УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ О РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Знание того, какими вещи должны быть, ха­рактеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует челове­ка гениального".

Д. Дидро

В современной России в результате социально-экономического кризиса возникла масса проблем, ре­шение которых видится в ответственности государства за организацию социальной защиты нуждающихся и активизацию самозащиты различных групп населения, каждого человека.

Так, в ходе экономического спада, роста конфликт­ности, социальной напряженности в обществе, ради­кальной экономической реформы, массовой приватиза­ции разрушается инфраструктура социальной сферы. До сих пор не определены полномочия и возможности местного (поселенческого, районного) и регионального (республиканского, областного, краевого) уровней управ­ления социальной работой, организации помощи отдель­ным учреждениям, практикующим социальным работ­никам и их клиентам.

В налоговой политике слабо осуществляется диф­ференциация и специализация налогообложения "сла­бых" социальных групп, льготы для предприятий, рабо­тающих на социальную сферу, поощрение спонсорства.

Не налажены механизмы взаимодействия различ­ных уровней управления социальной сферой не только между собой, но и с различными субъектами социаль­ной защиты, учреждениями социальной работы част­ного, государственного, общественного и смешанного статуса.

В настоящее время в России осуществляется под­готовка кадров профессиональных работников различ­ного профиля при отсутствии государственного заказа и координации их деятельности, не налажена система соответствующего просвещения управленческого ак­тива, администраторов от местного до отраслевого и федерального уровней, не используется в полном объе­ме потенциал общественных организаций социальных работников, волонтеров, нуждающихся.

При сокращающихся объемах по централизованным формам финансирования, дотациям, возрастает значи­мость целевых программ социальной помощи, социаль­ной, экономической и медицинской реабилитации. В Рос­сии же до сих пор не сформирован рынок социальных программ, представляемых социальными службами и структурами. При том, что их финансирование напря­мую могло бы зависеть от качества и уровня этих про­грамм, оцениваемых по конечному результату.

Социальная работа является мощным сдерживаю­щим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ре­сурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.

К основным целям управления социальной рабо­той можно отнести следующие:

а)          увеличение степени самостоятельности клиен­тов, их способности контролировать свою жизнь и бо­лее эффективно разрешать возникающие проблемы;

б)                создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и по­лучить все, что им положено по закону;

в)            адаптация или реадаптация людей в обществе;

г)         создание условий, при которых человек, несмот­ря на физическое увечье, душевный срыв или жиз­ненный кризис, может жить, сохраняя чувство соб­ственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

^ Концептуальная платформа управления социаль­ной работой должна опираться на следующие положе­ния (по В.Г. Бочаровой);

1) Профилактика социальных болезней в социаль­ной работе: стратегия социальной политики предусмат-

ривает направленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу с их следствиями. Необходима своевременная профилакти­ка различного рода отклонений — нравственного, фи­зического, психического, социального и т. п. плана.

2)                   Содействие самореализации личности: соци­альная помощь — не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредствен­ным участием. Главное в социальной работе — содей­ствие саморазвитию личности, реализации ее творчес­кого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собствен­ных проблем.

3)                  Приоритетность сфер — семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учрежде­ний на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровле­ние и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.

4)       Интегративность и межведомственность профес­сии социальной работы: работа социальных служб "по­одиночке" малоэффективна и неэкономична. Нужна меж­ведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицин­ские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей госу-дарственныхучреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение про­блем каждого человека и его семьи; создание благопри­ятных условий для непрерывного развития и самореали­зации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды.

5)                   Ранняя профессиональная ориентация соци­альных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие мощного отряда волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний от­бор будущих специалистов, включение детей и подро-

стков в доступные им формы проявления доброты, милосердия, заботы об окружающих. Социальная ра­бота— это зона доверия между людьми, путь к взаимо­пониманию, общению, движение, направленное на создание своеобразного саморазвивающегося механиз­ма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнацио­нальной напряженности, формированию благоприят­ного микроклимата в социуме.

Обеспечение на практике государственного под­хода к социальной работе предполагает:

—   умение анализировать, выявлять тенденции со­циально-политического развития в общественной жиз­ни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;

—      видение перспективы развития социальной ра­боты, подчиненной интересам социальной защиты на­селения, и способность решать актуальные задачи се­годняшнего дня;

—        решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.

Совершенствование системы управления социаль­ной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управ­ления — основные вопросы социальной защиты насе­ления, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России.

Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспече­ние их достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальной работе явля­ются социальные работники, сотрудники служб и уч­реждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и фор­мируемые ими органы управления, наделенные управ­ленческими функциями.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи пе­редается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управле­ния. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о резуль­татах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управле­ния по оказанию социальной помощи населению.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследо­вана, и в числе ее главных проблем можно назвать следующие: разработка теоретических основ менедж­мента в социальной работе, исследование организаци­онных структур управления социальной работой, обо­снование рекомендаций по использованию их типовых форм на государственном и региональном уровнях; моделирование деятельности социальных служб; раз­работка критериев, позволяющих оценивать качество управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала; исследо­вание информационных основ менеджмента в социаль­ной работе, создание современного банка данных; раз­работка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количе­ственных методов прогнозирования; исследование методов мотивации социальной работы и др.

В управлении социальной работой все направле­ния ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач, предусмат­ривающих: конкретную социальную защиту определен­ных категорий жителей; развитие системы медицинс­кого обслуживания (в том числе страховой медицины); борьбу с преступностью и укрепление правопорядка; разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения; разработку и реализацию от­дельных программ по работе с молодежью; реализацию программ общего и специального образования и вос-

питания детей; торговое и бытовое обслуживание льгот­ных категорий населения; развитие объектов и инфра­структуры социальной защиты населения.

функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управ­ления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания клас­сификации он взял фактор времени, и функции в его классификации были представлены как последователь­ные этапы: предвидение, организация, распорядитель­ство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управле­ния: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование); оперативное управ­ление (организация, координация, руководство, моти­вация); заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Целеполагание — это начальный момент управле­ния, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управ­ления социальной работой представлен во взаимодей­ствии ближайших и долгосрочных, тактических и стра­тегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной за­щите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на Данном этапе развития нашего общества является удов­летворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возмож­ностей экономики.

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе:

концепции социальной работы и целевой модели уп­равления социальной работой.

Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента — это научно-аналитический этап социального планирова­ния, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы; выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, ви­дах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возмож­ных вариантах и сроках осуществления изменений.

Программно-целевой критерий предполагает раз­деление прогнозирования социальной работы на поис­ковое и нормативное. Поисковое прогнозирование — это предсказание возможного будущего развития со­циальной работы. Нормативное прогнозирование — это определение возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые необходимы для дости­жения поставленных целей.

По времени упреждения прогнозирование социаль­ной работы может быть оперативным (с упреждением на 1 месяц), краткосрочным (от месяца до 1 года), сред­несрочным (от 1 года до 5 лет), долгосрочным (от 5 лет до 15 лет) и дальнесрочным (свыше 15 лет).

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специа­лизированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогно­зирования дают более достоверные оценки.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является струк­турное совершенствование на различных уровнях уп­равления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления: верхний, институциональный, уровень — это Российская Федерация и автономная республика; средний, управленческий, уровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов; низовой уровень — это социальные организации, различные неправительствен­ные (благотворительные) общественные организации.

На каждом из этих уровней управление социаль­ной работой осуществляется в рамках трех ветвей вла­сти: законодательной, в лице органов системы предста­вительной власти; исполнительной, в лице Президента Российской Федерации и его властных структур, орга­нов регионального управления и органов местного самоуправления; судебной.

Основным государственным органом в области со­циальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерство труда и социального развития, в функции которого входит: раз­работка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи; анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ (организация обслу­живания и обеспечение пособиями; реабилитация ин­валидов; социальная помощь семье и детям и др.).

Исполнительными органами управления социаль­ной работой на региональном и местном уровне явля­ются учреждения социального обслуживания (центры, отделения):

—     обеспечивающие оказание социально-экономи­ческой, медико-социальной, правовой помощи населе­нию;

—     осуществляющие социальную помощь на дому и дневное пребывание в спецучреждениях лиц пожило­го возраста и инвалидов;

—               осуществляющие социальную реабилитацию несовершеннолетних; помощь детям, оставшимся без родителей и др.

Управление социальной защитой населения по ли­нии законодательной власти осуществляется Государ­ственной Думой Российской Федерации, областными Думами и думами автономных республик, законодатель­ными собраниями местного уровня самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т. д.) имеются различные орга­низационные структуры по оказанию социальной по­мощи населению: администрация, профсоюзы, различ­ные органы самоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказывается также по линии неправительственных организаций. Эти органи- i

зации имеют свои структуры управления, свои учреди­тельные документы (устав, положение и т. д.), в кото­рых указываются состав и функции органов управле­ния, их права и обязанности.

Важное значение в повышении эффективности управления социальной работой является мотивация труда работников социальных служб.

Мотивация — это совокупность внутренних и вне­шних движущих сил, которые побуждают человека к де­ятельности, задают ее границы и формы, а также прида­ют этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.

В социальной работе должны принимать участие люди, неравнодушные к бедам и проблемам других людей, желающие и знающие, как помочь человеку в трудной жизненной ситуации, безусловно честные, так как общество направляет в систему социальной защи­ты населения значительные ресурсы.

Оперативное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также не­посредственную организацию их исполнения. В процес­се исполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершаться ошибки — все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетентности испол­нителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы ста­новятся определяющими в оперативном управлении. Также важно определить заранее союзников, "смежни­ков", контрагентов, конкурентов и т. п., способных ока­зать существенное положительное или негативное воз­действие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинте­ресованными лицами и структурами также является частью и важнейшей функцией оперативного управ­ления.

Заключительное управление (контроль, учет, ана­лиз) — этап реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда по­лезно остановиться, проанализировать создавшуюся

ситуацию, подвести промежуточные итоги, зафиксиро­вать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посове­товаться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т. п.

Очевидно, что, несмотря на многообразие вариан­тов проектов, воплощаемых в жизнь, все эти варианты имеют много схожего в технологии воплощения, назы­ваемой менеджментом.

Социальный работник — должность рядовая, над ним есть руководители разного уровня, рядом с ним работают коллеги. Однако его деятельность в опреде­ленной мере автономна и включает в себя управленчес­кие функции, так как он не просто выполняет указания начальства, а сам планирует, организует, координирует, корректирует и осуществляет самоконтроль и самоана­лиз своей деятельности. Вот почему хорошие знания основ менеджмента и теории управления социальными системами, а также общественной структуры и государ­ственного строительства являются важной составляю­щей частью его профессионального багажа.

Вопросы для самоконтроля

В чем заключается сущность и каковы принципы уп­равления социальной работой?

Перечислите и охарактеризуйте функции управления

социальной работой.

Какие методы прогнозирования социальной работы вам

известны?

Какова мотивация деятельности работников социальных служб? Какие основные требования вы бы предъявили к личности руководителя в социальной сфере?

Практическое задание

В 1998 г. английская компания "Марк энд Спенсер" придумала для своих сотрудников акцию "Обещание Детям". Она просила всех, кто трудится в фирме, пере­числить на специальный счет свою зарплату за один Рабочий час. Как только набиралась определенная сум-

ма, компания из своих фондов удваивала ее. А затем переводила бедной или многодетной семье, родителям детей-инвалидов. Вскоре акция вышла за рамки одной компании и стала "всеанглийской".

В 1999 г. в благотворительную программу включи­лись шестнадцать стран. В одних государствах она на­зывается "Обещание детям", в других — "Час ребен­ка". В России же было решено наречь ее "Внимание: дети!" — по аналогии со знакомым любому человеку дорожным знаком. Молодежный фонд "Новые перспек­тивы" — инициатор акции — подготовил списки, адре­са и номера лицевых счетов детских домов, малоиму­щих семей, детей-инвалидов, остро нуждающихся в материальной помощи. Каждый человек может из это­го списка выбрать себе "объект для защиты" и прямо ему, минуя разных посредников, передать деньги за один рабочий час.

Разработайте программу "Обещание детям" для своего города, микрорайона.

Ситуация

У ученицы одного из профессиональных училищ Луганска 15-летней Татьяны С. родовые схватки нача­лись прямо в электричке. Ей пришлось сойти и родить ребенка в... женском туалете на вокзале станции Здол-бунов. Но растить ребенка вообще-то не входило в пла­ны Татьяны, и, недолго думая, она выбросила новорож­денного малыша в окно туалета. Через несколько минут "маму" задержали сотрудники милиции. Ребенка спа­сти не удалось.

К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?

Какова роль социального работника в определении последствий этой ситуации?

Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.