Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение "От сумы да от тюрьмы"...

— Никто из вас, надеюсь, не бывал на скамье подсудимых? А довелось ли кому-нибудь нищенствовать, просить милостыню? Однако не следует забывать известной пословицы: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся" . Вот и давайте вообразим себе ситуацию, когда вам придется выбирать между тюрьмой и сумой — не в прямом смысле, конечно, а в игровом. Передо мной на столике вперемешку лежат карточки, на части из которых символическое изображение тюремной решетки, а на другой — изображение протянутой руки нищего. Вам нужно выбрать либо ту, либо другую карточку. Каков же будет у нас смысл этой альтернативы? Сейчас разъясню.

Но прежде немного пофилософствуем. Как бы парадоксально это ни звучало, но каждый из нас практически в любой момент жизни является нищим, ожидающим подаяния, и подсудимым, ожидающим приговора. Нищим — потому что нам почти всегда не хватает признания наших заслуг и достоинств, и мы хотели бы получать "поглаживания" от окружающих в форме комплиментов, восхищения, разнообразных знаков внимания,

подчеркивающих нашу значимость. Кто-то "нищ" постоянно и все время "ходит с протянутой рукой", добиваясь признания, похвалы, чтобы держать свою самооценку на уровне. Кто-то лишь изредка испытывает потребность в подтверждении своей значимости. А почему — подсудимым? Потому что, живя среди людей, мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают определенную оценку со стороны наших партнеров по общению — положительную, отрицательную, иногда — индифферентную. И в этом смысле — любое наше деяние ожидает какой-то приговор. Разница между нищим и подсудимым в том, что первый сознательно ищет положительных оценок, а второй готов получить и отрицательный приговор.

В нашей игре человек, выбравший карточку нищего, обеспечивает себе право натри "подаяния". То есть он может обратиться к любым трем членам группы и услышать от каждого, какими главными достоинствами он, по их мнению, обладает. Всякая критика и даже намек на недостатки "нищего" исключаются — ведь даже уличный попрошайка желает увидеть в своей шапке банкноту, а не булыжник.

Человек, выбравший карточку подсудимого, должен быть готов предстать перед судом и не тешить себя надеждой выслушивать исключительно дифирамбы. Но зато, в отличие от "нищего", он может получить правдивую информацию обо всех — и позитивных, и негативных — своих качествах.

Более подробно о процедуре суда ведущий не распространяется и предлагает каждому сделать свой выбор. Эта часть упражнения является во многом ди-агностичной: она четко разделяет тех, кто готов пойти на риск отрицательных оценок, и тех, кому спокойнее выслушать хвалебные оды. Дабы избежать конформистских тенденций, лучше, чтобы каждый участник совершал выбор индивидуально и тайно от других. Как сложится ситуация в каждой конкретной группе, предугадать сложно: может оказаться, что большинство Участников предпочтет стать "нищими", но не исключено, что почти все готовы будут "пойти под суд".

— Итак, выбор сделан всеми. Теперь прошу встать тех, кто выбрал нищенскую суму... Спасибо. А теперь тех, кто предпочел скамью подсудимых... Спасибо.

Начнем с "нищих". Пусть каждый по очереди выберет троих членов группы и попросит у них "подаяние".

Начинать с "нищих" представляется более разумным в любом случае. Нужно учитывать, что при наличии большого числа "подсудимых" не все из них смогут предстать перед судом — на это может просто не хватить времени. Получение подаяния "нищими" проходит быстрее, и все они получат свою долю "поглаживаний".

Когда сбор подаяний закончится, ведущий объясняет дальнейшую процедуру — суд — и предупреждает, что на скамье подсудимых успеют побывать только три человека. Если желающих больше, то можно сначала выбрать прокурора, адвоката и трех судей. Эти пять человек выбираются независимо от того, кто они — "нищие" или "подсудимые". Они и определяют того, кто первым предстанет перед судом. Оставшаяся часть группы делится на "свидетелей обвинения" и "свидетелей защиты". Процедуру этого деления можно организовать, например, таким образом: "прокурор" и "адвокат" поочередно выбирают членов своей команды. В конце концов все участники группы получают свою роль в этой игре, С начала суда у ведущего — функции независимого арбитра и секретаря.

Всем трем сторонам— "обвиняющей", "защищающей" и "судящей" — дается 15 минут на подготовку, включающую в себя необходимую расстановку мебели, создание соответствующего "судебного" антуража и продумывание содержания выступлений. Вполне естественным и оправданным представляется включение в игру некоторых псевдоюридических формальностей, таких, например, как: команда секретаря "Встать, суд идет!", обращение друг к другу подчеркнуто вежливо и на "вы", клятва выступающих говорить правду и только правду и т. п.

"Главный судья" сначала предоставляет слово "прокурору" . Тот в своей речи требует признания "подсудимого" виновным, апеллируя к реальным (это важно!) фактам проявления им отрицательных качеств во время работы группы. Затем выступает "адвокат", пытаясь опровергнуть обвинения и показать "подсудимого" в лучшем свете. После этого поочередно выступают "свидетели" обвинения и защиты. Следует заранее договориться о регламенте, допустим, выступления ограни-

чить двумя минутами. "Судьи", "прокурор" и "адвокат" могут задавать вопросы свидетелям.

Ведущему следует внимательно следить за ходом судебного процесса, чтобы прервать его в момент, предшествующий падению накала и соответственно интереса к игре. Пусть лучше не все еще будет сказано, что хотелось, чем участники почувствуют скуку. Прервать процесс ведущий может, сообщив судьям от имени секретаря о том, что время, отведенное на процесс, истекает. Тогда предоставляется последнее слово "подсудимому", в котором он вправе выразить согласие или несогласие с выдвинутыми против него обвинениями, а возможно, и с мнением защиты. Судьи удаляются на пятиминутное совещание для вынесения приговора, в котором могут быть лишь две формулировки: виновен или невиновен. Судьям нужно решить, какая сторона — прокурорская или адвокатская — оказалась более убедительной и каких качеств — положительных или отрицательных — обнаружилось в "подсудимом" больше.

Следующий судебный процесс проходит аналогично. При желании можно заменить состав суда, но это необязательно. Бывший "подсудимый" примыкает к обвиняющей или защищающей стороне по своему желанию.

Суд может проходить так увлекательно и азартно, что время пролетает незаметно, и иногда имеет смысл не устраивать новых судилищ, а отложить их на другой день, чтобы не перегружать занятие. Но в любом случае нужно провести обсуждение всей игры "От сумы да от тюрьмы"... и предоставить всем участникам возможность отрефлексировать свои мысли и эмоции не только по поводу суда, но и по поводу "сбора подаяний".

Трудно ли было сделать выбор между "нищенством" и "тюрьмой"?

Как прогнозировали участники результаты выбора в группе?

Почему ты предпочел именно такой выбор?

Сложно ли было "просить подаяния" ?

Понравилось ли их получать? Почему?

Хотел бы ты сам оказаться на скамье подсудимых?

Как ощущаешь себя в роли "обвинителя" ? "Защитника" ?

Трудно ли было на суде в открытую обсуждать человека?

Удалось ли тебе быть искренним во время этого обсуждения?

Каково быть "подсудимым"? И т. п.

Игра может дать всем участникам очень многое. Несмотря на некоторую гротескность игровых процедур и комическую бутафорию, содержание разговора на суде очень серьезно — речь идет о личностных характеристиках конкретного человека, которому бывает нелегко проходить огонь, воду и медные трубы такого судебного процесса. В то же время остальные участники учатся быть искренними и деликатными, сопереживать и поддерживать, разбираться в себе и своих чувствах.

Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М: Изд-во АСОПиР, 1995.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Бадя Л.В.— М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева,— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.

ЗАНЯТИЕ 25

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ:

ВКЛАД ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ В РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

"Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят".

Н.Н. Миклухо-Маклай

"Под идеей соборности имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения... в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом..."

А.Ф. Лосев

Поистине огромен и неоценим вклад династии русских царей Романовых в развитие социальной работы в России. Каждое царствование отличалось особыми чертами благотворительности, кто-то из членов Царской фамилии предпринимал радикальные и глубокие меры, кто-то "отметился" тем или иным указом на тему "призрения", однако все они оставили след в истории как государственные деятели и частные благотворители, хорошо осознающие всю важность и социальную значимость акций милосердия.

Первый Романов — царь Михаил Федорович (1613—1645) — открыл сиротские дома и определил их в ведение Патриаршего приказа. Первым домом

для сирот был, вероятно, новгородский, устроенный тогда еще архимандритом Никоном.

При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федо­ровича, значительно усилилась центральная власть, оформилось крепостное право. В своде гражданских законов "Кормчая книга" есть статьи об обществен­ном призрении. В 70—80-е годы XVII столетия функ­ционировал даже Приказ строения богаделен. Мона­стыри по-прежнему призревали нуждающихся в помощи, но на западе страны появились обители, в которых монахини или лечили и учили сирот, или за­нимались рукоделием с призреваемыми. Постепен­но развивались и церковно-государственные управ­ленческие структуры, и богоугодные заведения в социальной сфере.

Знакомясь с развитием призрения за рубежом, русское правительство все более склонялось к необ­ходимости расширения государственной благотвори­тельности. Молодой царь Федор Алексеевич в 1682 г. издал специальный указ, в котором говорилось о бого­угодных заведениях. Указ предписывал отделить в Москве увечных людей от притворных нищих. "Здо­ровым лентяям дать работу". Совершенно новой для российского государства была идея создания школ и заведений, где бы "нищенские дети, ребята и девки" могли получить подготовку к "разным наукам и ремес­лам". Это чрезвычайно важное начинание — нищие дети не только получали кров и пропитание, но и про­фессиональную подготовку, а значит, возможность нормальной трудовой жизни.

Наряду с церковно-монастырским и нарождаю­щимся государственным призрением на Руси было широко распространено частное благотворение. Кро­ме раздачи милостыни и устройства обедов для нищих, богатые люди чаще всего делали вклады (землей или деньгами) в монастыри, на строительство церквей, часовен, трапезных и т. п.

Противником российского нищелюбия и милос­тыни выступил преобразователь страны Петр Вели­кий. Около десятка его законодательных актов каса­ются проблем нищенства и благотворительности. Суровым был его указ 1691 г.: "ленивых прошаков" велено бить батогами и кнутом, водворять на места

постоянного жительства, а возвращавшихся к свое­му нищенскому промыслу ссылать на каторгу (в даль­ние сибирские города). Здоровых мужчин, кроме того, определяли в "смирительные дома", а женщин — в "цшингаузы" (прядильные дома) для работы. Пресле­довалась и частная благотворительность, особенно "подача милостыни", нищелюбцам назначался штраф от 5 до 10 рублей. Против такого гонения на традици­онное русское милосердие выступали многие совре­менники Петра — отец Авраамий, Иван Посошков и другие.

В начале XVIII века царь проявил заботу о неспо­собных к труду, назначив части из них "кормовые деньги". Относительно других распорядился: "В до­мовые патриаршие богадельни принимать больных и престарелых нищих; для лечения больных определить лекарей".

Во второй половине XVIII века появляется новое для России понятие — общественное призрение.

В 1712 году Петр I предпринял целый ряд мер к развитию "закрытого призрения" в России. В 1706 году митрополит Иов открыл первый в стране приют для незаконнорожденных, или "зазорных", младенцев (поз­же их называли еще "несчастнорожденными"). Учиты­вая собственный опыт, а также работу благотворитель­ных учреждений, устроенных Людовиком XIV, Петр ввел детские приюты — "гошпитали" — во всех губерн­ских городах. По указу для них должны были строиться специальные здания рядом с церковными оградами (в Москве — каменные, в других городах — деревян­ные). Позаботился он и об анонимности лиц, сдающих Детей, велел, чтобы "зазорных" младенцев в непристой­ные места не отметывали, но приносили бы к вышеоз­наченным гошпиталям и клали тайно в окно через ка­кое закрытие, дабы приносимых лиц не видно было". Указом назначалась смертная казнь тем, кто загубит "за­зорных" детей. Из гошпиталей младенцев, выкормлен­ных "искусными женами", передавали до достижения Ю-летнего возраста в богадельни или приемным роди­телям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в "художественныеученики".

Особой заботой пользовались при Петре военные. В 1712 г. государь распорядился "не способных вовсе

к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в мос­ковские богадельни; в богадельнях быть осмотру еже­месячному; принимать в оные со свидетельством и высылать из них тех, которые имеют семейство и дома или промыслы". Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их воз­лагалось на монастыри.

В 1715 году Петр заложил первые сухопутный и морской госпитали, Инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных матросов и солдат. Он приказал собратьвних "искусных докторов", подлекарей и "боль­шое число молодых учеников", чтобы приготовить из последних знающих медиков. Госпитали подчинялись военным ведомствам.

Не были забыты и пленные, которых в начале XVIII века выкупали за государственный счет, выдава­ли им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных разрешали, в порядке исключения, собирать подаяние на выкуп. По-прежнему призревались и ино­земные военнопленные: "Пленных пруссаков и других немцев оставить в России".

Петру Алексеевичу принадлежит инициатива при­зрения еще одной категории российских убогих — душевнобольных. В 1722 г. он указал "дураков" свиде­тельствовать непосредственно в Сенате и за негодны­ми "ни в науку, ни в службу — деревень не оставлять, жениться их не допускать и отдавать в кормление род­ственникам". В 1723 г. был расписан порядок освиде­тельствования "сумасшедших и прочих душевноболь­ных", который сохранялся в общих чертах до конца XIX века. Призрение этой категории населения было возложено на магистраты, отсылка их в монастыри зап­рещалась.

Главным намерением Петра в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и по­строить его на новых началах, возложив заботу о нуж­дающихся на государственные светские структуры: в городах — на губернские и городские магистраты, в деревнях — на помещиков, в свободных землях — на старост или сотских. Центральное управление бого­угодными заведениями он сохранил сначала за Пат­риаршим и Монастырским приказами, в 1721 г. пере-

дал Святейшему Синоду, а в 1724 г.— финансовому ве­домству.

Большинство мероприятии Петра I носило харак­тер "вразумляющего принуждения", так как, по словам царя-преобразователя, "наши люди ничего без принуж­дения не сделают".

Екатерина I подписала единственный документ — сенатский указ 3 марта 1726 г. "О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам", в котором, помимо росписи средств, выражалось недо­вольство "злоупотреблениями в учрежденных госпита­лях кормилиц, на место умерших приемышей подстав­лявших своих законных детей".

При Петре II появилось два указа о незаконнорож­денных и воспитанных в петровских сиротских домах: 43 девицам велено было "дать вольные паспорты и отпускать их, по их желанию, в услужение или на ма­нуфактуры", а "малоумных в богадельни", юношам предписано было отправляться на военную службу, "хотя в барабанщики".

Мрачное десятилетие Анны Иоанновны больше всего коснулось в социальной сфере нищих. В продол­жение петровских мероприятий по борьбе с нищен­ством и нищелюбием царица издала множество ука­зов, что, однако, нисколько не улучшило ситуацию в стране, так как полицейские меры не дали результа­тов. Правительство обошло вниманием благотвори­тельную деятельность монастырей, призрение "зазор­ных младенцев", душевнобольных, зато благосклонно отнеслось к военнослужащим и их семьям: вдовы мог­ли доживать свой век в женских монастырях, а дети учиться, "кто к чему склонен будет", чтобы "не токмо государству полезны быть, но и сами через те науки довольное питание иметь могли". Выросло число лаза­ретов, учреждались полевые аптеки, особая хирурги­ческая школа. При Анне впервые в число призревае­мых попали погорельцы.

Анна Леопольдовна отличилась указом 1741 г. "О непропуске нищих в Санкт-Петербург": из столицы изгонялись все "прошаки", крометех, "кои за старостью и болезнями до монастырей дойти не могут".

В годы правления "дочери Петровой" Елизаветы, как утверждал СМ. Соловьев: "нравы смягчаются, к

человеку начинают относиться с большим уважени ем". Продолжая, по мере понимания и способностей дело отца, Елизавета способствовала развитию наук^ и просвещения, вкладывала в это свои личные сред­ства. Первые мероприятия в области человеколюбия касались облегчения участи малолетних преступни­ков, женщин-арестанток, колодников и каторжников. 29 марта 1753 г. императрица подписала самый гу­манный свой указ — об отмене смертной казни в России

Предметом особой заботы опять стало призрение военнослужащих. В Казани был открыт Инвалидный дом для офицеров. В 1760 г. правительство выбрало для строительства богаделен "для отставных, раненых и увечных солдат" четыре губернии (Казанскую, Ниже­городскую, Воронежскую, Белгородскую).

Елизавета несколько расширила права губернских магистратов в сфере призрения, в отличие от отца она поощряла частную благотворительность, сделавшись по части филантропии примером для подданных.

Итак, ко второй половине XVIII века в России нача­ла складываться государственная социальная полити­ка, направленная на сохранение сословных привиле­гий высших слоев общества и на помощь обездоленным. От нищелюбия страна постепенно перешла к сравни­тельно действенным формам и методам помощи следу­ющим категориям призреваемых: сиротам, незаконно­рожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, больным, военнопленным, душев­нобольным, заключенным, погорельцам. Уже различа­лись два типа призрения: "закрытое" — в госпиталях, приютах, богадельнях, инвалидных домах, смиритель­ных домах и др., и "открытое" — вне заведений (пен­сии, пособия, кормовые деньги, обеспечение землей, профессией и промыслами и др.). Наряду с государ­ственным призрением сохранилась, несмотря на дав­ление Петра I, церковно-монастырская и частная бла­готворительность.

На государственную основу попыталась поставить призрение в 1762—1796 гг. Екатерина II.

Движимая идеями французских просветителей, "коронованный философ" в первые годы правления предприняла ряд конкретных мероприятий по органи-

зации благотворительных учреждений нового типа. По ее поручению над этим работал один из самых образо­ванных людей России того времени Иван Иванович Бец-кой (1704-1795).

Бецкой говорил о необходимости создания между старым и новым поколениями искусственной прегра­ды, чтобы первое, "зверообразное и неистовое в словах и поступках", не могло влиять на второе. Такую "пре­граду" он видел в закрытых учебных заведениях (ин­тернатах), где под руководством русских (а не иност­ранных) наставников "дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, т. е. до 18—20 лет".

Утопичность замысла Бецкого проявилась уже в те годы существования созданных им воспитательных заведений. Призванные готовить "новую породу лю­дей", воспитательные дома с момента их открытия стали популярными, в них поступали младенцы в ко­личествах, превышавших возможности имевшихся помещений. Специалисты отмечали: "Скопление боль­шого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспита­телей, прием детей часто больных и даже умираю­щих — все это повлекло за собой ужасающую смерт­ность питомцев —до 90% и больше".

Такая картина не могла не вызвать тревоги и соот­ветствующих действий правительства. Лучшим выхо­дом признали передачу детей на вскармливание и вос­питание в крестьянские семьи, которым за это платили. Смертность в Московском воспитательном доме, со­зданном по проекту Бецкого, сразу снизилась в 2—3 раза и никогда уже не достигала уровня первых лет его существования.

В планы Екатерины входило открытие в больших городах главных народных училищ, а в уездных — малых народных училищ, но в целом ее замысел смог воплотить в жизнь только ее внук — император Алек­сандр I.

В конце XVIII века государство продолжало забо­титься о "пристройстве безумных", об открытии новых богаделен. Екатерина обратила внимание и на такое серьезное социальное явление, как проституция. Про­должая начатое еще в XVII веке преследование "непот-

ребства" и наказывая "за содержание домов разврата" она в то же время попыталась поставить проституции под надзор полиции: в Петербурге специальные райо ны отводились "для вольных (публичных) домов".

В 1765 г. не без личного участия Екатерины II i России возникла первая научная общественная орга­низация — Вольное экономическое общество (ВЭО) Его задачей было содействие развитию в стране сель­ского хозяйства, внедрение в русскую деревню науч­ных и технических достижений. ВЭО обследовало кре­стьянские дворы, выясняя нужды сельских жителей, оказывало материальную помощь селянам, особенно в голодные и засушливые годы. Вольное экономичес­кое общество оказалось самым долговечным — закры­ли его уже в 1918 г.

Все перечисленные мероприятия екатерининс­кой эпохи были как бы подготовкой к созданию госу­дарственной системы благотворительности со своим управленческим аппаратом, финансами, формами и методами работы. Проведенная в 1775 г. администра­тивная реформа впрямую коснулась социальной сферы, как и последовавшая за ней в 1782 г. городс­кая полицейская реформа. В 1785 г. завершилось сословное деление населения России, значительно расширились распорядительные и исполнительные функции местного дворянского и городского самоуп­равления. Были созданы административно-полицей­ские органы: губернское правление с губернатором во главе и совершенно новое для России и по назва­нию, и по назначению учреждение — Приказ обще­ственного призрения.

Екатерининский период в истории России обога­тил страну новыми подходами к общественному при­зрению, вызвал к жизни органы управления этой сфе­рой социальной политики, сосредоточил внимание преимущественно на благотворящих учреждениях зак­рытого типа, открыл путь к возникновению обществен­ных организаций, существенно расширил сеть заве­дений и категорий призреваемых. Но, к сожалению, плоды этих нововведений оказались горькими. Бюрок­ратизм, лихоимство, формализм, недостаток служащих, особенно практических работников, которых никто профессионально не готовил — все это снижало ре-

зультативность и тормозило развитие социальной

работы.

Серьезные изменения в судьбу воспитательных уч­реждений внесла Мария Федоровна — жена Павла I. Сразу после смерти свекрови она стала "начальство­вать Воспитательным обществом благородных девиц", а в 1797 г. основала Ведомство учреждений императри­цы Марии (Мариинское ведомство) и заведовала им до своей кончины в 1828 г. Более чем за 30 лет деятельно­сти императрица Мария Федоровна значительно рас­ширила сеть благотворительных учреждений, учебных заведений (главным образом женских). В отличие от своей царственной предшественницы, она видела цель Мариинского ведомства не в" смягчении нравов путем воспитания и образования русского юношества", а в благотворительной помощи нуждающимся и в сохра­нении особых прав высших сословий русского обще­ства.

Императрица Мария привлекла к обследованию условий жизни детей во всех своих учреждениях вели­ких князей и великих княжон, сама инспектировала старшие классы. Придя в ужас от увиденного, а осо­бенно от смертности в воспитательных домах (за 30 лет существования из 65 тысяч подкидышей выжила толь­ко тысяча) и казарменного быта в училищах, она серь­езно занялась поиском выхода из тяжелого положения.

С большой энергией молодая царица собрала зна­чительные пожертвования в пользу подопечных. По ее распоряжению строили новые помещения для сиротс­ких домов и училищ. Она основала новые заведения: училище благородных девиц в Москве (1802 г.), учили­ще ордена Святой Екатерины — на свои средства — в Петербурге (1798 г.), новое Московское коммерческое училище взамен переведенного в 1800 году в Петербург (в 1804 г.— на средства купечества), в 1806 году откры­ла опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей. В 1807 году появилось военно-сиротское отделение Воспитательного дома (потом Павловский институт) — под ее покровительством и с ежегодным пособием в три тысячи рублей.

В 1817 году в Харькове открылся первый губерн­ский женский институт — верх тогдашней филантро­пии: туда принимали дворянских и купеческих дочерей,

допускали приходящих учениц за плату и бесплатно, давали им неплохое образование. Выпускниц должны были устраивать на работу гувернантками, государство обязывалось следить за их жизнью в семьях хозяев и даже выдавать замуж. Устав института лег в основу создававшихся позднее губернских учебных заведений. В 1820и 1823 годах основаны два училища для сол­датских дочерей, а в 1826 году — училища для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. Мария Федоровна открыла много благотво­рительных больниц, повивальный институт, сиротские дома. Но самыми многочисленными благотворительны­ми заведениями, существовавшими до 1917 года, были заложенные царицей Марией вдовьи дома — богадель­ни для вдов военных и гражданских лиц. Императрица жертвовала на эти дома огромные суммы.

В завещании Мария Федоровна призывала объе­динить усилия общества "к сохранению детей, к воз­буждению, по мере возможности, чувств материнских, кподанию помощи вдове и сироте, облегчению страж­дущей нищеты; тогда только мы будем оказывать ис­тинную любовь к ближним, по великому примеру, дан­ному нам Спасителем". После смерти императрицы ведомство ее имени, курируемое русскими царицами, активно развивалось.

С приходом к власти в 1881 году Александра III начались "реформы наизнанку", ограничивавшие и искажавшие буржуазные преобразования царя-осво­бодителя. Новые положения о земских учреждениях 1890 года и городовое положение 1892 года усилили контроль администрации над органами самоуправле­ния, изменили избирательную систему в пользу "дво­рянского элемента", вернули сословность в самоуп­равление.

Тем не менее трудно переоценить значение и опыт земских и городских общественных властей в преобра­зовании патриархально-феодальной России в цивили­зованную европейскую державу в конце XIX — начале XX века.

Явившиеся преемниками губернских приказов общественного призрения, земства получили в наслед­ство не только денежную и "материальную часть", но и тысячи призреваемых, и тех, кто, нуждаясь в помощи, не получал ее. Русское земство сразу определило ос­новные направления своей многогранной деятельнос­ти: народное образование, медицинская помощь насе­лению, санитарная служба, призрение сельских бедных, больных и нетрудоспособных. Главные расходные ста­тьи земских бюджетов составляли затраты на строи­тельство и работу народных школ и медицинских уч­реждений.

По мнению большинства исследователей, самые значительные достижения земцев связаны с организа­цией народного образования. Заслуживают внимания медицинская и санитарная службы российского зем­ства. Энтузиасты земской медицины совершили рево­люцию в деревне: впервые за всю историю страны медицинские учреждения, аптеки, врачи, фельдшеры стали обычным явлением сельской жизни. Земские врачи, придавая огромное значение профилактике за­болеваний, выступили сообща против деревенской антисанитарии: проводили кропотливую повседневную пропагандистскую работу, издавали и бесплатно рас­пространяли брошюры, плакаты и листовки с элемен­тарными сведениями о причинах болезней и мерами борьбы с ними; вакцинировали население; следили за соблюдением санитарных норм в общественных мес­тах и жилищах крестьян; инспектировали состояние продовольственных складов, магазинов, рынков, ско­тобоен и др. Благодаря этим мерам удалось справиться со старым страшным бедствием российской деревни — бытовым сифилисом, с некоторыми эпидемиями, ранее косившими сельский народ. Началась планомерная и неустанная борьба с оспой. Заметно снизилась смерт­ность населения.

Земские врачи, статистики, учителя, землемеры, агрономы, ветеринары были, как о них писали, "ти­пичными носителями неутомимого и самоотвержен­ного служения народу". Городская молодежь с ее иде­алами и верой в светлую судьбу Отечества шла, подобно массовому "хождению в народ" революци­онной молодежи, в деревню, чтобы участвовать в пре­образовании России.

В городах Российской империи в пореформенное время совершались не менее решительные и важные изменения, чем в деревне. Заслуга городских дум с их 2

управами, многочисленными комиссиями и комитета­ми состояла в превращении захолустья в цивилизован­ный мир. Также, как земства, органы городского само­управления ценой неимоверных усилий добивались чистоты и порядка в домах, на улицах, благоустраивали быт горожан, проводя водопровод и канализацию, ремонтируя дороги и тротуары, рыночные площади. В крупнейших российских городах появились новые виды транспорта. Санитарно-врачебные службы очи­щали города от паразитов, регулярно проводили дезин­фекцию в ночлежках, больницах, благотворительных заведениях, на вокзалах, вели огромную разъяснитель­ную работу, привлекая к этому студентов, молодых рабочих,курсисток.

Больших успехов добилась муниципальная меди­цина: кроме больниц, было организовано амбулаторное лечение населения, "родовспоможение", "семейное призрение больных". В медицинских учреждениях крупнейших городов, в первую очередь двух столиц, работали лаборатории, рентгеновские кабинеты, водо-и светолечебницы, появилось оборудование для радио­терапии. При детских больницах и роддомах устраива­лись специальные консультации для матерей по уходу за грудными детьми с раздачей стерилизованного молока.

Децентрализация социального призрения и благотворительности, участие общественности в управлении и работе соответствующих учреждений, ежегодная отчетность, ревизии хода и расхода средств привели к улучшению в целом помощи нуждающемуся населению.

Превращение российского общества в гражданс­кое сопровождалось активизацией различных полити­ческих сил, они стремились проявить себя и в социальной сфере. Наряду с лояльными к режиму партиями и другими общественными организациями этим занимались революционно настроенные круги: демокра­ты, народники, позже — большевики и меньшевики, эсеры и др.

В царствование императора Николая Павловича рост идеи организованной общественной помощи бедным был задержан. Новых обществ почти не возникало, а организация групповой помощи оставалась на прежних началах. Но уже само возникновение Комитета по разбору нищенствующих показывает, что идея общественной помощи не была оставлена. Недостаточ­ность приказной организации была очевидна. Канцелярская рутина поглотила живое дело; средств было мало, и казна не могла предоставить их больше; деятели приказов были оторваны от жизни, не заинтересованы в местных делах и служили святому делу не из любви к ближнему, как и другие чиновники, а по установленным регламентам и правилам. Число их было не только недостаточно для того, чтобы, следуя еще указа­ниям Петра Великого, разобрать нуждающихся, определить им помощь сообразно с их нуждами и вообще индивидуализировать помощь, но даже для того, чтобы вести менее сложное дело и хозяйство в закрытых за­ведениях приказа.

Поэтому осознание необходимости участия в деле попечения о бедных общественных организованных сил, добровольных деятелей и жертвователей постепен­но становилось все распространеннее и настоятельнее. Очевидно было, что борьба с беспомощностью многих сотен тысяч или даже миллионов людей сделается воз­можной только в том случае, если в борьбе этой примут участие лица, проникнутые любовью к ближнему, доб­ровольно идущие на помощь ему, знающие местные условия и способы, которыми можно помочь, отыски­вающие эти способы и средства на местах, несущие для дела свои сбережения и не ищущие за все это ни прав государственной службы, ни казенного содержания. Таких людей, чтобы индивидуализировать помощь сре­ди миллионов нуждающихся, нужно было много сотен тысяч, и никаких казенных средств не хватило бы на содержание их, как не хватило бы их и на само дело помощи всем нуждающимся.

Ввиду этого, дело попечения о нуждающихся дол­жно было перейти к обществу, к добровольным обще­ственным работникам. Государство же должно было только направить такие общественные организации, указать им путь и общегосударственную цель и прийти на помощь им в тех случаях, когда они не в силах обой­тись своими средствами. Таким путем из соединения частной благотворительности и общественного призре­ния (как отрасли государственного управления) возник­ла идея организованного общественного попечения о

бедных всеми теми способами, которые указывала жизнь и которые соответствовали местным условиям и потребностям нуждающихся.

В годы правления последнего из династии Романо­вых теоретики и практики социальной работы в Рос­сийской империи пришли к выводу о необходимости децентрализации в деле призрения, превращения его в подлинно общественное. Это могло обеспечить само­стоятельность учреждений, обществ и заведений, со­храняло важный принцип благотворительности — ин­дивидуальной помощи. Местные органы призрения находились "близко к нужде", они более внимательно и экономно расходовали средства, обходились без фор­мализма и проволочек в работе (об этом свидетельству­ет и зарубежный опыт).

Вопросы для самоконтроля

Назовите категории призреваемых, впервые обозначен­ных в правительственных указах разных периодов царствования династии Романовых.

Каковы основные признаки "закрытого" и "открыто­го" призрения?

Какова нравственная основа частного благотворения царственных особ в России?

С каким "багажом" пришла Россия в социальной рабо­те к началу XX века?

Ситуация

Сотрудники московской милиции уже в этом году задержали в метро около 10 тысяч попрошаек. По сло­вам заместителя начальника УВД по охране метропо­литена, треть задержанных составляют лица, которые попадаются в руки милиционеров ежедневно. Слож­ность в том, что в стране не предусмотрено никаких санкций, даже административных, по отношению к этим "вымогателям-обманщикам". Все мероприятия носят профилактический характер— "сотрудник ми­лиции ловит попрошайку, отводит в отделение, прово­дит разъяснительную беседуй отпускает".

Попрошайки, считает представитель УВД, делят­ся натри категории. Первая — это одинокие москвичи

возрасте старше 60 лет, "которым действительно не хватает на пропитание мизерной пенсии". Их болыпин-сТВо. Вторая —: беженцы из "горячих точек" и стран СНГ, "вынужденные в силу определенных объектив­ных обстоятельств также просить материальной по­мощи у жителей столицы". На фоне этих обездолен­ных выделяется третья группа — лица, сознательно занимающиеся вымогательством, создающие преступ­ные объединения, вовлекающие в свой незаконный бизнес малолетних детей и инвалидов. Именно с ними и ведут свою борьбу сотрудники УВД.

В 1999 году по материалам их расследований заве­дено 3 уголовных дела. Они возбуждены в отношении двух жительниц Молдавии и одной украинки, которые "путем обмана принудили к попрошайничеству не­скольких малолетних детей".

Вспомните, как решалась проблема профессиональ­ных нищих в истории России. Как можно решить ее в наше время? Какова в этом роль волонтеров?

Практическое задание

Оценка своих коммуникативных способностей (модифицированная методика доктора психологических наук, профессора Л.М. Митиной)

Оценка коммуникативных способностей может быть адекватной при использовании методов диагно­стики не только в лабораторных условиях, но и в ре­альном социально-педагогическом процессе. В осно­ве диагностики лежит психологическая структура педагогического общения, выявляющая специфичес­кие функции социального работника, социального пе­дагога, направленные на развитие личности ребенка и своей собственной. Данная методика направлена на выявление индивидуального уровня развития комму­никативных способностей социального педагога.

Оценивающий (преподаватель, руководитель практики, психолог, представитель администрации, родительского актива или педагогического коллекти­ва) присутствует при общении помощника социаль­ного педагога с детьми и, используя БЛАНК методи­ки, фиксирует наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.

Дата________коллектив (группа)_________

Тема занятия_                                      Социальный педагог (ФИО)______Стаж работы_

  ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА

УРОВНИ

        низкий и   ниже среднего средний   выше среднего высокий высший
  РЕЧЬ (наблюдаемый говорит грамотно, убедительно, содержательно, исполь­зует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся, пользу­ется юмором) ГОЛОС (с помощью голосовых интонаций и модуляций проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие) ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (наблюдаемый использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления добро­желательного отношения ко всем детям и облегчения усвоения ими новых сведе­ний — "помогающее поведение") ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ в течение занятия наблюдаемый передвигается по аудитории вправо и влево, вперед и назад, оказывает­ся перед детьми, за их спи ной, стоит или сидит ря­дом с воспитанником и т. д.) ЭМОЦИИ (проявление личного энту­зиазма и положительных эмоций помогает наблю­даемому "заражать" детей вовлекать их в общий про> цесс творчества, стимули­ровать интерес к позна­нию нового) НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдаемый постоянно "видит и слышит" каждого ребенка, замечает и гра­мотно реагирует на малей­шие изменения во внешнем облике и внутреннем состо­янии детей) ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ (наблюдаемый грамотно сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь огра­ничивать вербальную, чтобы дети могли больше говорить сами, высказы­вать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами) ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (наблюдаемый использует разные виды взаимо­действия: а) социальный педагог-коллектив: объясняет материал всему коллек­тиву, задает вопросы, отвечает на вопросы детей б) социальный педагог-ребенок: объясняет что-либо одному ребенку, спрашивает его, отвечает на вопросы; в) ребенок-ребенок: просит одного ребенка объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу детей в малых группах; г) социальный педагог — дети: дети работают самостоятельно, а помощ­ник социального педагога чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая помощь нужна) ПАУЗЫ (наблюдаемый организует короткие перерывы в работе с детьми для обду­мывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия нап­ряжения, усталости) 1 1 1 2 2 2 3 3 3 4 4 4 5 5 5 6 6 6

Дата: 2019-04-23, просмотров: 248.