"Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы!.. В ней есть все, что захочет найти человек, в нем есть силы создать то, чего в ней нет".
М. Горький
"Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием".
Д. Рескин
Социальная служба — структура, созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала, может быть создана социальная служба, выполняющая вполне конкретные задачи и использующая других специалистов и волонтеров. Поэтому возможно, например, говорить о социально-педагогической службе школы, детского сада, школы-интерната, подросткового клуба по месту жительства, поликлиники и т. п., везде, где работают с людьми, оказывают им те или иные социальные услуги: в сфере охраны здоровья, получения образования, проведения досуга, трудоустройства, организации отдыха, профилактики правонарушений и т. п.
Особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб. В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания, но все они в конечном счете сводятся к следующим: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.
Внутри этих двух форм в свою очередь идет классификация различных видов социальной работы. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т. п.); с другой — об особенностях клиента, так как в виде клиента может выступать и человек, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа. Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т. д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворительные и т. д.).
Если взять за основание классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае можно говорить о следующих службах: а) служба социальной помощи населению: выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи, с привлечением специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.; б) служба социальной реабилитации: социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений; в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; различные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.
Если взять за основание классификации с*феру деятельности, то можно говорить о следующих службах: а) служба социально-бытовой помощи: предоставление услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации
дефекта и облегчения быта и т. д.; б) служба семейного досуга: стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых и многодетных семей; в) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения: предупреждение преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие, созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Основой функционирования учреждений социальной службы и еедифференциации служат правовые положения.
Основным документом, на базе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное на основе действующего законодательства.
Основными его пунктами являются:
1) общие положения. В этом разделе определяется статус социальной службы, источники ее финансирования;
2) задачи. В этом разделе выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы;
3) основные направления деятельности;
4) формы работы.
В настоящее время существуют уже десятки положений о различных социальных службах, как утвержденные министерствами и ведомствами Российской Федерации, так и подготовленные в отдельных регионах России.
Во всем многообразии социальных служб современной России особый интерес вызывают: медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба общих социальных услуг; специальная служба социальной помощи; служба занятости, "телефон доверия", "бытовая консультация" и некоторые другие.
Медико-психолого-педагогическая семейная служба — с множеством подструктур и подразделений разной ведомственной принадлежности, работающих по единой программе на основе кооперации средств, кадров, мате-
риальной базы, оборудования, с продуманной системой научно-методического обеспечения и повышения квалификации кадров, с обязательным нижним уровнем подготовки — допрофессиональным и начальным профессиональным образованием детей и молодежи в области социальной педагогики и социальной работы, с сильной общественной (волонтерской) поддержкой — ставит своей целью медико-психолого-педагогическую профилактику, укрепление нравственного и физического здоровья человека, семьи, окружающей среды, выявление проблем и конфликтов на возможно более раннем этапе.
Социальный педагог "семейного профиля" работает в социуме по месту жительства клиента, самостоятельно выходя на контакт с семьей (из расчета 1 социальный педагог на 25 — 30 семей), личностью, вникает во внутренний мир, отношения, условия жизни людей, в характер проблем, к решению которых затем подключаются специалисты, социальные работники. Медико-психолого-педагогическая семейная служба — своеобразный фундамент, базовая (горизонтальная) инфраструктура в системе социальных служб, наиболее приближенная к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессий, поколений, взрослых и детей, разворачивающая к семье учреждения различных ведомств, фонды, общественность, коммерческие структуры.
Приоритетные направления социальной работы семейной службы:
— проведение своевременной комплексной диагностики социума, факторов среды, характера интересов и потребностей семьи, ее возможностей и имеющихся трудностей, проблем;
— анализ и дифференциация проблемы семьи как совокупного клиента социальных служб;
— осуществление посредничества между клиентом и службами-исполнителями в оказании семье соответствующих видов услуг и социальной помощи;
— обеспечение механизма социальной самозащиты, самообслуживания населения, развития добровольных начал в социальной работе, включение жителей в социальную помощь и заботу о наиболее незащищенных группах, детях, инвалидах и престарелых.
Имея в виду, что такая система в любом административном центре не начинается с нуля, что всегда
наличествует тот или иной набор кадров, материальной базы, имеются специально выделяемые бюджетные и внебюджетные средства, можно говорить о рационализации и оптимизации локальной системы социальных служб, ее дополнении, а это уже имеет два несомненных плюса: экономия средств и возможность узкой специализации кадров, что повышает профессионализм в решении проблем семьи в целом и отдельных социальных групп. Кроме того, возможно частичное самофинансирование этих служб именно за счет оказания дефицитных социальных услуг высококвалифицированными специалистами. Однако при этом снижается возможность "дойти до каждого".
Служба общих социальных услуг в области валео-логии, укрепления психического и физического здоровья, правовой и экономической защиты, досуга и социально-педагогической анимации работает со всеми категориями населения на основе дифференцированного подхода к каждой из них.
Приоритетные направления социальной работы:
— упорядочение и систематизация диагностических данных о потребностях и возможностях населения; дифференцированный анализ по различным его группам (возрастным, разновозрастным, по интересам, состоянию здоровья и т. д.);
— формирование перечня социальных услуг, создание условий для их реализации и стимулирование клиентов в решении собственных проблем;
— информирование и консультирование населения;
— организаторская работа по оказанию социальных услуг населению.
Специальная служба социальной помощи; помощь в трудоустройстве и профессиональной, адаптации, развитие детских и молодежных социальных инициатив, службы реабилитации и социальной помощи инвалидам, престарелым и другим нетрудоспособным гражданам — работает с конкретными категориями населения, опираясь на медико-психолого-педагогическую семейную службу в повседневном контакте с клиентом и его семьей.
Приоритетные направления социальной работы:
— сбор и анализ информации о клиентах, их семьях и характере проблем;
— разработка прогнозов и формирование банка данных о возможностях решения проблем;
— координационная посредническая работа по оказанию социальной помощи нуждающимся;
— организационная и финансовая поддержка, защита прав и интересов клиентов.
Роль социального работника в службах занятости сводится, во-первых, к оперативному учету предложений рабочих мест, информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным, во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального вклк> чения в социально полезную деятельность, наконец, в-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто временно не работает, к контролю за исполнением законодательства, регулирующего помощь частично или полностью безработным. Помимо того, в обязанности социального работника служб занятости входит изучение проблем трудоустройства, их правовых, социологических, социально-психологических и этических аспектов.
Составьте карту социальных служб и социальных услуг вашего города (поселка). Для этого с помощью органов исполнительной власти, СМИ, справочных материалов выделите учреждения, которые могут оказать вам помощь в решении социальных проблем клиентов. Посетите эти учреждения, собрав информацию, используя следующие вопросы: вышестоящая организация (если имеется); полное название учреждения или объединения (на русском и национальном языке); дата создания; место и дата регистрации; территория действия (по уставу, положению); полный адрес (с индексом, телефонами, факсами); цель создания; сферы деятельности; предоставляемые виды услуг для населения; режим работы; формы работы; имеющаяся на правах собственности материальная база (земля, сооружения, транспорт, техника и др.); источники финансирования; наличие платных услуг и порядок их предоставления; контингент обслуживаемых (возраст, пол, количество, условия приема клиентов).
Финансирование социальных служб происходит за счет:
— нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
— поступлений из фонда социальной поддержки населения в результате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
— средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
— перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
— дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
— доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
— доходов от приватизации государственной собственности, а также специсточников (доходы от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии), коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т. п.;
— благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных объединений и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Несмотря на многообразие социальных служб, практический эффект от уже проведенной и продолжающейся их модернизации невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в новых формах, но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения: государственной системы социального и пенсионного обслуживания, учреждений медицины, образования, охраны правопорядка, армии. Новые структуры, учреждения социальной работы лишь развертываются, формируется механизм их взаимодействия с государством и населением.
Вместе с тем очевидно, что система социальной работы в России уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства.
Вопросы ря самоконтроля
Деятельность каких социальных служб основывается на данном ниже положении? Какие моменты в организации и функционировании социальной службы в нем не нашли своего отражения?
Социальные службы. Общие положения.
Служба предназначена для предоставления экстренной, квалифицированной, анонимной, бесплатной социально-психологической помощи различным возрастным и социальным категориям граждан.
Основные задачи службы:
— обеспечить доступность и своевременность квалифицированной социально-психологической помощи для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;
— помочь клиентам пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;
— содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;
— помочь клиентам актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;
— способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе;
— содействовать обращению населения за помощью к профессиональным психологам и другим специалистам;
— обеспечить условия для профессионального совершенствования и личностного развития сотрудников службы;
— способствовать повышению уровня психологической обоснованности решений, принимаемых и осуществляемых государственными и иными органами и организациями. —-
Социальные службы должны:
— вести обслуживание клиентов по их запросам, оказывать экстренную социально-психологическую помощь, осуществлять консультирование;
— адресовать клиентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно;
проводить анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения;
через печать, органы государственного управления и другие каналы влиять на принятие мер по снижению уровня психологического дискомфорта среди населения.
В законе о социальной службе, принятом в 1988 году, в Швеции, цели социальных служб определены следующим образом:
Социальная служба общества на базе демократии и солидарности должна содействовать экономической и социальной защищенности людей, равенству условий жизни и их активному участию в общественной жизни. С учетом ответственности человека за свою собственную социальную ситуацию и за социальную ситуацию других, социальная служба должна быть нацелена на освобождение и развитие собственных возможностей индивида и групп людей. Ее деятельность должна строиться на основе уважения к праву людей самим определять свою судьбу и неприкосновенность их личной жизни.
Согласны ли вы с таким определением целей социальной службы? Какие цели должны иметь социальные службы в современном российском обществе?
Ситуация
Вера из Еревана. У нее двое детей — двух лет и десяти месяцев. Муж уехал в Грецию, и Вера ничего о нем не знает. Она говорит о пугающих телефонных звонках по ночам, обрезанных проводах, скандалах на лестничной площадке. Работы она лишилась. Ехать в Россию! Квартиру Вера оставила соседу, который помог достать контейнер и оплатил его. Однако контейнер в Россию не пришел. Где он пропал, Вера так и не узнала. Она с детьми — у разбитого корыта. Нет у нее ни квартиры, ни вещей. Ютится с детьми у родственников в Подмосковье. Надо было видеть, как Вера записывала некий адрес в Челябинской области, где, кажется, будет работа и жилой угол. Вера была заметно оживлена: хоть что-то обещают. И не было у нее страха, что зимой с двумя ма-
лолетними детьми, без вещей ей придется ехать на Урал, не зная, что ее ждет на новом месте.
Разработайте систему реабилитационно-профи-лактических мероприятий с людьми, которые быливы-нуждены покинуть места прежнего проживания.
Практические задания
Знакомство с социальной службой
Многоцелевая практика. В процессе ее прохождения практиканты должны увидеть:
Принятое отношение в службе к клиенту. То, как принимают клиента и работают с ним, является показателем степени уважения к нему.
Стиль работы социальной службы. Учащиеся имеют возможность познакомиться с функциями, выполняемыми сотрудниками службы, и общими установками в работе с клиентами. Они получают общее представление об учреждении и организации его деятельности.
Причины социальных проблем. Учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими корни социальных проблем, а также с общей стратегией работы службы.
Конкретную деятельность сотрудников. Практиканты учатся не только у своего педагога-наставника, но и у его коллег. Они имеют возможность взять лучшее у каждого из них.
Разные подходы в работе с клиентами. Работая в социальной службе, подростки учатся разным способам интерпретации ситуаций. В социальной работе нет универсальных рецептов, поэтому очень важно овладеть разными методами, опробовать их в работе, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 274.