"Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок — девять ошибки".
М. Горький
Социальная работа в системе социальной защиты населения, здравоохранения, образования, молодежной политики, милиции и других ведомств имеет специфику, определяемую прежде всего целями, задачами, средствами, формами работы. Наибольший интерес представляют особенности организации социальной работы в медицине и образовании.
При реконструкции системы медицинского обслуживания населения в России сокращена доля полномочий и ответственности государственного сектора и возросла роль частной практики, страховой медицины, кооперации частных, государственных и акционерных форм организации медицинского обслуживания нуждающихся, что привело к недоступности высококачественного прогрессивного медицинского обслуживания для большинства граждан.
Социальный работник в медицинском учреждении — пока редкое явление в условиях России, хотя в социальной помощи нуждаются сегодня различные группы больных и работников здравоохранения.
Практика и исследовательская работа социального работника в учреждениях здравоохранения опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях. С помощью бесед выясняется общественное мнение и отношение к болезни клиента со стороны его близких и родных, выяс-
няется, кто может наилучшим образом оказать больному материальную и психологическую, моральную под-
В работе с больными используются данные о специфике поведения в различных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность.
Социальный работник свободен в выборе теоретических оснований своей деятельности, в сборе дополнительных данных о больном, его состоянии, семье, близких, а также в привлечении дополнительных социологических и психологических сведений. Однако в главном они сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения:
1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;
2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;
3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;
4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента;
5) медико-социально-психологическое просвещение населения.
Важнейшие задачи социальных работников в сфере образования — защита нуждающихся в помощи из числа преподавателей, сотрудников и обучающихся. Под контролем оказывается выполнение администрацией учебных заведений законодательных актов, регламентирующих поддержку нуждающихся из числа обучающихся и работающих в учебных заведениях. Кроме того, в его обязанности входит оказание помощи тем, кто оказывается в коллективе учебного заведения в кризисе, трудной ситуации (несчастный случай, конфликт с коллегами, с родственниками, администрацией, болезньидр.).
Социальный работник сферы образования собирает данные о специфике развития образования как социального института, а также сведения о социальном положении, проблемах членов данного коллекти-
ва учебного заведения, их правах на социальную поддержку. При этом активно используются и данные изучения общественного мнения различных групп работников и учащихся учебных заведений, сведения о нуждающихся в материальной и моральной поддержке, оказании услуг в комнатах социально-психологической разгрузки.
В зависимости от решаемых задач и условий их решения социальный работник в учебном заведении использует: социальные биографии клиентов, их научные заслуги, признание, принадлежность к референтным внутриколлективным группам и др.
Социальный педагог в школе сейчас не редкость. Он востребован жизнью, так как в школе или другом образовательном учреждении возникает множество проблем за пределами учебно-воспитательного процесса. Например, умер единственный родитель ученика второго класса; многие учащиеся нуждаются в льготных проездных билетах; в школе много детей из семей беженцев и мигрантов, из малообеспеченных семей; школу "присмотрели" группы распространителей наркотиков; образовались группы асоциального поведения среди учащихся 7 — 8-х классов; школьная территория вечером является местом сбора алкоголиков и бомжей; началась эпидемия мелкого воровства или националистических и расистских выходок и т. д. Совершенно очевидно, что силами только учителей, занятых учебным процессом и специально неподготовленных к решению подобных проблем, не справиться со всем многообразием негативных явлений и фактов, которые к тому же имеют свойство нарастать количественно и качественно, как снежный ком. Родительская общественность и учащиеся могут быть лишь подспорьем, помощниками, но никак не могут профессионально решать эти и другие сложные проблемы. Вот почему в наиболее сильных школах создаются собственные социально-психолого-педагогические службы, которые предназначены именно для решения задач обеспечения нормальной жизни такой сложной системы, как школа.
Можно еще раз напомнить, что именно профессия "социальный педагог" в системе образования "пробила" дорогу профессии "социальная работа" в ее нынешнем понимании в России, и это очень показательно.
Ведь именно педагоги особенно чутко ощущают социальные перемены через детей, они непосредственно связаны с семьями учащихся, с их микросоциумом, а через него воспринимают глобальные перемены очень конкретно, как люди действия. Практическая педагогика, по сути, есть набор способов социально-психологического воздействия на личность и группу. Невиданное ранее обострение социальной жизни, ломка привычных социальных стереотипов, расслоение общества вызвали к жизни социального педагога в системе образования. В свою очередь "задел" этой профессии оказал влияние на всю социальную работу в России, значительно усилив в ней социально-педагогический акцент, к чему другие страны с отлаженной десятилетиями системой социальной работы пришли или приходят только сейчас.
Попробуйте самостоятельно определить специфику социальной работы в правоохранительных органах, комитетах по делам молодежи, воинской среде, церкви, профсоюзах, учреждениях культуры, спорта, досуга, на селе, в местах заключения, коммерческих учреждениях.
Вопросы для самоконтроля
Какие требования к специалистам предъявляют различные ведомства социальной работы?
Как действуют административно-управленческие механизмы регулирования деятельности социального работника в сфере образования и медицины?
Что означает принцип "межведомственность социальной работы"? Приведите конкретные примеры его реализации (или игнорирования) в вашей местности.
Ситуация
"На территории школы, в которой учится наш единственный десятилетний сын, стоит трансформаторная "Удка. Она была открыта, и Рома решил в ней спрятать- . ся, когда играл с ребятами в прятки. Тут-то и случилось '
непоправимое: сына обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. Исход плачевный: Роме ампутировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца. Мы с ним долго лежали в областной больнице. Наш врач хлопотал, чтобы мальчика отправили за границу на протезирование. Ждем вызова из Америки. Мы с мужем очень переживаем за будущее сына. Каким оно будет?"
Существуют ли социальные службы, которые призваны помогать людям в подобных ситуациях?
Какие фонды могут помочь данной семье?
Какую помощь может оказать социальный педагог и социальный работник в подобной ситуации?
Практическое задание
Межведомственность социальной работы В результате данной практики проверяются умения обучающегося:
— владеть основами социального межведомственного проектирования, программирования и моделирования;
— организовать свой труд, владеть основами компьютерных методов сбора, хранения и обработки информации;
— работать в коллективе, организовать работу исполнителей, используя основы педагогики, психологии, конфликтологии и других изучаемых дисциплин.
Задачи:
1) раскрыть на практике междисциплинарность и межведомственность социальной работы, используя разнообразные технологии реализации концепции самопомощи, стимулирования; социальное проектирование, моделирование и др.— на выбор учащихся;
2) провести психолого-педагогическую диагностику коллектива учреждения (по выбору).
Результаты:
индивидуальный план прохождения практики;
характеристика клиента;
дневник социально-педагогической практики;
план работы учреждения;
рекомендации сотрудникам учреждения;
стенная фотогазета.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.