"Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели".
А.П. Чехов
"Блажен, кто рядом славных дел Свой век украсил быстротечный".
А.К. Толгтой
Предполагается, что при прохождении данной темы будет применена игровая форма по типу телеигры "Колесо истории" или деловая игра "Научно-практическая конференция", при которой распределяются роли: "члены оргкомитета", "докладчики", "академики", "редколлегия", "журналисты" и т. д. Короткие сообщения обучающихся должны быть насыщены яркими фрагментами биографий меценатов, филантропов, подвижников, просветителей, позволяющими показать многогранность их личностей и их вклад в развитие социальной работы в России. Желательно, помимо исторических примеров, показать современных благотворителей: педагогов, врачей, музейных работников, представителей коммерческих структур, политических партий, общественных объединений.
Особое место в истории России занимают благотво-ительность и меценатство, известные с незапамятных времен и особенно расцветшие со второй половины XIX века. Купцы, аристократы, ученые, музыканты, юристы, богатые крестьяне, предприниматели считали своим долгом поддерживать людей с ограниченными возможностями в развитии и приумножать национальные культурные сокровища. Правительство поддерживало деятельность благотворителей и меценатов: награждало их орденами, предоставляло финансовые и другие льготы, вводило в дворянство или почетные граждане, выдавало персональные пенсии и пособия. Сотрудники благотворительных учреждений и особо заслуженные члены благотворительных обществ имели право на ношение мундиров и особых знаков соответствующих ведомств и организаций.
Благодаря историкам и журналистам сегодня стали широко известны знаменитые династии промышленников и торговцев Ушинских, Морозовых, Строгановых, Третьяковых, Крестовниковых, Прохоровых, Бахрушиных. Восстановлены знаменитые Демидовская премия для поощрения науки и предпринимательства, премия Глинки, учрежденная М.Н. Беляевым. Вызывает огромное уважение деяния Тенишевой, которую современники называли "гордостью всей России".
В истории России можно найти примеры, когда в рамках одной династии, в нескольких поколениях подряд, наследовалась и целенаправленно расширялась благотворительная деятельность. Четыре последних поколения (до 1917 г.) боярской династии графов Шереметевых были инициаторами создания, учредителями, строителями, содержателями, попечителями, жертвователями, почетными членами Совета Странноприимного дома, одного из самых замечательных благотворительных учреждений не только Москвы, но и всей России. Родоначальником Шереметевых считается Андрей Иванович Шереметев по прозвищу Кобыла, который был боярином еще в XIV веке. По преданию, все его потомки слыли благочестивыми, щедрыми и нищелюбивыми. Борис Петрович Шереметев (1652 — 1719) — знаменитый сподвижник Петра Великого и первый русский граф (с 1706 г.), один из самых образованных людей своего времени — был из-
вестен своим благородством, не жалел средств на благотворительность, в годы своей старости много времени посвящал призрению бедных. Кроме дворцов Шереметев строил монастыри, храмы. У сына знаменитого фельдмаршала графа Петра Борисовича и его супруги Варвары Алексеевны, урожденной Черкасской, родился в 1751 г. сын Николай Петрович Шереметев, который воплотил в жизнь план отца о строительстве "гошпиталя" для содержания бедных и увечных (1792 г.), которое позже будет именоваться Странноприимным домом. Александр I наградил графа Николая Петровича Шереметева золотой медалью, на одной стороне которой — портрет графа, а на другой — женщина, аллегорический символ добродетели, которая стоит перед Странноприимным домом, как бы приглашая в него нищих и больных, одних — кормит, других — исцеляет. Николай Петрович Шереметев, по природе вспыльчивый и горячий, был бесконечно добр и доброжелателен. Вступив в права наследника, он отдает распоряжение, чтобы каждый из его крестьян имел доступ к нему и подавал бы свои прошения самолично. Граф не жалел средств на поддержку молодых художников, планировал строительство в Москве Художественного музея. Шереметев — организатор специальных школ разного профиля, заботливо выращивал талантливых людей из своих крепостных. Женат Николай Петрович был на своей крепостной актрисе Прасковье Ивановне Ковалевой — единомышленнице графа по строительству убежища для бедных, обездоленных, престарелых, увечных и больных. Она, хорошо зная жизнь бедных девушек-бесприданниц, самолично выдавала девушкам-неимущим и девушкам-сиротам приданое. Замечательный человек, любимый всеми без исключения, Прасковья Ивановна умерла через три недели после рождения своего первенца, графа Дмитрия. Трогательная церемония дарения приданого была сохранена в память о графине и стала традиционной. Граф пережил свою любимую жену только на 6 лет (скончался 2 января 1809 г.). Когда единственный сын Дмитрий достиг совершеннолетия, он стал попечителем Дома и оставался им на протяжении 47 лет (1824— 1871 гг.), до своей смерти. Еще 47 лет (1871 — 1918 гг.) попечителем Дома
был старший сын Дмитрия Николаевича, граф Сергей Дмитриевич Шереметев. С 1810 по 1917 год в Странноприимном доме получили помощь более 200 тысяч 5еднейших, больных и старых людей. В 1918 года Дом был преобразован в обычную больницу, в 1923 году — в Институт скорой помощи им. Н.Ф. Склифосовского, в 1986 году — в Центральный музей медицины Академии медицинских наук и Научно-методический центр милосердия, благотворительности и просвещения.
Во всей истории средневековой России женских персонажей, сыгравших сколько-нибудь значительную роль, считанные единицы. Лишь во второй половине XVIII — начале XIX века женщины, принадлежавшие к высшему обществу России, устремляются к политическим делам и просветительской деятельности. В эту эпоху женщины выходят на широкую арену общественной деятельности. Екатерина Романовна Дашкова, урожденная Воронцова, была первой ласточкой и сумела оставить в истории екатерининского времени яркий, запоминающийся след. А.И. Герцен писал: "Даш-ковою русская женская личность, разбуженная петровским разгромом, выходит из своего затворничества, заявляет свою способность и требует участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России и смело становится рядом с Екатериной". Екатерина Дашкова рано потеряла мать и в четырехлетнем возрасте была взята на воспитание в семью дяди, канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, где получила блестящее образование: говорила на французском, итальянском, немецком языках, брала уроки русского языка (который, впрочем, знала плохо), рисовала, хорошо танцевала, музицировала, прекрасно пела. Библиотека 15-летней Воронцовой насчитывала 900 томов. Любовь к серьезному чтению послужила причиной сближения Екатерины Воронцовой с женой наследника престола, будущей Екатериной И. В годы ее правления Дашкова становится директором Петербургской академии наук и президентом Российской академии наук. Дашкова сумела упорядочить финансовое положение "развалившейся" академии, оживила научную и издательскую Деятельность, пополнила библиотеку, принесла в дар свои коллекции редких книг, образцов флоры и фауны Старого и Нового Света. Дашкова много писала. Она —
учредитель ряда журналов, основатель Российской академии изучения русского языка, вдохновитель издания словаря и грамматики русского языка, предложила ввести новую букву "ё" вместо сочетания "io". Независимый характер, резкие суждения, поддержка "опальных" авторов вызывали гнев Екатерины II, в 1794 года она отстраняет Дашкову от дел, и та уезжает в двухгодичный отпуск в Москву. Через два года Екатерина II умирает, и Павел I, подвергший репрессиям всех участников переворота 1762 года, увольняет Дашкову со всех занимаемых ею постов и ссылает в Калужскую губернию. В 1801 году воцарившийся Александр Приглашает Дашкову возглавить Российскую академию, но она не соглашается. Последние годы своей жизни (умерла она в возрасте 67 лет 4 января 1810г.) Дашкова, тяжело переживая смерть единственного сына и разлад с дочерью, провела в Москве, где работала над своими воспоминаниями "Моя история", являющимися уникальным памятником мировой культуры. В них она очень скромно говорит о своих заслугах, но соотечественники высоко оценили ее роль: она была избрана членом Стокгольмской, Дублинской, Эргангенской академий, Берлинского общества любителей природы, Филадельфийского философского общества. Портрет Екатерины Романовны Дашковой и сегодня занимает почетное место в ряду первых академиков России.
Конец XIX — начало XX века названы историками "золотым веком" российского меценатства, связанным прежде всего с деятельностью именитых купеческих династий, давших "потомственных благотворителей". Только в Москве ими были осуществлены крупные начинания в области культуры, просвещения, общественного призрения, медицины, самых различных областей науки. Основателем выдающейся династии Морозовых был Савва Васильевич, прошедший в пределах одной жизни от крепостного до купца 1-й гильдии. Пять его сыновей — Елисей, Захар, Абрам, Иван, Тимофей — все станут впоследствии крупными предпринимателями. Младший, Тимофей, в Юразувеличилунаследованныйототца капитал. Его сын Савва пошел еще дальше: возглавляемая им фабрика (Микольская хлопчатобумажная фабрика в Орехово-Зуево) станет самой производительной и доходной в России. "Купец" Морозов был энциклопе-
дически образованным человеком, успешно закончившим Московский университет, изучавшим химию в Кембриджском университете, практиковавшимся на текстильной фабрике в Манчестере, специализировавшимся в области красителей, имеющим патенты на изобретения, подготовившим диссертацию. Савва Тимофеевич стоял у истоков Московского Художественного театра (конфликт с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко заставит его снять с себя должность директора театра), всесторонне помогал М. Горькому, М. Андреевой, финансировал журнал С. Дягилева и А. Бе-нуа "Мир искусства", построил театр в Орехово-Зуево. И все же главное — это, конечно, то, что связано с МХАТом. После завершения строительства в Камергерском переулке К.С. Станиславский скажет: "Для общества Вы выстроили себе рукотворный памятник, но для нас, свидетелей Высшей деятельности, Вы завершили сегодня памятник нерукотворный. В сегодняшний день, радостный для нас и искусства, я приветствую Вас как щедрого русского мецената, избравшего область искусства для идейного служения обществу. Я радуюсь и тому, что русский театр нашел своего Морозова, подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова".
Государственная Третьяковская галерея — самая крупная сокровищница русского изобразительного искусства, крупнейший музей Европы. Через сто лет после смерти ее первого хозяина, в 1997 г., в ее собрании насчитывается около 40 000 произведений живописи, графики и скульптуры — от XI века до наших дней. Отец основателя галереи, Михаил Захарович Третьяков, не получивший хорошего образования, хотел видеть своих девятерых детей (четверо младших умрут в одно лето от эпидемии скарлатины, когда старшему, Павлу, исполнится 16 лет) образованными и культурными, поэтому не скупился приглашать домой хороших учителей, давать деньги на книги, поощрял увлечение театром. Павел, не производивший впечатления крепкого здоровьем человека, но работоспособный, волевой и Целеустремленный, при замкнутости и молчаливости, был любимцем отца и продолжил торговое дело после его смерти (отец умер 49 лет от роду). Жизненный девиз Третьякова — "Нажитое от общества (народу Должно обязательно вернуться обществу в каких-
______......» ч |
либо полезных учреждениях". Еще в 28-летнем возрасте, в своем первом завещании, онписал: "...капитал... 150 тысяч рублей серебром я завещаю на устроительство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи... Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие". Первое приобретение, положившее начало будущей знаменитой картинной галерее, состоялось в Петербурге, в мастерской Николая Густовича Шильдера, работавшего в 1856 году над картиной "Искушение": бедная девушка отказывается от браслета, протянутого старухой сводней, которым молодой человек, стоявший за дверью, хочет купить ее любовь; здесь же в комнате на убогой кровати — старая умирающая мать. С каждым годом коллекция Третьякова расширялась. Третьяков покупал картины только отечественных авторов, оказывая тем самым неоценимую услугу им и вместе с ними всему русскому искусству. Впоследствии И.Е. Репин скажет: "П.М. Третьяков... вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи". Перов, Трутнев, Саврасов, Прянишников, Неврев, Васнецов, Репин и многие другие считали его своим другом, часто до позднего вечера засиживались в его гостеприимном доме. Третьяков становится широко известным в России и зарубежье тонким ценителем и крупным собирателем русской живописи. Третьяков старался подбирать картины не столько по личным или чьим-либо вкусам, сколько отражающие объективную картину развития русского искусства, главные критерии — типичность для направления или времени и высокие художественные качества. Кроме того, Павел Михайлович с интересом изучал технологию живописи, свойства красок, умел крыть лаком картины и без помощи реставраторов удалять повреждения в холсте, заделывать трещины в картинах. Третьяков участвовал во многих благотворительных учреждениях, никогда не отказывал в денежной помощи многим художникам и отдельным просителям, особенно семьям убитых во время крымской и русско-турецкой войн. До последнего дня своей жизни Третьяков заботился об Арнольдовском училище для глухонемых.
Третьяковская галерея, после его разрешения учени-м училища живописи, ваяния и зодчества копировать боты известных мастеров, превращается в школу для художников. Вход в галерею был бесплатным. Третьяков подарил и передал свою галерею (включавшую в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских мастеров, а также 75 картин, 8 рисунков и 5 статуэток западноевропейских художников нового и новейшего времени, принадлежавших брату Сергею) в дар Москве еще при жизни, в 1892 г., по просьбе его младшего брата Сергея Михайловича — московского городского головы. В 1897 году Третьякову присвоили звание почетного гражданина города Москвы. Здоровье мецената в это время было подорвано, и последними словами умирающего 4 декабря 1897 года Третьякова были: "Берегите галерею". На похороны Павла Михайловича (умер в возрасте 65 лет) собрались тысячи людей: художники, артисты, музыканты, студенты... В.М. Васнецов сказал: "Третьяков с редкой энергией совершал великое дело для своей Родины. Таких обширных и поучительных собраний национального искусства немного можно встретить в других странах. Собирая свою галерею, он не мог не осознавать, что совершает историческое народное дело, но никогда свою личность впереди не ставил, а скромно скрывал за совершаемым делом. Он был не меценат, а серьезный общественный работник".
Благотворительной деятельностью занимались и многие скромные российские обыватели —учителя и торговцы, ремесленники и медики. Один из них — Федор Петрович Гааз — "святой доктор". Получив диплом Венского университета, немец Гааз приехал в Москву в 1802 году и остался здесь на всю жизнь. Талантливый доктор очень быстро прославился и был назначен императрицей Марией Федоровной главным врачом Павловской больницы. Во время Отечественной войны 1812 года с действующей армией он дошел до Парижа, ненадолго поселился в Германии, но Россия тянула его к себе."В российском народе есть перед всеми другими качествами блистательная добродетель милосердия, готовность и привычка с радостью помогать в изобилии ближнему во всем, в чем он нуждался",— Писал он. В Москве доктор мог преуспевать, жить в свое
удовольствие, но милосердная и сострадающая дуща звала его в богадельни, больницы для бедных, приюты Все свои средства (поначалу значительные) он тратил на помощь беднякам, заключенным. С 1819 г. начал работу в тюрьмах, порядки которых приводили его в ужас. Он вступил в Общество попечения о тюрьмах, в 47 лет стал членом и секретарем Московского комитета Общества. Несмотря на многочисленные препоны со стороны властей, Гааз вместе с другим подвижником, председателем Комитета князем Ф. Голицыным, предпринял обследование тюрем, жизни арестантов, ссыльных и каторжан.
Целью доктора Гааза с 30-х годов XIX столетия было улучшение условий содержания и исправление заключенных. Он бился за смягчение уголовного законодательства, доставлял массу неудобств тюремному начальству ходатайствами о помощи и облегчении участи целых групп арестантов: дряхлых, больных, женщин, детей, членов семей ссыльных и др. Его не останавливали отказы, грубость, насмешки, он готов был снова и снова одолевать тюремщиков своими предложениями. Такая тактика почти всегда приносила плоды.
Заслугой доктора является переустройство московской тюрьмы, которая из рассадника инфекции, венерических болезней, голодной и холодной казармы превратилась в нормальное заведение для заключенных с мастерской, где арестанты занимались переплетными, столярными, портняжными работами и плетением лаптей. Там же появилась построенная на собранные Комитетом средства школа для детей заключенных. Долго добивался Гааз улучшения условий в полицейской больнице, при которой жил в маленькой двухкомнатной квартире. Если в больнице не хватало мест, он помещал больных у себя, выхаживал. Много сил и средств вложил он в эту лечебницу. Главным лекарством "святой доктор" считал любовь и веру в Христа.
Одно из человеколюбивых деяний доктора — изобретение и внедрение облегченных, обшитых кожей ручных и ножных кандалов взамен тяжелых и неудобных приспособлений, в которые несчастных каторжан заковывали на время перехода в Сибирь. Подвижник, имя которого студенты-медики еще при жизни требовали внести в список святых, умер в нищете и был
похоронен на средства полиции. Но память о необыкновенном докторе осталась в народном названии его больницы, которая еще в начале XX века была для москвичей "гаазовской", в легендах и мифах, которые о нем рассказывали.
Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели.
Прежде всего декабристы считали необходимым поднять сельское хозяйство Сибири. С этой целью они выдвинули ряд проектов, в которых предлагалось изменить налоговую систему так, чтобы основная тяжесть налогов была переложена с беднейших крестьян на зажиточных; открыть сельскохозяйственные школы с показательными хозяйствами; внедрять земледелие у аборигенных народов Сибири; пустить часть казенных земель в торговый оборот для привлечения в земледелие капиталов и создания крупных фермерских хозяйств.
Не менее обширную программу наметили декабристы в области культурного подъема Сибири. Стержнем этой программы являлось распространение просвещения.
Особое значение в области подъема культуры, как и в развитии производственных сил края, декабристы придавали просвещению аборигенных народов Сибири. Они считали необходимым открыть при каждой степной думе и инородческой управе начальные школы и всеми мерами приобщать "инородцев" к русской культуре.
Одной из точек приложения сил декабристов в условиях сибирской ссылки была работа по переводу на русский язык многочисленных зарубежных изданий и учебников. Не будучи опубликованными, переводы тем не менее становились известными читателям в Рукописных вариантах.
К просветительской деятельности в Сибири дво-Рянские революционеры начали активно готовиться, будучи узниками Петровского каземата в Петровской каторжной академии". Они усиленно занимались самообразованием, делились друг с другом знаниями в
различных отраслях наук и уже в то время искали возможности воспитания молодого поколения. Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей "местных жителей". Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Обучение в казе-матской школе было строго дифференцированным: одних детей готовили в высшие учебные заведения, других — в уездные училища, третьих учили начальной грамоте и всех — ремеслам. Обучение было столь успешным, что ученики декабристов поступали даже в Горный институт, Академию художеств, Петербургский технологический институт. Трудовое обучение, методические приемы и весь опыт казематской школы получили отражение в последующей педагогической практике декабристов.
По выходу на поселение "государственным преступникам" разрешалось заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось их влияния на молодое поколение. Однако декабристы выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались педагогической деятельностью. При этом они не просто продолжали существовавшую и ранее в Сибири, несмотря на запреты властей, учительскую практику ссыльных, но подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.
Широко развернул просветительскую деятельность с выходом на поселение Д.И. Завалишин — бывший преподаватель Кадетского корпуса. Его общественной активности в значительной мере обязано Забайкалье открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите казачьей и солдатской школ, закрытых из-за недостатка учебников; декабрист за свой счет снабдил их учебными пособиями и работал в них учителем. Завалишин открыл в Чите школу для мальчиков и девочек "всякого звания и положения", в которой обучал детей грамматике, арифметике, истории, географии, ремеслам.
Ялуторовская колония декабристов в лице Муравьева-Апостола, Пущина, Басаргина, Якушкина, Обо-
нского оставила глубокий след в культурной жизни Западной Сибири, в том числе в развитии просвеще-нИЯ. Душой, организатором и руководителем мужской и женской школ, открытых декабристами в Ялуторовске, был И.Д. Якушкин. Педагогическая деятельность всегда привлекала его. Еще до восстания 1825 года он учил крестьянских мальчиков в своем смоленском имении Жуково.
Довольно обширная программа, усваиваемая учащимися в течение 4 лет, давала намного больше знаний, чем программа уездных училищ. Практически школа Якушкина стала своего рода учительской семинарией, в которой учителя и смотрители уездных училищ Западной Сибири приобретали опыт ведения занятий по методу взаимного обучения.
В школе для девочек изучались те же предметы, что и у мальчиков, но вместо греческого и латинского языков — французский, вместо ботаники — рукоделие. За 10 лет в Ялуторовскую женскую школу было принято 240 девочек, 192 из них прошли полный курс обучения.
Ялуторовская женская школа была первой всесословной среди женских школне только Сибири, но и всей России. Вслед за Ялуторовской при содействии Якушкина в 1852 году была открыта женская школа в Тобольске "для детей низших сословий на капитал, пожертвованный здешним купечеством и мещанским обществом и благотворителями из других сословий". В 1853 году в ней обучалось 92 девочки.
Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах. Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.
Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.
Ситуация
Ответьте на приведенные ниже вопросы, используя законы РФ "О воинской обязанности и воинской службе" и "О статусе военнослужащего ".
Я не хочу служить и скрываюсь от военкоматчиков. Меня за это могут посадить в тюрьму?
Моя жена на восьмом месяце беременности, а меня призывают в армию. Это правомерно?
Когда мой сын будет заканчивать 11-й класс, ему будет 18 лет. У него не будет возможность поступить в вуз и учиться дальше ?
Моему единственному сыну будет 18 лет в августе. Я — инвалид 2-й группы, муж — 3-й. Пойдет ли наш сын в армию?
Несколько практических занятий посвятите проблемам российской армии: организуйте встречи спред-ставителями военкомата; призывниками; ветеранами боевых действий; "отказниками"; с пострадавшими от внеуставных отношений; матерями-одиночками, чьи мужья погибли в армии. Подготовьте для военнослужащих близлежащих частей концертно-развлекательную программу, подарки и сюрпризы. Выясните в военкомате данные о военнослужащих вашего города (поселка), проходящих службу вдали от дома. Свяжитесь с ними, организовав переписку.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 288.