляд. В разных странах на Земле существуют разнообразные типы семьи, иногда достаточ­но экзотические, сохраняющие формы отношений, восхо­дящие к глубокой древности. Следует отметить, что сфера семейно-брачных обычаев и традиций достаточно консер­вативна и очень цепко сохраняет многие архаические черты. И в то же время с распространением современных производств и современного урбанизированного стиля

жизни в большинстве развитых стран утверждается срав­нительно небольшое количество схожих моделей семьи. Хакая тенденция характерна и для нашей страны.

Наиболее распространенным типом является нуклеарная (от лат. нуклеус — ядро) семья, состоя­щая из одной пары родителей с детьми или без детей. Таких семей 2/3 в структуре населения Российской федерации. Второе по численности место занимают неполные семьи — один из родителей с детьми. Та­ких семей примерно 12%. Неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате овдовения, либо при рождении ребенка у одинокой женщины. Если под одной крышей проживают три по­коления: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о сложной (много­поколенной) семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.

Преобладание нуклеарных семей является ре­зультатом достаточно устойчивого и длительного про­цесса, вызванного увеличением подвижности насе­ления и массовой урбанизацией, развертыванием жилищного строительства и эмансипацией взрослых детей от традиционной власти родительского автори­тета. Эти экономические и социальные изменения привели к формированию устойчивой психологичес­кой установки на обустройство жизни отдельно от родителей, хотя помощь родителей взрослые дети принимают без душевного протеста и весьма привет­ствуют. Здесь есть косвенная связь с детностью се­мьи: в традиционной сложной семье старшая роди­тельница присматривала за детьми и вела домашнее хозяйство, а семья без бабушки с работающей мате­рью позволить себе несколько детей, как правило, не может.

Основные функции семьи

Генеративная функция семьи обусловлена необ­ходимостью продолжения человеческого рода, что яв­ляется не только биологической потребностью, но так­же имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтраш­него дня — сегодняшние младенцы и малыши, дети и Подростки. Общество заинтересовано в том, чтобы 41

каждое следующее поколение, было, по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В то же время семья заинтересована в детях. Причем сегодня это скорее не экономическая (дети — гарантия обеспе­ченной старости родителей), а нравственно-эмоцио­нальная потребность.

Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чув­ство ущербности, пустоты. Между тем почти треть се­мей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем — те, кто их не имел, не имеет и обзаводиться не собирается. Установка на бездетность распростра­няется среди супругов детородного возраста, что выз­вано, с одной стороны, растущими материально-эконо­мическими трудностями, превращением ребенка "в предмет социальной роскоши", а с другой — духовно-моральным кризисом, поразившим современное обще­ство, в системе ценностей которого — престижные вещи, машина, дом, породистая собака, но нет места ребенку. По оценке экспертов, 10—15% взрослого на­селения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздей­ствия, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т. д. Некоторым из них способна помочь современная медицина, но стоимость подобного лече­ния далеко не всем по карману.

Функция первичной социализации детей обуслов­лена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки "человека разумного". Ребенок должен быть постепенно введен в общество, развиваться по "человеческой программе". В против­ном случае его человеческие задатки не развернутся, предпосылки его способностей угаснут навсегда.

Современный кризис семьи отчетливо просматри­вается в снижении ее педагогического потенциала — ухудшении качества и содержания семейного воспи­тания. Семья является, как известно, мощным инстру­ментом социализации. Поэтому "лечение" социальных болезней семьи, восстановление ее социально-педаго­гических функций есть насущная задача времени. Центральная функция социальной работы — влияние на отношения людей, совершенствование и коррекция

взаимодействия между ними и их окружением на осно­ве изменения реальной заданности. Следовательно, цель и интегративный результат социальной работы с семьей — социализация личности применительно к общественным ожиданиям, социальному заказу.

Множество детей ежегодно проходит свой путь приобщения к человечеству в медицинских и детских учреждениях, Домах ребенка и т. д. И чаще всего не в результате несчастного случая, а в результате социаль­ной катастрофы. Нежеланные дети, они оказались не нужны своим родителям. Или мать, не имея средств и условий для воспитания ребенка, отказывается от него "под расписку" со смутной надеждой когда-нибудь потом, когда жизнь наладится, забрать дитя. Даже в тех нередких случаях, когда эти дети получают достаточ­ное количество питания, заботливый уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие их омрачено синдромом госпитализма — комплексом последствий, связанных с недостатком коммуникативно-эмоциональ­ных связей, такие дети, как правило, отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, поз­же начинают говорить, впоследствии встречаются со многими коммуникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифици­рованной медико-педагогической коррекции.

Более старшие дети, растущие в детских домах, плохо приспособлены к жизни вне их стен, с трудом адаптируются к самостоятельному существованию. Не случайно весьма распространенный сценарий жизни детдомовца чуть ли не в половине случаев включает в себя судимость. Кроме того, ущербность своего воспи­тания они несут в собственные семьи, не получив в детстве уроков семейно-ролевого поведения. В обще­нии с людьми, в трудовом коллективе, они часто конф­ликтны.

Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благо­приятным морально-психологическим климатом, здо­ровыми отношениями между всеми своими членами.

Исторически семья всегда была основной хозяй­ственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фунда­менте то разделение функций, которое обеспечивала

семья. С появлением индустриального производства, с развитием производительных сил многие функции были вынесены за рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значи­тельной мере сохранились.

Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству. Многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием их потребностей в приготовлении пищи, пошиве одежды, стирке, уборке и др., издавна связанные с семьей и только с ней, были целиком или частично переложены на "плечи" бытовой промышленности.

Гедонистическая функция, которую принято так­же называть функцией здорового секса, связана с нали­чием у человека общебиологической половой потребнос­ти, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т. д. В течение многих столетий церковная и светская мораль осуждающе и запрещающе относились к физической любви, призна­вая ее как уступку греховной человеческой природе, но отказываясь ценить ее как источник не только плотско­го, но и духовного наслаждения. Сегодня среди грамот­ных людей в демократических обществах признано, что неудовлетворение сексуальной потребности приводит к тяжелым переживаниям личности, к серьезным рас­стройствам. Нормальная половая жизнь, регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Распростране­ние такой "социальной болезни", как одиночество, при­водит к неудовлетворенности этой потребности у зна­чительного количества взрослых людей. "Двойная мораль" не возбраняет внебрачные контакты мужчин, но осуждает их у женщин. Разведенные женщины ока­зываются в более трудном положении, чем разведен­ные мужчины. Значительная часть самоубийств, совер­шаемых людьми в возрасте от 20 до 40 лет, связана с проблемами одиночества.

В то же время поверхностное отношение к физичес­кой близости, относительно большая, чем раньше, легкость таких связей, как правило, не делают людей счастливее.

т_[ереГулярные отношения со случайными партнерами дишены психологического богатства и глубины, создают ощущение тревоги и обмана, влекут за собой криминаль­ные или медицинские последствия. Духовная дезоргани­зация общества, "свободный секс" и его открытая пропа­ганда всеми способами, включая средства массовой информации, вызывают закономерное распространение болезней, передаваемых половым путем. Между тем воз­рождение культа крепкой и здоровой, счастливой и спло­ченной семьи во многих странах связывают не в после­днюю очередь с тем, что "радости здорового секса" с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.

Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсо­лютной защищенности, абсолютного приятия челове­ка, вне зависимости от его талантов, жизненных успе­хов, финансового положения и т. д. Выражение "мой дом — моя крепость" хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыть­ся от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции. Физические силы, израсходованные человеком в тру­довом процессе, восполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанав­ливаются силы в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми.

Таким образом, существование человека в настоя­щее время организовано в форме семейного образа жизни.

В вопросах социальной работы семья редко идет на контакты с представителями государства и общества за исключением случаев, обоснованных законодатель­но, или же если предлагаемая помощь носит матери­альный характер (пособия, выплаты и т. п.).

Социальный работник, исходя из принципа макси­мизации минимума (стремления максимально расши­рить минимальные ресурсы социальной помощи), дол­жен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной помо-Щи, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи,

которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.

Одна из важных и противоречивых проблем се­мьи — проблема ответственного родительства. Под от­ветственным родительством следует понимать комп­лекс социальных, психологических, медицинских и прочих условий, позволяющих семье иметь столько детей, сколько семья хочет; рожать только желанных детей и воздерживаться от рождения нежеланных детей цивилизованными, безопасными для жизни спо­собами.

В течение тысячелетий экономическая необходи­мость определяла рождаемость на уровне биологи­ческой продуктивности: на свет появлялось столько детей, сколько могло родиться. В условиях войн, эпи­демий, ужасающей детской смертности выживали немногие, обеспечивая не слишком быстрый, но ста­бильный рост населения. Социально-экономические, психологические и научные достижения и изменения, происшедшие в мире в XX веке, привели к вовлече­нию женщины в общественное производство. Была обеспечена возможность сохранять жизнь большин­ству младенцев, изменились демографические уста­новки семей в развитых странах. Благодаря достиже­ниям медицинской науки и технологии, сознательное планирование семьи стало не только возможным, но и широко доступным процессом.

К сожалению, в нашем обществе, в силу недоста­точной медицинской культуры населения, недемокра­тической половой морали, в качестве средства плани­рования семьи утвердился самый варварский способ — аборт. По числу этих недостойных цивилизованного мира болезненных манипуляций Россия держит мало­почтенное первое место как абсолютно, так и на тысячу женщин. Осложнения, или даже гибель, могут грозить женщине и в условиях медицинского учреждения, а по оценкам экспертов, до трети абортов — внебольничные. Аборт — это возможность будущего бесплодия, тяже-

лое морально-психологическое потрясение для женщи­ны, связанное с внутренним кризисом и внешним осуж­дением ее действий.

Особый разговор о рождении детей у несовер­шеннолетних матерей. И с точки зрения физиологии это недопустимо рано — несформировавшийся орга­низм девочки плохо справляется с нагрузкой бере­менности и родов, и с социальной точки зрения де­вочка-мать испытывает огромные сложности: ее статус порождает множество проблем. Родители, ок­ружение, школа нередко реагируют совершенно жестко, вплоть до изгнания и т. д. Между тем соци­альная и моральная ситуация будет делать все более частыми как проституцию несовершеннолетних, так и случайные половые контакты. Делом первостепен­ной важности как для школы, так и для социального работника — семейного консультанта следует счи­тать возможно более широкое распространение ме­дико-социальных знаний и всемерную пропаганду современных безопасных средств контрацепции.

Семейные конфликты и насилие в семье, эмоци­ональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы — все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои про­блемы и находит в себе силы их разрешать.

Вопросы для самоконтроля

Что такое семья, в чем ее социальное значение?

Каковы основные функции современной семьи, их проблемы и перспективы?

Каковы основные типы современных семей?

Что такое "кризис семьи"? В чем смысл появления "экспериментальных" моделей семьи?

В чем состоят основные социальные проблемы совре­менных семей?

Каковы задачи социального работника — семейного терапевта?

Ситуация

Что общего в приведенных ниже проблемах двух семей? Какие методы и формы работы должен выбрать социальный работник при общении с членами каждой из этих семей? Предложите свой вариант работы с этими семьями.

а)              "У нас с мужем брак повторный, и общих детей пока нет. Но мне казалось, что мы одинаково любим и его сынишку, и мою дочь. Казалось до тех пор, пока я не стала замечать, что дочери он не прощает то, что сыну сходит с рук. И началось между нами соревнование в придирках. Мы не хотим расставаться, но и калечить детей нельзя".

б)               "Замуж вышла по любви в 20 лет. Через год ро­дился сын. Муж был неплохой, только излишне лени­вый и склонный к выпивке. Это увлечение в конце концов превратилось для него в смысл жизни. Начал бить нас с сыном, выгонять на улицу. Промучившись несколько лет, подала на развод. Казалось, жизнь кон­чилась. Но вот через некоторое время встретила пре­красного человека, который полюбил не только меня, но и сына. Это решило нашу судьбу — мы поженились. Первые полтора года я была по-настоящему счастлива: ни одной ссоры, постоянная помощь по дому, совмест­ные походы в горы. К тому же родился второй сын! Я даже не предполагала, что это будет конец всему. Муж откровенно охладел к старшему ребенку, сосредоточил всю заботу и нежность на малыше. Теперь отношения строились на контрасте: одному — поцелуй, другому — окрик и подзатыльник. Заступалась за сына как могла. А в ответ слышала все чаще:" Забирай его куда хочешь. Мне он не нужен. Да и сама с ним уходи. А моего сына оставь!" Так в нашей семье установилась ужасная ат­мосфера: муж при каждом удобном случае грызет стар­шего сына, придирается по мелочам, оскорбляет, по­рой и бьет. Выживает нас из дома хамством, грубостью, несправедливостью. Мальчику идет восьмой год. Он и раньше-то был послушный, тихий, ласковый ребенок. А теперь стал испуганным, забитым. Старается уйти в свою "раковину", стать как можно более незаметным. Дотемна остается на улице с товарищами, которые его

' любят. А дома получает от отца прозвища, самые безо-

бидные из которых— "придурок" и "скотина". Муж мой ереН| что мужчина обязан быть жестоким. Подска-жите скорее, что делать?!"

Практические задания

Методы оценки и диагностики семейных отношений.

Психологическая помощь неблагополучным семь­ям (посещение детской комнаты милиции, наркологи­ческого диспансера, классов коррекции)

Технология работы с семьей:

1)         Изучить психолого-медико-педагогические осо­бенности личности и ее микросреды, условия жизни, интересы и потребности, трудности и проблемы, конф­ликтные ситуации, отклонения в поведении.

2)                 Составить характеристику семьи (материаль­ные и бытовые условия; состав; нравственно-психо­логическая атмосфера (характер отношений между ее членами, сложившиеся традиции и др.); трудовой, жиз­ненный опыт, культурно-образовательный уровень взрослых).

3)           Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы с данной семьей, способы ре­шения личных и социальных проблем. Содержание практики отражается в дневниках, основные результа­ты — в социально-педагогическом паспорте семьи.

Советы по выполнению практического задания

Посещение семьи на дому позволяет социальному работнику ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помога­ет понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет се­мья, каковы ее социальные установки, система нрав­ственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные тра­диции, педагогическая образованность родителей, уме­ние организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка).

Что должно интересовать социального работника?

Порядок и чистота в доме. Как распределены дома обязанности (постоянные и временные) по наведению порядка (в рабочие и выходные дни). Что взрослые и Дети делают совместно. Как распределены трудовые

задания вне дома (покупки в магазине, работа на даче и огороде и т. п.). Как члены семьи оценивают свою и общественную деятельность.

Книги, журналы, газеты в доме. Есть ли в семье библиотека. Кто занимается ее сохранностью и попол­нением. Какая доля книг предназначена для детей. Какие книги родители рекомендовали им в последнее время. Посещение библиотек вне дома. Умеют ли дети беречь книги. Обсуждаются ли в семье прочитанные книги, как часто, каким образом. Какие периодические издания семья выписывает. Что выписано специально для детей. Регулярно ли они читают свои газеты, жур­налы. Что из прочитанного обсуждалось совместно.

Телевидение, музыка, радио. Какие радио-, телепе­редачи регулярно прослушиваются (смотрятся) всей семьей. Происходит ли обмен мнениями о передачах. Какова коллекция музыкальных записей в доме. Какая часть из них предназначена для детей. Разделяют ли члены семьи выбор музыкальных увлечений друг друга. Что известно детям о работе старших членов семьи. Знают ли они об их успехах, трудностях. Рассказывают ли родители о своей работе, что.

Организуются ли совместные выезды детей и взрослых на природу. Когда и куда были совершены последние походы с детьми (в кино, театр, музей, на выставку и т. д.). Предпочитают ли родители проводить отпуск вместе с детьми.

Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к эти увлечениям. Как роди­тели формируют познавательные интересы, организо­ванность, настойчивость, трудолюбие ребенка, исполь­зуя его увлечения. Считают ли они, что увлечения сына (дочери) помогают (мешают) учению и развитию. Как они обосновывают это мнение. Семейные праздники.

Поощрения и наказания в семье. Как родители поощряют успехи ребенка в обучении и воспитании. Каким образом они развивают у детей чувство ответ­ственности за порученное дело (дома и вне его). Де­лится ли с ними сын (дочь) своими успехами и неуда­чами вне дома. Знают ли в семье друзей детей и их родителей. Часто ли они встречаются, какие пробле­мы обсуждают. Разрешают ли родители приводить друзей в дом, чем они занимаются. Как отмечаются в

доме достижения ребенка. Проявляется ли в семье уважение к трудностям, проблемам, достижениям ребенка, в чем оно проявляется.

Взаимоотношения в семье. Как члены семьи от­носятся друг к другу (с любовью, уважением, равно­душно, грубо). Как родители учат детей уважению к старшим. Чем, по их мнению, интересны для детей отец, мать, другие члены семьи. Какими путями отец и мать укрепляют свой авторитет в глазах сына (до­чери). Какие проблемы они не считают возможным обсуждать в присутствии детей. Как учат их вежли­вости, тактичности.

Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, об­щую семейную атмосферу:

I. Отношения между родителями:

—        на основе гуманной направленности:

а)         согласованные положительные,

б)         несогласованные,

в)         согласованные отрицательные;

—        на основе чувства любви:

а)              согласованные положительные (взаимная лю­бовь) ,

б)        несогласованные (односторонняялюбовь),

в)       взаимно отрицательные (взаимное безразличие, разочарование, ненависть);

—         на основе черт характера супругов:

а)         согласованные (взаимная тактичность, уступчи­вость),

б)         подчинение, неравноправие,

в)         конфликтность, несогласованность;

—         на основе взглядов на воспитание:

а)            согласованные правильные,

б)          несогласованные, противоречия друг другу,

в)           согласованные неправильные.

II. Отношение между родителями и детьми:

—           равноправные (разумная любовь, уважение и требовательность),

—    авторитарные (угнетение детей, подавление их воли),

—    избалованность детей, отсутствие требователь­ности,

—      полное равнодушие к детям.

III.        Отношения семьи и ближайшего окружения на основе взглядов на воспитание детей:

а)           несогласованные правильные,

б)        несогласованные,

в)            согласованные неправильные.

IV.          Общая семейная атмосфера:

—        доброта, оптимизм, спокойствие, уравнове­шенность,

—     озлобленность, нервозность, угнетенность, по­давленность,

—     неустойчивость, переменчивость, неуравнове­шенность.

Критерии воспитательной активности семьи:

—       понимание целей воспитания;

—       наличие конкретных воспитательных задач;

—      единство и согласованность требований взрос­лых в семье к детям;

—         ежедневное общение с детьми, полная осве­домленность о жизни ребенка (интересы, дела, успехи, неудачи, жизнь школьного кол­лектива и дворовой компании, общественная работа, проблемы, друзья и т. п.);

—   устойчивый контакт и сотрудничество с педаго­гами, социальным работником, психологом;

—      поиск педагогических рекомендаций, советов, повышающих эффективность семейного воспи­тания;

—              сознательное овладение психолого-педагоги­ческими знаниями.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.