ВЕДОМСТВЕННАЯ СПЕЦИШИКД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Где отсутствует точное знание, там действу­ют догадки, а из десяти догадок — девять ошибки".

М. Горький

Социальная работа в системе социальной защиты населения, здравоохранения, образования, молодежной политики, милиции и других ведомств имеет специфи­ку, определяемую прежде всего целями, задачами, средствами, формами работы. Наибольший интерес представляют особенности организации социальной работы в медицине и образовании.

При реконструкции системы медицинского обслу­живания населения в России сокращена доля полно­мочий и ответственности государственного сектора и возросла роль частной практики, страховой медицины, кооперации частных, государственных и акционерных форм организации медицинского обслуживания нуж­дающихся, что привело к недоступности высококаче­ственного прогрессивного медицинского обслужива­ния для большинства граждан.

Социальный работник в медицинском учрежде­нии — пока редкое явление в условиях России, хотя в социальной помощи нуждаются сегодня различные группы больных и работников здравоохранения.

Практика и исследовательская работа социально­го работника в учреждениях здравоохранения опира­ется не только на диагнозы врачей, показания лабора­торных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социаль­ного положения и психологического состояния больно­го и его близких, ситуаций в их семьях. С помощью бесед выясняется общественное мнение и отношение к бо­лезни клиента со стороны его близких и родных, выяс-

няется, кто может наилучшим образом оказать больно­му материальную и психологическую, моральную под-

В работе с больными используются данные о спе­цифике поведения в различных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, про­фессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его про­фессионально-квалификационная, техническая и тех­нологическая оснащенность.

Социальный работник свободен в выборе теорети­ческих оснований своей деятельности, в сборе допол­нительных данных о больном, его состоянии, семье, близких, а также в привлечении дополнительных соци­ологических и психологических сведений. Однако в главном они сводятся к информационному обеспече­нию тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения:

1)               обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;

2)       оптимизировать самопомощь и поддержку близ­ких больному в кризисной ситуации;

3)        обеспечить связь работников медицинского уч­реждения с семьей и близкими больного;

4)        оказать поддержку родным и близким в ситуаци­ях трагического исхода болезни клиента;

5)        медико-социально-психологическое просвеще­ние населения.

Важнейшие задачи социальных работников в сфере образования — защита нуждающихся в помощи из числа преподавателей, сотрудников и обучающихся. Под конт­ролем оказывается выполнение администрацией учебных заведений законодательных актов, регламентирующих поддержку нуждающихся из числа обучающихся и рабо­тающих в учебных заведениях. Кроме того, в его обязан­ности входит оказание помощи тем, кто оказывается в коллективе учебного заведения в кризисе, трудной ситу­ации (несчастный случай, конфликт с коллегами, с род­ственниками, администрацией, болезньидр.).

Социальный работник сферы образования соби­рает данные о специфике развития образования как социального института, а также сведения о социаль­ном положении, проблемах членов данного коллекти-

ва учебного заведения, их правах на социальную под­держку. При этом активно используются и данные изучения общественного мнения различных групп работников и учащихся учебных заведений, сведения о нуждающихся в материальной и моральной поддер­жке, оказании услуг в комнатах социально-психоло­гической разгрузки.

В зависимости от решаемых задач и условий их решения социальный работник в учебном заведении использует: социальные биографии клиентов, их науч­ные заслуги, признание, принадлежность к референт­ным внутриколлективным группам и др.

Социальный педагог в школе сейчас не редкость. Он востребован жизнью, так как в школе или другом образовательном учреждении возникает множество проблем за пределами учебно-воспитательного процес­са. Например, умер единственный родитель ученика второго класса; многие учащиеся нуждаются в льгот­ных проездных билетах; в школе много детей из семей беженцев и мигрантов, из малообеспеченных семей; школу "присмотрели" группы распространителей нар­котиков; образовались группы асоциального поведения среди учащихся 7 — 8-х классов; школьная территория вечером является местом сбора алкоголиков и бомжей; началась эпидемия мелкого воровства или национали­стических и расистских выходок и т. д. Совершенно очевидно, что силами только учителей, занятых учеб­ным процессом и специально неподготовленных к ре­шению подобных проблем, не справиться со всем мно­гообразием негативных явлений и фактов, которые к тому же имеют свойство нарастать количественно и качественно, как снежный ком. Родительская обще­ственность и учащиеся могут быть лишь подспорьем, помощниками, но никак не могут профессионально решать эти и другие сложные проблемы. Вот почему в наиболее сильных школах создаются собственные со­циально-психолого-педагогические службы, которые предназначены именно для решения задач обеспечения нормальной жизни такой сложной системы, как школа.

Можно еще раз напомнить, что именно профессия "социальный педагог" в системе образования "проби­ла" дорогу профессии "социальная работа" в ее нынеш­нем понимании в России, и это очень показательно.

Ведь именно педагоги особенно чутко ощущают соци­альные перемены через детей, они непосредственно связаны с семьями учащихся, с их микросоциумом, а через него воспринимают глобальные перемены очень конкретно, как люди действия. Практическая педаго­гика, по сути, есть набор способов социально-психоло­гического воздействия на личность и группу. Неви­данное ранее обострение социальной жизни, ломка привычных социальных стереотипов, расслоение об­щества вызвали к жизни социального педагога в сис­теме образования. В свою очередь "задел" этой профес­сии оказал влияние на всю социальную работу в России, значительно усилив в ней социально-педагогический акцент, к чему другие страны с отлаженной десятиле­тиями системой социальной работы пришли или при­ходят только сейчас.

Попробуйте самостоятельно определить специфи­ку социальной работы в правоохранительных органах, комитетах по делам молодежи, воинской среде, цер­кви, профсоюзах, учреждениях культуры, спорта, досуга, на селе, в местах заключения, коммерческих учреждениях.

Вопросы для самоконтроля

Какие требования к специалистам предъявляют различ­ные ведомства социальной работы?

Как действуют административно-управленческие меха­низмы регулирования деятельности социального работ­ника в сфере образования и медицины?

Что означает принцип "межведомственность социаль­ной работы"? Приведите конкретные примеры его реализации (или игнорирования) в вашей местности.

Ситуация

"На территории школы, в которой учится наш един­ственный десятилетний сын, стоит трансформаторная "Удка. Она была открыта, и Рома решил в ней спрятать- . ся, когда играл с ребятами в прятки. Тут-то и случилось '

непоправимое: сына обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. Исход плачевный: Роме ампу­тировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца. Мы с ним долго лежали в областной больнице. Наш врач хлопотал, чтобы мальчика отправили за гра­ницу на протезирование. Ждем вызова из Америки. Мы с мужем очень переживаем за будущее сына. Каким оно будет?"

Существуют ли социальные службы, которые при­званы помогать людям в подобных ситуациях?

Какие фонды могут помочь данной семье?

Какую помощь может оказать социальный педагог и социальный работник в подобной ситуации?

Практическое задание

Межведомственность социальной работы В результате данной практики проверяются уме­ния обучающегося:

—    владеть основами социального межведомствен­ного проектирования, программирования и моделиро­вания;

—       организовать свой труд, владеть основами ком­пьютерных методов сбора, хранения и обработки ин­формации;

—     работать в коллективе, организовать работу ис­полнителей, используя основы педагогики, психологии, конфликтологии и других изучаемых дисциплин.

Задачи:

1)          раскрыть на практике междисциплинарность и межведомственность социальной работы, используя разнообразные технологии реализации концепции са­мопомощи, стимулирования; социальное проектирова­ние, моделирование и др.— на выбор учащихся;

2)        провести психолого-педагогическую диагности­ку коллектива учреждения (по выбору).

Результаты:

индивидуальный план прохождения практики;

характеристика клиента;

дневник социально-педагогической практики;

план работы учреждения;

рекомендации сотрудникам учреждения;

стенная фотогазета.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.