"Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ".
К. Маркс
Законодательную, нормативно правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания: 1) регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.); 2) внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и др.); 3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы; 4) документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного деления); 5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.
Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция.
Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами.
Конституция в ее современном понимании не была известна и не использовалась ни в государствах древнего мира, ни даже в средние века. Хотя известно, что уже древние римляне употребляли слово "конституция" в отношении отдельных актов императорской власти, имевших силу источников права. В средние века в феодальных государствах также встречаются отдельные акты конституционного типа. Это выражалось в письменном оформлении прав феодалов, в них находили соглашения между городами и королевской властью, между феодалами и королями и т. п.
Появление первых конституций, процесс становления конституционного строя связан с выходом на политическую арену буржуазии, с победой буржуазных революций в ряде стран Европы и Америки. Впервые конституция была принята в 1787 г. в Соединенных Штатах Америки. После победы Великой Французской революции в 1791 г. была принята конституция во Франции. В XIX веке конституционное устройство стало характерным для большинства европейских стран.
В это же время прогрессивные силы России начинают борьбу за конституционное государственное устройство, однако вплоть до 1918 г. выработать и принять конституцию так и не удалось.
Лишь вскоре после Октябрьской революции, 25 января 1918 г., III Всероссийский съезд Советов утвердил "Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа" , которая явилась первым конституционным актом Советского государства. В последующем Декларация была полностью включена в текст первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.
Вскоре после образования в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик, была принята (июль 1923 г.) союзная Конституция, которая сыграла большую роль для утверждения дружбы и сотрудничества, сплочения всех наций и народностей в единое много-
необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага и санкций за их нарушение.
Защита личных прав — это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ. При этом следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения. Так, например, могут быть восстановлены честь и доброе имя человека, но невосстановимы поврежденное здоровье человека или его жизнь в случае смерти. Поэтому в деятельности не только правоохранительных органов, но и органов социальной защиты первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.
Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъектность граждан.
Правосубъектность — это социально-правовое состояние человека, которое характеризует официально признанную способность лица быть субъектом права. Только с признанием правосубъектности человек приобретает возможность иметь права и обязанности, использовать их для удовлетворения личных и общественных интересов, получить защиту своих прав, прибегая к помощи государственных органов. Иными словами, правосубъектность — это право человека иметь права и выполнять юридические обязанности. Следовательно, правосубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражданина.
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.
Правоспособность — это способность иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными документами. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди. Человек не может быть лишен правоспособности, и лишь в строго установленных законом случаях допускается частичное ограничение правоспособности. Таким образом, правоспособность является юридической категорией, характеризующей всеобщую, равную возможность граждан обладать правами и обязанностями, которые установлены законом.
Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за противоправные действия (бездействие).
Такими качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные действовать разумно. Лица, не способные в силу своего возраста или в силу психических недостатков действовать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными. Так, малолетний ребенок признается государством способным иметь право на содержание родителями, право на наследование, но не способным осуществлять своими действиями данные права, выполнять юридические обязанности. Поэтому он правоспособен, но не дееспособен. Следовательно, все граждане правоспособны, но не все и не всегда дееспособны.
Гражданская дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте с 15 до 18 лет защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями с привлечением самих несовершеннолетних. Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет считаются полностью недееспособными, и их права в суде защищаются их законными представителями.
В соответствии с новым трудовым законодательством на работу в учреждения, предприятия, организации принимаются лица по достижении ими 14 лет.
Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По законодательству Российской Федерации, вступление в брак разрешается по достижении 18-летнего возраста. Однако закон предоставляет право исполнительным органам местной власти в исключительных случаях снижать брачный возраст, но не более чем на два года. Поэтому дееспособность граждан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления в брак.
Большое значение для развития социальной работы имеют: Декларация прав и свобод человека и граждани-
на от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (первая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вторая — 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ, Кодекс законов о труде РФ от 9 декабря 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями); Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 года (с последующими изменениями и дополнениями); Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы: "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года, "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 года; "О защите инвалидов в Российской Федерации" от24ноября 1995 года, "Опенсионном обеспечении в РСФСР"; "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 года; "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года; "О ветеранах" от 12 января 1995 года, "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 7 июля 1995 года; "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года и др. За последние десять лет Президентом и Правительством РФ приняты сотни нормативных актов, в которых получили отражение различные аспекты социальной работы.
Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные к исполнению всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сферы имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственную номенклатуру (перечень) должностей рабочих и служащих с полным набором квалификационных характеристик, а также номенклатуру ведомственных учреждений с набором положений о каждом типе.
Соответственно принимаются различные распорядительные документы для той или иной должности, типа учреждения или касающиеся всей ведомственной системы в целом.
Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не срабатывают. Только юридически компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.
Вопросы для самоконтроля
В чем состоит значение Конституции (Основного Закона) государства для организации социальной работы?
Что такое правовой статус гражданина и каково его социальное значение?
Назовите основные гражданские права личности.
Что такое правосубъектность, правоспособность и дееспособность личности?
Подготовьте сообщение о нормативно-правовых актах, используемых в работе с: неформальными группами, семьями, детьми, молодежью, беженцами, инвалидами, безработными, пожилыми людьми, "группами риска", заключенными.
Ситуации
Ежегодно по стране десятки тысяч людей в поисках достойного заработка попадаются на удочки афе-ристов. 9 из 10 "курсов с последующим трудоустройством" оказываются обманом. Доверчивые россияне не Удосуживаются познакомиться с 3—4 выпускниками подобных курсов, со списком организаций, сотруднича-
ющих с данной фирмой на протяжении последних лет. В спешном порядке подписывая контракт (договор, соглашение), не советуются даже с родственниками, не говоря о юристах в службах занятости. Какие советы может дать социальный работник безработному? Какие социальные службы по трудоустройству действуют в вашей местности? Каков их распорядок работы? Как много людей проходят специальное обучение для последующего трудоустройства?
Вера П., после окончания физико-математического института, имея на руках двух малолетних детей, оказалась без работы. В одной из газет она наткнулась на объявление "Требуются флористы (специалисты по цветоводству), трудоустройство гарантировано. Зарплата — ?от 3000 руб. в месяц". В конторе Вере объяснили, что флорист — профессия, требующая специальной подготовки и обучения. Любезные менеджеры дали ей адреса курсов, с которыми их фирма "сотрудничает". Придя на курсы, Вера прошла собеседование и подписала контракт, предполагавший отсутствие опозданий, ведение подробных конспектов и соблюдение дисциплины на время обучения. Заплатила вперед 200 долларов, с трудом собранных взаймы у знакомых и родственников. Вера училась старательно, штудировала специальную литературу, приобретаемую на свои деньги в магазине, "рекомендованном" фирмой. Однако спустя две недели к ней придрался один из "преподавателей", наложил штраф, а так как у женщины с собой не оказалось нужной суммы, ее исключили. Судебное разбирательство Вера проиграла, поскольку подобные "нюансы" были учтены в контракте. В дальнейшем Вера узнала, что курсы не закончил ни один человек — всех исключили за "нарушения". Когда Вера показала "учебники" обычным продавцам цветочного магазина, ее подняли на смех — даже в профессиональном училище обучают лучше.
Известны многочисленные случаи, когда фирмы, производящие набор сотрудников, устраивают между претендентами конкурсы. Так, в течение 5 часов машинисток просили напечатать тексты, поваров приготовить блюда... По окончании конкурсов руководители объявляли, что не смогли ни кого выбрать. Так доверчивые специалисты "дарили" свое время и силы "находчивым" предпринимателям.
Надежда П., инженер-технолог по образованию, попавшая под сокращение на предприятии, где она проработала 14 лет, по красочному объявлению в крупном российском издании обратилась в фирму по реализации ювелирных изделий. Изделия своим менеджерам фирма выдавала без предоплаты, начистую реализацию. Необходимо было только распродать первую партию, сдать деньги и получить новый товар. Надежде выдали красиво упакованные украшения на тысячу долларов — несколько комплектов колье и серег, кулоны и цепочки. За месяц Надежде удалось продать лишь одну цепочку за 20 долларов. Она появилась в фирме, чтобы сдать остатки товара, деньги и получить причитающиеся ей деньги. Как только Надежда выложила на стол старшему менеджеру то, что взяла месяц назад, тут же появились три бритоголовых молодых человека, которые, угрожая, потребовали от Надежды принести назад особо ценный товар, что она получила от фирмы, а этот "купленный в ларьке у метро, забрала себе". Также от нее потребовали штраф в 500 долларов за обман и ущерб, нанесенный фирме. "Наезд" был столь стремительным и грамотно организованным, что перепуганная Надежда поехала вместе с охранниками домой и в сберкассу, где отдала им все свои сбережения и ценные вещи.
В нашей стране подобный вид мошенничества носит название "многоуровневый маркетинг". Фирма "Гербалайф" — наиболее известная, благодаря прессе, финансовая пирамида — заманивала людей высокими заработками, театрализованными шоу "разбогатевших" менеджеров, многочисленной рекламой "легкого похудения и выздоровления". Оставалось только приобрести "чудо набор", чтобы стремительно озолотиться. Если начинающий менеджер, купив себе набор, смог убедить еще пятерых простаков купить себе по набору, он поднимался на вторую ступень "мастерства" — менеджер. Когда его пятеро "учеников" обманывали еще каждый по пять, менеджер становился "старшим менеджером", получая только проценты от прибыли "учеников его учеников". Организаторы пирамид заботились и о более высших ступенях: возможность иметь свой офис, путешествовать за границу "для обмена опытом", бесплатные развлечения... Такая идиллия Длится до тех пор, пока люди, приобретающие "чудо
ааше 3i
наборы" не убедятся в их бесполезности и фальшивости. Именно тогда "фирма" меняет сферу своей деятельности. Так, за последние пять лет "многоуровневый маркетинг" от "средства для похудения" перешел на ювелирные украшения "под золото", косметические наборы "из натуральных природных продуктов" и даже на бытовую технику "от ведущих фирм мира".
Как обезопасить человека от подобных обманов? Нужно ли учить ребенка "азам мошенничества", как это сделать, не травмируя его психику? Чем может помочь социальный работник людям, оказавшимся в такой ситуации, как Надежда?
Практическое задание
Не секрет, что состояние большинства подъездов жилых домов далеко от идеального. В лучшем случае это безликие лестничные марши в окружении однотонных и унылых стен, в худшем — грязные и темные помещения, обезображенные "настенными росписями" хулиганствующих подростков. Однако подобное положение вещей отнюдь не является неизбежным, а подъезд вполне может быть не только главной проблемой, но и украшением дома. Именно это продемонстрировал организованный в Южном административном округе Москвы по инициативе префекта конкурс художестирнш-г-^ ^ ектов пЛлпгч*»,
,»,м пнтерьеров подъездов жилых домов. Участвовали в конкурсе дети и подростки — именно та категория жителей, которую принято считать скорее разрушительной, чем созидательной силой.
Конкурс проходил в два этапа. Сначала ребята представили на суд конкурсной комиссии свои проекты, эскизы и рисунки. Лучшие из этих работ можно было увидеть на специальной выставке, организованной в одной из школ района. Наиболее удачные с точки зрения жюри, проекты получили дипломы и поощрительные призы.
На втором этапе конкурса оценивались уже непосредственно оформленные подъезды. Расписанные детьми подъезды приобрели новый облик, улучшили настроение жителям и способствовали занятости подростков.
Совместно с администрацией района, в котором находится ваше учреждение, организуйте подобный
конкурс для ребят своего района. Продумайте его условия, пригласите в жюри профессиональных художников, дизайнеров, оформителей. Подумайте о спонсорах, которые сформируют призовой фонд. Информацию о конкурсе разместите во всех образовательных учреждениях, привлеките к рекламе местные СМИ.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 233.