НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ , РЕГУЛИРУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ В РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ".

К. Маркс

Законодательную, нормативно правовую базу соци­альной работы России, как и любой другой страны, оп­ределяют правовые документы, условно сгруппирован­ные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания: 1) регламентирующие, рекомендательные до­кументы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолю­ции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.); 2) внутригосударственные юридические акты федераль­ного значения (Конституция, законы, указы, распоряже­ния Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министер­ства труда и социального развития, Министерства обра­зования, Министерства здравоохранения и медицинс­кой промышленности и др.); 3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодатель­ной инициативы; 4) документы муниципальных образо­ваний (городские и сельские районы, микрорайоны (тру­довые коллективы), малые города без административного деления); 5) решения, приказы, распоряжения непосред­ственно учреждений и организаций.

Основным Законом Российской Федерации, регла­ментирующим основы общественного и государствен­ного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, ос­новные права и обязанности граждан, является Кон­ституция.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения со­циальной работы с населением, различными соци­альными слоями и группами.

Конституция в ее современном понимании не была известна и не использовалась ни в государствах древ­него мира, ни даже в средние века. Хотя известно, что уже древние римляне употребляли слово "конституция" в отношении отдельных актов императорской власти, имевших силу источников права. В средние века в феодальных государствах также встречаются отдель­ные акты конституционного типа. Это выражалось в письменном оформлении прав феодалов, в них находи­ли соглашения между городами и королевской властью, между феодалами и королями и т. п.

Появление первых конституций, процесс станов­ления конституционного строя связан с выходом на по­литическую арену буржуазии, с победой буржуазных революций в ряде стран Европы и Америки. Впервые конституция была принята в 1787 г. в Соединенных Штатах Америки. После победы Великой Французской революции в 1791 г. была принята конституция во Фран­ции. В XIX веке конституционное устройство стало ха­рактерным для большинства европейских стран.

В это же время прогрессивные силы России начи­нают борьбу за конституционное государственное ус­тройство, однако вплоть до 1918 г. выработать и при­нять конституцию так и не удалось.

Лишь вскоре после Октябрьской революции, 25 ян­варя 1918 г., III Всероссийский съезд Советов утвердил "Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого на­рода" , которая явилась первым конституционным актом Советского государства. В последующем Декларация была полностью включена в текст первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистичес­кой Республики, которая была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

Вскоре после образования в 1922 г. Союза Советс­ких Социалистических Республик, была принята (июль 1923 г.) союзная Конституция, которая сыграла боль­шую роль для утверждения дружбы и сотрудничества, сплочения всех наций и народностей в единое много-

необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага и санкций за их нарушение.

Защита личных прав — это предусмотренные за­коном меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ. При этом следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения. Так, например, могут быть вос­становлены честь и доброе имя человека, но невосста­новимы поврежденное здоровье человека или его жизнь в случае смерти. Поэтому в деятельности не только правоохранительных органов, но и органов социаль­ной защиты первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.

Важнейшими общими личными правами и необхо­димой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъек­тность граждан.

Правосубъектность — это социально-правовое состояние человека, которое характеризует официаль­но признанную способность лица быть субъектом пра­ва. Только с признанием правосубъектности человек приобретает возможность иметь права и обязанности, использовать их для удовлетворения личных и обще­ственных интересов, получить защиту своих прав, при­бегая к помощи государственных органов. Иными сло­вами, правосубъектность — это право человека иметь права и выполнять юридические обязанности. Следо­вательно, правосубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражданина.

В составе правосубъектности различают правоспо­собность и дееспособность.

Правоспособность — это способность иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными доку­ментами. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди. Человек не может быть лишен правоспособности, и лишь в строго установленных законом случаях допус­кается частичное ограничение правоспособности. Та­ким образом, правоспособность является юридической категорией, характеризующей всеобщую, равную воз­можность граждан обладать правами и обязанностями, которые установлены законом.

Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за противоправные действия (бездействие).

Такими качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные действо­вать разумно. Лица, не способные в силу своего воз­раста или в силу психических недостатков действо­вать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными. Так, малолетний ребе­нок признается государством способным иметь право на содержание родителями, право на наследование, но не способным осуществлять своими действиями данные права, выполнять юридические обязанности. Поэтому он правоспособен, но не дееспособен. Следо­вательно, все граждане правоспособны, но не все и не всегда дееспособны.

Гражданская дееспособность в полном объеме воз­никает с наступлением совершеннолетия, т. е. по до­стижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осу­ществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Права и охраняемые законом интере­сы несовершеннолетних в возрасте с 15 до 18 лет за­щищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями с привлечением самих несовершенно­летних. Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет счи­таются полностью недееспособными, и их права в суде защищаются их законными представителями.

В соответствии с новым трудовым законодатель­ством на работу в учреждения, предприятия, организа­ции принимаются лица по достижении ими 14 лет.

Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По законодательству Российской Федерации, вступление в брак разрешается по дости­жении 18-летнего возраста. Однако закон предостав­ляет право исполнительным органам местной власти в исключительных случаях снижать брачный возраст, но не более чем на два года. Поэтому дееспособность граж­дан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления в брак.

Большое значение для развития социальной работы имеют: Декларация прав и свобод человека и граждани-

на от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (пер­вая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вто­рая — 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ, Кодекс законов о труде РФ от 9 декабря 1991 года (с последую­щими изменениями и дополнениями); Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 года (с последующими изменениями и дополнениями); Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы: "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года, "Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года, "Об общественных объединениях" от 14 апре­ля 1995 года; "О защите инвалидов в Российской Федерации" от24ноября 1995 года, "Опенсионном обес­печении в РСФСР"; "Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации" от 10 декаб­ря 1995 года; "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года; "О ветеранах" от 12 января 1995 года, "О благотвори­тельной деятельности и благотворительных организаци­ях" от 7 июля 1995 года; "О некоммерческих организа­циях" от 12 января 1996 года и др. За последние десять лет Президентом и Правительством РФ приняты сотни нормативных актов, в которых получили отражение различные аспекты социальной работы.

Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные к исполнению всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сфе­ры имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственную номенклатуру (перечень) должностей рабочих и служа­щих с полным набором квалификационных характери­стик, а также номенклатуру ведомственных учрежде­ний с набором положений о каждом типе.

Соответственно принимаются различные распоря­дительные документы для той или иной должности, типа учреждения или касающиеся всей ведомственной си­стемы в целом.

Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкрети­зирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в кото­ром функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросове­стности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты лич­ности, ее интересов не срабатывают. Только юридичес­ки компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.

Вопросы для самоконтроля

В чем состоит значение Конституции (Основного Зако­на) государства для организации социальной работы?

Что такое правовой статус гражданина и каково его социальное значение?

Назовите основные гражданские права личности.

Что такое правосубъектность, правоспособность и дееспособность личности?

Подготовьте сообщение о нормативно-правовых актах, используемых в работе с: неформальными группами, семьями, детьми, молодежью, беженцами, инвалидами, безработными, пожилыми людьми, "группами риска", заключенными.

Ситуации

Ежегодно по стране десятки тысяч людей в поис­ках достойного заработка попадаются на удочки афе-ристов. 9 из 10 "курсов с последующим трудоустрой­ством" оказываются обманом. Доверчивые россияне не Удосуживаются познакомиться с 34 выпускниками подобных курсов, со списком организаций, сотруднича-

ющих с данной фирмой на протяжении последних лет. В спешном порядке подписывая контракт (договор, соглашение), не советуются даже с родственниками, не говоря о юристах в службах занятости. Какие сове­ты может дать социальный работник безработному? Какие социальные службы по трудоустройству дей­ствуют в вашей местности? Каков их распорядок ра­боты? Как много людей проходят специальное обуче­ние для последующего трудоустройства?

Вера П., после окончания физико-математического института, имея на руках двух малолетних детей, оказа­лась без работы. В одной из газет она наткнулась на объявление "Требуются флористы (специалисты по цве­товодству), трудоустройство гарантировано. Зарплата — ?от 3000 руб. в месяц". В конторе Вере объяснили, что флорист — профессия, требующая специальной подго­товки и обучения. Любезные менеджеры дали ей адреса курсов, с которыми их фирма "сотрудничает". Придя на курсы, Вера прошла собеседование и подписала кон­тракт, предполагавший отсутствие опозданий, ведение подробных конспектов и соблюдение дисциплины на время обучения. Заплатила вперед 200 долларов, с тру­дом собранных взаймы у знакомых и родственников. Вера училась старательно, штудировала специальную литературу, приобретаемую на свои деньги в магазине, "рекомендованном" фирмой. Однако спустя две недели к ней придрался один из "преподавателей", наложил штраф, а так как у женщины с собой не оказалось нуж­ной суммы, ее исключили. Судебное разбирательство Вера проиграла, поскольку подобные "нюансы" были учтены в контракте. В дальнейшем Вера узнала, что кур­сы не закончил ни один человек — всех исключили за "нарушения". Когда Вера показала "учебники" обычным продавцам цветочного магазина, ее подняли на смех — даже в профессиональном училище обучают лучше.

Известны многочисленные случаи, когда фирмы, производящие набор сотрудников, устраивают между претендентами конкурсы. Так, в течение 5 часов маши­нисток просили напечатать тексты, поваров пригото­вить блюда... По окончании конкурсов руководители объявляли, что не смогли ни кого выбрать. Так доверчи­вые специалисты "дарили" свое время и силы "наход­чивым" предпринимателям.

Надежда П., инженер-технолог по образованию, попавшая под сокращение на предприятии, где она проработала 14 лет, по красочному объявлению в круп­ном российском издании обратилась в фирму по реали­зации ювелирных изделий. Изделия своим менеджерам фирма выдавала без предоплаты, начистую реализацию. Необходимо было только распродать первую партию, сдать деньги и получить новый товар. Надежде выдали красиво упакованные украшения на тысячу долларов — несколько комплектов колье и серег, кулоны и цепочки. За месяц Надежде удалось продать лишь одну цепочку за 20 долларов. Она появилась в фирме, чтобы сдать ос­татки товара, деньги и получить причитающиеся ей день­ги. Как только Надежда выложила на стол старшему ме­неджеру то, что взяла месяц назад, тут же появились три бритоголовых молодых человека, которые, угрожая, по­требовали от Надежды принести назад особо ценный товар, что она получила от фирмы, а этот "купленный в ларьке у метро, забрала себе". Также от нее потребовали штраф в 500 долларов за обман и ущерб, нанесенный фирме. "Наезд" был столь стремительным и грамотно организованным, что перепуганная Надежда поехала вместе с охранниками домой и в сберкассу, где отдала им все свои сбережения и ценные вещи.

В нашей стране подобный вид мошенничества но­сит название "многоуровневый маркетинг". Фирма "Гербалайф" — наиболее известная, благодаря прессе, финансовая пирамида — заманивала людей высокими заработками, театрализованными шоу "разбогатевших" менеджеров, многочисленной рекламой "легкого поху­дения и выздоровления". Оставалось только приобре­сти "чудо набор", чтобы стремительно озолотиться. Если начинающий менеджер, купив себе набор, смог убедить еще пятерых простаков купить себе по набору, он поднимался на вторую ступень "мастерства" — менеджер. Когда его пятеро "учеников" обманывали еще каждый по пять, менеджер становился "старшим менеджером", получая только проценты от прибыли "учеников его учеников". Организаторы пирамид забо­тились и о более высших ступенях: возможность иметь свой офис, путешествовать за границу "для обмена опытом", бесплатные развлечения... Такая идиллия Длится до тех пор, пока люди, приобретающие "чудо

ааше 3i

наборы" не убедятся в их бесполезности и фальшиво­сти. Именно тогда "фирма" меняет сферу своей дея­тельности. Так, за последние пять лет "многоуровневый маркетинг" от "средства для похудения" перешел на ювелирные украшения "под золото", косметические наборы "из натуральных природных продуктов" и даже на бытовую технику "от ведущих фирм мира".

Как обезопасить человека от подобных обманов? Нужно ли учить ребенка "азам мошенничества", как это сделать, не травмируя его психику? Чем может помочь социальный работник людям, оказавшимся в такой ситуации, как Надежда?

Практическое задание

Не секрет, что состояние большинства подъездов жилых домов далеко от идеального. В лучшем случае это безликие лестничные марши в окружении однотонных и унылых стен, в худшем — грязные и темные помеще­ния, обезображенные "настенными росписями" хули­ганствующих подростков. Однако подобное положение вещей отнюдь не является неизбежным, а подъезд впол­не может быть не только главной проблемой, но и укра­шением дома. Именно это продемонстрировал органи­зованный в Южном административном округе Москвы по инициативе префекта конкурс художестирнш-г-^ ^ ектов пЛлпгч*»,

,»,м пнтерьеров подъездов жилых домов. Участвовали в конкурсе дети и подростки — именно та категория жителей, которую принято считать скорее разрушительной, чем созидательной силой.

Конкурс проходил в два этапа. Сначала ребята пред­ставили на суд конкурсной комиссии свои проекты, эс­кизы и рисунки. Лучшие из этих работ можно было уви­деть на специальной выставке, организованной в одной из школ района. Наиболее удачные с точки зрения жюри, проекты получили дипломы и поощрительные призы.

На втором этапе конкурса оценивались уже непос­редственно оформленные подъезды. Расписанные деть­ми подъезды приобрели новый облик, улучшили настро­ение жителям и способствовали занятости подростков.

Совместно с администрацией района, в котором находится ваше учреждение, организуйте подобный

конкурс для ребят своего района. Продумайте его усло­вия, пригласите в жюри профессиональных художни­ков, дизайнеров, оформителей. Подумайте о спонсорах, которые сформируют призовой фонд. Информацию о конкурсе разместите во всех образовательных учреж­дениях, привлеките к рекламе местные СМИ.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 233.