СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы!.. В ней есть все, что захочет найти человек, в нем есть силы создать то, чего в ней нет".

М. Горький

"Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солн­ца, как на конец ее. Пусть каждая из этих крат­ких жизней будет отмечена каким-нибудь доб­рым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием".

Д. Рескин

Социальная служба — структура, созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала, может быть созда­на социальная служба, выполняющая вполне конкрет­ные задачи и использующая других специалистов и волонтеров. Поэтому возможно, например, говорить о социально-педагогической службе школы, детского сада, школы-интерната, подросткового клуба по месту жительства, поликлиники и т. п., везде, где работают с людьми, оказывают им те или иные социальные услу­ги: в сфере охраны здоровья, получения образования, проведения досуга, трудоустройства, организации от­дыха, профилактики правонарушений и т. п.

Особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб. В основе классифика­ции различных видов и форм социальной работы мо­гут лежать различные основания, но все они в конеч­ном счете сводятся к следующим: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.

Внутри этих двух форм в свою очередь идет клас­сификация различных видов социальной работы. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т. п.); с дру­гой — об особенностях клиента, так как в виде клиен­та может выступать и человек, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа. Во вто­ром случае, с одной стороны, речь идет о сфере дея­тельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здра­воохранения, быта и т. д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные, частные, обществен­ные, благотворительные и т. д.).

Если взять за основание классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае можно гово­рить о следующих службах: а) служба социальной помо­щи населению: выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи, с привлечением специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.; б) служба соци­альной реабилитации: социальная помощь лицам, попав­шим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреж­дений; в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; раз­личные виды семейного просвещения и самообразова­ния; сексологические и педиатрические кабинеты; пе­дагогические консультации и др.

Если взять за основание классификации с*феру де­ятельности, то можно говорить о следующих службах: а) служба социально-бытовой помощи: предоставление услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специаль­ных жилых домов; развитие и совершенствование сис­темы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации

дефекта и облегчения быта и т. д.; б) служба семейного досуга: стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых и многодетных семей; в) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения: предупреж­дение преступности, алкоголизма, наркомании, суици­дов, бродяжничества, правонарушений и других асоци­альных явлений среди несовершеннолетних; содействие, созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несо­вершеннолетних.

Основой функционирования учреждений социаль­ной службы и еедифференциации служат правовые положения.

Основным документом, на базе которого осуществ­ляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное на основе действу­ющего законодательства.

Основными его пунктами являются:

1)         общие положения. В этом разделе определяется статус социальной службы, источники ее финансиро­вания;

2)        задачи. В этом разделе выделяются основные за­дачи, обусловливающие специфику деятельности служ­бы;

3)           основные направления деятельности;

4)         формы работы.

В настоящее время существуют уже десятки поло­жений о различных социальных службах, как утверж­денные министерствами и ведомствами Российской Федерации, так и подготовленные в отдельных регио­нах России.

Во всем многообразии социальных служб современ­ной России особый интерес вызывают: медико-психо­лого-педагогическая семейная служба; служба общих социальных услуг; специальная служба социальной помощи; служба занятости, "телефон доверия", "быто­вая консультация" и некоторые другие.

Медико-психолого-педагогическая семейная служ­ба — с множеством подструктур и подразделений разной ведомственной принадлежности, работающих по единой программе на основе кооперации средств, кадров, мате-

риальной базы, оборудования, с продуманной системой научно-методического обеспечения и повышения квали­фикации кадров, с обязательным нижним уровнем под­готовки — допрофессиональным и начальным профес­сиональным образованием детей и молодежи в области социальной педагогики и социальной работы, с сильной общественной (волонтерской) поддержкой — ставит сво­ей целью медико-психолого-педагогическую профилак­тику, укрепление нравственного и физического здоровья человека, семьи, окружающей среды, выявление проблем и конфликтов на возможно более раннем этапе.

Социальный педагог "семейного профиля" работает в социуме по месту жительства клиента, самостоятельно выходя на контакт с семьей (из расчета 1 социальный педагог на 25 — 30 семей), личностью, вникает во внут­ренний мир, отношения, условия жизни людей, в харак­тер проблем, к решению которых затем подключаются специалисты, социальные работники. Медико-психоло­го-педагогическая семейная служба — своеобразный фундамент, базовая (горизонтальная) инфраструктура в системе социальных служб, наиболее приближенная к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разно­го возраста, профессий, поколений, взрослых и детей, раз­ворачивающая к семье учреждения различных ведомств, фонды, общественность, коммерческие структуры.

Приоритетные направления социальной работы семейной службы:

—    проведение своевременной комплексной диаг­ностики социума, факторов среды, характера интере­сов и потребностей семьи, ее возможностей и имею­щихся трудностей, проблем;

—     анализ и дифференциация проблемы семьи как совокупного клиента социальных служб;

—     осуществление посредничества между клиентом и службами-исполнителями в оказании семье соответ­ствующих видов услуг и социальной помощи;

—     обеспечение механизма социальной самозащи­ты, самообслуживания населения, развития доброволь­ных начал в социальной работе, включение жителей в социальную помощь и заботу о наиболее незащищен­ных группах, детях, инвалидах и престарелых.

Имея в виду, что такая система в любом админи­стративном центре не начинается с нуля, что всегда

наличествует тот или иной набор кадров, материаль­ной базы, имеются специально выделяемые бюджет­ные и внебюджетные средства, можно говорить о ра­ционализации и оптимизации локальной системы социальных служб, ее дополнении, а это уже имеет два несомненных плюса: экономия средств и возможность узкой специализации кадров, что повышает профес­сионализм в решении проблем семьи в целом и отдель­ных социальных групп. Кроме того, возможно частич­ное самофинансирование этих служб именно за счет оказания дефицитных социальных услуг высококва­лифицированными специалистами. Однако при этом снижается возможность "дойти до каждого".

Служба общих социальных услуг в области валео-логии, укрепления психического и физического здоро­вья, правовой и экономической защиты, досуга и соци­ально-педагогической анимации работает со всеми категориями населения на основе дифференцирован­ного подхода к каждой из них.

Приоритетные направления социальной работы:

—    упорядочение и систематизация диагностичес­ких данных о потребностях и возможностях населения; дифференцированный анализ по различным его груп­пам (возрастным, разновозрастным, по интересам, со­стоянию здоровья и т. д.);

—          формирование перечня социальных услуг, со­здание условий для их реализации и стимулирование клиентов в решении собственных проблем;

—  информирование и консультирование населения;

—    организаторская работа по оказанию социальных услуг населению.

Специальная служба социальной помощи; помощь в трудоустройстве и профессиональной, адаптации, развитие детских и молодежных социальных инициа­тив, службы реабилитации и социальной помощи ин­валидам, престарелым и другим нетрудоспособным гражданам — работает с конкретными категориями на­селения, опираясь на медико-психолого-педагогичес­кую семейную службу в повседневном контакте с кли­ентом и его семьей.

Приоритетные направления социальной работы:

—      сбор и анализ информации о клиентах, их семь­ях и характере проблем;

—            разработка прогнозов и формирование банка данных о возможностях решения проблем;

—                координационная посредническая работа по оказанию социальной помощи нуждающимся;

—       организационная и финансовая поддержка, за­щита прав и интересов клиентов.

Роль социального работника в службах занятости сводится, во-первых, к оперативному учету предложе­ний рабочих мест, информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным, во-вторых, к содей­ствию организации переобучения или повышения ква­лификации работников с целью их оптимального вклк> чения в социально полезную деятельность, наконец, в-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто временно не работает, к контролю за исполнением за­конодательства, регулирующего помощь частично или полностью безработным. Помимо того, в обязанности социального работника служб занятости входит изуче­ние проблем трудоустройства, их правовых, социоло­гических, социально-психологических и этических ас­пектов.

Составьте карту социальных служб и социальных услуг вашего города (поселка). Для этого с помощью органов исполнительной власти, СМИ, справочных материалов выделите учреждения, которые могут ока­зать вам помощь в решении социальных проблем кли­ентов. Посетите эти учреждения, собрав информацию, используя следующие вопросы: вышестоящая органи­зация (если имеется); полное название учреждения или объединения (на русском и национальном языке); дата создания; место и дата регистрации; территория дей­ствия (по уставу, положению); полный адрес (с ин­дексом, телефонами, факсами); цель создания; сфе­ры деятельности; предоставляемые виды услуг для населения; режим работы; формы работы; имеющаяся на правах собственности материальная база (земля, со­оружения, транспорт, техника и др.); источники фи­нансирования; наличие платных услуг и порядок их пре­доставления; контингент обслуживаемых (возраст, пол, количество, условия приема клиентов).

Финансирование социальных служб происходит за счет:

—        нормативных отчислений из бюджета соответ­ствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

—         поступлений из фонда социальной поддержки населения в результате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

—       средств из федерального бюджета на выполне­ние уставных задач;

—    перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

—      дополнительных средств из областного и мест­ного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

—          доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

—    доходов от приватизации государственной соб­ственности, а также специсточников (доходы от видео­салонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии), коммерческих магазинов, частной и коо­перативной аренды муниципального имущества, пла­ты за землю и другие природные ресурсы и т. п.;

—            благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных объединений и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Несмотря на многообразие социальных служб, практический эффект от уже проведенной и продол­жающейся их модернизации невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в но­вых формах, но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения: государственной системы социального и пенсионного обслуживания, учреждений медицины, образования, охраны право­порядка, армии. Новые структуры, учреждения соци­альной работы лишь развертываются, формируется механизм их взаимодействия с государством и насе­лением.

Вместе с тем очевидно, что система социальной работы в России уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства.

Вопросы ря самоконтроля

Деятельность каких социальных служб основыва­ется на данном ниже положении? Какие моменты в организации и функционировании социальной службы в нем не нашли своего отражения?

Социальные службы. Общие положения.

Служба предназначена для предоставления экст­ренной, квалифицированной, анонимной, бесплатной социально-психологической помощи различным возра­стным и социальным категориям граждан.

Основные задачи службы:

—     обеспечить доступность и своевременность ква­лифицированной социально-психологической помощи для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;

—       помочь клиентам пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;

—          содействовать расширению у клиентов диапа­зона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;

—      помочь клиентам актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физичес­кие ресурсы для выхода из кризисного состояния;

—    способствовать укреплению самоуважения кли­ентов и их уверенности в себе;

—         содействовать обращению населения за помо­щью к профессиональным психологам и другим спе­циалистам;

—      обеспечить условия для профессионального со­вершенствования и личностного развития сотрудников службы;

—     способствовать повышению уровня психологи­ческой обоснованности решений, принимаемых и осу­ществляемых государственными и иными органами и организациями. —-

Социальные службы должны:

—        вести обслуживание клиентов по их запросам, оказывать экстренную социально-психологическую помощь, осуществлять консультирование;

—    адресовать клиентов к иным службам, организа­циям, учреждениям, где их запросы могут быть удов­летворены более полно и квалифицированно;

проводить анализ причин и источников повышен­ного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения;

через печать, органы государственного управле­ния и другие каналы влиять на принятие мер по сни­жению уровня психологического дискомфорта среди населения.

В законе о социальной службе, принятом в 1988 году, в Швеции, цели социальных служб определены следу­ющим образом:

Социальная служба общества на базе демократии и солидарности должна содействовать экономической и социальной защищенности людей, равенству усло­вий жизни и их активному участию в общественной жизни. С учетом ответственности человека за свою собственную социальную ситуацию и за социальную ситуацию других, социальная служба должна быть нацелена на освобождение и развитие собственных возможностей индивида и групп людей. Ее деятель­ность должна строиться на основе уважения к праву людей самим определять свою судьбу и неприкосно­венность их личной жизни.

Согласны ли вы с таким определением целей соци­альной службы? Какие цели должны иметь социальные службы в современном российском обществе?

Ситуация

Вера из Еревана. У нее двое детей — двух лет и де­сяти месяцев. Муж уехал в Грецию, и Вера ничего о нем не знает. Она говорит о пугающих телефонных звонках по ночам, обрезанных проводах, скандалах на лестнич­ной площадке. Работы она лишилась. Ехать в Россию! Квартиру Вера оставила соседу, который помог достать контейнер и оплатил его. Однако контейнер в Россию не пришел. Где он пропал, Вера так и не узнала. Она с деть­ми — у разбитого корыта. Нет у нее ни квартиры, ни вещей. Ютится с детьми у родственников в Подмоско­вье. Надо было видеть, как Вера записывала некий адрес в Челябинской области, где, кажется, будет работа и жилой угол. Вера была заметно оживлена: хоть что-то обещают. И не было у нее страха, что зимой с двумя ма-

лолетними детьми, без вещей ей придется ехать на Урал, не зная, что ее ждет на новом месте.

Разработайте систему реабилитационно-профи-лактических мероприятий с людьми, которые быливы-нуждены покинуть места прежнего проживания.

Практические задания

Знакомство с социальной службой

Многоцелевая практика. В процессе ее прохожде­ния практиканты должны увидеть:

Принятое отношение в службе к клиенту. То, как принимают клиента и работают с ним, является пока­зателем степени уважения к нему.

Стиль работы социальной службы. Учащиеся име­ют возможность познакомиться с функциями, выполня­емыми сотрудниками службы, и общими установками в работе с клиентами. Они получают общее представле­ние об учреждении и организации его деятельности.

Причины социальных проблем. Учащиеся знако­мятся с различными теориями, объясняющими корни социальных проблем, а также с общей стратегией ра­боты службы.

Конкретную деятельность сотрудников. Практи­канты учатся не только у своего педагога-наставника, но и у его коллег. Они имеют возможность взять луч­шее у каждого из них.

Разные подходы в работе с клиентами. Работая в социальной службе, подростки учатся разным спосо­бам интерпретации ситуаций. В социальной работе нет универсальных рецептов, поэтому очень важно овла­деть разными методами, опробовать их в работе, выра­ботать свой индивидуальный стиль деятельности.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 223.