МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Национальной науки нет, как нет нацио­нальной таблицы умножения".

А . П . Чехов

Международное сотрудничество осуществляется всеми странами на разных уровнях: политическом, военно-техническом, неправительственном и др. По­нятно, что при этом стороны преследуют определенные интересы, например, обмен опытом деятельности по какому-либо вопросу или проблеме, проведение совме­стных проектов и программ, установление контактов и связей, знакомство с другими культурами и достиже­ниями, совместные попытки лоббирования властных структур, принятие совместных документов и решений по различным вопросам внешней и внутренней поли­тики отдельных стран и т. д.

При этом сотрудничающие стороны опираются на ранее достигнутые договоренности, решения, планы, протоколы, соглашения и т. п. Так, история междуна­родного сотрудничества в глобальном масштабе и от­дельных стран имеет давнюю и богатую историю. Тот, кто посвятил себя социальной работе, любой другой профессии системы "человек-человек", должен знать основные международные документы, определяющие современные подходы к оценке личности, националь­ного общества, мирового сообщества.

Устав Организации Объединенных Наций 1945 года Созданная сразу после окончания Второй мировой войны, Организация Объединенных Наций символи­зировала собой решимость международного сообще­ства выработать новые договоры с целью поддержания и обеспечения мира. Впервые было заявлено о жела­нии создать систему международного сотрудничества,

ограничивающую суверенитет отдельных государств. МеЖДУнаР°Аное сообщество обязалось создать гаран­тии прав человека, которые будут обеспечивать защиту отдельных лиц, групп или общин. Внутреннее законо­дательство в этих ключевых областях должно было быть приведено в соответствие с международными норма­ми, которые имеют над ним верховенство.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года Основные положения Всеобщей декларации отра­жают самые сокровенные чаяния человечества. Она сформулирована неполитическим языком и устанавли­вает формы отношений, на которые может рассчиты­вать каждый человек в мире. В этом документе впервые были сведены воедино идеи, которые являются общи­ми для многих политических, культурных и религиоз­ных традиций.

В своих 30 статьях Всеобщая декларация опреде­ляет основные права и свободы всех людей, охваты­вая при этом гражданские, политические, экономи­ческие, социальные и культурные права. Но сама по себе Декларация не имеет юридической силы. Она представляет собой свод нравственных норм. О зна­чении и влиянии этих нравственных норм и их при­менении свидетельствуют их широкое признание и включение во внутреннее законодательство большин­ства стран мира.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года

В Конвенции гарантируется полная реализация принципа равенства и недискриминации для каждого человека. Документ направлен на ликвидацию расовой Дискриминации во всех ее формах и проявлениях, пре­дупреждение и искоренение расистских теорий и прак­тики их осуществления и создание международного ообщества, свободного от всех форм расовой сегрега­ции и расовой дискриминации.

Международные пакты по правам человека 1966 года Два Пакта (один из которых касается гражданских *i Политических прав, а другой — экономических, соци-^ь и культурных прав), разработанных на основе

Всеобщей декларации, устанавливают международно признанные нормы, с помощью которых в судебном порядке обеспечивается защита прав человека в еду чае их нарушения.

Пакты имеют три общих элемента: а) право на са­моопределение, реализация которого привела к деко­лонизации и вступлению большого числа новых госу­дарств в члены Организации Объединенных Наций; б) принцип равенства мужчин и женщин и недискри­минации по признаку пола, расы или религии; в) прин­цип неделимости, т. е. взаимозависимости гражданских и политических свобод с экономическими, социальны­ми и культурными правами.

Международный пакт о гражданских и политичес­ ких правах 1966 года

В Пакте закреплены следующие права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; не подвергать­ся пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижаю­щему достоинство обращению или наказанию; запре­щение рабства; не подвергаться произвольному аресту и задержанию; на свободу слова, религии, собрания и ассоциаций, включая членство в профсоюзах; на сво­боду передвижения и выбора места жительства; голо­совать на основе системы всеобщего избирательного права; на справедливое судебное разбирательство; на защиту меньшинств.

Декларация социального прогресса и развития 1969 года

Декларация является комплексной программой социального сотрудничества. Она отражает ценности социальных доктрин и утверждает новое отношение к социальному статусу человека. В ней сформулированы основные принципы социального прогресса, главным из которых является положение о том, "что все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, язы­ка, вероисповедания, национальности, этнического происхождения, семейного или социального положе­ния либо политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях и в условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и дол­жны со своей стороны способствовать ему".

В Декларации важное значение придается семье как основной ячейке общества и естественной среде для благополучия всех ее членов, особенно детей и молоде­жи. Деятельность каждого государства, как отмечено в Декларации, должна быть направлена на постоянное увеличение национального дохода и богатства и спра­ведливое распределение их среди всех членов общества.

Правила, касающиеся задержания правонарушителей и обращения с ними

В 1955 г. первый Конгресс Организации Объеди­ненных Наций по предупреждению преступности и об­ращению с правонарушителями принял минимальные стандартные правила обращения с заключенными и уп­равления пенитенциарными учреждениями. В 1971 г. Генеральная Ассамблея рекомендовала обеспечить эф­фективное применение этих правил в области управле­ния пенитенциарными и исправительными учреж­дениями и положительно рассмотреть вопрос об их включении в национальные законодательства.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде 1972года

Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, которая состоялась в Стокгольме в 1972 г. провозгласила, что каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо будущих поколений.

Позднее Генеральная Ассамблея учредила Про­грамму Организации Объединенных Наций по окру­жающей среде для наблюдения за состоянием окружа­ющей среды и поощрения экологически безопасной Деятельности.

В 1989 г. разработана Базельская конвенция о кон­троле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Важные международные договоры в области охраны окружающей среды были приняты на Конференции Организации Объединенных Наций по °кружающей среде и развитию в июне 1992 г., а имен­но Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата и Конвенция о биологи­ческом разнообразии.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года

В статье 1 Конвенции дается следующее определе­ние понятия дискриминации в отношении женщин-"Любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществ­ление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

Государства, ставшие участниками этой Конвенции, соглашаются безотлагательно всеми соответствующи­ми способами проводить политику ликвидации дискри­минации в отношении женщин и с этой целью обязу­ются:

а)    включить принцип равноправия мужчин и жен­
щин в свои национальные конституции или другое
соответствующее законодательство, если это еще не
было сделано, и обеспечить с помощью закона и других
соответствующих средств практическое осуществле­
ние этого принципа;

б)    принимать соответствующие законодательные и
другие меры, включая санкции, там где это необходи­
мо, запрещающие всякую дискриминацию в отноше­
нии женщин;

в)    установить юридическую защиту прав женщин
на равной основе с мужчинами и обеспечить с помо­
щью компетентных национальных судов и других го­
сударственных учреждений эффективную защиту жен­
щин против любого акта дискриминации;

г)     принимать все соответствующие меры для лик­
видации дискриминации в отношении женщин со
стороны какого-либо лица, организации или предпри­
ятия;

д)    изменить соответствующим образом или отме­
нить действующие законы, постановления, обычаи и
практику, которые представляют собой дискримина­
цию в отношении женщин.

Принципы медицинской этики 1982 года В 1976 г. Генеральная Ассамблея предложила Все­мирной организации здравоохранения подготовить

проект кодекса медицинской этики с целью защиты лИц, подвергаемых любой форме задержания или тю­ремного заключения. С помощью ВОЗ, Совета меж­дународных научных медицинских организаций и Всемирной медицинской ассамблеи Генеральная Ас­самблея разработала и приняла в 1982 г. принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите зак­люченных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство видов обращения и наказания. В 1983 г. Генераль­ная Ассамблея призвала все правительства содей­ствовать соблюдению этих принципов медицинскими работниками и служащими учреждений, в функции которых входит задержание и тюремное заключение.

Конвенция против пыток и других жестоких, бес­человечных или унижающих достоинство видов обра­щения и наказания 1984 года

Эта Конвенция не только предусматривает, что государства-участники должны полностью запретить применение пыток в рамках своего национального за­конодательства, но и четко указывает, что никакой приказ вышестоящего начальника и никакие исклю­чительные обстоятельства не могут служить оправ­данием пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В Конвенции сказано, что любое лицо, применявшее пытки, подвергается судебным пресле­дованиям на территории любого государства-участ­ника, а в случае наличия достоверной информации о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника Конвенция пре­дусматривает проведение международного разбира­тельства.

Государства — участники Конвенции также обязу­ются предпринимать эффективные законодательные, административные судебные или другие меры для пре­дупреждения актов пыток на любой территории под его Юрисдикцией. Никакие исключительные обстоятель­ства, какими бы они ни были, будь то состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое


другое чрезвычайное положение, не могут служить оп­равданием пыток.

Минимальные стандартные Правила Организа­ ции Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 года

Эти Правила касаются таких вопросов, как ми­нимальный возраст уголовной ответственности, цели отправления правосудия в отношении несовершен­нолетних, характеристики эффективного, справедли­вого и гуманного отправления правосудия в отноше­нии несовершеннолетних и подлежащие применению принципы в области прав человека. Они также охва­тывают вопросы, касающиеся расследования и судеб­ного разбирательства преступлений, совершенных несовершеннолетними, включая вопрос о содержании под стражей до суда. В целом в них рекомендуется минимально использовать меры, предусматриваю­щие заключение несовершеннолетних в исправи­тельные учреждения. Они также содержат положе­ния, обеспечивающие защиту несовершеннолетних правонарушителей, помещенных в исправительные учреждения.

Конвенция о правах ребенка 1989 года Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка, при этом она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которыхдети могут принимать активное и творчес­кое участие в социально-политической жизни своих стран.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний воз­раст достижения совершеннолетия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществ­ления других. Она показывает, что необходимая ре­бенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей свобода зависит, помимо всего прочего, от здоровой и безопасной окружающей обстановки, наличия доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении пита­ния, одежды и жилища. Дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, не­зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхож­дения, имущественного положения, состояния здоро­вья и обстоятельств рождения ребенка, его или ее родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Конвенция защищает детей от всех форм эксплуа­тации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения с целью защиты прав детей, вовлеченных в преступную деятельность. Конвенция признает перво­степенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года

Эта Конвенция применяется ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без какого бы то ни было различия, как то: по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социально­го происхождения, гражданства, возраста, экономичес­кого, имущественного, семейного и сословного поло­жения или по любому другому признаку. Конвенция охватывает широкий круг прав, уже провозглашенных в Пактах.

Вопросы для самоконтроля

Проанализируйте важнейшие международные докумен­ты по социальной защите людей.

Как вы считаете, каков механизм контроля международ­ных организаций за исполнением принятых решений? Что необходимо для полной реализации международ­ных документов в России?

Ситуации

Используя Закон РФ "Об образовании, "Типовое положение РФ "Об образовательном учреждении", Распоряжение главного санитарного врача РФ "О са­нитарных нормах общеобразовательного учреждения", а также нормативно правовые акты, касающиеся сис­темы образования вашего региона, ответьте на вопро­сы родителей и учеников:

Обязаны ли мы сдавать деньги на охрану? Всем ли положено в школе бесплатное питание? Можно ли отказаться от школьного обеда? В нашей школе выдается один учебник по истории на двух человек. Причем содержание его вызывает, мягко говоря, удивление. Как мы можем исправить эту ситуацию ?

Мой ребенок не учится в школе уже два года. Он закончил всего шесть классов. Его не берут в школы, а начальник управления образования района сказал: "На усмотрение директора!" Прошу вас, помогите мне ус­троить ребенка в школу.

С какого класса открываются гимназические и лицейские группы?

У нас директор пытается заставить всех сдать день­ги на школьную форму. Законно ли это?

Обязана ли моя дочь-второклассница посещать ритмику и аэробику?

Классная руководительница моего сына третирует детей, были даже случаи рукоприкладства. Как нам действовать?

У нас в классе — 31 человек. Правомерно ли это? Кто принимает решение об открытии второй сме­ны и введении шестидневного обучения? Могут ли родители повлиять на эти решения ?

Кто определяет должностные обязанности социаль­ного педагога и социального работника в образователь­ном учреждении? Какие функции, на ваш взгляд, дол­жны выполнять эти специалисты в школе?

Практическое задание

Подготовка заявки на финансирование социального проекта в международный фонд или международную организацию.




















Дата: 2019-04-23, просмотров: 256.