"Советский Союз является плодом самой пламенной надежды народов всего мира, он является живым воплощением наших мечтаний, он является самым мощным осуществлением социального прогресса".
Р. Роллан
"Нельзя бывшее сделать небывшим".
Г. Гегель
Марксистская теория социальной работы, остающаяся основой социальной политики ряда стран, опирается на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства. Важнейшей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии признается построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.
Политический авангард пролетариата — коммунистическая партия — обеспечивает использование власти, оперативное управление и долгосрочное планирование для справедливого решения задач переустройства общества.
В исследовательском плане это направление для социальной работы полезно прежде всего своей общей идеологией ориентирования социального внимания на обездоленных, бедные слои населения. Не менее важно в этой связи и то, что в основу определения социального положения, бедности кладется отношение к собственности, владению, пользованию и распоряжению средствами производства, определенными богатствами.
Принципиальное значение для социальной работы имеет ориентация марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций.
В Советском Союзе была развита одна из самых уникальных систем социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищ-но-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Успешно функционировали различные общественные организации и ассоциации, оказывающие помощь населению (Общество Красного Креста, Российский Фонд милосердия и здоровья, Всероссийские общества глухих, слепых и др.). Осуществлялись программы помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения, жертвам стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф; оказание помощи (материальной, социальной, медицинской) одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, ветеранам, многодетным семьям и другим категориям нуждающихся; комплексная система социальной реабилитации, что предусматривало медико-восстановительную реабилитацию, профориентацию, рациональное трудоустройство, повышение квалификации, освоение сложных профессий; улучшение жилищных условий, обучение различным видам профессиональной деятельности и др.
"Отказавшись от принципа благотворительности, рабоче-крестьянское правительство осуществляло коммунистическое социальное обеспечение, при котором каждый впавший в инвалидность и нужду, каждый нетрудоспособный, будь то ребенок или взрослый, может надеяться, что государство не даст ему умереть с голода, а придет ему на помощь. На основе этих начал
было широко развернуто дело по системе социального обеспечения, как и по системе социального страхова-нИя"— было заявлено уже к десятой годовщине Октября. (1927 г.)
Однако довольно часто деятельность и официальных учреждений, и общественных организаций носила "ведомственный" характер, с одной стороны, и "мозаичный", разрозненный — с другой.
Дети, Сережа — 12-ти лет и Катя — двух лет, потеряли родителей. Близких родственников у них нет. Сережа определяется в один детский дом, Катя — в gPYr ° ui для дошкольников. Дети подрастают. После окончания школы Сережа прямо из детского дома уходит в армию, Катя живет в другом городе, родственные контакты между ними разорваны. У Кати остались лишь случайные воспоминания о родителях. Сережа возвращается из армии, хочет взять Катю из детского дома, но нет квартиры. Проблема многократно усложняется из-за хронического дефицита жилья.
Не было координации деятельности различных социальных учреждений и общественных организаций. А органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим разнообразием социальных проблем.
В годы советской власти семья рассматривалась как "ячейка общества", которой в полной мере доверять нельзя, так как, являясь также и единицей рода, она хранила в своей социально-генетической памяти многие "пережитки прошлого", не всегда совместимые с господствующей коммунистической идеологией. Поэтому создавалась государственная система воспитания, в которой семье отводилось подчиненное место. Государство, беря на себя многие функции семьи по отношению к детям (присмотр, забота о досуге, охрана жизни и здоровья, питание, материальное обеспечение и т. д.) получало право контроля за содержанием и качеством семейного воспитания. Поэтому несколько поколений семей деградировали в массе своей как институты социализации подрастающих поколений. А сейчас практически брошенная государством семья оказалась в состоянии, когда на первое место в приоритетах семьи выходит борьба за выживание в прямом смысле слова.
Фундаментом введения профессии "социальная работа" в 90-е гг. XX века в России явились наработки представителей других профессий: воспитателей, психологов, работников культуры, здравоохранения и спорта, органов соцобеспечения и охраны порядка, которые создавали и воплощали различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной работы, проводили научные исследования.
Именно в этом состоит своеобразие процесса становления профессий социальной работы в России, когда на момент своего государственного "рождения" она находилась в достаточно зрелом состоянии, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, традициями милосердия и общинного духа, сотрудничества, социальной заботы и взаимопомощи.
Для отечественной практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время всегда была характерна доминирующая роль социальной педагогики, что в определенной мере позволило сократить отставание России в этих вопросах от других стран, а также заложить "социально-педагогический акцент", недостаточной развитостью которого в моделях социальной работы многих стран так озабочены в настоящее время мировая практика и интегративная наука профессии "социальнаяработа".
Социальные педагоги в нашей стране стали первопроходцами, пробившими дорогу профессии "социальная работа". И это вполне закономерно прежде всего потому, что базовую основу профессиональной компетенции любого социального работника составляют этические, нравственные, психолого-педагогические характеристики.
Выделяются три этапа развития современной отечественной социальной работы XX века (по В.Г. Бочаровой): 1) 60-е годы; 2) 70 — 80-е годы; 3) конец 80-х — современность.
Первый этап — 60-е год — период накопления опыта, поиска, появление в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы школы, различные категории работников внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и воспитатели, рабо-
тающие в учреждениях других ведомств: культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, правоохранительных органов, в системе профсоюзов, в общежитиях и т. п.).
Второй этап — на рубеже 70 — 80-х годов — общественная потребность, достижения передового опыта социальной работы, социального воспитания вывели проблему на качественно новый этап ее решения. В стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т. п. В педагогической науке этот период характеризуется усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики.
Однако развитие социальной работы продолжало сдерживаться ее организационной, кадровой, материально-технической и научно-педагогической необеспеченностью. Процесс затруднялся, с одной стороны, функциональной неразберихой и разобщенностью в работе институтов, представляющих различные сферы социальной политики, социальной деятельности (образование, здравоохранения, культура, спорт, соцобеспечение и др.); с другой — сложившимися традиционными представлениями о социальной работе в самой приоритетной и сложной сфере — в семейно-бытовой среде, по месту жительства взрослых и детей — как о так называемой "жэковской" педагогике. Необеспеченность социальных служб профессионально подготовленными кадрами специалистов вызвала перегрузку ряда профессий (особенно педагогических кадров школ) несвойственными им функциями. Это отрицательно сказалось на эффективности социальной работы, на выполнении образовательными учреждениями собственно педагогических функций и особенно на педагогическом образовании семьи, сферы общения и отношений Детей во взрослой среде.
Работа в социуме страдала отчуждением семьи от социальной деятельности, социального воспитания, неоправданными попытками подменить ее функции различного рода государственными структурами, перенесением в эту сферу сугубо школьных методов,
неприемлемых для открытой среды, преобладанием "педагогики мероприятий" без должного учета интересов, потребностей, возможностей детей и их микросоциального окружения; определенной безадресностью содержания, форм, методов социальной помощи, социальной работы, выбор которых нередко определялся случайными факторами и не носил личностно ориентированного характера.
Сложная ситуация возникла и в здравоохранении из-за отсутствия медицинских социальных работников, функции которых лишь частично и непрофессионально выполняли, по существу, специалисты, призванные лечить людей — врачи.
Вопросы социальной работы с подростками деви-антного (асоциального) поведения и семьями "групп риска" из-за отсутствия социальных работников-профессионалов в течение длительного периода находились в ведении органов милиции.
Не было системы социальной работы с инвалидами, престарелыми, другими категориями людей, особо нуждающимися в социальной защите.
Однако, несмотря на трудности и противоречия, этот этап характеризуется интенсивным развитием социально-педагогической практики и других отраслей, сфер социальной работы. Все более отчетливо проявляются такие тенденции, как интеграция деятельности различных ведомств, согласование содержания социальной работы на межведомственной основе, изменение характера взаимодействия учреждений различных ведомств.
Глубокий кризис общества выявил и резко увеличил социальную обездоленность значительной части семей, групп населения, поставив во главу угла проблему поиска путей коренного экономического и духовно-нравственного оздоровления общества как гарантии удовлетворения потребностей, защиты интересов и прав каждой личности.
Третий этап — к концу 80-х годов в стране созрели все предпосылки для перехода к государственному уровню решения проблем социальной работы, к созданию целостной системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения ■ на основе ретроспективного научного анализа накоп-
енного отечественного опыта, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики соци-льной работы. Сформировалась концепция социальной работы, включающая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные регионально ориентированные варианты, различающиеся по способам и средствам реализации общих подходов в конкретных национально-региональных и местных условиях. Активно включаются в социальную работу различные благотворительные организации, добровольные общества, ассоциации, фонды, творческие союзы, Церковь.
В настоящее время происходит переход от чисто государственной системы социальной работы к системе, включающей общественную благотворительность. В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти.
На пути воссоздания системы российской благотворительности неизбежны противоречия и трудности роста. Избежать многих ошибок поможет изучение не только современного зарубежного опыта, но и имеющийся исторический опыт своего Отечества. Его изучение показывает: помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при индивидуальном характере помощи; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе — благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства,— как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им.
Государство должно взять на себя функции контроля за деятельностью благотворительных учреждений, частичного финансирования работы некоторых из них, а главное — создание единой стройной системы законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот, по-°Щрений.
Необходимо пристальное внимание к проблемам благотворительности со стороны средств массовой информации и контроль со стороны общественности.
Вопросы для самоконтроля
Назовите положительные и негативные черты соцИад ной работы в СССР.
Охарактеризуйте три основных этапа развития соци
альной работы в России с 60-х годов XX века по наш"
время. е
Ситуация
Система организации летнего отдыха детей сегда была предметом гордости Советского Союза. В тысячах стационарных и палаточных лагерях еже годно отдыхали и трудились миллионы школьников и студентов. Новая экономическая ситуация привела к резкому сокращению летних оздоровительных цент ров. Оставшиеся лагеря настолько снизили качество предоставляемых услуг, что сегодня можно говорить об их "антиоздоровительном " влиянии на подрастающее поколение. Обсудите приведенный ниже рассказ и комментарии к нему специалистов. Составьте перечень оздоровительных центров, действующих в вашем регионе. Отвечают ли они педагогическим и санитарным требованиям? Какие специалисты в них работают? Какие дополнительные услуги они предлагают? Как вы относитесь к идее совместных детско-родительских лагерей? Методом мозгового штурма разработайте современную программу деятельности летнего детского оздоровительного центра. Обсудите ее со специалистами, родителями, детьми. С помощью администрации своего региона спланируйте проведение летней смены социальных волонтеров.
"Из детского оздоровительного лагеря на Азовском море моя сестра вернулась с отравлением, поносом, сыпью на лице и сильной простудой. Так завершился "здоровый детский отдых на берегу моря с массой веселых игр, удобными палатами, вкусными обедами и т. д.", обещанный рекламными проспектами лагеря.
Наделе все было иначе. В "удобные четырехместные палаты" набили по шесть детей. Ночью кровати осаждали полчища тараканов и муравьев. Туалет в корпусе не работал со дня приезда. И ночью, и днем детям приходилось бегать на улицу — в грязную, ни-
ем не прибираемую бетонную будку с тремя дырками полу и полчищами сороконожек, пауков и червей. Горячей воды в кранах не было, даже в банные дни ее хватало на первые 10 минут, домывались холодной.
Обещанные в рекламе "свежие фрукты на полдник" оказались зелеными, кислыми абрикосами и сливами. Поэтому, когда завезли арбузы, детской радости не было предела. Результат — четыре отравления средней тя-ясести и еще несколько легких. Среди "средней тяжести" оказалась и моя сестра, роковой арбуз ей выдали в награду за победу в конкурсе.
"Дяденька, дайте бадминтон или мячик", — клянчили обалдевшие от скуки дети у физрука. "На "Веселых стартах" получите", — отрезал физрук. Краски, карандаши и бумага в лагере также не водились. Кружки, обещанные в рекламе, вымерли уже несколько лет назад. От библиотеки осталась стопка книг на украинском языке.
Правда, два раза в день детей выводили на пляж, усыпанный дохлыми бычками, но в воде можно было находиться не более пяти минут. Кстати, до того, чтобы убрать с пляжа завалы дохлой рыбы, администрация все же снизошла. Сгребли тушки в кучу, собрали на носилки и... закопали на территории лагеря. Мух стало в два раза больше.
Через несколько дней детей наконец-то отправили домой, раздав в вагоне по одному комплекту постельного белья на двоих. Куда делись остальные сданные родителями на постель деньги, непонятно".
Советы юриста (С. Завидова, юрист Общества защиты прав потребителей):
Случаев, когда родители подают в суд на администрацию лагеря, немного. Большинство просто не верит в возможность выиграть дело и не хочет зря возиться. На самом же деле достаточно грамотно составленного контракта, и размер полученной вами компенсации может превысить стоимость самой путевки. Правда, для этого в договоре с турфирмой или администрацией лагеря должно быть указано:
1) в какой местности находится лагерь (лес, город,
ВоДоемы);
2) как будут выглядеть жилые корпуса (капиталь
ный дом, палатки и т. д.).
3. Сколько детей будут жить в одной комнате.
4. Сколько раз детей кормят. Попросите пример
ное меню и снимите копию.
5. Обязательно требуйте медицинскую страховку
А чтобы не возникало вопросов, чем ваш ребенок болел
до лагеря, а что приобрел уже на отдыхе, пройдите
перед отъездом медосмотр.
6. Упомяните в контракте про работающие ванную
с туалетом.
Советы врача (Э. Коваленко, главврач санэпиде-миологического отдела Московской области):
Летом 1998 г. количество острых инфекционных заболеваний в детских летних лагерях действительно сильно возросло. Первая причина — непростительная беспечность администрации детских лагерей. Персонал зачастую набирался буквально с улицы или из числа родственников и знакомых. Порой будущие воспитатели, повара не проходили обязательного медосмотра. И даже не все врачи имели образование педиатра. Техническое оборудование не отвечает санитарным нормам.
Перед открытием лагерь обязательно должен был проверяться комиссией, состоящей из санэпи-демиологов, пожарных, местной администрации. Но этому правилу не следуют все лагеря. Поэтому в будущем, прежде чем отправлять ребенка на отдых, позвоните в отделение СЭС или Комитет по делам молодежи того района, где находится оздоровительное учреждение.
Список использованной литературы
Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие.— М-'-Изд-во УРАО, 1997.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. д.М. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка,— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993.
ЗАНЯТИЕ 28
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
"Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр".
Вольтер
Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности. Например, в Германии основные виды социальной работы в последние годы традиционно группируются по таким направлениям:
а) социальное страхование; б) социальное обеспечение; в) социальная помощь.
В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий. В США выделяют: а) социальную работу с индивидом; б) социальную работу с группами людей, оказавшихся в сходной ситуации; в) социальную работу с общиной.
Возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Эти различия особен-
но заметны при сравнении европейской и американской моделей социальной работы.
Развитие системы социального обеспечения на Европейском континенте имеет более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (межобщинные) связи. В большинстве стран Европы создание официальных структур ддя осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп инициировалось государством. Характерной же чертой американских поселенцев была опора на собственные силы, личную инициативу и стремление максимально уменьшить влияние государственных структур. Подобный индивидуалистический подход наложил отпечаток и на формирование социальной политики государства в США, роль которого в социальной защите населения была и остается до настоящего времени относительно невелика.
Характерной особенностью и основным отличием действующей системы социальной защиты населения в США от большинства европейских моделей является ее децентрализация. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Кроме того, отдельные программы принимаются и местными властями. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативно учитывать потребности в социальной помощи в конкретном регионе.
Государственная система социального обеспечения США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается и с трудящихся, и с предпринимателей. Государственное вспомоществование осуществляется за счет ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов Штатов или местных органов власти.
Законом США о социальном страховании (1935 г.) остановлено два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социального страхования: выплату пенсии при утрате кормильца; пособий ввиду нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой; право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше и др.
Все виды социального страхования, предусмотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять под названием Общая федеральная программа. Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах к заработной плате, а с предпринимателей — в процентах к фонду выплаченной заработной платы.
На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, определен уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров. Основная часть денежной компенсации выплачивается частными страховыми компаниями, поскольку большинство предпринимателей заранее страхуются от подобных случаев. В некоторых штатах созданы специальные страховые фонды за счет налога с предпринимателей, из которых власти штатов выплачивают страховку за травмы на производстве.
Другая составная часть американской государственной системы социальной защиты — вспомоществование бедным. Эта система получила наиболее широкое развитие начиная с 60-х гг. В отличие от социального страхования для получения помощи в системе социального вспомоществования не требуется специальных предварительных взносов. Критерий для ее получения — нуждаемость.
Основными задачами сферы вспомоществования являются: обеспечение гарантированного дохода, поддержка нуждающихся семей с детьми, продовольственная, жилищная и медицинская помощь.
Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых и инвалидов. Этим категориям населения федеральное правительство выплачивает денежные пособия с тем чтобы обеспечить для них минимум средств существования — так называемый гарантированный доход. Это составляет примерно 60% дохода, соответствующего "черте бедности". Штатам предоставлено право повышать размер пособий по этой программе за счет собственных бюджетных средств.
Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи — вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие по этой программе предоставляется семьям, где главой семьи является безработный.
В рамках продовольственной помощи наибольшее распространение получило предоставление нуждающимся продуктовых талонов. Они предоставляются бесплатно или по сниженным ценам. Есть и другие продовольственные программы — школьные завтраки, помощь матерям с ребенком в возрасте до года и др. Жилищные субсидии получают семьи с низкими доходами.
Частные системы социального страхования дополняют государственную и с помощью определенных механизмов регулируются государством. В США существуют две формы частного страхования — коллективная, по месту работы, и индивидуальная. Ведущая форма — коллективная. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Аналогичные виды страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют.
Важное значение для большей части трудящихся имеют частные пенсии. Несмотря на значительный рост фондов, частная пенсионная система охватывает втрое меньше лиц, чем государственная. Дело в том, что при начислении государственных пенсий учитывается об-Щий стаж независимо от места работы, а для начисле-
ния частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Специальное федеральное агентство "Корпорация" как гарант частных пенсий следит за платежеспособностью действующих пенсионных фондов и определяет порядок и сумму компенсации их участникам в случае банкротства компаний.
В послевоенный период в рамках системы частного страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Они могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Дополнительные выплаты варьируются в широких пределах по формам, размерам и способам их предоставления различными компаниями.
За последние годы резко возросли индивидуальные пенсионные счета. Закон о частном пенсионном обеспечении 1974 года впервые разрешил лицам наемного труда, не охваченным частным пенсионированием, ежегодно откладывать 1,5 тыс. долларов, не облагаемых налогами, на особый счет в банке. В результате число индивидуальных пенсионных счетов значительно выросло.
Социальное законодательство европейских стран отличается от американской более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления и, наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Характерен опыт Финляндии. В прошлом в этой стране сельская община и церковный приход выполняли многие функции, которые сегодня вошли в сферу деятельности органов социального обеспечения.
Социальную политику разрабатывают и претворяют в жизнь государство и коммуны. Важнейшее место отводится муниципальным властям. Коммуны, обладая большой самостоятельностью, опираясь направо взимать местные налоги с населения, проживающего на территории коммуны, и с расположенных там предприятий, сами решают вопрос об организации на ее территории сферы социальных услуг и отвечают за их деятельность. Так, первичное социальное и медицинское обслуживание населения в Финляндии полностью обеспечивается за счет муниципальных больниц и поликлиник, детских садов, интернатов, домов для престарелых, наркологической службы и др.
Коммуны уделяют внимание быту населения, созданию благоприятных условий для воспитания и развития детей, повышению комфортности жилья, привлекают общественные движения к разработке местных планов, проектированию и организации услуг.
В настоящее время социальная политика Финляндии переживает третий этап децентрализации. Если на первом этапе проходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором — от коммун к микрорайонам и общинам, то на третьем этапе функции управления передаются коллективам граждан и даже отдельным лицам.
Так, например, Государственный совет разрабатывает пятилетний план развития здравоохранения, где указаны основные цели и направления проводимой работы, а также необходимые для этого капиталовложения. План ежегодно пересматривается, обновляется и дополняется. Муниципалитеты составляют свои планы с учетом субсидий центра, которые утверждаются губернским правлением. И наконец, коллективы граждан имеют право составлять планы, выступать с инициативами о развитии той или иной отрасли здравоохранения в пределах своего микрорайона, улицы и т. п., которые учитываются и финансируются муниципальными властями.
Другим характерным примером европейского традиционализма является модель социального обслуживания населения в Швеции. Количество ежегодно выпускаемых специалистов социальной сферы с высшим образованием в этой стране (социономов) составляет в настоящее время около 1000 человек. Число професси-оналов-социономов, занятых в сфере социального обслуживания, насчитывает 18 тысяч человек. Интересно, что несколько сотен тысяч работников заняты в этой сфере без высшего образования: помощники по дому, Ухаживающие за престарелыми, сиделки, помощники Аля инвалидов и умственно отсталых — все они имеют
только начальную подготовку в теоретических вопросах социальной работы.
Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. В этих законах, в отличие от ранее существующих и посвященных отдельным аспектам социальных услуг (экономическая помощь, забота о детях, об одиноких матерях и т. д.), реализован интегративный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания относятся к компетенции муниципальных и областных властей.
Муниципальные власти обязаны организовать социальное обслуживание, гарантируемое гражданам законом, в соответствии с их личными потребностями и условиями. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого постоянно проживает человек. При этом каждому из них предоставляются права на социальную помощь и обслуживание муниципальными властями даже в местах временного проживания. В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который действует в рамках полномочий, предоставляемых ему действующим законодательством. Он, в частности, может организовать районные комитеты, если посчитает это целесообразным. Работа муниципальных и районных комитетов ведется по следующим основным направлениям: коммунальное обслуживание; улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т. д.); индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (экономическая помощь, забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании нормальных семейных отношений и т. д.).
Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Если человек не удовлетворен получаемой социальной помощью, то по закону он может обратиться в административный областной суд. В целом, с точки зрения законодательного обеспечения, структуры, организации и финансирования, сфера социального обслуживания в Швеции является хорошо продуманной и представляет собой важный элемент "шведской Модели государства "благоденствия".
Вопросы для самоконтроля
Почему в процессе создания и развития социальной работы в России особое значение имеет опора на зарубежный опыт?
В чем принципиальное отличие американской и западноевропейской моделей социальной поддержки населения?
Как Вы считаете, какая из моделей социальной работы наиболее приемлема для России?
Подготовьте доклад об организации социального обслуживания населения в одной из зарубежных стран.
Ситуация
"Иванова А.П., москвичка, вышла замуж и поселилась на родине мужа в сибирской деревне. Муж ее не раз бил, и когда однажды замахнулся на нее ножом, она, как была в ночной рубашке, выбежала с грудным ребенком на улицу и час шла по 35-градусному морозу до соседней деревни".
Ежегодно в России от рук мужей гибнут 12 тысяч женщин — это почти треть всех российских убийств. Свидетелями избиения матери становятся дети, и по статистике 90% таких маленьких свидетелей в будущем также бьют своих жен. Хотя в Уголовном Кодексе РФ есть четкие статьи по побоям и изнасилованию, на практике женщине необходимо доказывать, что ее избил именно муж и что она не сама во всем виновата. Часто милиция, вызванная женой или соседями из-за буйства мужа, даже не регистрирует правонарушение, считая это "семейным делом". Поэтому большинство пострадавших терпят до последнего.
В США женщине достаточно сказать, что ей угрожают, достаточно даже, если об этом в полицию заявят соседи или школьный учитель ее ребенка, и мужа на время судебного разбирательства выселяют из квартиры. Где он будет жить, никого не волнует. В США за последние годы число пострадавших уменьшилось в четыре раза.
В 1999 г. в Москве состоялась международная конференция Ассоциации кризисных центров для женщин пострадавших от насилия в семье. На конференцию приехали представители 30 центров России, стран СНГ и Восточной Европы. Объединившись, центры смогут уже в качестве мощной общественной организации пытаться убедить власть в серьезности этой проблемы в России и необходимости срочного изменения отечественного законодательства.
Практические задания
Работа в Интернете (знакомство с международными документами в области социальной работы).
Работа с периодикой и СМИ (подготовка сообщений о российских филиалах международных общественных и благотворительных объединений (Красный Крест, Армия Спасения, Международная Федерация социальных работников, Международная Ассоциация школ социальной работы).
Посещение филиалов (представительств, отделений) международных общественных и благотворительных организаций.
Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Упражнение "Личный герб и девиз "
Идеи использовать средневековую атрибутику — гербы и девизы рода — носятся в воздухе и в силу своей привлекательности и нашли воплощение в ряде психологических процедур. Ниже описывается упражнение, в котором также реализованы эти идеи. Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций.
Упражнение начинается с выполнения хорошо известной методики "Кто я?" (эта методика многократно описывалась в психологической литературе, и, по-видимому, не имеет смысла ее подробно излагать; напомним лишь, что по инструкции человек должен ответить на указанный вопрос десятью разными словами или словосочетаниями) . Это задание участники группы выполняют на специальных карточках, которые затем крепятся на груди. Присутствующие получают возможность свободно двигаться по комнате и читать карточки с ответами других членов группы. Этот этап упражнения сам по себе имеет важный психологический эффект — люди знакомятся друг с другом и с теми способами, которые могут быть избраны для самопредставления, и всегда открывают нечто новое.
По окончании процедуры знакомства ведущий может предложить интерпретацию методики, на основе которой участники осуществляют самодиагностику (см. подробное описание интерпретации в кн.: Прихожан A.M. Психологический справочник для неудачника...). Хотя, нанаш взгляд, это делать необязательно. Нам представляется, что психодиагностические процедуры в начале занятий могут сбить нужный настрой и помешать реализации групповых принципов: ведь зачастую, несмотря на все убеждения психодиагноста, что "правильных ответов не бывает", клиенты стремятся сделать так, чтобы получить "хорошие" показатели. Это может повлечь за собой восприятие дальнейших упражнений, предлагаемых ведущим, как своеобразных тестовых проб, и желание получить их истолкование с точки зрения "правильности — неправильности" выполнения. Такой подход сразу выдвигает ведущего на устойчивую позицию "сверху" и мешает возникновению взаимного доверия, спонтанности и открытости.
Таким образом, сразу по завершении процедуры знакомства с карточными самопрезентациями участников ведущий может переходить к следующему этапу упражнения.
— Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос "Кто я?". Кто-то в первых пунктах просто сообщает о своей принадлежности к человеческому роду — "гомо сапиенс", человек" и тому подобное. Кто-то предлагает свои
социальные характеристики — "студент", "начальник" "учитель", "мать". Кто-то подчеркивает наиболее ценимые в себе качества— "интеллектуал", "добрая душа" Первые три ответа, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя нашего Я-образа Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я-образ в первом приближении. — Итак, подчеркните первые ваши три ответа на вопрос "Кто я ? ". Каждый из этих ответов отображает какую-то одну сторону вашей личности. Я прошу вас подумать именно с позиций этой стороны—каким мог бы стать ваш девиз, адекватный характеристике, сформулированной в первом пункте. В качестве девиза может выступить все что угодно — известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное—чтобы он как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листе... Теперь обратитесь ко второму и третьему пункту, придумайте девизы к ним и также запишите их на отдельных листах... Хорошо. Следующее задание —к каждому пункту придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.
Вся эта работа по поиску и созданию девиза и символа к каждому из первых трех пунктов самохарактеристики является подготовительной к основному этапу упражнения, в котором участники должны будут обозначить свои главные девизы и символы в жизни.
■— Все закончили? Спасибо. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То, что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди нас люди, в жилах которых течет дворянская кровь древних родов ?
Вопрос действительно неожиданный и рассчитан на то, чтобы заинтересовать дальнейшей работой. Может оказаться, что в группе в самом деле обнаружатся потомки русских дворян. Замечательно! Они сумеют вам помочь в этой игре.
— Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы К какими они снабжены девизами? Настоящим средне-ековым дворянам было значительно легче — кто-нибудь из их предков совершал выдающееся деяние, которое про-лавляло его и отображалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову о том, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.
На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Но, может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с каким человеком он имеет дело.
Вот примерная форма герба.
Контур разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию.
Левая часть — мои главные достижения в жизни. Средняя — то, как я себя воспринимаю. Правая часть — моя главная цель в жизни. Нижняя часть — мой главный девиз в жизни.
На эту работу нужно выделить не менее получаса. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы участники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны их собственным. Во время представления участники мо-гут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предлагается подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с их личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться как пары, так и более многочисленные подгруппы.
— А теперь, прекрасные дамы и благородные кава-ЛеРЫ, обсудите в своих кружках, что именно вам показалось похожим и близким в ваших гербах и девизах, Что в них является наиболее важным. Через пятнадцать
минут каждая подгруппа должна будет представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий — для членов подгруппы — символ и объединяющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб — достаточно указать один общий для вас символ.
Последняя оговорка — символ, а не герб — важна потому, что часто бывает очень трудно отразить объединяющие людей характеристики в гербе: ведь его части (достижения, представление себя, цели) порой очень сильно разнятся между собой у разных людей и почти не поддаются состыковке. Впрочем, вариант создания общего герба вовсе не исключается. Это задание более трудное, но все же выполнимое. Оно потребует лишь перехода на более высокую ступень абстрагирования от конкретики символов каждого отдельного участника. Например, достижение одного — высшее образование, а другого — овладение английским языком могут быть синтезированы в качестве такого достижения, как получение системы знаний или победа над ленью.
После представления каждой подгруппой своих выводов об общих чертах гербов и девизов и новых выработанных ими коллективных символов и девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.
Список использованной литературы
Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.
Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Изд-во АСОПиР, 1995.
Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Вып.1.— М., 1991.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Обучение практике социальной работы: Международный
опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.
Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. {О.Б.Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России: Программы и технологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России: Программы и технологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.
Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991
Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992—1998.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994. Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994. Юнссон Н. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете / Социальная работа.— Вып.1.— М.,1992.
ЗАНЯТИЕ 29
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
"Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь если оно того заслуживает".
Т.Г. Шевченко
Представляет интерес опыт зарубежных стран в подготовке социальных работников.
К концу Второй мировой войны в мире доминировал американский подход в концепциях социальной работы. США помогали новым демократиям и бывшим колониям создавать систему профессионального обучения социальной работе. Студенты со всего света обучались по специальным программам в учебных заведениях США. В результате этой деятельности американская система обучения социальной работе получила распространение во всем мире.
Практическое обучение в американских учебных заведениях социального профиля представляет собой экспериментальную форму преподавания и учения, при которой студент получает помощь по сознательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности. Б.У. Шифор иЛ.Э. Дженкинс оценивают практическое обучение социальных работников как сложный, многослойный процесс, конкретной целью которого является создание связи между академическим обучением и практическими занятиями для того, чтобы новый социальный работник смог эффективно выполнять работу, требующую наличия определенных знаний и соблюдения специальных принципов. Именно наличие этой связи и помогает отличить профессионального наставника от непрофес-0 оНала или просто от человека, дающего советы из добрых побуждений.
Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, "многообразие человеческой природы", практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.
Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в универсальной эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. Ведущий американский специалист профессор Хантер-университета, Нью-Йорк, Ч. Казетта констатировал конец американской монополии в учебных планах по социальной работе, приводя убедительные аргументы в своем докладе под характерным названием "Закат американской модели" на XXVII Международном конгрессе Школ социальной работы (Амстердам, 1994 г.). Закат американской модели обучения социальной работе наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора, профессиональной самодисциплины, приверженности к универсальным проблемам. Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения социальной работе. Вывод Ч. Казетты: некогда доминирующая американская модель может стать только одной из многих моделей и должна быть оценена по своему соответствию местным и мировым проблемам.
Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом (первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне; веду-Щая роль Церкви в социальной работе; наличие разно-эбразных филантропических организаций, функционирующих многие десятилетия; сложившаяся система профессиональной подготовки через старинные университеты; особый социально-политический контекст исторического развития).
В Великобритании, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы). В последние годы обучение в агентствах стало играть более значительную роль чем прежде. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств которые специализируются на работе со студентами Их называют руководителями практики. Их основная задача — совершенствование профессиональных навыков студентов, независимо от места их обучения. Некоторые из них в крупных агентствах полностью освобождаются от практической работы с клиентами и прикрепляются к трем и более студентам.
Практика в агентстве занимает у студента около половины всего объема учебного времени, из которого на завершающем этапе практики выделяется обычно 80 дней.
Основные модели практического обучения социальных работников классифицированы Ш. Рамон и Р. Сарри следующим образом:
\yi. Модель личностного роста и развития, основанная на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения. Студент становится как бы "клиентом" супервизора. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы студента с клиентом. Для супервизора большее значение имеет процесс обучения, чем его результаты. Опора на психологические теории.
\1 2. "Ученическая" модель, которую иногда называют "Рядом с Нелли" по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов ("Нелли")-Профессиональный рост студента оценивается на основе стандартов супервизорства. Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдении студента за практической работой супервизора и копирования моделей и стиля работы. Для супервизора одинаково важны и процесс, и результаты практики. Опора на теории поведения.
\1 3. Управленческая модель, при которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому труднику агентства, а основная функция руководителя практики — управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков, при этом критерии оценки результатов практики соотносятся с политикой агентства, среди которых главный — результаты работы сТудента с клиентами. Требуется строгое соблюдение правил, инструкций, режимаит. п., обращается внимание на трудовую и профессиональную дисциплинированность студента, так как самое важное — защита клиентов и качество работы агентства. Опора на теории управления.
4. Модель структурированного обучения, основан- I ная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельност-ные (обучение в "команде"). Ни процесс практики, ни ее результаты не признаются приоритетными. Одинаково важно и приобретение навыков, и усвоение ценностных основ работы студентов, также предъявляются определенные требования к оценке на основе критериев компетентности. Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Опора на теории обучения взрослых.
Все большее распространение в последние годы приобретает модель структурированного обучения как обещающая наибольшую эффективность.
Центральная фигура практического обучения социальной работе в Великобритании — руководитель практики. Им в профессиональном сообществе уделяется повышенное внимание. В Великобритании руководители практики должны быть аккредитованы своими агентствами, затем в перспективе — получение звания "Преподаватель практики". Это звание получают кандидаты, представившие экзаменационному совету информацию о своих достижениях.
Во Франции существует дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы. Основанием этой системы является :воевременная профессиональная ориентация и допро-фессиональная подготовка, реализуемые в общеобразо-вательной школе. Во Франции не стремятся прибегать к Ранней специализации, предпочитая ей профилирова-
ние, дифференциацию и глубокую общеобразовательную подготовку. Наблюдается тенденция постепенного расширения и углубления общеобразовательной подготовки как основы дальнейшей специализации.
Существующие типы и виды подготовки работников социальной сферы преемственно связаны между собой, однозначно соотносятся с номенклатурой уровней профессиональной классификации, что позволяет решать проблемы занятости, тарификации и оплаты труда подготовленных специалистов, учитывая в то же время меняющийся спрос и новые требования к работникам этой сферы.
Важнейшим условием доступа к подготовке работников социальной сферы является наличие определенных личностных качеств, мотивации, жизненного опыта, которые заявляются на специальном экзамене, и наличие полного среднего образования, которое подтверждается дипломом бакалавра соответствующего профиля или эквивалентным ему дипломом профессионального образования. Подготовка более высокого уровня предполагает также двух- или трехлетний опыт профессиональной деятельности с обязательной аттестацией нанимателя или организации. Все это направлено на защиту сферы социальной работы от профессиональной некомпетентности, которая дорого обходится обществу.
Подготовка социальных работников включает вариативную часть, охватывающую основы наук, широкие области знания, общие методики и т. д., и региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты подготовки, составляющие основу для практики, проведения стажировок, тренингов, решения реальных проблем, деятельности в конкретных ситуациях. Значительная часть подготовки специалистов сосредоточена в региональных центрах, институтах, специализированных школах подготовки персонала для социальной работы. Эти учебные заведения концентрируют в себе многолетний опыт социальной практики в данном регионе, апробируют различные модели и формы деятельности, аккумулируют значительный потенциал в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы.
Система подготовки социальных работников во франции является сквозной и построена по принципу еПрерывности образования. Она исключает тупиковые варианты, как и долгосрочную подготовку, которую трудно модернизировать и обновлять в соответствии с требованиями быстро меняющегося общества. Подготовка построенапо принципу чередующегося обучения, при этом теоретическое обучение в учебном заведении чередуется с периодами целевой практики, стажировок в различных социальных службах, учреждениях, организациях. Причем важно отметить, что и та, и другая составляющая подготовки проводятся по единой учебной программе, преследуют одни цели и оцениваются обе по четко определенным критериям. Это позволяет оптимально использовать практику в соответствующей среде для выработки профессиональных умений и приобретения опыта деятельности в конкретных ситуациях.
Во Франции не наблюдается четкого разделения между социальными работниками и социальными педагогами. Существующие профессии органично сочетают функции воспитания и помощи, имея в виду личность отдельного человека в целом. Существует несколько основных профессий, которые охватывают сферу социальной деятельности, — это группа профессий "социальной карьеры", которые объединяются в данную группу как по общности целей и задач деятельности, так и по критериям профессиональной компетентности.
Базовой характеристикой профессий социальной карьеры вне зависимости от профиля и специализации является способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, государственными и общественными структурами — с другой; выполнять роль партнера, связующего звена между личностью и социумом, между детьми и взрослыми, семьей и обществом. Важнейшей характеристикой является умение работать в условиях неформального общения, способствуя появлению и проявлению инициативы, активной, субъектной позиции клиента; умение строить отношения с ним на равных, на основе диалога; соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем.
Все это однозначно определяет приоритет личностных качеств, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности. Так как деятельность социальных педагогов и работников является своеобразной зоной доверия между людьми, способствующей их взаимопониманию и общению, люди этих профессий должны обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Необходимыми качествами являются психологическая грамотность, развитое чувство такта, хорошая коммуникабельность и организаторские способности, духовная и общая культура высокого уровня, умение анализировать социальные явления, видеть свое место и роль в общественной жизни, четкие нравственные принципы. ~—" В группу профессий социальной карьеры входят: ассистент социальной службы, советник по социальной и семейной экономике, специализированный воспитатель, воспитатель раннего детства, воспитатель по ! социальной правоохранительной защите молодежи, ; аниматор социально-культурной деятельности. *"* " Общей чертой этих профессий является то, что подготовка к ним требует законченного среднего образования и предполагает различные профили и уровни подготовки. При существующей во Франции организации второй ступени среднего образования выпускники лицеев получают допрофессиональную подготовку к этим профессиям еще в период обучения в старших классах средней школы.
Во Франции старшие классы средней школы (лицей) являются профилированными и ведут к различным типам свидетельства о среднем образовании — бакалавриату. Лишь успешная сдача двухступенчатого экзамена на бакалавра позволяет продолжить обучение в высшей школе. Это отличает французский бакалавриат от американского, который отмечается дипломом, подтверждающим получение базового высшего образования.
Подготовку социальных работников ведут и университеты. TaK^yjfflBepcHTeTCjoiftAHmioM технологии соци-дальных карьерТгредполагает три специализации: соци-рльная и социокультурная анимация, социальная защита и специализированное воспитание. Анимация как идея,
призванная гуманизировать свободное время, получила развитие во всех развитых странах; именно во Франции 5 послевоенные годы впервые появилось понятие социально-культурной анимации. Постепенно через Европейский Совет в Страсбурге и ЮНЕСКО это понятие получило распространение.
Профессия аниматора сейчас активно развивается (особенно после подписания Конвенции о социокультурной деятельности), численность работников растет в течение всего последнего десятилетия (ныне в Европе насчитывается 30 000 постоянных и 140 000 временных аниматоров примерно на 45 000 учреждений) . В то же время поступление на работу все же требует упорства и инициативности, ибо возможности трудоустройства пока ограничены.
Подготовка по профилю "аниматор" предполагает два уровня: подготовка к непрофессиональным дипломам анимации и подготовка к профессиональным дипломам анимации.
К непрофессиональным относятся:
— сертификат о пригодности к функциям анима
ции, который дает возможность работать в центрах
каникули досуга; эта подготовка может рассматривать
ся в качестве введения в анимацию и может быть до
полнена подготовкой к сертификату о пригодности к
функциям руководителя (BAFD), которая позволяет
получить доступ к должностям кадров в центрах ка
никул;
— сертификат о пригодности к социокультурной
анимации (BASE), выдаваемый аниматорам молодеж
ных групп или групп взрослых, активистам и волон
терам; кандидатам следует быть не моложе 19 лет и
иметь двухлетний опыт социовоспитательной дея
тельности постоянного характера с аттестацией на
нимателя или ответственной организации.
Профессиональные дипломы анимации завершают подготовку различного уровня. Это, например, государственный сертификат техника-аниматора по народному воспитанию (ВЕАТЕР), который обеспечивает владение методами и технологиями анимации. От кандидата требуется диплом бакалавра и двухлетний профессиональный опыт. Обучение длится три года и включает 630 часов, которые распределяются на три блока
теоретической подготовки и два месяца практики. Существуют три специализации — научно-техническая деятельность, культурная деятельность и выражение социальная деятельность и местная жизнь. Недавно была создана специализация "окружающая среда".
Другой профессиональный диплом — государственный диплом, относящийся к функциям анимации (DEFA), позволяет осуществлять деятельность как в воспитательной, так и в социальной области, организовывать коллективную деятельность. Доступ к обучению также обусловлен уровнем бакалавриата и трехлетним стажем профессиональной деятельности, которые дополняет специальный экзамен. Обучение состоит из 1040 часов теоретической подготовки, структурированной в 6 блоков, и 16 месяцев практики. Предполагается написание диссертации и ее защита.
Подготовкой более высокого уровня для профессионалов, имеющих многолетний опыт работы в области анимации, является подготовка к диплому о высшем образовании в области анимации (DESA). Обучение проходит в Национальном институте молодежи и народного воспитания. Значительную часть дипломированных специалистов в области социальной работы и анимации готовят университеты, в которых выделяются три цикла подготовки, каждый из которых завершается соответствующим государственным или университетским дипломом с различными специализациями.
Также интересен опыт подготовки "специализированных воспитателей", сфера деятельности которых охватывает различные виды воспитательных воздействий по отношению к детям, подросткам и взрослым, имеющим физические, психические недостатки или отклонения в поведении, или находящимся в неблагоприятной социокультурной среде. Деятельность специализированного воспитателя характеризуется разнообразными формами и методами работы применительно к контингенту клиентов и среде. Отбор на обучение здесь особенно строг. Воспитатель интегрирует свои усилия со всеми, кто принимает участие в воспитательном процессе: семьей, врачами, педагогами, социальными работниками. Фактически этот специалист во Франции — тот, который в России назван социальным педагогом.
Таким образом, во Франции существует очень дифференцированная многоуровневая система подготовки специалистов для социальной сферы, начиная с многопрофильной профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки в общеобразовательной школе и заканчивая подготовкой теоретиков-ученых, которые, однако, должны пройти все предыдущие уровни обучения и иметь серьезный личный практический опыт.
французская система подготовки работников социальной сферы является одной из наиболее эффективных в мире. Она является также и одной из самых старейших, но в то же время одной из наиболее динамично развивающихся, обновляющихся, реформируемых. Вероятно, в этом одна из причин ее эффективности.
Социальная работа во Франции имеет длительную и интересную историю. Эта сфера деятельности неразрывно связана с развитием государства и общества в этой стране. Накопленный за этот период опыт, безусловно, полезен для нас, хотя бы в силу общности культурных традиций, которые роднят Россию и Францию с незапамятных времен.
Наиболее полную на сегодняшний день информацию в области профессионального образования социальных работников в различных странах мира содержит Справочник-руководство по мировой системе обучения социальных работников (World Guide to Social Work Education), изданный Международной ассоциацией школ социальной работы (IASSW) в 1984г., (второе издание). Он включает подробное описание системы обучения социальных работников в 74 учебных заведениях 61 страны мира. Среди стран, включенных в международное руководство, наряду с США, Англией, Германией, Францией и др., есть Кения, Уругвай, Танзания и Зимбабве, однако из стран, называемых прежде социалистическими, присутствуют только Польша и Югославия.
IASSW в настоящее время занята изучением целей и единых факторов квалификации в обучении и практике социальных работников. В обучении социальной работе не существует международной уполномоченной организации. Международная ассоциация не считает, что общее международное
образование может иметь преимущество перед тем которое можно получить в собственной стране. Существует много различий в отдельных моделях обучения социальной работе разных стран. Однако есть и общие подходы к системе подготовки социальных работников, в том числе: отбор студентов на основе определенных требований приема относительно академических стандартов программы и пригодности претендента к социальной работе; повышение роли и поиск новых технологий практического обучения социальной работе.
Вопросы для самоконтроля
Расскажите об особенностях подготовки социальных работников в зарубежных странах.
Чем отличается российская система подготовки социальных работников от зарубежной?
Что вы считаете необходимым перенять из зарубежного опыта в систему подготовки социального работника в России?
Ситуация
С 1971 г. при Бутырской тюрьме в Москве создан музей. В течение 28 лет попасть туда могли только сами работники изолятора, представители МВД. С 1999 г. с 15.00 до 17.00 по вторникам и пятницам пройти в музей Бутырки может каждый. От центральной проходной тюрьмы в сопровождении офицера группа в 20 человек поднимается на второй этаж, проходя через решетки, многочисленные контрольно-пропускные пункты в следственный блок, чуть дальше которого размещается касса музея. Здесь предлагают сувениры, изготовленные руками заключенных. Стоимость билета — 50 рублей с человека. Экскурсовод спускается с группой в подвал, где под потолком — картины заключенных, иллюстрирующие историю старейшей тюрьмы России, ниже по стенам — щиты с фотографиями и текстами, еще ниже под щитами — витрины с кандалами, колодками, металлическими ошейниками, наручниками, замками, с запретными поделками заключенных, изъятыми во время обысков: игральные карты, аппараты для
нанесения татуировок, заточки, дубинки и т. д. После музея демонстрируют собственно тюрьму: следственный отдел и следственный изолятор, в котором содержатся подследственные.
Что вы знаете о проблемах современных россий ских заключенных и подследственных? Есть ли тюрьмы, колонии и СИЗО в вашем регионе? Кто контроли рует условия содержания в них людей? С 1997 г. в ДИМСИ реализуется программа "Юность без решеток", предполагающая моральную, психологическую и Юридическую поддержку юным заключенным, предоставление им возможности публикации творческих работ в газете "Зона". В рамках этой программы члены ДИМСИ шефствует над исправительными учреждениями Московской, Рязанской, Псковской, Пермской областей, где представители творческой интеллигенции выступают с концертами, благотворительными акциями, презентацией своих произведений.
С помощью администраций исправительных уч реждений разработайте собственную программу "Юность без решеток", организуйте переписку с молодыми заключенными, вставшими на путь исправления. Организуйте акцию "Подарок заключенному" в вашем учреждении силами волонтеров.
Практическое занятие
Игра: "Кто есть кто?" (Этнические стереотипы)
(Использованы материалы учебного пособия "Основы социальной педагогики и социальной работы". СоставительА.В. Пьяненкова).
Цель: Выявление у учащихся этнических стереотипов.
Ход игры: Учащиеся разбиваются на группы (в зависимости от ситуации, произвольно, по варианту жребия"). Каждой группе дается задание охарактеризовать какую-либо нацию (англичане, американцы, Французы, немцы, японцы). После выступления группам предлагаются карточки. Проводится обсуждение.
Вариант: каждой группе предлагается набор национальных характеристик на карточках. Необходимо угадать: кто это?
Материал к игре: карточки.
Англичане
("Умей держать себя в руках").
Стабильность, постоянство, конформизм, культ самоконтроля и предписанного поведения, самообладание, сдержанность, обходительность, темперамент, культ частной жизни, любовь к порядку, любовь к комфорту, стремление к умственной деятельности, терпимость к чужому мнению, цельность, тщеславие, достоинство, вежливость, настойчивость, корректность, чувство такта.
Американцы
("Главное — свобода")
Патриотизм, энергичность, оптимизм, независимость, предприимчивость, трудолюбие, доверчивость, честность, жизнерадостность, самостоятельность, прямолинейность, умение убеждать, законопослушность.
Французы
("Все чрезмерное — ничтожно")
Эгоцентризм, умение общаться, вежливость, благожелательность, суетность, легкомыслие, увлекаемость, умение адаптироваться, восторженность, галантность, находчивость, скептицизм, расчетливость, хитроумие, непринужденность, живость, восприимчивость.
Немцы
("Характер нордический")
Честность, дальновидность, консерватизм, высокий уровень адаптации, прилежание, чистоплотность, бережливость, рассудительность, выдержка, скромность, склонность к подражанию, методичность, педантичность, терпение, добросовестность, стойкость, недостаток гостеприимства, сухость, грубоватость, культ сообщества, работоспособность, аккуратность, любовь к животным, музыке, цветам.
Японцы
("Во всякой ссоре повинны обе стороны") Трудолюбие, аккуратность, бережливость, вежливость, дисциплинированность, чувство долга, приверженность традициям, преданность авторитету, самообладание, любознательность, сильно развитое эстетическое
чувство, стремление к взаимной зависимости, высокая организованность, самокритичность, отсутствие стремления к ясности, честность, стойкость, верность стремлениям, дистанция и страх одиночества.
Диагностический материал: "Человек и нация".
1. Раздражает ли вас, когда в коллективе люди од
ной национальности говорят на своем языке, а осталь
ные их не понимают?
а) да, раздражает, считаю, что в многонациональ
ном коллективе нужно говорить на доступном для всех
языке;
б) да, раздражает, хотя считаю, что люди имеют право
говорить на своем языке где угодно и когда угодно;
в) нет, меня это не раздражает, считаю это вполне
естественным;
г) мне это безразлично.
2. Назовите, пожалуйста, свои национальные: сказ
ки; б) песни; в) танцы, г) предания, сказания, былины,
легенды.
3. Какие песни и танцы вам больше всего нравятся:
а) свои национальные; б) СНГ; в) зарубежные.
4. Как вы считаете, обязательно ли получить согла
сие родителей на брак?
а) да, обязательно;
б) пожалуй, необязательно;
в) нет, необязательно;
г) мне трудно сказать.
5. Как бы вы отнеслись, если бы кто-нибудь из ва
ших ближайших родственников вступил в брак с чело
веком другой национальности?
а) нежелательно;
б) предпочел бы человека своей национальности,
но возражать бы не стал;
в) национальность в браке не имеет значения, если
муж и жена соблюдают обычаи моего народа;
г) национальность в браке не имеет никакого зна
чения;
А) ТРУАНО сказать.
6. Что должно быть главным при определении на
циональности человека в первую очередь (1 признак):
а) национальность отца;
б) национальность матери;
в) принятый в семье язык;
г) собственное желание;
д) место или республика проживания;
е) иное (укажите).
7. Как вы считаете, чем отличаются представители разных национальностей (до 3 признаков).
Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Упражнение "Всемирная конференция по пробле мам социальной работы "
(1-е заседание)
Класс делится на 4 — 5 групп. Каждая группа представляет делегацию одной из стран (Германия, Франция, США, Россия, Англия и т. д.— это определяется жеребьевкой). На первом этапе представитель от каждой "делегации" делает доклад о том, как происходит профессиональная подготовка социальных работников в их стране. На втором этапе каждая делегация задает по одному вопросу каждой делегации (вопрос на уточнение, вопрос-тест, вопрос-ловушка). Преподаватель выступает в качестве эксперта и оценивает по трехбалльной системе и вопросы, и ответы. В конце "заседания" подводится итог и выясняется, какая из делегаций сумела набрать наибольшее количество баллов.
Список использованной литературы
Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.
Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М: Изд-во АСОПиР, 1995.
Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Вып.1.— М., 1991.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Куличенко P . M . Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России.— Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.
Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.
Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; пер. с англ. под ред. К5.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.
Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции. / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991.
Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1 — 8.— 1992-1998. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.
Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.— 1994.
Юнссон Н. Из опыта подготовки социальных работников в Гетеборгском университете / Социальная работа.— Вып.1 — М.,1992.
ЗАНЯТИЕ 30
Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.