Упражнение "Социальная помощь семье"
Учащиеся разбиваются на группы по 4 — 5 человек. Каждая группа придумывает (или использует реальную) семейную ситуацию, которая требует помощи социального работника. Эта ситуация подробно описывается для соседней группы. Таким образом ситуации "передаются" по кругу. Через 10 — 15 минут каждая
группа должна предложить конкретную программу социальной работы с данной семьей. После описания такой программы другие группы вправе задать по одному уточняющему вопросу выступающей команде.
Список использованной литературы
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994. '
Государственная система социальной помощи семье и детям: официальные документы и материалы.— М., 1991.— Вып.1.
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.
Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: Теория и практика.— М.— Вологда: Русь, 1997.
Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
О социально-педагогической работе с детьми: Методическое письмо.— М.: Изд-во Минобразования России, 1995.
Семья в России: Научный общественно-политический журнал НИИ семьи Минсоцзащиты России.— 1995 — 1997.
Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992-—1998.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.
Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1—2.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро- '
вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993.
Торохтий B . C . Психология социальной работы с семьей.— М: Изд-во ЦСП РАО, 1996.
Шуман СТ., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины и пути устранения.— Брест: Лаборатория практической психологии и педагогики, 1992.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта).— Соликамск: Соликамская типография, 1996.
ЗАНЯТИЕ 37
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С " ГРУППАМИ РИСКА "
"Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку".
Вильгельм фон Гумбольдт
"Единственным дефицитом в нашем мире изобилия становится дефицит человеческого участия".
Хелен Хейз
"Группы риска" — это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. К "группе риска" относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые люди и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся "трудными" для других.
Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов :оциальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизованности общества.
Социальная защита этой категории населения осуществляется по следующим основным направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь.
Социальная работа с инвалидами
Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель — с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т. д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины и готовиться к трудовой жизни.
Социальная работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга.
Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; непрерывность и этапность их проведения; комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов; индивидуальный подход к определению объема, характера и
направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, тру-дотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.
В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.
Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулатор-но-санаторных условиях, но и по месту жительства —j оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много слож-. ных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др.
Социальная работа с беженцами
После распада Союза ССР, суверенизации регионов, образования и укрепления новых государств возросла миграционная мобильность населения.
Начиная с 1989 г. в миграционном движении стала заметно выделяться категория "беженцы", и соответственно обозначился ряд социальных проблем "группы риска"такого характера.
Ухудшение материального положения, смена места жительства, эколого-климатические изменения, необустроенность в жилищном и социальном плане ве-Дет к повышенным показателям нарушения состояния здоровья у вынужденных переселенцев.
Большая часть беженцев — это семейные люди (например, в Москве — около 54,3%, в Ставропольском крае — около 73,6%). Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значе-ниятой психологической травме, которую переживает их ребенок. В тех ситуациях, когда дети теряют родителей, одного или обоих, это не может не привести к серьезным социальным последствиям.
Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская помощь. Специалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают психологические последствия таких категорий, как "травма", "утрата", "жестокое лишение". Такие стрессовые ситуации негативно влияют на состояние здоровья беженцев, вызывая серьезные последствия на долгие годы. Главная задача социальной работы с беженцами — развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности.
Дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей. Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения.
Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школьного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе.
Категория "утрата" является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большинства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способно-
стей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.
Дети беженцев испытывают также жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.
Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.
Положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Например, незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряют проблемы пребывания в школе.
Одна из мер профилактики "трудности" беженцев — заблаговременный отбор регионов возможного расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жилье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т. д.).
Социальная работа с жертвами насилия
Постоянно меняющаяся ситуация развития общества рождает проблемы насилия.
Выделяются следующие социальные формы насилия.
1 ■ Физическое, включая телесное повреждение.
2. Эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации.
3. Сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов.
4. Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.
Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по сдерживанию и преодолению проявления агрессии и насилия.
Насилию подвержены любые категории населения: дети, молодежь, женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Продолжается рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В 1995 г. их число возросло по сравнению с 1990 г. в 3 раза.
По данным исследований, проведенных в США и Великобритании, различным сексуальным оскорблениям подвергались в детстве от 20 до 30% взрослых женщин и 10% мужчин. Их наносили в основном кто-нибудь из родственников или знакомых. Лишь в 25% случаев сексуальную травму вызывали действия незнакомых людей. 90% насилий такого рода совершали мужчины. Девочки в 3 раза чаще становятся жертвами насилия, чем мальчики. Однако насилие над последними принимает более отягощенные формы. Случаи сексуального насилия выявлены во всех социальных слоях общества. Однако в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные.
Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье.
Педагогам следует оградить пострадавшего от излишнего любопытства класса или насмешливого отношения. В случаях назойливого и нетактичного вмешательства окружающих лучший выход — сменить школу или даже место жительства. Многие родители скрывают факт насилия над своим ребенком. Но действия насильника в дальнейшем непредсказуемы и могут
перенестись на других детей. Поэтому следует немедленно и решительно предпринять ответные защитные меры, вплоть до обращения в милицию и суд.
Уменьшению вероятности сексуальных проступков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей. В.Е. Каган советует разъяснять детям простые истины: люди бывают разные, у некоторых на уме дурное; бояться всех людей ни к чему, но не надо идти туда, где тебя никто не сможет защитить при необходимости, не следует брать от чужих сладости и подарки, уходить с ними погулять или покататься и т. д.
В России для жертв насилия создаются социальные гостиницы и кризисные центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия; работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.
Социальная работа с бездомными
В "Словаре русского языка" СИ. Ожегова бездомный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта".
Бездомность как социальное явление присуще человечеству на всем протяжении его существования. Как правило, ее обострение или "взрыв" приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, экологических локальных катастроф, землетрясений, наводнений, различных кризисных процессов и т. д.
Для России причинами, усугубляющими возникновение проблемы бездомности, в настоящее время являются:
— отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;
— безработица, обусловливающая нехватку средств ДЛЯ оплаты жилья;
— низкие доходы многих семей и отдельных граждан;
— социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).
Факторами роста численности бездомных в Российской Федерации и в целом в СНГ являются: распад
СССР; нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств; межнациональные и межэтнические конфликты; последствия рыночной экономики; регламентация прописки.
Основные категории, составляющие характеристику бездомных: бывшие осужденные, утратившие социальные связи; укрывающиеся от официальных органов или частных лиц; жители чердаков и подвалов; обитатели общежитий, ночлежек, домов, предназначенных под снос; кочующие цыгане; иностранцы, обучавшиеся или работавшие по контракту в России; безнадзорные дети; оставшиеся "наулице" инвалиды, алкоголики, наркоманы. Но особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменившие место дислокации части; мигранты.
Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны." открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются "телефоны доверия"; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т. д. В 1992 г. создан Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники" , отделения фонда существуют в 20 регионах России. Есть примеры создания жилищно-строительных товариществ и ассоциаций фермерских хозяйств, которые осуществляют комплексную помощь переселенцам.
В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почувствовать человеческое отношение. Предложение элементарных услуг (ночлег, питание, медицинская помощь) не должно вызывать чувство обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на положительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты. Правда, одного милосердия здесь явно недостаточно — пожалуй, это тот случай, когда реальное решение вопроса полностью зависит от финансов. Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты квартир, расширения ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству.
Социальная работа с детьми отклоняющегося поведения
Правильнее говорить об "отклоняющемся от нормы поведении".
Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.
Отклоняющимся (асоциальным, девиантным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:
— корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.);
— агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство);
— социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид).
Отклоняющееся (девиантное) поведение можно разделить на два уровня: докриминогенный (делинк-вентный), когда человек не стал субъектом преступления, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными органами и представляют серьезную общественную опасность.
Основные нарушения поведения в подростковом возрасте можно классифицировать следующим образом: 1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней); 2) побеги из дому; 3) воровство; 4) ограбления (с применением угрозы или силы); 5) участие в драках; 6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными Учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т. д.); 7) приобщение к ал-
коголю, наркотикам, снотворным и транквилизирующим средствам, курение (симуляция, игра с сигаретой, способ расслабления, поддержка имиджа, привычка; 8) девиации сексуального поведения (мастурбация, петинг, ранняя половая жизнь и др.); 9) суицидное поведение; 10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.); 11) навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, охраняющие от неудач, навязчивые мысли и т. д.); 12) сквернословие; 13) черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к "активистам", увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др.).
В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают как бы в статусе "ничьих". Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, нередко голодают, имеют аномалии в развитии.
Особенно важна проблема злоупотребления некоторыми школьниками спиртными напитками и наркотиками. Причины: 1) любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) —для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; 2) вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков и употребление наркотиков — в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в
себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.
Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики — основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в полезном деле.
Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.
В подростковом возрасте отмечаются случаи хронического алкоголизма. Социальному работнику важно знать, что обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Так, запрещены продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ве-Дет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости или при совершении преступления — к уголовному наказанию. Те же меры предусмотрены при систематическом спаивании подростка.
В любых случаях при борьбе со злоупотреблением молодежью спиртными напитками бывает недостаточно порицания или запрета, устранения вредных влиянии со стороны, нужна большая работа по развитию нравственности учащихся, привитию им разнообразных и широких интересов.
Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжкие преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым.
Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Социальная работа с беспризорными детьми Проблема беспризорных детей, как и в годы Гражданской, Великой Отечественной войны и послевоенный период, возникла в последнее десятилетие. По некоторым данным, в современной России более двух миллионов беспризорников. Иногда к побегу из дома подростка толкает склонность к фантазии и стремление получить сильные впечатления. Но в периоды социальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучие, уход детей из дома становится не таким уж редким явлением и имеет социально-экономические и социально-педагогические причины.
Дети до 7 лет практически не уходят из дому. В 7—9 лет это случается обычно из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10— 13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам.
Основными побудителями к бегству являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя . ведущих с окружающими людьми, и т. д.); безразличие I родителей к трудностям их детей в школе. Благоприят-
ный выход из таких ситуаций во многом бывает связан поМощью школьнику со стороны учителей и социального работника. Их долг, увидев неблагополучие в поведении ребенка, — глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе дома и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребенка и его семьи, решительно
их поддерживать-Побеги подростков из дому могут совершаться под
влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье, ученическом коллективе общественной организации. Социальный работник может с помощью товарищей подростка по дворовой компании изучить район передвижения, установить связи с проживающими там детьми-бродягами и т. д.
Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. В таких случаях подростком предварительно выбирается и изучается маршрут побега, заготавливаются необходимые вещи и некоторое количество продовольствия, происходит поиск попутчиков. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их активности и инициативы. Для предотвращения побегов таких школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в которой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.
Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей.
В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются veHaMH преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения эпидемии СПИДа. Почти в каждом российском городе есть мафиозная структура, использующая беспризорных. Другая опасность — хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба. Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.
Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых — предупреждение безнадзорности и противоправных действий среди детей. Приемник-распределитель принимает детей: подкинутых; заблудившихся; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; направляемых по решению комиссий по делам несовершеннолетних; нуждающихся в особых условиях воспитания; самовольно оставивших семью; самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов, специальных школ и профессиональных училищ. Сроки содержания в приемнике-распределителе зависят от причин и обстоятельств помещения в приемник, но не превышают 60 суток. К сожалению, многие дети-беспризорники, оставшиеся без образования, профессиональной подготовки, собственного жилья, пройдя приемники-распределители и приюты, попадают в основном в следственные изоляторы и тюрьмы.
В России действуют десятки общественных организаций и фондов, чья деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные социальные службы, службы социальной скорой помощи, приюты (приюты-пансионы для проживания до одного года с последующим возвращением в семью и приюты-общины длительного проживания для детей, чье пребывание в семье невозможно).
Главная задача социального работника — проникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным; необходимо удержать ребенка в семье, не дать ему уйти, потому что в тысячу раз дешевле не допустить миграцию детей на улицу, чем впоследствии искать их, лечить, реабилитировать и перевоспитывать.
При рассмотрении вопроса инновационных технологий социальной работы с детьми-сиротами, детьми из малообеспеченных и неполных семей, детьми-инвалидами представляет интерес программа ДИМСИ "Диалог индивидуальностей", разработанная на основе американской программы "Большие Братья / Большие Сестры". Задачи программы — гармонизация социального поля ребенка; содействие семейному воспитанию; организация совместной деятельности ребенка и взрослого, нашедших друг друга с помощью социального работника; решение социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности. Программа предполагает заключение четырехстороннего типового договора между социальным работником (консультантом и контролером совместной деятельности младших и старших братьев и сестер), родителями (опекунами) ребенка, ребенком (младшим братом/сестрой) и волонтером (старшим братом/сестрой). В большинстве случаев волонтеры — это студенты вузов (не младше 18 лет), педагоги, молодые люди до 35 лет, не имеющие собственных детей. Пары младший — старший общаются, помогают друг другу в решении проблем, совместно готовят домашние задания, посещают концерты, выставки, зрелищные мероприятия, занимаются спортом, организуют экскурсии в другие города. Одна из российских особенностей данной работы — совместные коллективные творческие дела сразу нескольких пар, использование исследовательских методик, обязательные обобщение и анализ проводимой работы с фиксацией их в социально-педагогических дневниках. |
Социальная работа с людьми суицидального поведения
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (отлат. sui — себя, caedere —убивать) —намеренное лишение себя жизни. Под самоубийством понимаются: 1) индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком; 2) относительно массовый добровольный уход из жизни некоторого количества людей. В узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с Указанием ее причины. В широком смысле суицид — саморазрушительное поведение, к которому относятся пьянство, курение, потребление наркотиков, переедание (обжорство), альпинизм, мотогонки и т. п. Суицидальное поведение объединяет все проявления суицидной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Оно имеет три основные разновидности и разделяется на:
— демонстративное суицидальное поведение (театральное разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут). Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома — родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов, при аресте — органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики — к изображению попыток самоповешения, порезов вен, отравления неядовитыми веществами;
— аффективное суицидальное поведение — суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффекта (сильного и относительно кратковременного эмоционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент в этой ситуации обычно мелькает мысль о том, чтобы расстаться с жизнью, либо такая возможность допускается. Однако и здесь чаще всего присутствует компонент демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аффективную демонстрацию, аффективную демонстрацию с желанием "произвести впечатление", истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27% таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме — это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже — порезы вен;
— истинное суицидальное поведение — обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. В таких ситуациях поведение строится так,
чТобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинения близких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47% таких попыток. Девочки чаще всего избирают отравление, мальчики — самоповешение, реже отравление.
Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы, сокращается в годы войн. Низкий уровень самоубийств отмечается в странах с сильным влиянием православия, которое считает самоубийство одним из главных человеческих грехов. Восточные религии, такие как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что призывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. Самый низкий процент самоубийств — в отсталых и развивающихся странах, пик приходится на наиболее цивилизованные и промышленно развитые страны, где поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты — достаточно частые явления. Низкий социальный статус или его резкое снижение в таких странах часто служат толчком к самоубийствам.
В последнее время в России увеличилась доля самоубийств среди молодежи; возрастная планка самоубийств снижается, и сегодня уже говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями, на втором — трудности со школой, на третьем — проблема взаимоотношений с друзьями.
Самоубийство подростка — способ оказать влияние на других людей: продемонстрировать свое состояние; избавление от плохого обращения; демонстрация любви; оказание влияния на другого; призыв к помощи. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре со взрослыми — к такому аргументу, который, по его мнению, не может быть не услышан. Не вполне ощущая непреодолимость границы между жизнью и смертью, ребенок нередко представляет себе смерть как некое состояние, имеющее начало и конец. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности "предполагает жить". Здесь нет холодного расчета и попытки шантажа, нередких у взрослых, — но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии (Н. Фарбероу).
Влияет на генезис суицидального поведения семейное положение: одиночество, особенно в старости, способствует принятию трагического решения; семейные конфликты также служат суицидальным фактором. Имеется устойчивая сезонная закономерность: максимум самоубийств приходится на весенне-летний сезон (март—июль), минимум—в осенне-зимний (сентябрь — декабрь). Уровень суицидальных попыток в 5—10 раз выше уровня завершенных самоубийств.
Для людей с суицидальным поведением организованы суицидологические службы, службы социально-психологической помощи, телефоны доверия, функционируют благотворительные общества. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, жизненного оптимизма, чувства жизнестойкости.
Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией
Алкоголизм и наркомания порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, а также нарушают социальное здоровье общества.
По оценке ВОЗ, употребление алкоголя является причиной третьей части общего числа смертей. От 25 до 30% разводов происходят из-за пьянства одного из супругов.
Наркотики — возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство. Бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными (а то и юридическими) последствиями — тоже гордость. Наркотики — одна из главных тем разговоров современной молодежи: "винтовые" постоянно говорят о "приходах", "хороших варщиках", "заморочках", "фуриках", "баянах"; героинщики — о "слезании", "ломках", "неграх", "шарах", "чеках"; ма-рихуанисты обсуждают возможные размеры папирос,
специальные приспособления, способы курения, цвет и качество "травки".
Большинство людей (от 50% до 70% по оценкам разных исследователей) хотя бы однажды в своей жизни попробовали наркотики. В ряде случаев причина употребления — или любопытство, или желание получить удовольствие (заглушить боль).
Вред наркотиков: "ломка" —последействие; ухудшение здоровья; снижение умственных способностей; попадание в "группу риска" заражения СПИДом; отсутствие будущего.
Социальная работа предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии "алкоголик", "наркоман" и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе.
Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения.
Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады.
Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией в настоящее время создаются центры "Трезвость и семья", "Алкоголизму — нет", реабилитационные наркологические центры, разрабатываются различные методики, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа Ассоциации учащейся молодежи Российского Союза молодежи "Спасибо, нет", включающая комплекс профилактических мер, используемых педагогами, родителями и самими детьми.
Социальная работа с сексуальными меньшинствами Гомосексуальность — это исключительная или преимущественная направленность влечения на лиц своего пола, стремление к эмоциональной и телесной близости с ними. Гомосексуализм может быть мужским (педерастия) и женским (лесбианизм), активным ("мужское" поведение и обращение с партнером как с женщиной) и пассивным ("женское" поведение и обращение с партнером как с мужчиной).
Если гомосексуальный контакт возникает в результате невозможности общения с противоположным полом (тюрьма, армия, однополый изолированный коллектив) или связан с психическим заболеванием, гомосексуальностью это не является. Выделяют транзиторный подростковый гомосексуализм — нарушение сексуальности, при котором влечение направлено на лиц своего пола. У подростков такое поведение является результатом слабой дифференцированности сексуального влечения или невозможности удовлетворения последнего естественным путем. С возрастом это искажение сексуальности проходит. Известно, что до 30% мужчин и до 20% женщин когда-либо в жизни имели сексуальный контакт с лицом своего пола, однако направленность их влечения от этого не изменилась.
Долгие годы в нашей стране существовал негласный запрет на научные исследования гомосексуального влечения, литература на эту тему объявлялась порнографической или идеологически вредной, в советском обществе сексуальные связи между мужчинами влекли уголовное наказание. В 1993 г. в России эта статья уголовного кодекса была отменена.
Распространенность гомосексуальности в различных странах мира есть величина постоянная: 3—4% среди мужчин и 1—2% среди женщин. Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности .
В мире ведется борьба за признание прав "сексуальных меньшинств" на открытые, не осуждаемые обществом интимные связи подобного вида. Специальные тестовые исследования не обнаруживают в личности гомосексуалистов каких-либо существенных отличий от других людей, большинство из них достаточно хорошо социально адаптированы. И, тем не менее, многие из них нуждаются в психологической поддержке, консультациях специалистов.
Обнаружение у себя подростком, молодым человеком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств.
У человека, принимающего свою гомосексуальную идентичность в той или иной форме, но скрывающего это от других, нарушается равновесие между сексуальными и несексуальными аспектами жизни. Сфера сексуальных интересов занимает несоразмерно высокое место в иерархии ценностей личности. Многократные переживания по поводу своей внешности, поступков, действий и отношений других, степени привлекательности сочетаются с навязчивыми мыслями нахождения сексуального партнера. В новых беспорядочных и частых сексуальных контактах ищется возможность самоутверждения, подтверждения своей желанности и бегства от мнимого или реального одиночества, что, однако, только усиливает ощущение тупиковой ситуации.
Количество самоубийств среди 16—18-летних гомосексуалистов в 5—7 раз выше, чем количество самоубийств среди гетеросексуальных лиц.
Стереотип гетеросексуальной семьи и характер разделения в ней ролей препятствуют формированию устойчивых партнерских отношений среди гомосексуальных пар, ведут к неизбежным конфликтам. Люди среднего и старшего возраста, не сформировавшие партнерские отношения, утратившие привлекательность и не обретшие душевного спокойствия, острее ощущают одиночество и ненужность, часто вовлекают в сексуальные отношения подростков и молодых людей или находят выход из сложившейся ситуации в приеме больших доз лекарств, алкоголя, наркотиков, часты среди них случаи самоубийства.
К группе сексуальных меньшинств наряду с гомосексуальными лицами традиционно относят и транссексуалов — людей, ощущающих себя представителями противоположного пола и стремящихся изменить свой пол. Эти люди отвергают свою телесную оболочку, страдают от того, что окружающие обращаются с ними, например, как с мужчинами, в то время как они чувствуют себя женщинами. По мировой статистике транссексуалов 1:100 000 среди мужчин и 1:300 000 среди женщин. В настоящее время таким людям предоставлена возможность пройти обследование, сделать операцию и получить паспорт с новым именем. Существуют семьи, где один из супругов сменил пол. Исследования показывают, что большинство транссексуалов негативно относятся к лицам с гомосексуальным влечением и не считают себя таковыми.
Одной из проблем для сексуальных меньшинств является гомофобия — враждебность по отношению к гомоэротическим чувствам и желаниям, к людям с гомосексуальным влечением или страх перед ними. Гомофобия проявляется в различных формах: игнорирование и отрицание самой проблемы, различные формы притеснения, предубеждения — все это ведет к открытому осуждению однополого стиля жизни, отсутствию защиты, разного рода дискриминаций в работе, прописке, возможности совместного проживания, праве наследования, возможности воспитания детей.
Часто дети и подростки бывают втянуты в гомосексуальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что во всех странах мира сурово карается законом.
Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных молодых людей, не умеющих наладить сексуальные отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.
Благодаря высокой активности сексуальных меньшинств, в настоящее время происходит поступательное развитие гомосексуальной субкультуры. Регулярными стали гомосексуальные дискотеки, выставки, концерты, фестивали. Открыты Фонд помощи сексуальным меньшинствам, телефоны доверия, оказывается психологическая и психотерапевтическая помощь. Постоянным направлением деятельности является профилактика СПИДа, оказание помощи вирусоносителям и больным, нуждающимся, пострадавшим от репрессий. Социальному работнику необходимо формировать у сексуальных меньшинств высокий уровень самосознания, предполагающий самоуважение, ответственность за себя и свои действия, потребность отстаивать свои права, взгляды, образ жизни; стараться закладывать в общественном отношении к гомосексуализму адекватную реакцию.
Социальная работа и проституция
Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Высокая разница в среднем заработке занимающихся проституцией и занятого населения в пользу первых является мощным стимулом в ее вовлечение.
В настоящее время в России созданы специализированные подразделения для контроля за проституцией и порнографией в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются.
Занятие проституцией, в соответствии с действующим в России законодательством, является административно- и уголовно-правовым нарушением, предусматривающим соответствующую ответственность за занятие ею, за содержание притонов, за сводничество в корыстных целях, за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией.
Выделяют несколько форм проституции: "гостиничная" проституция — организованная форма сексуальной коммерции, контролируемая различными преступными группировками; "частная" проституция — организованная многочисленными "агентствами" по предоставлению специальных услуг (клубы, сауны, салоны, массажные и косметические кабинеты, центры и бюро знакомств и т. д.), широко рекламируемая в газетах; "квартирная" проституция — скрытно организуемая одной или несколькими проститутками собственная сеть клиентов; "уличная" проституция; "вокзальная" проституция; "обломная" проституция — подбор клиентов в ресторанах, барах, кафе с предварительной оплатой и заранее обдуманным планом избавления от них (проститутки-"кидалы"); "несовершеннолетняя" проституция; "зарубежная" проституция — продажа мафиозными структурами начинающих, неопытных, с низким социальным статусом девушек, юношей и детей за границу.
Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к "красивой жизни", далее следуют причины общесоциального характера, невысокий уровень культуры, в том числе — сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.
Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимаю-
щихся проституцией, развеять миф об их "красивой жизни", ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию.
Социальная работа с одаренными детьми
Умение социального работника открыть и поддержать талант человека в значительной мере способствует его успеху в жизни, а для "трудного" ребенка существенно облегчает решение задачи психокоррекции отклоняющегося поведения.
В зарубежных работах под одаренностью понимается высокая степень способностей в ряде областей: академической, художественной, в общении (лидерстве) или психомоторике.
В связи с необходимостью каждого завоевать свое место в жизни и возникающей на этой основе конкуренцией многие с опаской и завистью относятся к активному и успешному продвижению одаренного человека. По этой же причине одаренные дети часто сталкиваются с недоброжелательством и даже преследованиями со стороны одноклассников. Решение конфликта во многом зависит от педагога: если он высоко ценит личную инициативу и творчество учащихся, говорит о наличии и необходимости развития способностей каждого, то это заметно активизирует класс и изменяет к лучшему положение одаренного ученика.
Нередко одаренный ребенок попадает в категорию "трудных" школьников из-за неправильного отношения к нему педагогов. Одним педагогам способный ученик бывает неприятен из-за его активности, которую они квалифицируют как беспардонность, зазнайство, нахальство, настырность, недисциплинированность. Другие учителя видят в стремлении одаренных учеников высказать собственное мнение, что-то доказать и уточнить проявление неуважения к авторитету и знаниям педагога, желание показать его некомпетентность. Наконец, недостаточно подготовленные учителя считают способного ученика глупым или странным, при случае с удовольствием критикуя его за "завиральные" идеи.
М. Карне формулирует требования к учителю, работающему с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; знать психологию одаренных детей; иметь опыт работы в школе, высокий уровень интел-
лекта, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость, пройти специальную подготовку по работе с такими детьми.
М. Карне, С. Линнемайер, Ц. Дентон-Айд рекомендуют учителям следующие общие способы стимуляции творческой активности: обеспечение доброжелательности со стороны учителя; обогащение окружающей среды новыми предметами-стимулами для развития интеллекта и любознательности; поощрение оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление возможностей детям для активного задавания вопросов.
У одаренного ребенка нередко возникают трудности с родителями, большинство которых ничего не знает о психологии своих детей. Одних родителей раздражает повышенная познавательная активность своего одаренного ребенка, его стремление все разбирать и исследовать, задавать много разнообразных вопросов, порой увлекаться одними учебными предметами в ущерб другим. Других родителей не устраивает сосредоточенность ребенка на чтении. Они его считают "книжным червем". Третьи, напротив, чрезвычайно балуют школьника, освобождая его от всяких обязанностей по дому, захваливая и превознося на незаслуженную высоту. Родителям следует помнить, что в одаренных детях больше сходства, чем различия с окружающими людьми. Поэтому надо позаботиться об общем развитии их личности и нравственном воспитании. В то же время надо уважать в ребенке индивиду-
Вне рассмотрения данного занятия остались такие "группы риска", как: дети-сироты, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые люди, умственно отсталые люди, преступники, СПИД-больные, жертвы экологических и социальных катастроф, освобожденные из мест заключения, профессиональные нищие и некоторые другие.
Подготовка самостоятельных докладов учащихся позволит восполнить этот пробел.
альность, не проецировать на него собственные интересы и увлечения. Иначе можно существенно затруднить развитие его способностей. Рекомендуется оценивать уровень развития ребенка и своевременно улавливать его изменения.
В решении проблем одаренного ребенка многое зависит от умения родителей наладить взаимодействие со школой. В настоящее время в России для одаренных детей созданы специальные образовательные учреждения, многие учреждения дополнительного образования детей открыли группы для их обучения. Социальному работнику необходимо с помощью биографического метода изучения одаренных школьников, стандартизированных методов измерения интеллекта, тестов достижений, тестов оценки социального развития и других методик выявлять индивидуальность ребенка с раннего возраста и программировать его успехи.
Вопросы для самоконтроля
Какие группы людей относят к "группам риска"? Укажите основные причины появления "групп риска".
Какие особенности личности человека из "группы риска" следует учитывать в первую очередь при индивидуальной социальной работе?
Как избежать или устранить отрицательные влияния на детей неблагополучной семьи?
Отчего возникает негативное отношение ученика к школе? Каковы основные принципы и методы перевоспитания "трудных" школьников в коллективе сверстников? Как должен формироваться этот коллектив?
Почему совершаются побеги школьников из семьи? Как бороться с этим явлением?
Укажите причины употребления спиртных напитков и наркотиков подростками, старшеклассниками и взрослыми людьми. Каковы меры предупреждения и искоренения этого отрицательного явления?
В чем проявляется агрессивность подростков и старшеклассников? Каковы методы воспитательного воздействия на таких школьников?
Ситуации
Каким образом в социальных службах организована работа с жертвами сексуального насилия? В помощи каких специалистов они нуждаются? Каким правилам безопасности необходимо обучать детей и подростков в семье и школе, чтобы предотвратить подобные ситуации?
Ольга П.: "Однажды возвращалась домой поздно вечером. И на пустыре набросился на меня какой-то тип. Все было очень неожиданно, так быстро. Через секунду я оказалась с ним в каких-то кустах. Сзади — стена нежилой развалюхи, впереди — он. "Раздевайся,— говорит, — быстренько, не то хуже будет!" Я притворилась, что и сама не против, начинаю, не торопясь, раздеваться, а он стоит, смотрит и достает из сумки какое-то странное железное приспособление с шипами. Но я со всей силой пнула его между ног каблуком. Вырвалась из злополучных кустов и рванула домой, не думая, что бегу по улице полуголая. После была страшная истерика. Теперь обхожу пустыри стороной, учусь быстро бегать, а в кармане всегда держу газовый баллончик" .
Наташа Б.: "Я тогда училась в шестом классе. У нас в школе был какой-то праздник, и я часов в пять вечера возвращалась домой. Такая нарядная, радостная, так было на душе хорошо. Все произошло банально, как в плохом кино. За мной в подъезд вошел парень. До сих пор помню его широкое лицо, заросшее щетиной. Хочу забыть и вот не могу. Сел со мной в лифт. Я еще подумала: с незнакомцем лучше бы вместе не ехать. Но настроение у меня было настолько радужное, что я решила: "Хороший парень, и ничего он плохого мне не сделает, мир прекрасен". Он очень приветливо спросил, какой мне этаж. Но не успели мы никуда доехать, как он нажал на "стоп". Спросил, нет ли у меня 50 копеек. У меня в эту же секунду внутри все оборвалось, как в кошмарном сне. Денег у меня не было. Я так ему и сказала. Он сделал вид, что не поверил. И стал по моей юбке руками шарить: "Где у тебя карманы?" (А самого трясет.) Я шарахнулась в сторону • Попыталась что-то крикнуть, но у меня горло сжалось. А он мне нож тычет: "Смотри, не вздумай орать!"
И нож ко мне приближает. В этот момент кто-то вызвал лифт. Он тогда резко переменился, его лицо исказила такая гримаса, какую я только в мультфильмах у злодеев видела. Остановил лифт, раздвинул двери, спрятал нож и сбежал. Я билась в истерике, никому ничего не могла сказать".
В Сыктывкаре задержан девятиклассник, пытавшийся склонить 13-летнего мальчика к развратным действиям. Как сообщили в УВД города, внимание патруля привлек полураздетый подросток, выпрыгнувший из окна строящегося здания на козырек подъезда. Ребенок рассказал, что его вместе с другом остановил на улице парень с собакой и пообещал заплатить 40 рублей за помощь в поиске пса, якобы у него украденного. Когда ребята подошли к возводящемуся дому, незнакомец оставил одного из приятелей на улице, а со вторым поднялся на четвертый этаж и заставил раздеваться, угрожая спустить овчарку. Несчастный начал снимать одежду, но успел позвать на помощь. Крик услышал его товарищ, и, пока насильник с ним объяснялся, первый мальчик успел убежать. Следует добавить, что арестованный подросток признался в совершении развратных действий в отношении еще одного ребенка. Тогда злодея не нашли.
Практическое задание
Проведение тестовой методики "Нарисуй свою семью (коллектив) " с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Тестовая методика "Нарисуй свою семью (коллектив)" представляет собой процедуру, отражающую переживания и восприятие ребенком своего места в семье, группе, его отношения к семье, коллективу в целом и отдельным его членам. Данная методика позволяет избежать ряд проблем и затруднений, возникающих при тестировании: графическая деятельность (рисование) для ребенка естественна, она близка и приятна и не требует от него предпринимать исключительных волевых и интеллектуальных усилий, носит игровой характер и не вызывает тревожных переживаний.
Инструкция
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата, набор цветных карандашей, резинка. Годится я обычная писчая бумага, но предпочтительно — плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаши — обязательно мягкие, лучше марки М и 2 М; допустимо использование неизношенных цветных фломастеров.
Ребенка просят "как можно лучше" нарисовать свою семью (коллектив, группу, класс и т. д.— произносится принятое название исследуемого микросоциума ребенка). Ни в коем случае нельзя объяснять, что означает слово "семья (коллектив)", так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, следует просто повторить инструкцию. В случае отказа надо постараться заинтересовать ребенка предстоящим делом (избегая обсуждения технических деталей). Важно ненавязчиво подчеркнуть, что вы не намерены оценивать творчество ребенка, сравнивать его рисунок с другими. По ходу рисования комментарии не допускаются. Время выполнения задания не ограничивается (как правило, оно не превышает получаса). При выполнении задания следует отмечать: последовательность рисования, паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием (фиксируется на отдельном листе, прикрепляемом к рисунку). В случае незавершения рисунка надо подбодрить его, похвалить (не допуская при этом упоминания конкретных деталей рисунка). Если же вам рисунок кажется незавершенным, но ребенок не демонстрирует явного отказа, а по всей видимости считает работу законченной, нельзя требовать, чтобы изображение было дополнено. Как показывает практика, если поинтересоваться, почему отсутствуют те или иные детали, или тем более — посоветовать внести еще некоторые дополнения, ребенок охотно "усовершенствует" изображение, что есть прямое искажение результата.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения. Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2.Где они находятся? З.Что они делают?
Кто это придумал? 4.Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6.Кто из них самый несчастный? Почему? (фиксируются на отдельном листе, прикрепляемом к рисунку). Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок свойственен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе следует попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, коллектива; почему ребенок нарисовал кого-нибудь из членов семьи, коллектива (если это произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка. При этом по возможности надо избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу и защитные реакции.
Тестирование —предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников — исключительно индивидуальное.
Интерпретация тестовой методики "Нарисуй свой коллектив"
Три части:
1. Структура рисунка.
2. Особенности графической презентации членов коллектива.
3. Анализ процесса рисования.
Ребенок, испытывающий эмоциональное благополучие в семье (коллективе), будет рисовать полный состав коллектива. Искажение реального состава коллектива заслуживает пристального внимания, так как за этим стоят эмоциональный конфликт, недовольство имеющейся ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с коллективом люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей довольно редко. За такими реакциями чаще . всего кроются: а) травматические переживания, связанные с коллективом; б) чувство отверженности, покинутости; в) аутизм; г) высокий уровень тревожности; д) плохой контакт с исследуемым ребенком.
В практической работе чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети "забывают" нарисовать тех членов коллектива, которые для них менее эмоци-
онально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных реакций, связанных с определенными людьми.
В некоторых случаях вместо реальных членов коллектива ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо коллектива рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав коллектива, что свидетельствует об отсутствии чувства общности.
Информативным является увеличение состава коллектива. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями.
Дополнительно к родителям, педагогам (или вместо них) нарисованные, не связанные с коллективом взрослые, указывают на восприятие неинтегративнос-ти группы, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах.
Расположение членов коллектива на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений внутри его. Сплоченность коллектива, рисование всех членов с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, включенности в коллектив. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов коллектива) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Группировка членов коллектива в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры, коалиции.
Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам коллектива. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его графической презентации.
О восприятии ролей членов коллектива можно судить на основе сравнения величин фигур, поскольку для ребенка величина фигуры выступает средством выражения значимости.
Интерпретация процесса рисования как правило довольно субъективна и в основном опирается на практический опыт специалиста, проводящего тестирование.
Предупреждение: использование данного метода и описанной интерпретации результатов позволяет лишь с известной долей вероятности оценить некоторые тенденции личности и межличностных отношений, но не может выступать исключительным средством психологического диагноза.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.