Упражнение "Самосуд"
Название этой игры совсем не означает самочинной расправы с человеком, заподозренным в преступлении, без ведома властей. Ближе к истине буквальное истолкование этого слова — суд над самим собой. Уча-
стникам группы (добровольцам) предлагается взвесить на символических весах правосудия свои достоинства и недостатки как будущего социального работника. Заранее готовятся карточки, на каждой из которых написано по одному личностному качеству — положительному или отрицательному (всего 25 — 30 карточек). На большом листе ватмана ведущий делает символическое изображение весов. На правую чашу весов игроку предлагается складывать свои достоинства, кото-' рые он, как ему кажется, сумел продемонстрировать в группе за время занятий, на левую — свои отрицательные черты, которые тоже проявились на занятиях.
Карточки с качествами можно крепить к листу с помощью магнита, если рисунок помещается на металлической доске, или с помощью кусочков скотча. Удобно, когда карточками служат листочки, имеющие клейкую поверхность с одной стороны.
Процедура проведения упражнения такова: игрок выбирает поочередно карточки с положительными и отрицательными качествами, громко зачитывает надпись и крепит карточку к листу с изображением весов правосудия. Остальные участники по сигналу ведущего демонстрируют свое решение (согласны ли они с мнением игрока или нет): рука с поднятым вверх большим пальцем означает согласие, рука с опущенным вниз большим пальцем — отрицание. Выбранный заранее "судебный секретарь" ведет подсчет и фиксирует количество голосов "за" и "против" каждого качества в специальном протоколе.
Ведущий предупреждает всех участников о необходимости в этом упражнении быть предельно искренними, отказаться от соблазна "поглаживаний" основного игрока. Если подчеркивать только его достоинства и "в упор не видеть" недостатков, то упражнение теряет свой первоначальный смысл и превращается в экзотическую форму преподнесения комплиментов. Врядли человек, рискнувший на "самосуд", ожидает этого. Стоит впрямую спросить об этом самого игрока. Готов ли он получить правдивую картину мнений о его качествах? Способен ли принять искренние, хотя, возможно, и нелицеприятные обратные связи? Как правило, если уж человек решился на участие в этом упражнении, то для него важна честная оценка того, насколько он сам верно видит себя в группе.
Игрок, осуществляющий "самосуд", вправе остановиться в любой момент, даже после первых двух карточек, и уступить свое место другому добровольцу. Когда желающих больше не будет (возможно, он окажется один, давить на участников ни в коем случае нельзя), игроки делятся своими чувствами.
Упражнение довольно жесткое, но оно может дать очень многое основному участнику. В любом случае, решившись на "самосуд", он уже совершил смелый поступок и потому — победитель, даже если получил подтверждение проявлению им отрицательных качеств. Он "выстрадал истину" и достоин уважения. Ведущему есть смысл сказать об этом в конце обсуждения игры.
Список использованной литературы
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-
Аргус, 1994.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория
и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник
задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука,
1994.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-
ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред.
A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.
Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред.
И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс /
Под ред. Жукова В.И.— М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-
ленка.— М: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1—2.
ЗАНЯТИЕ ЗВ
Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.