"Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества".
Ф. Адлер
Кто и как будет жить и работать в XXI веке — зависит от социального самочувствия современной семьи, от того, каких детей семья производит на свет и как она растит их духовно и физически.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.
Принимая семью в качестве объекта социальной работы и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития.
Семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику; свои традиции в каждой национальной культуре.
Вопрос о том, что считать семьей, не так прост, как кажется на первый взгляд. В разных странах на Земле существуют разнообразные типы семьи, иногда достаточно экзотические, сохраняющие формы отношений, восходящие к глубокой древности. Следует отметить, что сфера семейно-брачных обычаев и традиций достаточно консервативна и очень цепко сохраняет многие архаические черты. И в то же время с распространением современных производств и современного урбанизированного стиля
жизни в большинстве развитых стран утверждается сравнительно небольшое количество схожих моделей семьи. Хакая тенденция характерна и для нашей страны.
Наиболее распространенным типом является нуклеарная (от лат. нуклеус — ядро) семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Таких семей 2/3 в структуре населения Российской федерации. Второе по численности место занимают неполные семьи — один из родителей с детьми. Таких семей примерно 12%. Неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате овдовения, либо при рождении ребенка у одинокой женщины. Если под одной крышей проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о сложной (многопоколенной) семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.
Преобладание нуклеарных семей является результатом достаточно устойчивого и длительного процесса, вызванного увеличением подвижности населения и массовой урбанизацией, развертыванием жилищного строительства и эмансипацией взрослых детей от традиционной власти родительского авторитета. Эти экономические и социальные изменения привели к формированию устойчивой психологической установки на обустройство жизни отдельно от родителей, хотя помощь родителей взрослые дети принимают без душевного протеста и весьма приветствуют. Здесь есть косвенная связь с детностью семьи: в традиционной сложной семье старшая родительница присматривала за детьми и вела домашнее хозяйство, а семья без бабушки с работающей матерью позволить себе несколько детей, как правило, не может.
Основные функции семьи
Генеративная функция семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня — сегодняшние младенцы и малыши, дети и Подростки. Общество заинтересовано в том, чтобы 41
каждое следующее поколение, было, по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В то же время семья заинтересована в детях. Причем сегодня это скорее не экономическая (дети — гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность.
Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Между тем почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем — те, кто их не имел, не имеет и обзаводиться не собирается. Установка на бездетность распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка "в предмет социальной роскоши", а с другой — духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого — престижные вещи, машина, дом, породистая собака, но нет места ребенку. По оценке экспертов, 10—15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т. д. Некоторым из них способна помочь современная медицина, но стоимость подобного лечения далеко не всем по карману.
Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки "человека разумного". Ребенок должен быть постепенно введен в общество, развиваться по "человеческой программе". В противном случае его человеческие задатки не развернутся, предпосылки его способностей угаснут навсегда.
Современный кризис семьи отчетливо просматривается в снижении ее педагогического потенциала — ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья является, как известно, мощным инструментом социализации. Поэтому "лечение" социальных болезней семьи, восстановление ее социально-педагогических функций есть насущная задача времени. Центральная функция социальной работы — влияние на отношения людей, совершенствование и коррекция
взаимодействия между ними и их окружением на основе изменения реальной заданности. Следовательно, цель и интегративный результат социальной работы с семьей — социализация личности применительно к общественным ожиданиям, социальному заказу.
Множество детей ежегодно проходит свой путь приобщения к человечеству в медицинских и детских учреждениях, Домах ребенка и т. д. И чаще всего не в результате несчастного случая, а в результате социальной катастрофы. Нежеланные дети, они оказались не нужны своим родителям. Или мать, не имея средств и условий для воспитания ребенка, отказывается от него "под расписку" со смутной надеждой когда-нибудь потом, когда жизнь наладится, забрать дитя. Даже в тех нередких случаях, когда эти дети получают достаточное количество питания, заботливый уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие их омрачено синдромом госпитализма — комплексом последствий, связанных с недостатком коммуникативно-эмоциональных связей, такие дети, как правило, отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начинают говорить, впоследствии встречаются со многими коммуникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагогической коррекции.
Более старшие дети, растущие в детских домах, плохо приспособлены к жизни вне их стен, с трудом адаптируются к самостоятельному существованию. Не случайно весьма распространенный сценарий жизни детдомовца чуть ли не в половине случаев включает в себя судимость. Кроме того, ущербность своего воспитания они несут в собственные семьи, не получив в детстве уроков семейно-ролевого поведения. В общении с людьми, в трудовом коллективе, они часто конфликтны.
Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.
Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала
семья. С появлением индустриального производства, с развитием производительных сил многие функции были вынесены за рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной мере сохранились.
Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству. Многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием их потребностей в приготовлении пищи, пошиве одежды, стирке, уборке и др., издавна связанные с семьей и только с ней, были целиком или частично переложены на "плечи" бытовой промышленности.
Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т. д. В течение многих столетий церковная и светская мораль осуждающе и запрещающе относились к физической любви, признавая ее как уступку греховной человеческой природе, но отказываясь ценить ее как источник не только плотского, но и духовного наслаждения. Сегодня среди грамотных людей в демократических обществах признано, что неудовлетворение сексуальной потребности приводит к тяжелым переживаниям личности, к серьезным расстройствам. Нормальная половая жизнь, регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Распространение такой "социальной болезни", как одиночество, приводит к неудовлетворенности этой потребности у значительного количества взрослых людей. "Двойная мораль" не возбраняет внебрачные контакты мужчин, но осуждает их у женщин. Разведенные женщины оказываются в более трудном положении, чем разведенные мужчины. Значительная часть самоубийств, совершаемых людьми в возрасте от 20 до 40 лет, связана с проблемами одиночества.
В то же время поверхностное отношение к физической близости, относительно большая, чем раньше, легкость таких связей, как правило, не делают людей счастливее.
т_[ереГулярные отношения со случайными партнерами дишены психологического богатства и глубины, создают ощущение тревоги и обмана, влекут за собой криминальные или медицинские последствия. Духовная дезорганизация общества, "свободный секс" и его открытая пропаганда всеми способами, включая средства массовой информации, вызывают закономерное распространение болезней, передаваемых половым путем. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и сплоченной семьи во многих странах связывают не в последнюю очередь с тем, что "радости здорового секса" с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.
Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т. д. Выражение "мой дом — моя крепость" хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции. Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе, восполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются силы в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни.
В вопросах социальной работы семья редко идет на контакты с представителями государства и общества за исключением случаев, обоснованных законодательно, или же если предлагаемая помощь носит материальный характер (пособия, выплаты и т. п.).
Социальный работник, исходя из принципа максимизации минимума (стремления максимально расширить минимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной помо-Щи, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи,
которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.
Одна из важных и противоречивых проблем семьи — проблема ответственного родительства. Под ответственным родительством следует понимать комплекс социальных, психологических, медицинских и прочих условий, позволяющих семье иметь столько детей, сколько семья хочет; рожать только желанных детей и воздерживаться от рождения нежеланных детей цивилизованными, безопасными для жизни способами.
В течение тысячелетий экономическая необходимость определяла рождаемость на уровне биологической продуктивности: на свет появлялось столько детей, сколько могло родиться. В условиях войн, эпидемий, ужасающей детской смертности выживали немногие, обеспечивая не слишком быстрый, но стабильный рост населения. Социально-экономические, психологические и научные достижения и изменения, происшедшие в мире в XX веке, привели к вовлечению женщины в общественное производство. Была обеспечена возможность сохранять жизнь большинству младенцев, изменились демографические установки семей в развитых странах. Благодаря достижениям медицинской науки и технологии, сознательное планирование семьи стало не только возможным, но и широко доступным процессом.
К сожалению, в нашем обществе, в силу недостаточной медицинской культуры населения, недемократической половой морали, в качестве средства планирования семьи утвердился самый варварский способ — аборт. По числу этих недостойных цивилизованного мира болезненных манипуляций Россия держит малопочтенное первое место как абсолютно, так и на тысячу женщин. Осложнения, или даже гибель, могут грозить женщине и в условиях медицинского учреждения, а по оценкам экспертов, до трети абортов — внебольничные. Аборт — это возможность будущего бесплодия, тяже-
лое морально-психологическое потрясение для женщины, связанное с внутренним кризисом и внешним осуждением ее действий.
Особый разговор о рождении детей у несовершеннолетних матерей. И с точки зрения физиологии это недопустимо рано — несформировавшийся организм девочки плохо справляется с нагрузкой беременности и родов, и с социальной точки зрения девочка-мать испытывает огромные сложности: ее статус порождает множество проблем. Родители, окружение, школа нередко реагируют совершенно жестко, вплоть до изгнания и т. д. Между тем социальная и моральная ситуация будет делать все более частыми как проституцию несовершеннолетних, так и случайные половые контакты. Делом первостепенной важности как для школы, так и для социального работника — семейного консультанта следует считать возможно более широкое распространение медико-социальных знаний и всемерную пропаганду современных безопасных средств контрацепции.
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы — все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.
Вопросы для самоконтроля
Что такое семья, в чем ее социальное значение?
Каковы основные функции современной семьи, их проблемы и перспективы?
Каковы основные типы современных семей?
Что такое "кризис семьи"? В чем смысл появления "экспериментальных" моделей семьи?
В чем состоят основные социальные проблемы современных семей?
Каковы задачи социального работника — семейного терапевта?
Ситуация
Что общего в приведенных ниже проблемах двух семей? Какие методы и формы работы должен выбрать социальный работник при общении с членами каждой из этих семей? Предложите свой вариант работы с этими семьями.
а) "У нас с мужем брак повторный, и общих детей пока нет. Но мне казалось, что мы одинаково любим и его сынишку, и мою дочь. Казалось до тех пор, пока я не стала замечать, что дочери он не прощает то, что сыну сходит с рук. И началось между нами соревнование в придирках. Мы не хотим расставаться, но и калечить детей нельзя".
б) "Замуж вышла по любви в 20 лет. Через год родился сын. Муж был неплохой, только излишне ленивый и склонный к выпивке. Это увлечение в конце концов превратилось для него в смысл жизни. Начал бить нас с сыном, выгонять на улицу. Промучившись несколько лет, подала на развод. Казалось, жизнь кончилась. Но вот через некоторое время встретила прекрасного человека, который полюбил не только меня, но и сына. Это решило нашу судьбу — мы поженились. Первые полтора года я была по-настоящему счастлива: ни одной ссоры, постоянная помощь по дому, совместные походы в горы. К тому же родился второй сын! Я даже не предполагала, что это будет конец всему. Муж откровенно охладел к старшему ребенку, сосредоточил всю заботу и нежность на малыше. Теперь отношения строились на контрасте: одному — поцелуй, другому — окрик и подзатыльник. Заступалась за сына как могла. А в ответ слышала все чаще:" Забирай его куда хочешь. Мне он не нужен. Да и сама с ним уходи. А моего сына оставь!" Так в нашей семье установилась ужасная атмосфера: муж при каждом удобном случае грызет старшего сына, придирается по мелочам, оскорбляет, порой и бьет. Выживает нас из дома хамством, грубостью, несправедливостью. Мальчику идет восьмой год. Он и раньше-то был послушный, тихий, ласковый ребенок. А теперь стал испуганным, забитым. Старается уйти в свою "раковину", стать как можно более незаметным. Дотемна остается на улице с товарищами, которые его
' любят. А дома получает от отца прозвища, самые безо-
бидные из которых— "придурок" и "скотина". Муж мой ереН| что мужчина обязан быть жестоким. Подска-жите скорее, что делать?!"
Практические задания
Методы оценки и диагностики семейных отношений.
Психологическая помощь неблагополучным семьям (посещение детской комнаты милиции, наркологического диспансера, классов коррекции)
Технология работы с семьей:
1) Изучить психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении.
2) Составить характеристику семьи (материальные и бытовые условия; состав; нравственно-психологическая атмосфера (характер отношений между ее членами, сложившиеся традиции и др.); трудовой, жизненный опыт, культурно-образовательный уровень взрослых).
3) Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы с данной семьей, способы решения личных и социальных проблем. Содержание практики отражается в дневниках, основные результаты — в социально-педагогическом паспорте семьи.
Советы по выполнению практического задания
Посещение семьи на дому позволяет социальному работнику ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка).
Что должно интересовать социального работника?
Порядок и чистота в доме. Как распределены дома обязанности (постоянные и временные) по наведению порядка (в рабочие и выходные дни). Что взрослые и Дети делают совместно. Как распределены трудовые
задания вне дома (покупки в магазине, работа на даче и огороде и т. п.). Как члены семьи оценивают свою и общественную деятельность.
Книги, журналы, газеты в доме. Есть ли в семье библиотека. Кто занимается ее сохранностью и пополнением. Какая доля книг предназначена для детей. Какие книги родители рекомендовали им в последнее время. Посещение библиотек вне дома. Умеют ли дети беречь книги. Обсуждаются ли в семье прочитанные книги, как часто, каким образом. Какие периодические издания семья выписывает. Что выписано специально для детей. Регулярно ли они читают свои газеты, журналы. Что из прочитанного обсуждалось совместно.
Телевидение, музыка, радио. Какие радио-, телепередачи регулярно прослушиваются (смотрятся) всей семьей. Происходит ли обмен мнениями о передачах. Какова коллекция музыкальных записей в доме. Какая часть из них предназначена для детей. Разделяют ли члены семьи выбор музыкальных увлечений друг друга. Что известно детям о работе старших членов семьи. Знают ли они об их успехах, трудностях. Рассказывают ли родители о своей работе, что.
Организуются ли совместные выезды детей и взрослых на природу. Когда и куда были совершены последние походы с детьми (в кино, театр, музей, на выставку и т. д.). Предпочитают ли родители проводить отпуск вместе с детьми.
Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к эти увлечениям. Как родители формируют познавательные интересы, организованность, настойчивость, трудолюбие ребенка, используя его увлечения. Считают ли они, что увлечения сына (дочери) помогают (мешают) учению и развитию. Как они обосновывают это мнение. Семейные праздники.
Поощрения и наказания в семье. Как родители поощряют успехи ребенка в обучении и воспитании. Каким образом они развивают у детей чувство ответственности за порученное дело (дома и вне его). Делится ли с ними сын (дочь) своими успехами и неудачами вне дома. Знают ли в семье друзей детей и их родителей. Часто ли они встречаются, какие проблемы обсуждают. Разрешают ли родители приводить друзей в дом, чем они занимаются. Как отмечаются в
доме достижения ребенка. Проявляется ли в семье уважение к трудностям, проблемам, достижениям ребенка, в чем оно проявляется.
Взаимоотношения в семье. Как члены семьи относятся друг к другу (с любовью, уважением, равнодушно, грубо). Как родители учат детей уважению к старшим. Чем, по их мнению, интересны для детей отец, мать, другие члены семьи. Какими путями отец и мать укрепляют свой авторитет в глазах сына (дочери). Какие проблемы они не считают возможным обсуждать в присутствии детей. Как учат их вежливости, тактичности.
Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу:
I. Отношения между родителями:
— на основе гуманной направленности:
а) согласованные положительные,
б) несогласованные,
в) согласованные отрицательные;
— на основе чувства любви:
а) согласованные положительные (взаимная любовь) ,
б) несогласованные (односторонняялюбовь),
в) взаимно отрицательные (взаимное безразличие, разочарование, ненависть);
— на основе черт характера супругов:
а) согласованные (взаимная тактичность, уступчивость),
б) подчинение, неравноправие,
в) конфликтность, несогласованность;
— на основе взглядов на воспитание:
а) согласованные правильные,
б) несогласованные, противоречия друг другу,
в) согласованные неправильные.
II. Отношение между родителями и детьми:
— равноправные (разумная любовь, уважение и требовательность),
— авторитарные (угнетение детей, подавление их воли),
— избалованность детей, отсутствие требовательности,
— полное равнодушие к детям.
III. Отношения семьи и ближайшего окружения на основе взглядов на воспитание детей:
а) несогласованные правильные,
б) несогласованные,
в) согласованные неправильные.
IV. Общая семейная атмосфера:
— доброта, оптимизм, спокойствие, уравновешенность,
— озлобленность, нервозность, угнетенность, подавленность,
— неустойчивость, переменчивость, неуравновешенность.
Критерии воспитательной активности семьи:
— понимание целей воспитания;
— наличие конкретных воспитательных задач;
— единство и согласованность требований взрослых в семье к детям;
— ежедневное общение с детьми, полная осведомленность о жизни ребенка (интересы, дела, успехи, неудачи, жизнь школьного коллектива и дворовой компании, общественная работа, проблемы, друзья и т. п.);
— устойчивый контакт и сотрудничество с педагогами, социальным работником, психологом;
— поиск педагогических рекомендаций, советов, повышающих эффективность семейного воспитания;
— сознательное овладение психолого-педагогическими знаниями.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 274.