"Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения".
А . П . Чехов
Международное сотрудничество осуществляется всеми странами на разных уровнях: политическом, военно-техническом, неправительственном и др. Понятно, что при этом стороны преследуют определенные интересы, например, обмен опытом деятельности по какому-либо вопросу или проблеме, проведение совместных проектов и программ, установление контактов и связей, знакомство с другими культурами и достижениями, совместные попытки лоббирования властных структур, принятие совместных документов и решений по различным вопросам внешней и внутренней политики отдельных стран и т. д.
При этом сотрудничающие стороны опираются на ранее достигнутые договоренности, решения, планы, протоколы, соглашения и т. п. Так, история международного сотрудничества в глобальном масштабе и отдельных стран имеет давнюю и богатую историю. Тот, кто посвятил себя социальной работе, любой другой профессии системы "человек-человек", должен знать основные международные документы, определяющие современные подходы к оценке личности, национального общества, мирового сообщества.
Устав Организации Объединенных Наций 1945 года Созданная сразу после окончания Второй мировой войны, Организация Объединенных Наций символизировала собой решимость международного сообщества выработать новые договоры с целью поддержания и обеспечения мира. Впервые было заявлено о желании создать систему международного сотрудничества,
ограничивающую суверенитет отдельных государств. МеЖДУнаР°Аное сообщество обязалось создать гарантии прав человека, которые будут обеспечивать защиту отдельных лиц, групп или общин. Внутреннее законодательство в этих ключевых областях должно было быть приведено в соответствие с международными нормами, которые имеют над ним верховенство.
Всеобщая декларация прав человека 1948 года Основные положения Всеобщей декларации отражают самые сокровенные чаяния человечества. Она сформулирована неполитическим языком и устанавливает формы отношений, на которые может рассчитывать каждый человек в мире. В этом документе впервые были сведены воедино идеи, которые являются общими для многих политических, культурных и религиозных традиций.
В своих 30 статьях Всеобщая декларация определяет основные права и свободы всех людей, охватывая при этом гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Но сама по себе Декларация не имеет юридической силы. Она представляет собой свод нравственных норм. О значении и влиянии этих нравственных норм и их применении свидетельствуют их широкое признание и включение во внутреннее законодательство большинства стран мира.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года
В Конвенции гарантируется полная реализация принципа равенства и недискриминации для каждого человека. Документ направлен на ликвидацию расовой Дискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание международного ообщества, свободного от всех форм расовой сегрегации и расовой дискриминации.
Международные пакты по правам человека 1966 года Два Пакта (один из которых касается гражданских *i Политических прав, а другой — экономических, соци-^ь и культурных прав), разработанных на основе
Всеобщей декларации, устанавливают международно признанные нормы, с помощью которых в судебном порядке обеспечивается защита прав человека в еду чае их нарушения.
Пакты имеют три общих элемента: а) право на самоопределение, реализация которого привела к деколонизации и вступлению большого числа новых государств в члены Организации Объединенных Наций; б) принцип равенства мужчин и женщин и недискриминации по признаку пола, расы или религии; в) принцип неделимости, т. е. взаимозависимости гражданских и политических свобод с экономическими, социальными и культурными правами.
Международный пакт о гражданских и политичес ких правах 1966 года
В Пакте закреплены следующие права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; запрещение рабства; не подвергаться произвольному аресту и задержанию; на свободу слова, религии, собрания и ассоциаций, включая членство в профсоюзах; на свободу передвижения и выбора места жительства; голосовать на основе системы всеобщего избирательного права; на справедливое судебное разбирательство; на защиту меньшинств.
Декларация социального прогресса и развития 1969 года
Декларация является комплексной программой социального сотрудничества. Она отражает ценности социальных доктрин и утверждает новое отношение к социальному статусу человека. В ней сформулированы основные принципы социального прогресса, главным из которых является положение о том, "что все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национальности, этнического происхождения, семейного или социального положения либо политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях и в условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и должны со своей стороны способствовать ему".
В Декларации важное значение придается семье как основной ячейке общества и естественной среде для благополучия всех ее членов, особенно детей и молодежи. Деятельность каждого государства, как отмечено в Декларации, должна быть направлена на постоянное увеличение национального дохода и богатства и справедливое распределение их среди всех членов общества.
Правила, касающиеся задержания правонарушителей и обращения с ними
В 1955 г. первый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял минимальные стандартные правила обращения с заключенными и управления пенитенциарными учреждениями. В 1971 г. Генеральная Ассамблея рекомендовала обеспечить эффективное применение этих правил в области управления пенитенциарными и исправительными учреждениями и положительно рассмотреть вопрос об их включении в национальные законодательства.
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде 1972года
Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, которая состоялась в Стокгольме в 1972 г. провозгласила, что каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо будущих поколений.
Позднее Генеральная Ассамблея учредила Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде для наблюдения за состоянием окружающей среды и поощрения экологически безопасной Деятельности.
В 1989 г. разработана Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Важные международные договоры в области охраны окружающей среды были приняты на Конференции Организации Объединенных Наций по °кружающей среде и развитию в июне 1992 г., а именно Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года
В статье 1 Конвенции дается следующее определение понятия дискриминации в отношении женщин-"Любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".
Государства, ставшие участниками этой Конвенции, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:
а) включить принцип равноправия мужчин и жен
щин в свои национальные конституции или другое
соответствующее законодательство, если это еще не
было сделано, и обеспечить с помощью закона и других
соответствующих средств практическое осуществле
ние этого принципа;
б) принимать соответствующие законодательные и
другие меры, включая санкции, там где это необходи
мо, запрещающие всякую дискриминацию в отноше
нии женщин;
в) установить юридическую защиту прав женщин
на равной основе с мужчинами и обеспечить с помо
щью компетентных национальных судов и других го
сударственных учреждений эффективную защиту жен
щин против любого акта дискриминации;
г) принимать все соответствующие меры для лик
видации дискриминации в отношении женщин со
стороны какого-либо лица, организации или предпри
ятия;
д) изменить соответствующим образом или отме
нить действующие законы, постановления, обычаи и
практику, которые представляют собой дискримина
цию в отношении женщин.
Принципы медицинской этики 1982 года В 1976 г. Генеральная Ассамблея предложила Всемирной организации здравоохранения подготовить
проект кодекса медицинской этики с целью защиты лИц, подвергаемых любой форме задержания или тюремного заключения. С помощью ВОЗ, Совета международных научных медицинских организаций и Всемирной медицинской ассамблеи Генеральная Ассамблея разработала и приняла в 1982 г. принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В 1983 г. Генеральная Ассамблея призвала все правительства содействовать соблюдению этих принципов медицинскими работниками и служащими учреждений, в функции которых входит задержание и тюремное заключение.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года
Эта Конвенция не только предусматривает, что государства-участники должны полностью запретить применение пыток в рамках своего национального законодательства, но и четко указывает, что никакой приказ вышестоящего начальника и никакие исключительные обстоятельства не могут служить оправданием пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В Конвенции сказано, что любое лицо, применявшее пытки, подвергается судебным преследованиям на территории любого государства-участника, а в случае наличия достоверной информации о систематическом применении пыток на территории какого-либо государства-участника Конвенция предусматривает проведение международного разбирательства.
Государства — участники Конвенции также обязуются предпринимать эффективные законодательные, административные судебные или другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его Юрисдикцией. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любое
другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.
Минимальные стандартные Правила Организа ции Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 года
Эти Правила касаются таких вопросов, как минимальный возраст уголовной ответственности, цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, характеристики эффективного, справедливого и гуманного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и подлежащие применению принципы в области прав человека. Они также охватывают вопросы, касающиеся расследования и судебного разбирательства преступлений, совершенных несовершеннолетними, включая вопрос о содержании под стражей до суда. В целом в них рекомендуется минимально использовать меры, предусматривающие заключение несовершеннолетних в исправительные учреждения. Они также содержат положения, обеспечивающие защиту несовершеннолетних правонарушителей, помещенных в исправительные учреждения.
Конвенция о правах ребенка 1989 года Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка, при этом она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которыхдети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран.
Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она показывает, что необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей свобода зависит, помимо всего прочего, от здоровой и безопасной окружающей обстановки, наличия доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его или ее родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Конвенция защищает детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения с целью защиты прав детей, вовлеченных в преступную деятельность. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года
Эта Конвенция применяется ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей без какого бы то ни было различия, как то: по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку. Конвенция охватывает широкий круг прав, уже провозглашенных в Пактах.
Вопросы для самоконтроля
Проанализируйте важнейшие международные документы по социальной защите людей.
Как вы считаете, каков механизм контроля международных организаций за исполнением принятых решений? Что необходимо для полной реализации международных документов в России?
Ситуации
Используя Закон РФ "Об образовании, "Типовое положение РФ "Об образовательном учреждении", Распоряжение главного санитарного врача РФ "О санитарных нормах общеобразовательного учреждения", а также нормативно правовые акты, касающиеся системы образования вашего региона, ответьте на вопросы родителей и учеников:
Обязаны ли мы сдавать деньги на охрану? Всем ли положено в школе бесплатное питание? Можно ли отказаться от школьного обеда? В нашей школе выдается один учебник по истории на двух человек. Причем содержание его вызывает, мягко говоря, удивление. Как мы можем исправить эту ситуацию ?
Мой ребенок не учится в школе уже два года. Он закончил всего шесть классов. Его не берут в школы, а начальник управления образования района сказал: "На усмотрение директора!" Прошу вас, помогите мне устроить ребенка в школу.
С какого класса открываются гимназические и лицейские группы?
У нас директор пытается заставить всех сдать деньги на школьную форму. Законно ли это?
Обязана ли моя дочь-второклассница посещать ритмику и аэробику?
Классная руководительница моего сына третирует детей, были даже случаи рукоприкладства. Как нам действовать?
У нас в классе — 31 человек. Правомерно ли это? Кто принимает решение об открытии второй смены и введении шестидневного обучения? Могут ли родители повлиять на эти решения ?
Кто определяет должностные обязанности социального педагога и социального работника в образовательном учреждении? Какие функции, на ваш взгляд, должны выполнять эти специалисты в школе?
Практическое задание
Подготовка заявки на финансирование социального проекта в международный фонд или международную организацию.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 293.