Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение "Социальная помощь семье"

Учащиеся разбиваются на группы по 4 — 5 чело­век. Каждая группа придумывает (или использует ре­альную) семейную ситуацию, которая требует помощи социального работника. Эта ситуация подробно описы­вается для соседней группы. Таким образом ситуации "передаются" по кругу. Через 10 — 15 минут каждая

группа должна предложить конкретную программу социальной работы с данной семьей. После описания такой программы другие группы вправе задать по од­ному уточняющему вопросу выступающей команде.

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994. '

Государственная система социальной помощи семье и детям: официальные документы и материалы.— М., 1991.— Вып.1.

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: Теория и практика.— М.— Вологда: Русь, 1997.

Методология и технология комплексного социально-педа­гогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

О социально-педагогической работе с детьми: Методи­ческое письмо.— М.: Изд-во Минобразования России, 1995.

Семья в России: Научный общественно-политический журнал НИИ семьи Минсоцзащиты России.— 1995 — 1997.

Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992-—1998.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1—2.

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро- '

вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993.

Торохтий B . C . Психология социальной работы с семьей.— М: Изд-во ЦСП РАО, 1996.

Шуман СТ., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины и пути устранения.— Брест: Лаборатория практической пси­хологии и педагогики, 1992.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта).— Соликамск: Соликамская типография, 1996.

ЗАНЯТИЕ 37

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С " ГРУППАМИ РИСКА "

"Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку".

Вильгельм фон Гумбольдт

"Единственным дефицитом в нашем мире изобилия становится дефицит человеческо­го участия".

Хелен Хейз

"Группы риска" — это категории людей, чье соци­альное положение по тем или иным критериям не име­ет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жиз­ни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального обли­ка, биологической гибели. К "группе риска" относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожи­лые, одинокие, престарелые люди и умственно отста­лые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкого­лики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испыты­вающих затруднения в общении и становящихся "труд­ными" для других.

Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов :оциальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизован­ности общества.

Социальная защита этой категории населения осу­ществляется по следующим основным направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь.

Социальная работа с инвалидами

Главным результатом социальной работы с инвали­дами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под соци­альными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обуче­ние, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться соци­альным умениям при минимальном формальном обуче­нии, инвалиды нуждаются в тщательном и системати­ческом обучении этим навыкам. Главная цель — с детства научить инвалида двигательным и социальным навы­кам, основам грамоты и счета (например, одевание, умы­вание, умение пользоваться столовыми приборами, об­ращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т. д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возмож­ность в рамках медико-социальной реабилитации изу­чать академические дисциплины и готовиться к трудо­вой жизни.

Социальная работа с инвалидами и их реабилита­ция приобретают в социальной политике весомое зна­чение. В настоящее время организованы дневные ста­ционары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходи­мые условия для досуга.

Социальные службы, организующие и осуществ­ляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитацион­ных мероприятий; непрерывность и этапность их про­ведения; комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагоги­ческого, психологического, профессионального, соци­ально-бытового, технического аспектов; индивиду­альный подход к определению объема, характера и

направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях спе­циалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, тру-дотерапевтов, техников по протезированию, специа­листов по профессиональному обучению и др.), а так­же необходимого оснащения и оборудования.

В целях профессионального обучения и переобу­чения в различных регионах организованы специаль­ные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров ре­абилитации. Для трудоустройства используются специ­альные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.

Важнейшую роль в медико-социальной реабилита­ции играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулатор-но-санаторных условиях, но и по месту жительства —j оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много слож-. ных проблем, в том числе медицинских, экономичес­ких, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установ­лении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессио­нальных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формиро­вание специфического уклада жизни семьи) и др.

Социальная работа с беженцами

После распада Союза ССР, суверенизации регио­нов, образования и укрепления новых государств воз­росла миграционная мобильность населения.

Начиная с 1989 г. в миграционном движении стала заметно выделяться категория "беженцы", и соответ­ственно обозначился ряд социальных проблем "груп­пы риска"такого характера.

Ухудшение материального положения, смена мес­та жительства, эколого-климатические изменения, не­обустроенность в жилищном и социальном плане ве-Дет к повышенным показателям нарушения состояния здоровья у вынужденных переселенцев.

Большая часть беженцев — это семейные люди (например, в Москве — около 54,3%, в Ставропольском крае — около 73,6%). Пытаясь решить жизненно важ­ные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значе-ниятой психологической травме, которую переживает их ребенок. В тех ситуациях, когда дети теряют родите­лей, одного или обоих, это не может не привести к се­рьезным социальным последствиям.

Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская помощь. Спе­циалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают психологические последствия таких кате­горий, как "травма", "утрата", "жестокое лишение". Такие стрессовые ситуации негативно влияют на со­стояние здоровья беженцев, вызывая серьезные по­следствия на долгие годы. Главная задача социальной работы с беженцами — развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности.

Дети беженцев часто получают психические трав­мы, будучи свидетелями убийства своих родителей. Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрес­совых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные сред­ства для своего спасения.

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуаци­ях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школь­ного возраста, пережив стрессовые ситуации, стано­вятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пере­житого у них резко падает успеваемость в школе.

Категория "утрата" является определяющей харак­терной чертой статуса беженца. При этом дети лиша­ются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большин­ства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, ко­торые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способно-

стей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Дети беженцев испытывают также жестокие лише­ния из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицин­ского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ве­дет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых соци­альных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого мо­жет вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сде­лать ребенка преступником или толкнуть его на само­убийство.

Положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Например, незна­ние языка и культуры страны нового поселения приво­дит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряют проблемы пребывания в школе.

Одна из мер профилактики "трудности" бежен­цев — заблаговременный отбор регионов возможно­го расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жи­лье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т. д.).

Социальная работа с жертвами насилия

Постоянно меняющаяся ситуация развития обще­ства рождает проблемы насилия.

Выделяются следующие социальные формы на­силия.

1 ■ Физическое, включая телесное повреждение.

2. Эмоциональное или психическое: в виде словес­ных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации.

3.           Сексуальное, осуществляемое как внутри груп­пы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов.

4.        Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

Определяющее место среди мер социальной защи­ты занимает социальный контроль по сдерживанию и преодолению проявления агрессии и насилия.

Насилию подвержены любые категории населения: дети, молодежь, женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Продолжа­ется рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В 1995 г. их число возросло по сравнению с 1990 г. в 3 раза.

По данным исследований, проведенных в США и Великобритании, различным сексуальным оскорблени­ям подвергались в детстве от 20 до 30% взрослых жен­щин и 10% мужчин. Их наносили в основном кто-ни­будь из родственников или знакомых. Лишь в 25% случаев сексуальную травму вызывали действия незна­комых людей. 90% насилий такого рода совершали муж­чины. Девочки в 3 раза чаще становятся жертвами насилия, чем мальчики. Однако насилие над последни­ми принимает более отягощенные формы. Случаи сек­суального насилия выявлены во всех социальных сло­ях общества. Однако в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные.

Подвергшийся насилию ребенок обычно находит­ся в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуж­дается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье.

Педагогам следует оградить пострадавшего от из­лишнего любопытства класса или насмешливого отно­шения. В случаях назойливого и нетактичного вмеша­тельства окружающих лучший выход — сменить школу или даже место жительства. Многие родители скрыва­ют факт насилия над своим ребенком. Но действия насильника в дальнейшем непредсказуемы и могут

перенестись на других детей. Поэтому следует немед­ленно и решительно предпринять ответные защитные меры, вплоть до обращения в милицию и суд.

Уменьшению вероятности сексуальных проступ­ков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей. В.Е. Каган советует разъяснять детям простые истины: люди бы­вают разные, у некоторых на уме дурное; бояться всех людей ни к чему, но не надо идти туда, где тебя никто не сможет защитить при необходимости, не следует брать от чужих сладости и подарки, уходить с ними погулять или покататься и т. д.

В России для жертв насилия создаются социальные гостиницы и кризисные центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего наси­лия; работают телефоны доверия, отделения психоло­гической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

Социальная работа с бездомными

В "Словаре русского языка" СИ. Ожегова бездом­ный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта".

Бездомность как социальное явление присуще че­ловечеству на всем протяжении его существования. Как правило, ее обострение или "взрыв" приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, эколо­гических локальных катастроф, землетрясений, навод­нений, различных кризисных процессов и т. д.

Для России причинами, усугубляющими возник­новение проблемы бездомности, в настоящее время являются:

—              отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;

—    безработица, обусловливающая нехватку средств ДЛЯ оплаты жилья;

—   низкие доходы многих семей и отдельных граждан;

—         социальное нездоровье общества (доля душев­нобольных, лиц с отклоняющимся поведением, нарко­манов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).

Факторами роста численности бездомных в Россий­ской Федерации и в целом в СНГ являются: распад

СССР; нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств; межнациональные и межэт­нические конфликты; последствия рыночной экономи­ки; регламентация прописки.

Основные категории, составляющие характеристи­ку бездомных: бывшие осужденные, утратившие соци­альные связи; укрывающиеся от официальных органов или частных лиц; жители чердаков и подвалов; обитате­ли общежитий, ночлежек, домов, предназначенных под снос; кочующие цыгане; иностранцы, обучавшиеся или работавшие по контракту в России; безнадзорные дети; оставшиеся "наулице" инвалиды, алкоголики, наркома­ны. Но особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменив­шие место дислокации части; мигранты.

Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны." открыты дома ночного пребывания, ноч­лежки; для бомжей и бродяг организуются "телефоны доверия"; работают приюты, столовые и душевые с пра­чечными; социальные центры и т. д. В 1992 г. создан Российский фонд помощи беженцам "Соотечественни­ки" , отделения фонда существуют в 20 регионах России. Есть примеры создания жилищно-строительных това­риществ и ассоциаций фермерских хозяйств, которые осуществляют комплексную помощь переселенцам.

В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почув­ствовать человеческое отношение. Предложение эле­ментарных услуг (ночлег, питание, медицинская по­мощь) не должно вызывать чувство обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на по­ложительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты. Правда, одного милосердия здесь явно недостаточно — пожа­луй, это тот случай, когда реальное решение вопроса полностью зависит от финансов. Для решения жилищ­ной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной систе­мы оплаты квартир, расширения ЖСК, материально­го содействия индивидуальному жилищному строи­тельству.

Социальная работа с детьми отклоняющегося по­ведения

Правильнее говорить об "отклоняющемся от нор­мы поведении".

Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными ме­тодиками. Однако не все параметры отклоняющего­ся поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблю­дение.

Отклоняющимся (асоциальным, девиантным) назы­вают поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:

—    корыстной ориентации (правонарушения и про­ступки, связанные со стремлением получить матери­альную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.);

—     агрессивной ориентации (действия, направлен­ные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство);

—      социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид).

Отклоняющееся (девиантное) поведение можно разделить на два уровня: докриминогенный (делинк-вентный), когда человек не стал субъектом преступле­ния, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек стано­вится субъектом преступлений, которые рассматри­ваются следственными и судебными органами и пред­ставляют серьезную общественную опасность.

Основные нарушения поведения в подростковом возрасте можно классифицировать следующим обра­зом: 1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней); 2) побеги из дому; 3) воровство; 4) ограбления (с приме­нением угрозы или силы); 5) участие в драках; 6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными Учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т. д.); 7) приобщение к ал-

коголю, наркотикам, снотворным и транквилизирую­щим средствам, курение (симуляция, игра с сигаре­той, способ расслабления, поддержка имиджа, привыч­ка; 8) девиации сексуального поведения (мастурбация, петинг, ранняя половая жизнь и др.); 9) суицидное по­ведение; 10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.); 11) навязчивые тики, дей­ствия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, ох­раняющие от неудач, навязчивые мысли и т. д.); 12) сквернословие; 13) черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к "активис­там", увлечение азартными играми, ношение холодно­го оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; спе­цифические детали одежды и др.).

В обществе появилась значительная по своим мас­штабам категория детей, которые до последнего време­ни пребывают как бы в статусе "ничьих". Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабили­тации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, нередко голо­дают, имеют аномалии в развитии.

Особенно важна проблема злоупотребления не­которыми школьниками спиртными напитками и нар­котиками. Причины: 1) любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) —для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкого­ля для человеческого организма, особенно детского; 2) вхождение в молодежную группу, целью деятель­ности которой является добывание и совместное рас­питие спиртных напитков и употребление наркоти­ков — в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллек­тивной деятельности и развлечений, неуверенные в

себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьни­ков от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и са­моутверждались.

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхож­дением некоторых школьников в криминальные груп­пы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики — основа всех развле­чений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подрост­ки. Делается это из чувства солидарности. Опьяне­ние таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и само­стоятельного человека. Этим учащимся важно рас­крыть подлинно ценные качества современного че­ловека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоут­верждаясь в полезном деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует нала­дить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по вос­становлению у них подлинных нравственных устано­вок и ценностей.

В подростковом возрасте отмечаются случаи хрони­ческого алкоголизма. Социальному работнику важно знать, что обществом предусмотрены определенные пра­вовые меры против спаивания подростков. Так, запре­щены продажа им и распитие спиртных напитков. По­явление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ве-Дет к административной ответственности, а это же вли­яние при служебной зависимости или при совершении преступления — к уголовному наказанию. Те же меры предусмотрены при систематическом спаивании подро­стка.

В любых случаях при борьбе со злоупотреблением молодежью спиртными напитками бывает недостаточ­но порицания или запрета, устранения вредных влия­нии со стороны, нужна большая работа по развитию нравственности учащихся, привитию им разнообраз­ных и широких интересов.

Противоправные действия детей до 14 лет не вле­кут за собой для них уголовную ответственность. Отве­чают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяж­кие преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по от­ношению к взрослым.

Для оказания помощи таким детям создаются спе­циализированные учреждения по социальной реаби­литации детей, утративших семейные связи, отказав­шихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся со­циально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения ро­дителей.

Социальная работа с беспризорными детьми Проблема беспризорных детей, как и в годы Граж­данской, Великой Отечественной войны и послевоен­ный период, возникла в последнее десятилетие. По некоторым данным, в современной России более двух миллионов беспризорников. Иногда к побегу из дома подростка толкает склонность к фантазии и стремле­ние получить сильные впечатления. Но в периоды со­циальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучие, уход детей из дома становится не та­ким уж редким явлением и имеет социально-экономи­ческие и социально-педагогические причины.

Дети до 7 лет практически не уходят из дому. В 7—9 лет это случается обычно из-за педагогической неком­петентности родителей, а также при стремлении неко­торых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10— 13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам.

Основными побудителями к бегству являются: при­надлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя . ведущих с окружающими людьми, и т. д.); безразличие I родителей к трудностям их детей в школе. Благоприят-

ный выход из таких ситуаций во многом бывает связан поМощью школьнику со стороны учителей и социаль­ного работника. Их долг, увидев неблагополучие в по­ведении ребенка, — глубоко разобраться во всем про­исходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объеди­нениях во дворе дома и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребенка и его семьи, решительно

их поддерживать-Побеги подростков из дому могут совершаться под

влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подро­стка, но и сделать для него привлекательным пребыва­ние в семье, ученическом коллективе общественной организации. Социальный работник может с помощью товарищей подростка по дворовой компании изучить район передвижения, установить связи с проживаю­щими там детьми-бродягами и т. д.

Подростки могут покинуть родной очаг и из-за из­лишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. В таких случаях подростком предварительно выбирает­ся и изучается маршрут побега, заготавливаются необ­ходимые вещи и некоторое количество продовольствия, происходит поиск попутчиков. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомон­ность вызывают негативные реакции со стороны взрос­лых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжниче­ство открывает полный простор для проявления их активности и инициативы. Для предотвращения побе­гов таких школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в ко­торой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.

Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обыч­но под влиянием более старших и опытных товарищей.

В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются veHaMH преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую прости­туцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения эпидемии СПИДа. Почти в каждом российском городе есть мафиозная структура, использующая беспризорных. Другая опасность — хулиган­ство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызван­ные необходимостью иметь кусок хлеба. Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения де­тей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.

Для детей-беспризорников организуются приемни­ки-распределители, одна из главных задач которых — предупреждение безнадзорности и противоправных действий среди детей. Приемник-распределитель при­нимает детей: подкинутых; заблудившихся; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; на­правляемых по решению комиссий по делам несовер­шеннолетних; нуждающихся в особых условиях воспи­тания; самовольно оставивших семью; самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов, специаль­ных школ и профессиональных училищ. Сроки содер­жания в приемнике-распределителе зависят от причин и обстоятельств помещения в приемник, но не превы­шают 60 суток. К сожалению, многие дети-беспризор­ники, оставшиеся без образования, профессиональной подготовки, собственного жилья, пройдя приемники-распределители и приюты, попадают в основном в след­ственные изоляторы и тюрьмы.

В России действуют десятки общественных орга­низаций и фондов, чья деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные социальные службы, службы социальной скорой помо­щи, приюты (приюты-пансионы для проживания до одного года с последующим возвращением в семью и приюты-общины длительного проживания для детей, чье пребывание в семье невозможно).

Главная задача социального работника — проникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным; необходимо удержать ребенка в семье, не дать ему уйти, потому что в тысячу раз дешевле не допустить миграцию детей на улицу, чем впоследствии искать их, лечить, реабилитировать и перевоспитывать.

 

При рассмотрении вопроса инновационных техно­логий социальной работы с детьми-сиротами, детьми из малообеспеченных и неполных семей, детьми-ин­валидами представляет интерес программа ДИМСИ "Диалог индивидуальностей", разработанная на основе американской программы "Большие Братья / Большие Сестры". Задачи программы — гармонизация социального поля ребенка; содействие семейному воспитанию; организация совместной деятельности ребенка и взрос­лого, нашедших друг друга с помощью социального работника; решение социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности. Программа пред­полагает заключение четырехстороннего типового договора между социальным работником (консультантом и контролером совместной деятельности младших и старших братьев и сестер), родителями (опекунами) ребенка, ребенком (младшим братом/сестрой) и во­лонтером (старшим братом/сестрой). В большинстве случаев волонтеры — это студенты вузов (не младше 18 лет), педагоги, молодые люди до 35 лет, не име­ющие собственных детей. Пары младший — старший общаются, помогают друг другу в решении проблем, совместно готовят домашние задания, посещают кон­церты, выставки, зрелищные мероприятия, занимаются спортом, организуют экскурсии в другие города. Одна из российских особенностей данной работы — совме­стные коллективные творческие дела сразу нескольких пар, использование исследовательских методик, обя­зательные обобщение и анализ проводимой работы с фиксацией их в социально-педагогических дневниках.  

 

 

Социальная работа с людьми суицидального поведения

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (отлат. sui — себя, caedere —убивать) —намеренное лишение себя жизни. Под самоубийством понимают­ся: 1) индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком; 2) относительно массовый добровольный уход из жизни некоторого ко­личества людей. В узком, медико-правовом смысле са­моубийство означает вид насильственной смерти с Указанием ее причины. В широком смысле суицид —  саморазрушительное поведение, к которому относятся пьянство, курение, потребление наркотиков, переедание (обжорство), альпинизм, мотогонки и т. п. Суицидальное поведение объединяет все проявления суицидной активности — мысли, намерения, выс­казывания, угрозы, попытки покушения. Оно имеет три основные разновидности и разделяется на:

—  демонстративное суицидальное поведение (те­атральное разыгрывание сцен с изображением попы­ток самоубийства безо всякого намерения действи­тельно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут). Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жа­лость, сочувствие, избавиться от грозящих неприят­ностей, наказать обидчика, обратив на него возмуще­ние окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома — родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов, при аресте — органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчи­ки — к изображению попыток самоповешения, поре­зов вен, отравления неядовитыми веществами;

—       аффективное суицидальное поведение — суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффек­та (сильного и относительно кратковременного эмо­ционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В ка­кой-то момент в этой ситуации обычно мелькает мысль о том, чтобы расстаться с жизнью, либо такая возмож­ность допускается. Однако и здесь чаще всего присут­ствует компонент демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аф­фективную демонстрацию, аффективную демонстра­цию с желанием "произвести впечатление", истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27% таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме — это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже — по­резы вен;

—        истинное суицидальное поведение — обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покон­чить с собой. В таких ситуациях поведение строится так,

чТобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных за­писках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или пред­назначены для того, чтобы избавить от обвинения близ­ких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47% таких попыток. Девочки чаще всего избирают отрав­ление, мальчики — самоповешение, реже отравление.

Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы, со­кращается в годы войн. Низкий уровень самоубийств отмечается в странах с сильным влиянием правосла­вия, которое считает самоубийство одним из главных человеческих грехов. Восточные религии, такие как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что призывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. Самый низ­кий процент самоубийств — в отсталых и развиваю­щихся странах, пик приходится на наиболее цивилизо­ванные и промышленно развитые страны, где поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты — достаточно частые явления. Низкий социальный ста­тус или его резкое снижение в таких странах часто служат толчком к самоубийствам.

В последнее время в России увеличилась доля са­моубийств среди молодежи; возрастная планка само­убийств снижается, и сегодня уже говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями, на втором — трудности со школой, на третьем — проблема взаимоотношений с друзьями.

Самоубийство подростка — способ оказать влия­ние на других людей: продемонстрировать свое состояние; избавление от плохого обращения; демонстрация любви; оказание влияния на другого; призыв к помощи. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последне­му аргументу в споре со взрослыми — к такому аргументу, который, по его мнению, не может быть не услы­шан. Не вполне ощущая непреодолимость границы между жизнью и смертью, ребенок нередко представ­ляет себе смерть как некое состояние, имеющее начало и конец. Совершенно искренне желая умереть в невы­носимой для него ситуации, он в действительности "предполагает жить". Здесь нет холодного расчета и попытки шантажа, нередких у взрослых, — но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии (Н. Фарбероу).

Влияет на генезис суицидального поведения семей­ное положение: одиночество, особенно в старости, спо­собствует принятию трагического решения; семейные конфликты также служат суицидальным фактором. Имеется устойчивая сезонная закономерность: макси­мум самоубийств приходится на весенне-летний сезон (март—июль), минимум—в осенне-зимний (сентябрь — декабрь). Уровень суицидальных попыток в 5—10 раз выше уровня завершенных самоубийств.

Для людей с суицидальным поведением организо­ваны суицидологические службы, службы социально-психологической помощи, телефоны доверия, функци­онируют благотворительные общества. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание харак­тера, жизненного оптимизма, чувства жизнестойкости.

Социальная работа с больными алкоголизмом и нар­команией

Алкоголизм и наркомания порождают качествен­ные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, а также нарушают социаль­ное здоровье общества.

По оценке ВОЗ, употребление алкоголя является причиной третьей части общего числа смертей. От 25 до 30% разводов происходят из-за пьянства одного из супругов.

Наркотики — возможность выделиться или, на­оборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство. Бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными (а то и юридическими) последствия­ми — тоже гордость. Наркотики — одна из главных тем разговоров современной молодежи: "винтовые" постоянно говорят о "приходах", "хороших варщиках", "заморочках", "фуриках", "баянах"; героинщики — о "слезании", "ломках", "неграх", "шарах", "чеках"; ма-рихуанисты обсуждают возможные размеры папирос,

специальные приспособления, способы курения, цвет и качество "травки".

Большинство людей (от 50% до 70% по оценкам разных исследователей) хотя бы однажды в своей жиз­ни попробовали наркотики. В ряде случаев причина употребления — или любопытство, или желание полу­чить удовольствие (заглушить боль).

Вред наркотиков: "ломка" —последействие; ухуд­шение здоровья; снижение умственных способностей; попадание в "группу риска" заражения СПИДом; от­сутствие будущего.

Социальная работа предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии "алкоголик", "наркоман" и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения.

Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией в настоящее время создаются центры "Трезвость и семья", "Алкоголизму — нет", реабилитационные наркологические центры, разрабатываются различные методики, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа Ассоциа­ции учащейся молодежи Российского Союза молодежи "Спасибо, нет", включающая комплекс профилактичес­ких мер, используемых педагогами, родителями и са­мими детьми.

Социальная работа с сексуальными меньшинствами Гомосексуальность — это исключительная или преимущественная направленность влечения на лиц своего пола, стремление к эмоциональной и телесной близости с ними. Гомосексуализм может быть мужским (педерастия) и женским (лесбианизм), активным ("муж­ское" поведение и обращение с партнером как с жен­щиной) и пассивным ("женское" поведение и обраще­ние с партнером как с мужчиной).

Если гомосексуальный контакт возникает в результате невозможности общения с противоположным полом (тюрьма, армия, однополый изолированный коллектив) или связан с психическим заболеванием, гомосексуальностью это не является. Выделяют транзиторный подростковый гомосексуализм — нарушение сексуальности, при котором влечение направлено на лиц своего пола. У подростков такое поведение является результатом слабой дифференцированности сексуального влечения или невозможности удовлетворения последнего естественным путем. С возрастом это искажение сексуальности проходит. Известно, что до 30% мужчин и до 20% женщин когда-либо в жизни имели сексуальный контакт с лицом своего пола, однако направленность их влечения от этого не изменилась.

Долгие годы в нашей стране существовал негласный запрет на научные исследования гомосексуального влечения, литература на эту тему объявлялась порнографической или идеологически вредной, в советском обществе сексуальные связи между мужчинами влекли уголовное наказание. В 1993 г. в России эта статья уголовного кодекса была отменена.

Распространенность гомосексуальности в различных странах мира есть величина постоянная: 3—4% среди мужчин и 1—2% среди женщин. Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности .

В мире ведется борьба за признание прав "сексуальных меньшинств" на открытые, не осуждаемые об­ществом интимные связи подобного вида. Специальные тестовые исследования не обнаруживают в личности гомосексуалистов каких-либо существенных отличий от других людей, большинство из них достаточно хорошо социально адаптированы. И, тем не менее, многие из них нуждаются в психологической поддержке, консультациях специалистов.

Обнаружение у себя подростком, молодым человеком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств.

У человека, принимающего свою гомосексуальную идентичность в той или иной форме, но скрывающего это от других, нарушается равновесие между сексуаль­ными и несексуальными аспектами жизни. Сфера сек­суальных интересов занимает несоразмерно высокое место в иерархии ценностей личности. Многократные переживания по поводу своей внешности, поступков, действий и отношений других, степени привлекательности сочетаются с навязчивыми мыслями нахождения сексуального партнера. В новых беспорядочных и частых сексуальных контактах ищется возможность само­утверждения, подтверждения своей желанности и бег­ства от мнимого или реального одиночества, что, однако, только усиливает ощущение тупиковой ситуации.

Количество самоубийств среди 16—18-летних го­мосексуалистов в 5—7 раз выше, чем количество само­убийств среди гетеросексуальных лиц.

Стереотип гетеросексуальной семьи и характер разделения в ней ролей препятствуют формированию устойчивых партнерских отношений среди гомосексу­альных пар, ведут к неизбежным конфликтам. Люди среднего и старшего возраста, не сформировавшие партнерские отношения, утратившие привлекатель­ность и не обретшие душевного спокойствия, острее ощущают одиночество и ненужность, часто вовлекают в сексуальные отношения подростков и молодых лю­дей или находят выход из сложившейся ситуации в приеме больших доз лекарств, алкоголя, наркотиков, часты среди них случаи самоубийства.

К группе сексуальных меньшинств наряду с гомо­сексуальными лицами традиционно относят и транссексуалов — людей, ощущающих себя представителя­ми противоположного пола и стремящихся изменить свой пол. Эти люди отвергают свою телесную оболоч­ку, страдают от того, что окружающие обращаются с ними, например, как с мужчинами, в то время как они чувствуют себя женщинами. По мировой статистике транссексуалов 1:100 000 среди мужчин и 1:300 000 среди женщин. В настоящее время таким людям предо­ставлена возможность пройти обследование, сделать операцию и получить паспорт с новым именем. Существуют семьи, где один из супругов сменил пол. Иссле­дования показывают, что большинство транссексуалов негативно относятся к лицам с гомосексуальным вле­чением и не считают себя таковыми.

Одной из проблем для сексуальных меньшинств является гомофобия — враждебность по отношению к гомоэротическим чувствам и желаниям, к людям с гомосексуальным влечением или страх перед ними. Гомофобия проявляется в различных формах: игнорирование и отрицание самой проблемы, различные формы притеснения, предубеждения — все это ведет к открытому осуждению однополого стиля жизни, отсутствию защиты, разного рода дискриминаций в работе, прописке, возможности совместного проживания, праве наследования, возможности воспитания детей.

Часто дети и подростки бывают втянуты в гомосек­суальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершен­нолетних, что во всех странах мира сурово карается законом.

Круг совращающих и развращающих детей дей­ствий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуж­дение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных моло­дых людей, не умеющих наладить сексуальные отно­шения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

Благодаря высокой активности сексуальных мень­шинств, в настоящее время происходит поступательное развитие гомосексуальной субкультуры. Регулярными стали гомосексуальные дискотеки, выставки, концерты, фестивали. Открыты Фонд помощи сексуальным мень­шинствам, телефоны доверия, оказывается психологи­ческая и психотерапевтическая помощь. Постоянным направлением деятельности является профилактика СПИДа, оказание помощи вирусоносителям и больным, нуждающимся, пострадавшим от репрессий. Социаль­ному работнику необходимо формировать у сексуальных меньшинств высокий уровень самосознания, предпола­гающий самоуважение, ответственность за себя и свои действия, потребность отстаивать свои права, взгляды, образ жизни; стараться закладывать в общественном отношении к гомосексуализму адекватную реакцию.

Социальная работа и проституция

Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Высокая разница в среднем заработке занимающихся проституцией и занятого населения в пользу первых является мощным стимулом в ее вовлечение.

В настоящее время в России созданы специализированные подразделения для контроля за проституцией и порнографией в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связан­ную с проституцией, практически не применяются.

Занятие проституцией, в соответствии с действую­щим в России законодательством, является администра­тивно- и уголовно-правовым нарушением, предусматри­вающим соответствующую ответственность за занятие ею, за содержание притонов, за сводничество в корыс­тных целях, за вовлечение несовершеннолетних в заня­тие проституцией.

Выделяют несколько форм проституции: "гости­ничная" проституция — организованная форма сексу­альной коммерции, контролируемая различными пре­ступными группировками; "частная" проституция — организованная многочисленными "агентствами" по предоставлению специальных услуг (клубы, сауны, салоны, массажные и косметические кабинеты, центры и бюро знакомств и т. д.), широко рекламируемая в газетах; "квартирная" проституция — скрытно органи­зуемая одной или несколькими проститутками соб­ственная сеть клиентов; "уличная" проституция; "вок­зальная" проституция; "обломная" проституция — подбор клиентов в ресторанах, барах, кафе с предвари­тельной оплатой и заранее обдуманным планом избав­ления от них (проститутки-"кидалы"); "несовершенно­летняя" проституция; "зарубежная" проституция — продажа мафиозными структурами начинающих, нео­пытных, с низким социальным статусом девушек, юно­шей и детей за границу.

Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их жела­ние заработать, совмещенное со стремлением к "кра­сивой жизни", далее следуют причины общесоциаль­ного характера, невысокий уровень культуры, в том числе — сексуальной, распущенность и неблагополу­чие в семье.

Социальному работнику необходимо показать ре­альную негативную картину жизни людей, занимаю-

щихся проституцией, развеять миф об их "красивой жизни", ссылаясь на конкретные примеры, классичес­кую литературу и кинематографию.

Социальная работа с одаренными детьми

Умение социального работника открыть и поддер­жать талант человека в значительной мере способству­ет его успеху в жизни, а для "трудного" ребенка суще­ственно облегчает решение задачи психокоррекции отклоняющегося поведения.

В зарубежных работах под одаренностью понима­ется высокая степень способностей в ряде областей: академической, художественной, в общении (лидерстве) или психомоторике.

В связи с необходимостью каждого завоевать свое место в жизни и возникающей на этой основе конку­ренцией многие с опаской и завистью относятся к ак­тивному и успешному продвижению одаренного че­ловека. По этой же причине одаренные дети часто сталкиваются с недоброжелательством и даже пресле­дованиями со стороны одноклассников. Решение кон­фликта во многом зависит от педагога: если он высоко ценит личную инициативу и творчество учащихся, го­ворит о наличии и необходимости развития способно­стей каждого, то это заметно активизирует класс и из­меняет к лучшему положение одаренного ученика.

Нередко одаренный ребенок попадает в категорию "трудных" школьников из-за неправильного отношения к нему педагогов. Одним педагогам способный ученик бывает неприятен из-за его активности, которую они квалифицируют как беспардонность, зазнайство, на­хальство, настырность, недисциплинированность. Дру­гие учителя видят в стремлении одаренных учеников высказать собственное мнение, что-то доказать и уточ­нить проявление неуважения к авторитету и знаниям педагога, желание показать его некомпетентность. Наконец, недостаточно подготовленные учителя считают способного ученика глупым или странным, при случае с удовольствием критикуя его за "завиральные" идеи.

М. Карне формулирует требования к учителю, ра­ботающему с одаренными детьми: быть доброжелатель­ным и чутким; знать психологию одаренных детей; иметь опыт работы в школе, высокий уровень интел-

лекта, широкий круг интересов и умений, живой и ак­тивный характер, чувство юмора (без сарказма), твор­ческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость, пройти специальную подготовку по работе с такими детьми.

М. Карне, С. Линнемайер, Ц. Дентон-Айд рекомен­дуют учителям следующие общие способы стимуляции творческой активности: обеспечение доброжелательно­сти со стороны учителя; обогащение окружающей сре­ды новыми предметами-стимулами для развития интел­лекта и любознательности; поощрение оригинальных идей; обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование личного примера творческо­го подхода к решению проблем; предоставление воз­можностей детям для активного задавания вопросов.

У одаренного ребенка нередко возникают трудно­сти с родителями, большинство которых ничего не зна­ет о психологии своих детей. Одних родителей раздра­жает повышенная познавательная активность своего одаренного ребенка, его стремление все разбирать и исследовать, задавать много разнообразных вопросов, порой увлекаться одними учебными предметами в ущерб другим. Других родителей не устраивает сосре­доточенность ребенка на чтении. Они его считают "книжным червем". Третьи, напротив, чрезвычайно ба­луют школьника, освобождая его от всяких обязаннос­тей по дому, захваливая и превознося на незаслужен­ную высоту. Родителям следует помнить, что в одаренных детях больше сходства, чем различия с ок­ружающими людьми. Поэтому надо позаботиться об общем развитии их личности и нравственном воспита­нии. В то же время надо уважать в ребенке индивиду-

Вне рассмотрения данного занятия остались такие "группы риска", как: дети-сироты, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые люди, умственно отсталые люди, преступники, СПИД-больные, жертвы экологических и социальных катаст­роф, освобожденные из мест заключения, професси­ональные нищие и некоторые другие.

Подготовка самостоятельных докладов учащихся по­зволит восполнить этот пробел.

альность, не проецировать на него собственные инте­ресы и увлечения. Иначе можно существенно затруд­нить развитие его способностей. Рекомендуется оце­нивать уровень развития ребенка и своевременно улавливать его изменения.

В решении проблем одаренного ребенка многое зависит от умения родителей наладить взаимодей­ствие со школой. В настоящее время в России для ода­ренных детей созданы специальные образовательные учреждения, многие учреждения дополнительного образования детей открыли группы для их обучения. Социальному работнику необходимо с помощью био­графического метода изучения одаренных школьни­ков, стандартизированных методов измерения интел­лекта, тестов достижений, тестов оценки социального развития и других методик выявлять индивидуаль­ность ребенка с раннего возраста и программировать его успехи.

Вопросы для самоконтроля

Какие группы людей относят к "группам риска"? Укажите основные причины появления "групп риска".

Какие особенности личности человека из "группы риска" следует учитывать в первую очередь при инди­видуальной социальной работе?

Как избежать или устранить отрицательные влияния на детей неблагополучной семьи?

Отчего возникает негативное отношение ученика к школе? Каковы основные принципы и методы пере­воспитания "трудных" школьников в коллективе свер­стников? Как должен формироваться этот коллектив?

Почему совершаются побеги школьников из семьи? Как бороться с этим явлением?

Укажите причины употребления спиртных напитков и наркотиков подростками, старшеклассниками и взрос­лыми людьми. Каковы меры предупреждения и иско­ренения этого отрицательного явления?

В чем проявляется агрессивность подростков и стар­шеклассников? Каковы методы воспитательного воз­действия на таких школьников?

Ситуации

Каким образом в социальных службах организована работа с жертвами сексуального насилия? В помощи каких специалистов они нуждаются? Каким правилам безопасности необходимо обучать детей и подрост­ков в семье и школе, чтобы предотвратить подобные ситуации?

Ольга П.: "Однажды возвращалась домой поздно вечером. И на пустыре набросился на меня какой-то тип. Все было очень неожиданно, так быстро. Через секунду я оказалась с ним в каких-то кустах. Сзади — стена нежилой развалюхи, впереди — он. "Раздевай­ся,— говорит, — быстренько, не то хуже будет!" Я при­творилась, что и сама не против, начинаю, не торопясь, раздеваться, а он стоит, смотрит и достает из сумки какое-то странное железное приспособление с шипа­ми. Но я со всей силой пнула его между ног каблуком. Вырвалась из злополучных кустов и рванула домой, не думая, что бегу по улице полуголая. После была страш­ная истерика. Теперь обхожу пустыри стороной, учусь быстро бегать, а в кармане всегда держу газовый бал­лончик" .

Наташа Б.: "Я тогда училась в шестом классе. У нас в школе был какой-то праздник, и я часов в пять вечера возвращалась домой. Такая нарядная, радост­ная, так было на душе хорошо. Все произошло баналь­но, как в плохом кино. За мной в подъезд вошел па­рень. До сих пор помню его широкое лицо, заросшее щетиной. Хочу забыть и вот не могу. Сел со мной в лифт. Я еще подумала: с незнакомцем лучше бы вме­сте не ехать. Но настроение у меня было настолько радужное, что я решила: "Хороший парень, и ничего он плохого мне не сделает, мир прекрасен". Он очень приветливо спросил, какой мне этаж. Но не успели мы никуда доехать, как он нажал на "стоп". Спросил, нет ли у меня 50 копеек. У меня в эту же секунду внутри все оборвалось, как в кошмарном сне. Денег у меня не было. Я так ему и сказала. Он сделал вид, что не пове­рил. И стал по моей юбке руками шарить: "Где у тебя карманы?" (А самого трясет.) Я шарахнулась в сторо­ну • Попыталась что-то крикнуть, но у меня горло сжа­лось. А он мне нож тычет: "Смотри, не вздумай орать!"

И нож ко мне приближает. В этот момент кто-то выз­вал лифт. Он тогда резко переменился, его лицо иска­зила такая гримаса, какую я только в мультфильмах у злодеев видела. Остановил лифт, раздвинул двери, спрятал нож и сбежал. Я билась в истерике, никому ничего не могла сказать".

В Сыктывкаре задержан девятиклассник, пытав­шийся склонить 13-летнего мальчика к развратным действиям. Как сообщили в УВД города, внимание пат­руля привлек полураздетый подросток, выпрыгнувший из окна строящегося здания на козырек подъезда. Ре­бенок рассказал, что его вместе с другом остановил на улице парень с собакой и пообещал заплатить 40 руб­лей за помощь в поиске пса, якобы у него украденного. Когда ребята подошли к возводящемуся дому, незнако­мец оставил одного из приятелей на улице, а со вторым поднялся на четвертый этаж и заставил раздеваться, угрожая спустить овчарку. Несчастный начал снимать одежду, но успел позвать на помощь. Крик услышал его товарищ, и, пока насильник с ним объяснялся, первый мальчик успел убежать. Следует добавить, что аресто­ванный подросток признался в совершении разврат­ных действий в отношении еще одного ребенка. Тогда злодея не нашли.

Практическое задание

Проведение тестовой методики "Нарисуй свою семью (коллектив) " с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Тестовая методика "Нарисуй свою семью (коллек­тив)" представляет собой процедуру, отражающую переживания и восприятие ребенком своего места в семье, группе, его отношения к семье, коллективу в целом и отдельным его членам. Данная методика по­зволяет избежать ряд проблем и затруднений, возни­кающих при тестировании: графическая деятельность (рисование) для ребенка естественна, она близка и приятна и не требует от него предпринимать исклю­чительных волевых и интеллектуальных усилий, но­сит игровой характер и не вызывает тревожных пере­живаний.

Инструкция

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата, набор цветных карандашей, резинка. Годится я обычная писчая бумага, но предпочтительно — плот­ная бумага, специально предназначенная для рисова­ния. Карандаши — обязательно мягкие, лучше марки М и 2 М; допустимо использование неизношенных цветных фломастеров.

Ребенка просят "как можно лучше" нарисовать свою семью (коллектив, группу, класс и т. д.— произно­сится принятое название исследуемого микросоциума ребенка). Ни в коем случае нельзя объяснять, что озна­чает слово "семья (коллектив)", так как этим искажает­ся сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, следует просто повторить инструк­цию. В случае отказа надо постараться заинтересовать ребенка предстоящим делом (избегая обсуждения тех­нических деталей). Важно ненавязчиво подчеркнуть, что вы не намерены оценивать творчество ребенка, срав­нивать его рисунок с другими. По ходу рисования ком­ментарии не допускаются. Время выполнения задания не ограничивается (как правило, оно не превышает по­лучаса). При выполнении задания следует отмечать: последовательность рисования, паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием (фиксируется на отдельном листе, при­крепляемом к рисунку). В случае незавершения рисун­ка надо подбодрить его, похвалить (не допуская при этом упоминания конкретных деталей рисунка). Если же вам рисунок кажется незавершенным, но ребенок не демон­стрирует явного отказа, а по всей видимости считает работу законченной, нельзя требовать, чтобы изобра­жение было дополнено. Как показывает практика, если поинтересоваться, почему отсутствуют те или иные де­тали, или тем более — посоветовать внести еще неко­торые дополнения, ребенок охотно "усовершенствует" изображение, что есть прямое искажение результата.

По завершении рисования проводится дополни­тельная беседа с ребенком, в которой уточняются не­понятные детали и особенности изображения. Обыч­но задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2.Где они находятся? З.Что они делают?

Кто это придумал? 4.Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6.Кто из них самый несчастный? Почему? (фиксируются на отдельном листе, прикрепляемом к рисунку). Последние два вопроса провоцируют ребен­ка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок свойственен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следу­ет настаивать на ответе. При опросе следует попытать­ся выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, коллектива; почему ребе­нок нарисовал кого-нибудь из членов семьи, коллек­тива (если это произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка. При этом по возмож­ности надо избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу и защитные реакции.

Тестирование —предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников — исключительно индивидуальное.

Интерпретация тестовой методики "Нарисуй свой коллектив"

Три части:

1.        Структура рисунка.

2.          Особенности графической презентации членов коллектива.

3.        Анализ процесса рисования.

Ребенок, испытывающий эмоциональное благопо­лучие в семье (коллективе), будет рисовать полный со­став коллектива. Искажение реального состава коллек­тива заслуживает пристального внимания, так как за этим стоят эмоциональный конфликт, недовольство имеющейся ситуацией. Крайние варианты представля­ют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с коллекти­вом люди. Такое защитное избегание задания встреча­ется у детей довольно редко. За такими реакциями чаще . всего кроются: а) травматические переживания, связан­ные с коллективом; б) чувство отверженности, покину­тости; в) аутизм; г) высокий уровень тревожности; д) пло­хой контакт с исследуемым ребенком.

В практической работе чаще приходится сталки­ваться с ситуацией, когда дети "забывают" нарисовать тех членов коллектива, которые для них менее эмоци-

онально привлекательны, с которыми сложились кон­фликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных реакций, связанных с определен­ными людьми.

В некоторых случаях вместо реальных членов кол­лектива ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифи­цирует. Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо коллектива рисует только себя. В обоих случаях рисующий не вклю­чает себя в состав коллектива, что свидетельствует об отсутствии чувства общности.

Информативным является увеличение состава кол­лектива. Как правило, это связано с неудовлетворен­ными психологическими потребностями.

Дополнительно к родителям, педагогам (или вмес­то них) нарисованные, не связанные с коллективом взрослые, указывают на восприятие неинтегративнос-ти группы, на поиск человека, способного удовлетво­рить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах.

Расположение членов коллектива на рисунке ука­зывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений внутри его. Сплоченность коллекти­ва, рисование всех членов с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, вклю­ченности в коллектив. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов коллектива) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Группировка членов коллектива в рисунке иног­да помогает выделить психологические микрострукту­ры, коалиции.

Индивидуальные особенности каждой нарисован­ной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам коллектива. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождают­ся позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его графической презентации.

О восприятии ролей членов коллектива можно судить на основе сравнения величин фигур, поскольку для ре­бенка величина фигуры выступает средством выраже­ния значимости.

Интерпретация процесса рисования как прави­ло довольно субъективна и в основном опирается на практический опыт специалиста, проводящего тести­рование.

Предупреждение: использование данного метода и описанной интерпретации результатов позволяет лишь с известной долей вероятности оценить некото­рые тенденции личности и межличностных отношений, но не может выступать исключительным средством психологического диагноза.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.