Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение "Самосуд"

Название этой игры совсем не означает самочин­ной расправы с человеком, заподозренным в преступ­лении, без ведома властей. Ближе к истине буквальное истолкование этого слова — суд над самим собой. Уча-

стникам группы (добровольцам) предлагается взвесить на символических весах правосудия свои достоинства и недостатки как будущего социального работника. Заранее готовятся карточки, на каждой из которых написано по одному личностному качеству — положи­тельному или отрицательному (всего 25 — 30 карточек). На большом листе ватмана ведущий делает символи­ческое изображение весов. На правую чашу весов иг­року предлагается складывать свои достоинства, кото-' рые он, как ему кажется, сумел продемонстрировать в группе за время занятий, на левую — свои отрицатель­ные черты, которые тоже проявились на занятиях.

Карточки с качествами можно крепить к листу с помощью магнита, если рисунок помещается на метал­лической доске, или с помощью кусочков скотча. Удоб­но, когда карточками служат листочки, имеющие клей­кую поверхность с одной стороны.

Процедура проведения упражнения такова: игрок выбирает поочередно карточки с положительными и от­рицательными качествами, громко зачитывает надпись и крепит карточку к листу с изображением весов правосу­дия. Остальные участники по сигналу ведущего демонст­рируют свое решение (согласны ли они с мнением игро­ка или нет): рука с поднятым вверх большим пальцем означает согласие, рука с опущенным вниз большим паль­цем — отрицание. Выбранный заранее "судебный секре­тарь" ведет подсчет и фиксирует количество голосов "за" и "против" каждого качества в специальном протоколе.

Ведущий предупреждает всех участников о необ­ходимости в этом упражнении быть предельно искрен­ними, отказаться от соблазна "поглаживаний" основ­ного игрока. Если подчеркивать только его достоинства и "в упор не видеть" недостатков, то упражнение теря­ет свой первоначальный смысл и превращается в экзо­тическую форму преподнесения комплиментов. Врядли человек, рискнувший на "самосуд", ожидает этого. Стоит впрямую спросить об этом самого игрока. Готов ли он получить правдивую картину мнений о его каче­ствах? Способен ли принять искренние, хотя, возмож­но, и нелицеприятные обратные связи? Как правило, если уж человек решился на участие в этом упражне­нии, то для него важна честная оценка того, насколько он сам верно видит себя в группе.

Игрок, осуществляющий "самосуд", вправе оста­новиться в любой момент, даже после первых двух карточек, и уступить свое место другому добровольцу. Когда желающих больше не будет (возможно, он ока­жется один, давить на участников ни в коем случае нельзя), игроки делятся своими чувствами.

Упражнение довольно жесткое, но оно может дать очень многое основному участнику. В любом случае, решившись на "самосуд", он уже совершил смелый поступок и потому — победитель, даже если получил подтверждение проявлению им отрицательных качеств. Он "выстрадал истину" и достоин уважения. Ведущему есть смысл сказать об этом в конце обсуждения игры.

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-

Аргус, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория

и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник

задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука,

1994.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-

ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред.

A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред.

И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс /

Под ред. Жукова В.И.— М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-

ленка.— М: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1—2.

ЗАНЯТИЕ ЗВ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.