Упражнение "Всемирная конференция по проблемам социальной работы "
(3-е заседание)
На этом занятии завершается деловая игра. Экспертная комиссия представляет окончательный вариант "Декларации принципов социальной работы". После обсуждения этот документ принимается "конференцией". Ведущий (преподаватель) предлагает "участникам конференции" создать Международную ассоциацию социальных работников и социальных педагогов. "Делегациям" поручается в течение 10 — 15 минут разработать и предложить организационную структуру такой ассоциации на основе своих знаний о структурах реально существующих международных организаций социальной сферы. Каждая предложенная структура схематически изображается на листах ватмана и обсуждается. Из них выбирается одна и происходят выборы руководящих органов новой ассоциации (для этого можно использовать специальные социометрические процедуры).
Ведущий поздравляет "участников" с завершением "конференции".
Список использованной литературы
Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.
Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М.: Изд-во АСОПиР, 1995.
Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) / Социальная педагогика социальная работа за рубежом.— Вып.1.— М, 1991.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Куличенко P . M . Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России.— Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.
Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.
Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.
Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом // Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989.
Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1 — 8.— 1992—1998.
• Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.
Юнссон Н. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете / Социальная работа.— Вып.1 М.,1992. п ~
ЗАНЯТИЕ 32
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ, ПОЖИЛЫХ, ИНВАЛИДОВ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ
"Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен".
Г. Бокль
Социальные права и проблемы молодежи, ее возможности интегрироваться в общество интересуют все мировое сообщество. В рамках Организации Объединенных Наций определена специфика положения молодежи в современном обществе, сформулированы основные направления деятельности государств и общественных организаций по социальной защите интересов молодежи, разработаны ее права и оценены возможности.
Конкретизация основных прав молодежи, роль государства и общественных организаций в развитии института ее социальных прав была сделана в ходе проведения в 1985 г. по инициативе ООН Международного года молодежи. Документом, принятым по этому поводу, была программа "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молодежи", включающая следующие рекомендации:
— содействовать, развивать и осуществлять инновационную политику и программы для молодежи как составную часть планов национального развития, в особенности в области образования и подготовки кадров, занятости, жилищного строительства и окружающей среды, социальных служб и здравоохранения;
— мобилизовать адекватные финансовые и материальные ресурсы для осуществления молодежных программ и политики;
— особое внимание уделять социально уязвимым группам молодежи: мигрантам, безработным, инвалидам.
В сотрудничестве с ООН и неправительственными организациями было рекомендовано осуществлять следующие меры:
— поддерживать и поощрять разработку государственной политики, направленной на улучшение качества жизни молодых людей и их вовлечение в жизнь общества как активных участников процесса развития, вносящих свой вклад и пользующихся его плодами;
— содействовать более эффективному доступу молодых людей к средствам, необходимым для производительного труда, таким как земля, кредиты, службы профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также к рынкам; создавать новые системы содействия программам деятельности, приносящим доход, уделяя при этом особое внимание самостоятельной деятельности, в том числе добровольным организациям и кооперативам;
— обеспечивать, чтобы учебные планы и системы образования отражали современные экономические тенденции и реалии культуры, и уделять при этом повышенное внимание вопросам прав человека, исходя из соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН;
— принимать эффективные меры по оказанию помощи семье в успешном выполнении ее роли в области образования, воспитания и приобщения к жизни в обществе молодых людей; активизировать усилия по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и СПИДом среди молодых людей, а также создавать и укреплять службы по профилактике и реабилитации лиц, зараженных СПИДом.
Серьезной социальной проблемой, которая за последние годы встала перед мировым сообществом, является проблема старения населения. По прогнозу ООН, вмирек2000г. будет 610 миллионов человек старше 60 лет, а к 2025 г. их число превысит один миллиард, что составит примерно 15% всего населения планеты.
В связи с этим государствами — членами ООН в 1982 г. в Вене на Всемирной ассамблеей по проблемам старения был принят Международный план действий, который имел целью "способствовать расширению уча-
стия пожилых людей в процессе производства и развития, их более активной интеграции в экономическую социальную и культурную жизнь общества; углублять понимание важного гуманитарного характера проблем пожилых людей; развивать и стимулировать программы и мероприятия, направленные на обеспечение социальных гарантий пожилых; поощрять и развивать программы по профессиональной подготовке персонала, работающего в органах социального обеспечения и специальных медицинских учреждениях для пожилых"
По линии ООН в 1990 г. была принята резолюция Комиссии социального развития ООН по осуществлению международного плана действий по проблемам старения и связанных с ними мероприятий. В частности, в ней предложено всем правительствам определить на 2001 г. конкретные национальные цели в области старения. В Приложении к резолюции содержатся Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, которые исходят из необходимости сделать жизнь людей преклонного возраста полнокровной, так как среди них (и это характерно для всего мира) постоянно возрастает число лиц, имеющих хорошее состояние здоровья. Проводимые научные исследования не подтверждают бытующие ранее доктрины о неизбежном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом.
В конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других учреждений ООН, принятых за последние пятнадцать лет, Генеральная Ассамблея призвала все правительства по возможности включить в свои национальные программы Принципы ООН, провозглашающие, что пожилые люди должны иметь возможность:
— доступа к соответствующему продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию за счет обеспечения им дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи;
— работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельностью; участвовать в определении сроков и методов прекращения трудовой деятельности;
— участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки;
— жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей;
— проживатьдомадотехпор, пока это возможно;
— вовлекаться в жизнь общества, активно участвовать в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, и делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения;
— служить общине и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям;
— создавать движения или ассоциации пожилых лиц;
— обеспечения ухода и защиты со стороны семьи и общины в соответствии с системой культурных ценностей данного общества;
— доступа к медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия, и предотвращать или задерживать начало болезни;
— доступа к социальным и правовым услугам в целях повышения их независимости, усиления защиты и улучшения ухода;
— пользоваться правами человека и основными свободами, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, уход или лечение, включая полное уважение их достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода за ними и качества их жизни;
— доступа в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;
— вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию;
— справедливого обращения независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса и должны цениться независимо от их экономического вклада.
Исходя из этих положений, Генеральная Ассамблея ООН в 1990 г. провозгласила 1 октября Международным Днем пожилых людей. Впервые этот день отмечался в 1991 г. По решению Организации Объединенных На-
ций 1999 г. объявлен Международным годом пожилых людей. Этими решениями ООН признает фактический и потенциальный вклад пожилых людей, а также обращает внимание на новое демографическое явление: старение населения, "эпоху старения".
В настоящее время в мире насчитывается свыше 500 миллионов инвалидов. Их проблемой Организация Объединенных Наций начала заниматься в 1950 г.— тогда Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКО-СОС) принял резолюцию "Социальная реадаптация физически дефективных", в которой впервые была выдвинута проблема защиты прав инвалидов в качестве глобальной задачи. В 1965 г. ЭКОСОС принял резолюцию "Восстановление трудоспособности инвалидов", а в 1971 г.— Декларацию о правах умственно отсталых лиц, где отмечались их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство.
В 1975 г. на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Декларация о правах инвалидов. Основные ее положения.
1. Выражение "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни в силу недостатка (врожденного или нет) физических или умственных способностей.
2. Права, которыми пользуются инвалиды, должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или любого другого фактора, независимо оттого, относится ли это к самому инвалиду или к его семье.
3. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои возможнос-
ти и способности и ускорить процесс социальной интеграции и реинтеграции.
4. Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих их, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать условиям нормальной жизни лиц его возраста.
5. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью для защиты их личности и имущества.
В 1982 г. ООН приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов, содействующую эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации принципа равенства и полного участия инвалидов в социальной жизни и развитии.
Предупреждение инвалидности означает меры, направленные на искоренение причин возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.
Восстановление трудоспособности означает целенаправленный и ограниченный во времени процесс, имеющий целью дать возможность личности достичь оптимального физического, умственного и (или) социального уровня функционирования с предоставлением ей тем самым возможностей для изменения своей жизни.
Реализация принципа равенства, или создания равных возможностей, означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как физическая и культурная среда, жилищные условия и транспорт, социальные службы и службы здравоохранения, доступ к образованию, работе, культурной и социальной жизни, включая спорт и создание условий для отдыха, делаются доступными для всех.
Во Всемирной программе действий отмечается, что У инвалидов должна иметься возможность участвовать в принятии решений на всех уровнях, создавать организации, представляющие их интересы.
В конце XX века во всем мире выделилась еще одна глобальная социальная проблема — распад и трансформация семьи. Инициатором исследования этой проблемы, налаживания международного социального сотрудничества в вопросах о правах семьи в современном обществе выступила Организация Объединенных Наций.
В документах ООН роль семьи оценивается очень высоко. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, обеспечивает естественную среду для эмоциональной, финансовой и материальной поддержки, необходимой для роста и развития человека, является средой сохранения и передачи культурных ценностей, основной средой воспитания.
Основные проблемы, стоящие перед современными семьями: бедность, безработица, миграция, бытовое насилие, злоупотребление наркотиками, заболевание СПИДом, низкое качество жизни, дискриминация в отношении женщин и девочек в результате неравенства полов, дискриминация членов семей, относящихся к этническим меньшинствам и другие.
ООН рекомендует правительствам: во-первых, учитывать проблемы семьи при формировании национальной политики; во-вторых, дать возможность семьям участвовать в принятии решений в соответствующей области политики; в-третьих, всемерно развивать международное сотрудничество и обмен в вопросах о семье; в-четвертых, разработать программы, ориентированные на семьи и включающие вопросы, касающиеся прав человека, здравоохранения, образования, жилищного строительства, развития сельской местности, обеспеченности продовольствием; вопросы рабочей силы, равенства полов, детей, молодежи, престарелых, инвалидов, предотвращения преступности и др.; в-пятых, разработать механизм решения международных вопросов, касающихся усыновления или удочерения детей из других стран, международного соглашения о признании браков и разводов, воссоединения мигрантов со своими семьями, положения семей беженцев или оказавшихся по разные стороны границ в результате вооруженного конфликта.
В рекомендациях также было предложено ко всем мероприятиям, касающимся семей, активно привлекать
неправительственные организации и сами семьи; объявить 15 мая каждого года Международным днем семьи.
Вопросы для самоконтроля
Назовите основные проблемы молодежи. Почему именно этой группе населения уделяют особое внимание международные организации?
Какие проблемы российской молодежи вы считаете самыми актуальными? Какие пути решения проблем вы можете предложить?
Назовите основные проблемы пожилых людей и инвалидов. Чем вызвано внимание к ним международных организаций? Как эти проблемы решаются в России? Почему проблема укрепления семьи стала объектом внимания международных организаций? Как на практике реализовать рекомендации ООН, касающиеся решения проблем семьи?
Ситуации
При резком снижении рождаемости в стране желание родителей иметь ребенка вызывает уважение и должно всячески приветствоваться государством. Но, к сожалению, новорожденные дети иногда являются приманкой преступных элементов, занимающихся перепродажей детей или детских органов, вымогательством. Санитарное состояние родильных домов также наводит на печальные размышления. Какова роль социального работника в поддержке семей, ожидающих ребенка? Вправе ли специалист контролировать деятельность медицинских учреждений? Как привлечь к проблемам рождаемости общественность? Как вы относитесь к нововведениям, связанным с видеосъемкой процесса рождения, присутствия на родах мужа?
Этот случай произошел в одной из районных больниц Черновицкой области Украины. Заведующая родильным отделением, воспользовавшись тем, что пациентка после тяжелых родов долго была без сознания, продала появившуюся на свет девочку бездетной женщине за 20 долларов. Когда роженица пришла в себя, ей сообщили о гибели ребенка, подтвердив факт смерти поддельны-
ми документами. Представители правоохранительных органов забрали новорожденную у покупательницы в разгар торжества — в доме отмечали крестины младенца.
Видеофильм о собственных родах стали получать в подарок молодые мамы во время выписки из Люберецкого родильного дома. По словам медперсонала роддома, главное, конечно, увековечить самое радостное событие в жизни семьи. Кроме того, "родовая" видеокассета станет своеобразным учебным пособием для женщин, у которых возникнет желание обзавестись еще одним наследником. Ошибки, допущенные роженицей в первый раз, будут хорошо видны на телеэкране, и при следующих родах женщина наверняка избежит их.
Практическое задание
Двор, с гомоном детских голосов, щебетанием всезнающих старушек, наполненный светом и радостью, соединял, сплачивал жителей микрорайона. Не случайно дружба, зародившаяся в детстве, во дворе среди песочниц, лавочек и ярких качелей, оставалась и остается самой крепкой на всю жизнь. Во все времена двор был предметом гордости для всех мальчишек и девчонок, живущих в окрестных домах. Дворами дружили, дворами играли, дворами ссорились. Во дворе постигали азы школы жизни, во дворе назначали свидание. Свой двор любили и им гордились.
Сегодня то, что осталось от прежних дворов, наводит уныние и грусть. Кучи мусора, ветхие скамеечки, многочисленные гаражи и безрадостные лица пожилых людей и детворы. И без того проблем много, а тут еще родной двор глаз не радует. До того все тускло и мрачно.
В 1996 г. энтузиасты межрегиональной общественной организации "Мир вашему дому" разработали благотворительную программу по благоустройству и реконструкции детских и спортивно-игровых площадок "Маленькая Москва".
Теперь во многих московских дворах стоят новые красочные детские мини-городки. Изготовленные из современных экологических материалов, такие комплексы не только привлекательны и безопасны для детворы, но очень декоративны. Малышня с упоением и без устали совершает один за другим новый заход на
"полосу препятствий", забывая о времени. Серый, унылый двор после завершения строительства приобретает оттенок неповторимости, в нем появляется яркий праздничный "островок" движения, радости, игры.
Все работы проводятся совместно с жителями и исключительно на средства спонсоров. Важно и то, что благотворительные акции по строительству детских площадок способствуют достижению благородных целей — занятость подростков, развитие инициативы, воспитание патриотических чувств. В собственном дворе, благоустроенном своими же руками, вряд ли кому захочется заниматься варварством.
В 1997 г. программа "шагнула" и в другие российские регионы. Благодаря первоначальной финансовой поддержке американского благотворительного фонда Форда проект получил название "Российский дворик". Уже построены две детские площадки в Ярославской области. Ведутся проектные работы в Махачкале. Поступили заявки из Твери, Нижнего Новгорода, Томска, Омска, Брянска и ряда других регионов России.
Создайте инициативную группу проекта "Российский дворик" в своем районе. Совместно с администрациями разного уровня (района, города, области, республики) продумайте систему поощрения спонсоров. Свяжитесь с заинтересованными организациями и учреждениями, разместите рекламу проекта в местных СМИ.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 277.