Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение "Всемирная конференция по пробле­мам социальной работы "

(3-е заседание)

На этом занятии завершается деловая игра. Экспертная комиссия представляет окончательный вари­ант "Декларации принципов социальной работы". После обсуждения этот документ принимается "конференцией". Ведущий (преподаватель) предлагает "участникам конференции" создать Международную ассоциацию социальных работников и социальных педагогов. "Делегациям" поручается в течение 10 — 15 минут разработать и предложить организационную структуру такой ассоциации на основе своих знаний о структурах реально существующих международных организаций социальной сферы. Каждая предложен­ная структура схематически изображается на листах ватмана и обсуждается. Из них выбирается одна и про­исходят выборы руководящих органов новой ассоци­ации (для этого можно использовать специальные со­циометрические процедуры).

Ведущий поздравляет "участников" с завершени­ем "конференции".

Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.

Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М.: Изд-во АСОПиР, 1995.

Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) / Социальная педагогика социальная рабо­та за рубежом.— Вып.1.— М, 1991.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Куличенко P . M . Социальная работа и подготовка соци­альных работников в современной России.— Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.

Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.

Обучение социальной работе: Преемственность и инно­вации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСО­ПиР, 1997.

Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.

Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом // Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследо­вания.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989.

Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1 — 8.— 1992—1998.

• Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педа­гогов и социальных работников РФ, 1993. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.

Юнссон Н. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете / Социальная работа.— Вып.1 М.,1992. п ~

ЗАНЯТИЕ 32

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ, ПОЖИЛЫХ, ИНВАЛИДОВ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ

"Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен".

Г. Бокль

Социальные права и проблемы молодежи, ее воз­можности интегрироваться в общество интересуют все мировое сообщество. В рамках Организации Объеди­ненных Наций определена специфика положения мо­лодежи в современном обществе, сформулированы основные направления деятельности государств и об­щественных организаций по социальной защите инте­ресов молодежи, разработаны ее права и оценены воз­можности.

Конкретизация основных прав молодежи, роль го­сударства и общественных организаций в развитии института ее социальных прав была сделана в ходе проведения в 1985 г. по инициативе ООН Международ­ного года молодежи. Документом, принятым по этому поводу, была программа "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молодежи", включающая следующие ре­комендации:

—     содействовать, развивать и осуществлять инно­вационную политику и программы для молодежи как составную часть планов национального развития, в особенности в области образования и подготовки кад­ров, занятости, жилищного строительства и окружаю­щей среды, социальных служб и здравоохранения;

—        мобилизовать адекватные финансовые и мате­риальные ресурсы для осуществления молодежных программ и политики;

—           особое внимание уделять социально уязвимым группам молодежи: мигрантам, безработным, инвалидам.

В сотрудничестве с ООН и неправительственными организациями было рекомендовано осуществлять сле­дующие меры:

—      поддерживать и поощрять разработку государ­ственной политики, направленной на улучшение каче­ства жизни молодых людей и их вовлечение в жизнь общества как активных участников процесса развития, вносящих свой вклад и пользующихся его плодами;

—                содействовать более эффективному доступу молодых людей к средствам, необходимым для произ­водительного труда, таким как земля, кредиты, службы профессиональной подготовки и повышения квалифи­кации, а также к рынкам; создавать новые системы содействия программам деятельности, приносящим доход, уделяя при этом особое внимание самостоятель­ной деятельности, в том числе добровольным организа­циям и кооперативам;

—       обеспечивать, чтобы учебные планы и системы образования отражали современные экономические тенденции и реалии культуры, и уделять при этом по­вышенное внимание вопросам прав человека, исходя из соответствующих резолюций Генеральной Ассамб­леи ООН;

—              принимать эффективные меры по оказанию помощи семье в успешном выполнении ее роли в обла­сти образования, воспитания и приобщения к жизни в обществе молодых людей; активизировать усилия по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и СПИДом среди молодых людей, а также создавать и укреплять службы по профилактике и реабилитации лиц, зараженных СПИДом.

Серьезной социальной проблемой, которая за пос­ледние годы встала перед мировым сообществом, явля­ется проблема старения населения. По прогнозу ООН, вмирек2000г. будет 610 миллионов человек старше 60 лет, а к 2025 г. их число превысит один миллиард, что составит примерно 15% всего населения планеты.

В связи с этим государствами — членами ООН в 1982 г. в Вене на Всемирной ассамблеей по проблемам старения был принят Международный план действий, который имел целью "способствовать расширению уча-

стия пожилых людей в процессе производства и разви­тия, их более активной интеграции в экономическую социальную и культурную жизнь общества; углублять понимание важного гуманитарного характера проблем пожилых людей; развивать и стимулировать програм­мы и мероприятия, направленные на обеспечение со­циальных гарантий пожилых; поощрять и развивать программы по профессиональной подготовке персона­ла, работающего в органах социального обеспечения и специальных медицинских учреждениях для пожилых"

По линии ООН в 1990 г. была принята резолюция Комиссии социального развития ООН по осуществле­нию международного плана действий по проблемам старения и связанных с ними мероприятий. В частно­сти, в ней предложено всем правительствам определить на 2001 г. конкретные национальные цели в области старения. В Приложении к резолюции содержатся Прин­ципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, которые исходят из необходимости сделать жизнь людей преклонного возраста полнокров­ной, так как среди них (и это характерно для всего мира) постоянно возрастает число лиц, имеющих хорошее состояние здоровья. Проводимые научные исследования не подтверждают бытующие ранее доктрины о неизбеж­ном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом.

В конвенциях, рекомендациях и резолюциях Меж­дународной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других учреждений ООН, принятых за последние пятнадцать лет, Генеральная Ассамблея призвала все правительства по возможности включить в свои национальные программы Принципы ООН, про­возглашающие, что пожилые люди должны иметь воз­можность:

—      доступа к соответствующему продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию за счет обеспечения им дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи;

—         работать или заниматься другими видами при­носящей доход деятельностью; участвовать в опреде­лении сроков и методов прекращения трудовой деятель­ности;

—             участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки;

—     жить в условиях, которые являются безопасны­ми и могут быть адаптированы с учетом личных наклон­ностей;

—      проживатьдомадотехпор, пока это возможно;

—     вовлекаться в жизнь общества, активно участво­вать в разработке и осуществлении политики, непос­редственно затрагивающей их благосостояние, и де­литься своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения;

—        служить общине и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможно­стям;

—   создавать движения или ассоциации пожилых лиц;

—       обеспечения ухода и защиты со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных цен­ностей данного общества;

—           доступа к медицинскому обслуживанию, по­зволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия, и предотвращать или задерживать начало болезни;

—             доступа к социальным и правовым услугам в целях повышения их независимости, усиления защиты и улучшения ухода;

—             пользоваться правами человека и основными свободами, находясь в любом учреждении, обеспечи­вающем кров, уход или лечение, включая полное ува­жение их достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отноше­нии ухода за ними и качества их жизни;

—  доступа в области образования, культуры, духов­ной жизни и отдыха;

—    вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психо­логическому насилию;

—     справедливого обращения независимо от возра­ста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса и должны цениться независимо от их экономического вклада.

Исходя из этих положений, Генеральная Ассамблея ООН в 1990 г. провозгласила 1 октября Международным Днем пожилых людей. Впервые этот день отмечался в 1991 г. По решению Организации Объединенных На-

ций 1999 г. объявлен Международным годом пожилых людей. Этими решениями ООН признает фактический и потенциальный вклад пожилых людей, а также обра­щает внимание на новое демографическое явление: ста­рение населения, "эпоху старения".

В настоящее время в мире насчитывается свыше 500 миллионов инвалидов. Их проблемой Организация Объединенных Наций начала заниматься в 1950 г.— тогда Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКО-СОС) принял резолюцию "Социальная реадаптация физически дефективных", в которой впервые была выдвинута проблема защиты прав инвалидов в каче­стве глобальной задачи. В 1965 г. ЭКОСОС принял ре­золюцию "Восстановление трудоспособности инвали­дов", а в 1971 г.— Декларацию о правах умственно отсталых лиц, где отмечались их права на надлежа­щее медицинское обслуживание и лечение, на обра­зование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство.

В 1975 г. на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Декларация о правах инвали­дов. Основные ее положения.

1.        Выражение "инвалид" означает любое лицо, ко­торое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и соци­альной жизни в силу недостатка (врожденного или нет) физических или умственных способностей.

2.       Права, которыми пользуются инвалиды, должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероиспове­дания, политических или иных убеждений, националь­ного или социального происхождения, рождения или любого другого фактора, независимо оттого, относится ли это к самому инвалиду или к его семье.

3.        Инвалиды имеют право на медицинское, психи­ческое или функциональное лечение, включая протез­ные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление тру­доспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои возможнос-

ти и способности и ускорить процесс социальной ин­теграции и реинтеграции.

4.              Инвалиды имеют право жить в кругу своих се­мей или в условиях, заменяющих их, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Если пребыва­ние инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать условиям нормаль­ной жизни лиц его возраста.

5.             Инвалиды должны иметь возможность пользо­ваться квалифицированной юридической помощью для защиты их личности и имущества.

В 1982 г. ООН приняла Всемирную программу дей­ствий в отношении инвалидов, содействующую эффек­тивным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации прин­ципа равенства и полного участия инвалидов в соци­альной жизни и развитии.

Предупреждение инвалидности означает меры, направленные на искоренение причин возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или перехода дефекта в постоянное функциональное огра­ничение.

Восстановление трудоспособности означает целе­направленный и ограниченный во времени процесс, имеющий целью дать возможность личности достичь оптимального физического, умственного и (или) со­циального уровня функционирования с предоставле­нием ей тем самым возможностей для изменения своей жизни.

Реализация принципа равенства, или создания равных возможностей, означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как физичес­кая и культурная среда, жилищные условия и транс­порт, социальные службы и службы здравоохранения, доступ к образованию, работе, культурной и социаль­ной жизни, включая спорт и создание условий для от­дыха, делаются доступными для всех.

Во Всемирной программе действий отмечается, что У инвалидов должна иметься возможность участвовать в принятии решений на всех уровнях, создавать орга­низации, представляющие их интересы.

В конце XX века во всем мире выделилась еще одна глобальная социальная проблема — распад и трансфор­мация семьи. Инициатором исследования этой пробле­мы, налаживания международного социального сотруд­ничества в вопросах о правах семьи в современном обществе выступила Организация Объединенных Наций.

В документах ООН роль семьи оценивается очень высоко. Семья, являющаяся основной ячейкой обще­ства, обеспечивает естественную среду для эмоциональ­ной, финансовой и материальной поддержки, необхо­димой для роста и развития человека, является средой сохранения и передачи культурных ценностей, основ­ной средой воспитания.

Основные проблемы, стоящие перед современны­ми семьями: бедность, безработица, миграция, бытовое насилие, злоупотребление наркотиками, заболевание СПИДом, низкое качество жизни, дискриминация в отношении женщин и девочек в результате неравен­ства полов, дискриминация членов семей, относящих­ся к этническим меньшинствам и другие.

ООН рекомендует правительствам: во-первых, учитывать проблемы семьи при формировании на­циональной политики; во-вторых, дать возможность семьям участвовать в принятии решений в соответ­ствующей области политики; в-третьих, всемерно развивать международное сотрудничество и обмен в вопросах о семье; в-четвертых, разработать про­граммы, ориентированные на семьи и включающие вопросы, касающиеся прав человека, здравоохране­ния, образования, жилищного строительства, разви­тия сельской местности, обеспеченности продоволь­ствием; вопросы рабочей силы, равенства полов, детей, молодежи, престарелых, инвалидов, предотв­ращения преступности и др.; в-пятых, разработать механизм решения международных вопросов, каса­ющихся усыновления или удочерения детей из дру­гих стран, международного соглашения о признании браков и разводов, воссоединения мигрантов со сво­ими семьями, положения семей беженцев или ока­завшихся по разные стороны границ в результате во­оруженного конфликта.

В рекомендациях также было предложено ко всем мероприятиям, касающимся семей, активно привлекать

неправительственные организации и сами семьи; объя­вить 15 мая каждого года Международным днем семьи.

Вопросы для самоконтроля

Назовите основные проблемы молодежи. Почему имен­но этой группе населения уделяют особое внимание международные организации?

Какие проблемы российской молодежи вы считаете самыми актуальными? Какие пути решения проблем вы можете предложить?

Назовите основные проблемы пожилых людей и инва­лидов. Чем вызвано внимание к ним международных организаций? Как эти проблемы решаются в России? Почему проблема укрепления семьи стала объектом внимания международных организаций? Как на практике реализовать рекомендации ООН, касающиеся решения проблем семьи?

Ситуации

При резком снижении рождаемости в стране же­лание родителей иметь ребенка вызывает уважение и должно всячески приветствоваться государством. Но, к сожалению, новорожденные дети иногда являются приманкой преступных элементов, занимающихся пе­репродажей детей или детских органов, вымогатель­ством. Санитарное состояние родильных домов так­же наводит на печальные размышления. Какова роль социального работника в поддержке семей, ожидающих ребенка? Вправе ли специалист контролировать дея­тельность медицинских учреждений? Как привлечь к проблемам рождаемости общественность? Как вы от­носитесь к нововведениям, связанным с видеосъемкой процесса рождения, присутствия на родах мужа?

Этот случай произошел в одной из районных боль­ниц Черновицкой области Украины. Заведующая родиль­ным отделением, воспользовавшись тем, что пациентка после тяжелых родов долго была без сознания, продала появившуюся на свет девочку бездетной женщине за 20 долларов. Когда роженица пришла в себя, ей сообщи­ли о гибели ребенка, подтвердив факт смерти поддельны-

ми документами. Представители правоохранительных ор­ганов забрали новорожденную у покупательницы в раз­гар торжества — в доме отмечали крестины младенца.

Видеофильм о собственных родах стали получать в подарок молодые мамы во время выписки из Люберец­кого родильного дома. По словам медперсонала роддо­ма, главное, конечно, увековечить самое радостное событие в жизни семьи. Кроме того, "родовая" видео­кассета станет своеобразным учебным пособием для женщин, у которых возникнет желание обзавестись еще одним наследником. Ошибки, допущенные роженицей в первый раз, будут хорошо видны на телеэкране, и при следующих родах женщина наверняка избежит их.

Практическое задание

Двор, с гомоном детских голосов, щебетанием все­знающих старушек, наполненный светом и радостью, соединял, сплачивал жителей микрорайона. Не случай­но дружба, зародившаяся в детстве, во дворе среди песочниц, лавочек и ярких качелей, оставалась и оста­ется самой крепкой на всю жизнь. Во все времена двор был предметом гордости для всех мальчишек и девчо­нок, живущих в окрестных домах. Дворами дружили, дворами играли, дворами ссорились. Во дворе постига­ли азы школы жизни, во дворе назначали свидание. Свой двор любили и им гордились.

Сегодня то, что осталось от прежних дворов, наво­дит уныние и грусть. Кучи мусора, ветхие скамеечки, многочисленные гаражи и безрадостные лица пожилых людей и детворы. И без того проблем много, а тут еще родной двор глаз не радует. До того все тускло и мрачно.

В 1996 г. энтузиасты межрегиональной обществен­ной организации "Мир вашему дому" разработали бла­готворительную программу по благоустройству и ре­конструкции детских и спортивно-игровых площадок "Маленькая Москва".

Теперь во многих московских дворах стоят новые красочные детские мини-городки. Изготовленные из современных экологических материалов, такие комп­лексы не только привлекательны и безопасны для дет­воры, но очень декоративны. Малышня с упоением и без устали совершает один за другим новый заход на

"полосу препятствий", забывая о времени. Серый, уны­лый двор после завершения строительства приобрета­ет оттенок неповторимости, в нем появляется яркий праздничный "островок" движения, радости, игры.

Все работы проводятся совместно с жителями и исключительно на средства спонсоров. Важно и то, что благотворительные акции по строительству детских площадок способствуют достижению благородных це­лей — занятость подростков, развитие инициативы, воспитание патриотических чувств. В собственном дво­ре, благоустроенном своими же руками, вряд ли кому захочется заниматься варварством.

В 1997 г. программа "шагнула" и в другие российс­кие регионы. Благодаря первоначальной финансовой поддержке американского благотворительного фонда Форда проект получил название "Российский дворик". Уже построены две детские площадки в Ярославской области. Ведутся проектные работы в Махачкале. Посту­пили заявки из Твери, Нижнего Новгорода, Томска, Омска, Брянска и ряда других регионов России.

Создайте инициативную группу проекта "Россий­ский дворик" в своем районе. Совместно с админист­рациями разного уровня (района, города, области, рес­публики) продумайте систему поощрения спонсоров. Свяжитесь с заинтересованными организациями и уч­реждениями, разместите рекламу проекта в местных СМИ.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 239.