"Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального".
Д. Дидро
В современной России в результате социально-экономического кризиса возникла масса проблем, решение которых видится в ответственности государства за организацию социальной защиты нуждающихся и активизацию самозащиты различных групп населения, каждого человека.
Так, в ходе экономического спада, роста конфликтности, социальной напряженности в обществе, радикальной экономической реформы, массовой приватизации разрушается инфраструктура социальной сферы. До сих пор не определены полномочия и возможности местного (поселенческого, районного) и регионального (республиканского, областного, краевого) уровней управления социальной работой, организации помощи отдельным учреждениям, практикующим социальным работникам и их клиентам.
В налоговой политике слабо осуществляется дифференциация и специализация налогообложения "слабых" социальных групп, льготы для предприятий, работающих на социальную сферу, поощрение спонсорства.
Не налажены механизмы взаимодействия различных уровней управления социальной сферой не только между собой, но и с различными субъектами социальной защиты, учреждениями социальной работы частного, государственного, общественного и смешанного статуса.
В настоящее время в России осуществляется подготовка кадров профессиональных работников различного профиля при отсутствии государственного заказа и координации их деятельности, не налажена система соответствующего просвещения управленческого актива, администраторов от местного до отраслевого и федерального уровней, не используется в полном объеме потенциал общественных организаций социальных работников, волонтеров, нуждающихся.
При сокращающихся объемах по централизованным формам финансирования, дотациям, возрастает значимость целевых программ социальной помощи, социальной, экономической и медицинской реабилитации. В России же до сих пор не сформирован рынок социальных программ, представляемых социальными службами и структурами. При том, что их финансирование напрямую могло бы зависеть от качества и уровня этих программ, оцениваемых по конечному результату.
Социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.
К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:
а) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
б) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
в) адаптация или реадаптация людей в обществе;
г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
^ Концептуальная платформа управления социальной работой должна опираться на следующие положения (по В.Г. Бочаровой);
1) Профилактика социальных болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусмат-
ривает направленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу с их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений — нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана.
2) Содействие самореализации личности: социальная помощь — не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем.
3) Приоритетность сфер — семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.
4) Интегративность и межведомственность профессии социальной работы: работа социальных служб "поодиночке" малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей госу-дарственныхучреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его семьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды.
5) Ранняя профессиональная ориентация социальных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие мощного отряда волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов, включение детей и подро-
стков в доступные им формы проявления доброты, милосердия, заботы об окружающих. Социальная работа— это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнациональной напряженности, формированию благоприятного микроклимата в социуме.
Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает:
— умение анализировать, выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;
— видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;
— решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.
Совершенствование системы управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления — основные вопросы социальной защиты населения, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России.
Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.
Объектами управления в социальной работе являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.
Субъектами управления являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.
Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследована, и в числе ее главных проблем можно назвать следующие: разработка теоретических основ менеджмента в социальной работе, исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендаций по использованию их типовых форм на государственном и региональном уровнях; моделирование деятельности социальных служб; разработка критериев, позволяющих оценивать качество управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала; исследование информационных основ менеджмента в социальной работе, создание современного банка данных; разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования; исследование методов мотивации социальной работы и др.
В управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач, предусматривающих: конкретную социальную защиту определенных категорий жителей; развитие системы медицинского обслуживания (в том числе страховой медицины); борьбу с преступностью и укрепление правопорядка; разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения; разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью; реализацию программ общего и специального образования и вос-
питания детей; торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения; развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.
функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование); оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация); заключительное управление (контроль, учет, анализ).
Целеполагание — это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.
Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управления социальной работой представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на Данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.
Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе:
концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.
Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента — это научно-аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы; выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.
Программно-целевой критерий предполагает разделение прогнозирования социальной работы на поисковое и нормативное. Поисковое прогнозирование — это предсказание возможного будущего развития социальной работы. Нормативное прогнозирование — это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.
По времени упреждения прогнозирование социальной работы может быть оперативным (с упреждением на 1 месяц), краткосрочным (от месяца до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет), долгосрочным (от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет).
Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки.
Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления: верхний, институциональный, уровень — это Российская Федерация и автономная республика; средний, управленческий, уровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов; низовой уровень — это социальные организации, различные неправительственные (благотворительные) общественные организации.
На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти: законодательной, в лице органов системы представительной власти; исполнительной, в лице Президента Российской Федерации и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления; судебной.
Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерство труда и социального развития, в функции которого входит: разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи; анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ (организация обслуживания и обеспечение пособиями; реабилитация инвалидов; социальная помощь семье и детям и др.).
Исполнительными органами управления социальной работой на региональном и местном уровне являются учреждения социального обслуживания (центры, отделения):
— обеспечивающие оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
— осуществляющие социальную помощь на дому и дневное пребывание в спецучреждениях лиц пожилого возраста и инвалидов;
— осуществляющие социальную реабилитацию несовершеннолетних; помощь детям, оставшимся без родителей и др.
Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой Российской Федерации, областными Думами и думами автономных республик, законодательными собраниями местного уровня самоуправления.
В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т. д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказывается также по линии неправительственных организаций. Эти органи- i
зации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы (устав, положение и т. д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности.
Важное значение в повышении эффективности управления социальной работой является мотивация труда работников социальных служб.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.
В социальной работе должны принимать участие люди, неравнодушные к бедам и проблемам других людей, желающие и знающие, как помочь человеку в трудной жизненной ситуации, безусловно честные, так как общество направляет в систему социальной защиты населения значительные ресурсы.
Оперативное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также непосредственную организацию их исполнения. В процессе исполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершаться ошибки — все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетентности исполнителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы становятся определяющими в оперативном управлении. Также важно определить заранее союзников, "смежников", контрагентов, конкурентов и т. п., способных оказать существенное положительное или негативное воздействие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинтересованными лицами и структурами также является частью и важнейшей функцией оперативного управления.
Заключительное управление (контроль, учет, анализ) — этап реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда полезно остановиться, проанализировать создавшуюся
ситуацию, подвести промежуточные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т. п.
Очевидно, что, несмотря на многообразие вариантов проектов, воплощаемых в жизнь, все эти варианты имеют много схожего в технологии воплощения, называемой менеджментом.
Социальный работник — должность рядовая, над ним есть руководители разного уровня, рядом с ним работают коллеги. Однако его деятельность в определенной мере автономна и включает в себя управленческие функции, так как он не просто выполняет указания начальства, а сам планирует, организует, координирует, корректирует и осуществляет самоконтроль и самоанализ своей деятельности. Вот почему хорошие знания основ менеджмента и теории управления социальными системами, а также общественной структуры и государственного строительства являются важной составляющей частью его профессионального багажа.
Вопросы для самоконтроля
В чем заключается сущность и каковы принципы управления социальной работой?
Перечислите и охарактеризуйте функции управления
социальной работой.
Какие методы прогнозирования социальной работы вам
известны?
Какова мотивация деятельности работников социальных служб? Какие основные требования вы бы предъявили к личности руководителя в социальной сфере?
Практическое задание
В 1998 г. английская компания "Марк энд Спенсер" придумала для своих сотрудников акцию "Обещание Детям". Она просила всех, кто трудится в фирме, перечислить на специальный счет свою зарплату за один Рабочий час. Как только набиралась определенная сум-
ма, компания из своих фондов удваивала ее. А затем переводила бедной или многодетной семье, родителям детей-инвалидов. Вскоре акция вышла за рамки одной компании и стала "всеанглийской".
В 1999 г. в благотворительную программу включились шестнадцать стран. В одних государствах она называется "Обещание детям", в других — "Час ребенка". В России же было решено наречь ее "Внимание: дети!" — по аналогии со знакомым любому человеку дорожным знаком. Молодежный фонд "Новые перспективы" — инициатор акции — подготовил списки, адреса и номера лицевых счетов детских домов, малоимущих семей, детей-инвалидов, остро нуждающихся в материальной помощи. Каждый человек может из этого списка выбрать себе "объект для защиты" и прямо ему, минуя разных посредников, передать деньги за один рабочий час.
Разработайте программу "Обещание детям" для своего города, микрорайона.
Ситуация
У ученицы одного из профессиональных училищ Луганска 15-летней Татьяны С. родовые схватки начались прямо в электричке. Ей пришлось сойти и родить ребенка в... женском туалете на вокзале станции Здол-бунов. Но растить ребенка вообще-то не входило в планы Татьяны, и, недолго думая, она выбросила новорожденного малыша в окно туалета. Через несколько минут "маму" задержали сотрудники милиции. Ребенка спасти не удалось.
К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?
Какова роль социального работника в определении последствий этой ситуации?
Дата: 2019-04-23, просмотров: 282.