Упражнение "От сумы да от тюрьмы"...
— Никто из вас, надеюсь, не бывал на скамье подсудимых? А довелось ли кому-нибудь нищенствовать, просить милостыню? Однако не следует забывать известной пословицы: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся" . Вот и давайте вообразим себе ситуацию, когда вам придется выбирать между тюрьмой и сумой — не в прямом смысле, конечно, а в игровом. Передо мной на столике вперемешку лежат карточки, на части из которых символическое изображение тюремной решетки, а на другой — изображение протянутой руки нищего. Вам нужно выбрать либо ту, либо другую карточку. Каков же будет у нас смысл этой альтернативы? Сейчас разъясню.
Но прежде немного пофилософствуем. Как бы парадоксально это ни звучало, но каждый из нас практически в любой момент жизни является нищим, ожидающим подаяния, и подсудимым, ожидающим приговора. Нищим — потому что нам почти всегда не хватает признания наших заслуг и достоинств, и мы хотели бы получать "поглаживания" от окружающих в форме комплиментов, восхищения, разнообразных знаков внимания,
подчеркивающих нашу значимость. Кто-то "нищ" постоянно и все время "ходит с протянутой рукой", добиваясь признания, похвалы, чтобы держать свою самооценку на уровне. Кто-то лишь изредка испытывает потребность в подтверждении своей значимости. А почему — подсудимым? Потому что, живя среди людей, мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают определенную оценку со стороны наших партнеров по общению — положительную, отрицательную, иногда — индифферентную. И в этом смысле — любое наше деяние ожидает какой-то приговор. Разница между нищим и подсудимым в том, что первый сознательно ищет положительных оценок, а второй готов получить и отрицательный приговор.
В нашей игре человек, выбравший карточку нищего, обеспечивает себе право натри "подаяния". То есть он может обратиться к любым трем членам группы и услышать от каждого, какими главными достоинствами он, по их мнению, обладает. Всякая критика и даже намек на недостатки "нищего" исключаются — ведь даже уличный попрошайка желает увидеть в своей шапке банкноту, а не булыжник.
Человек, выбравший карточку подсудимого, должен быть готов предстать перед судом и не тешить себя надеждой выслушивать исключительно дифирамбы. Но зато, в отличие от "нищего", он может получить правдивую информацию обо всех — и позитивных, и негативных — своих качествах.
Более подробно о процедуре суда ведущий не распространяется и предлагает каждому сделать свой выбор. Эта часть упражнения является во многом ди-агностичной: она четко разделяет тех, кто готов пойти на риск отрицательных оценок, и тех, кому спокойнее выслушать хвалебные оды. Дабы избежать конформистских тенденций, лучше, чтобы каждый участник совершал выбор индивидуально и тайно от других. Как сложится ситуация в каждой конкретной группе, предугадать сложно: может оказаться, что большинство Участников предпочтет стать "нищими", но не исключено, что почти все готовы будут "пойти под суд".
— Итак, выбор сделан всеми. Теперь прошу встать тех, кто выбрал нищенскую суму... Спасибо. А теперь тех, кто предпочел скамью подсудимых... Спасибо.
Начнем с "нищих". Пусть каждый по очереди выберет троих членов группы и попросит у них "подаяние".
Начинать с "нищих" представляется более разумным в любом случае. Нужно учитывать, что при наличии большого числа "подсудимых" не все из них смогут предстать перед судом — на это может просто не хватить времени. Получение подаяния "нищими" проходит быстрее, и все они получат свою долю "поглаживаний".
Когда сбор подаяний закончится, ведущий объясняет дальнейшую процедуру — суд — и предупреждает, что на скамье подсудимых успеют побывать только три человека. Если желающих больше, то можно сначала выбрать прокурора, адвоката и трех судей. Эти пять человек выбираются независимо от того, кто они — "нищие" или "подсудимые". Они и определяют того, кто первым предстанет перед судом. Оставшаяся часть группы делится на "свидетелей обвинения" и "свидетелей защиты". Процедуру этого деления можно организовать, например, таким образом: "прокурор" и "адвокат" поочередно выбирают членов своей команды. В конце концов все участники группы получают свою роль в этой игре, С начала суда у ведущего — функции независимого арбитра и секретаря.
Всем трем сторонам— "обвиняющей", "защищающей" и "судящей" — дается 15 минут на подготовку, включающую в себя необходимую расстановку мебели, создание соответствующего "судебного" антуража и продумывание содержания выступлений. Вполне естественным и оправданным представляется включение в игру некоторых псевдоюридических формальностей, таких, например, как: команда секретаря "Встать, суд идет!", обращение друг к другу подчеркнуто вежливо и на "вы", клятва выступающих говорить правду и только правду и т. п.
"Главный судья" сначала предоставляет слово "прокурору" . Тот в своей речи требует признания "подсудимого" виновным, апеллируя к реальным (это важно!) фактам проявления им отрицательных качеств во время работы группы. Затем выступает "адвокат", пытаясь опровергнуть обвинения и показать "подсудимого" в лучшем свете. После этого поочередно выступают "свидетели" обвинения и защиты. Следует заранее договориться о регламенте, допустим, выступления ограни-
чить двумя минутами. "Судьи", "прокурор" и "адвокат" могут задавать вопросы свидетелям.
Ведущему следует внимательно следить за ходом судебного процесса, чтобы прервать его в момент, предшествующий падению накала и соответственно интереса к игре. Пусть лучше не все еще будет сказано, что хотелось, чем участники почувствуют скуку. Прервать процесс ведущий может, сообщив судьям от имени секретаря о том, что время, отведенное на процесс, истекает. Тогда предоставляется последнее слово "подсудимому", в котором он вправе выразить согласие или несогласие с выдвинутыми против него обвинениями, а возможно, и с мнением защиты. Судьи удаляются на пятиминутное совещание для вынесения приговора, в котором могут быть лишь две формулировки: виновен или невиновен. Судьям нужно решить, какая сторона — прокурорская или адвокатская — оказалась более убедительной и каких качеств — положительных или отрицательных — обнаружилось в "подсудимом" больше.
Следующий судебный процесс проходит аналогично. При желании можно заменить состав суда, но это необязательно. Бывший "подсудимый" примыкает к обвиняющей или защищающей стороне по своему желанию.
Суд может проходить так увлекательно и азартно, что время пролетает незаметно, и иногда имеет смысл не устраивать новых судилищ, а отложить их на другой день, чтобы не перегружать занятие. Но в любом случае нужно провести обсуждение всей игры "От сумы да от тюрьмы"... и предоставить всем участникам возможность отрефлексировать свои мысли и эмоции не только по поводу суда, но и по поводу "сбора подаяний".
Трудно ли было сделать выбор между "нищенством" и "тюрьмой"?
Как прогнозировали участники результаты выбора в группе?
Почему ты предпочел именно такой выбор?
Сложно ли было "просить подаяния" ?
Понравилось ли их получать? Почему?
Хотел бы ты сам оказаться на скамье подсудимых?
Как ощущаешь себя в роли "обвинителя" ? "Защитника" ?
Трудно ли было на суде в открытую обсуждать человека?
Удалось ли тебе быть искренним во время этого обсуждения?
Каково быть "подсудимым"? И т. п.
Игра может дать всем участникам очень многое. Несмотря на некоторую гротескность игровых процедур и комическую бутафорию, содержание разговора на суде очень серьезно — речь идет о личностных характеристиках конкретного человека, которому бывает нелегко проходить огонь, воду и медные трубы такого судебного процесса. В то же время остальные участники учатся быть искренними и деликатными, сопереживать и поддерживать, разбираться в себе и своих чувствах.
Список использованной литературы
Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М: Изд-во АСОПиР, 1995.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Бадя Л.В.— М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева,— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.
ЗАНЯТИЕ 25
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О РОССИИ:
ВКЛАД ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ В РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
"Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят".
Н.Н. Миклухо-Маклай
"Под идеей соборности имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения... в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом..."
А.Ф. Лосев
Поистине огромен и неоценим вклад династии русских царей Романовых в развитие социальной работы в России. Каждое царствование отличалось особыми чертами благотворительности, кто-то из членов Царской фамилии предпринимал радикальные и глубокие меры, кто-то "отметился" тем или иным указом на тему "призрения", однако все они оставили след в истории как государственные деятели и частные благотворители, хорошо осознающие всю важность и социальную значимость акций милосердия.
Первый Романов — царь Михаил Федорович (1613—1645) — открыл сиротские дома и определил их в ведение Патриаршего приказа. Первым домом
для сирот был, вероятно, новгородский, устроенный тогда еще архимандритом Никоном.
При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, значительно усилилась центральная власть, оформилось крепостное право. В своде гражданских законов "Кормчая книга" есть статьи об общественном призрении. В 70—80-е годы XVII столетия функционировал даже Приказ строения богаделен. Монастыри по-прежнему призревали нуждающихся в помощи, но на западе страны появились обители, в которых монахини или лечили и учили сирот, или занимались рукоделием с призреваемыми. Постепенно развивались и церковно-государственные управленческие структуры, и богоугодные заведения в социальной сфере.
Знакомясь с развитием призрения за рубежом, русское правительство все более склонялось к необходимости расширения государственной благотворительности. Молодой царь Федор Алексеевич в 1682 г. издал специальный указ, в котором говорилось о богоугодных заведениях. Указ предписывал отделить в Москве увечных людей от притворных нищих. "Здоровым лентяям дать работу". Совершенно новой для российского государства была идея создания школ и заведений, где бы "нищенские дети, ребята и девки" могли получить подготовку к "разным наукам и ремеслам". Это чрезвычайно важное начинание — нищие дети не только получали кров и пропитание, но и профессиональную подготовку, а значит, возможность нормальной трудовой жизни.
Наряду с церковно-монастырским и нарождающимся государственным призрением на Руси было широко распространено частное благотворение. Кроме раздачи милостыни и устройства обедов для нищих, богатые люди чаще всего делали вклады (землей или деньгами) в монастыри, на строительство церквей, часовен, трапезных и т. п.
Противником российского нищелюбия и милостыни выступил преобразователь страны Петр Великий. Около десятка его законодательных актов касаются проблем нищенства и благотворительности. Суровым был его указ 1691 г.: "ленивых прошаков" велено бить батогами и кнутом, водворять на места
постоянного жительства, а возвращавшихся к своему нищенскому промыслу ссылать на каторгу (в дальние сибирские города). Здоровых мужчин, кроме того, определяли в "смирительные дома", а женщин — в "цшингаузы" (прядильные дома) для работы. Преследовалась и частная благотворительность, особенно "подача милостыни", нищелюбцам назначался штраф от 5 до 10 рублей. Против такого гонения на традиционное русское милосердие выступали многие современники Петра — отец Авраамий, Иван Посошков и другие.
В начале XVIII века царь проявил заботу о неспособных к труду, назначив части из них "кормовые деньги". Относительно других распорядился: "В домовые патриаршие богадельни принимать больных и престарелых нищих; для лечения больных определить лекарей".
Во второй половине XVIII века появляется новое для России понятие — общественное призрение.
В 1712 году Петр I предпринял целый ряд мер к развитию "закрытого призрения" в России. В 1706 году митрополит Иов открыл первый в стране приют для незаконнорожденных, или "зазорных", младенцев (позже их называли еще "несчастнорожденными"). Учитывая собственный опыт, а также работу благотворительных учреждений, устроенных Людовиком XIV, Петр ввел детские приюты — "гошпитали" — во всех губернских городах. По указу для них должны были строиться специальные здания рядом с церковными оградами (в Москве — каменные, в других городах — деревянные). Позаботился он и об анонимности лиц, сдающих Детей, велел, чтобы "зазорных" младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не видно было". Указом назначалась смертная казнь тем, кто загубит "зазорных" детей. Из гошпиталей младенцев, выкормленных "искусными женами", передавали до достижения Ю-летнего возраста в богадельни или приемным родителям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в "художественныеученики".
Особой заботой пользовались при Петре военные. В 1712 г. государь распорядился "не способных вовсе
к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать в оные со свидетельством и высылать из них тех, которые имеют семейство и дома или промыслы". Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри.
В 1715 году Петр заложил первые сухопутный и морской госпитали, Инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных матросов и солдат. Он приказал собратьвних "искусных докторов", подлекарей и "большое число молодых учеников", чтобы приготовить из последних знающих медиков. Госпитали подчинялись военным ведомствам.
Не были забыты и пленные, которых в начале XVIII века выкупали за государственный счет, выдавали им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных разрешали, в порядке исключения, собирать подаяние на выкуп. По-прежнему призревались и иноземные военнопленные: "Пленных пруссаков и других немцев оставить в России".
Петру Алексеевичу принадлежит инициатива призрения еще одной категории российских убогих — душевнобольных. В 1722 г. он указал "дураков" свидетельствовать непосредственно в Сенате и за негодными "ни в науку, ни в службу — деревень не оставлять, жениться их не допускать и отдавать в кормление родственникам". В 1723 г. был расписан порядок освидетельствования "сумасшедших и прочих душевнобольных", который сохранялся в общих чертах до конца XIX века. Призрение этой категории населения было возложено на магистраты, отсылка их в монастыри запрещалась.
Главным намерением Петра в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и построить его на новых началах, возложив заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах — на губернские и городские магистраты, в деревнях — на помещиков, в свободных землях — на старост или сотских. Центральное управление богоугодными заведениями он сохранил сначала за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 г. пере-
дал Святейшему Синоду, а в 1724 г.— финансовому ведомству.
Большинство мероприятии Петра I носило характер "вразумляющего принуждения", так как, по словам царя-преобразователя, "наши люди ничего без принуждения не сделают".
Екатерина I подписала единственный документ — сенатский указ 3 марта 1726 г. "О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам", в котором, помимо росписи средств, выражалось недовольство "злоупотреблениями в учрежденных госпиталях кормилиц, на место умерших приемышей подставлявших своих законных детей".
При Петре II появилось два указа о незаконнорожденных и воспитанных в петровских сиротских домах: 43 девицам велено было "дать вольные паспорты и отпускать их, по их желанию, в услужение или на мануфактуры", а "малоумных в богадельни", юношам предписано было отправляться на военную службу, "хотя в барабанщики".
Мрачное десятилетие Анны Иоанновны больше всего коснулось в социальной сфере нищих. В продолжение петровских мероприятий по борьбе с нищенством и нищелюбием царица издала множество указов, что, однако, нисколько не улучшило ситуацию в стране, так как полицейские меры не дали результатов. Правительство обошло вниманием благотворительную деятельность монастырей, призрение "зазорных младенцев", душевнобольных, зато благосклонно отнеслось к военнослужащим и их семьям: вдовы могли доживать свой век в женских монастырях, а дети учиться, "кто к чему склонен будет", чтобы "не токмо государству полезны быть, но и сами через те науки довольное питание иметь могли". Выросло число лазаретов, учреждались полевые аптеки, особая хирургическая школа. При Анне впервые в число призреваемых попали погорельцы.
Анна Леопольдовна отличилась указом 1741 г. "О непропуске нищих в Санкт-Петербург": из столицы изгонялись все "прошаки", крометех, "кои за старостью и болезнями до монастырей дойти не могут".
В годы правления "дочери Петровой" Елизаветы, как утверждал СМ. Соловьев: "нравы смягчаются, к
человеку начинают относиться с большим уважени ем". Продолжая, по мере понимания и способностей дело отца, Елизавета способствовала развитию наук^ и просвещения, вкладывала в это свои личные средства. Первые мероприятия в области человеколюбия касались облегчения участи малолетних преступников, женщин-арестанток, колодников и каторжников. 29 марта 1753 г. императрица подписала самый гуманный свой указ — об отмене смертной казни в России
Предметом особой заботы опять стало призрение военнослужащих. В Казани был открыт Инвалидный дом для офицеров. В 1760 г. правительство выбрало для строительства богаделен "для отставных, раненых и увечных солдат" четыре губернии (Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую, Белгородскую).
Елизавета несколько расширила права губернских магистратов в сфере призрения, в отличие от отца она поощряла частную благотворительность, сделавшись по части филантропии примером для подданных.
Итак, ко второй половине XVIII века в России начала складываться государственная социальная политика, направленная на сохранение сословных привилегий высших слоев общества и на помощь обездоленным. От нищелюбия страна постепенно перешла к сравнительно действенным формам и методам помощи следующим категориям призреваемых: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, больным, военнопленным, душевнобольным, заключенным, погорельцам. Уже различались два типа призрения: "закрытое" — в госпиталях, приютах, богадельнях, инвалидных домах, смирительных домах и др., и "открытое" — вне заведений (пенсии, пособия, кормовые деньги, обеспечение землей, профессией и промыслами и др.). Наряду с государственным призрением сохранилась, несмотря на давление Петра I, церковно-монастырская и частная благотворительность.
На государственную основу попыталась поставить призрение в 1762—1796 гг. Екатерина II.
Движимая идеями французских просветителей, "коронованный философ" в первые годы правления предприняла ряд конкретных мероприятий по органи-
зации благотворительных учреждений нового типа. По ее поручению над этим работал один из самых образованных людей России того времени Иван Иванович Бец-кой (1704-1795).
Бецкой говорил о необходимости создания между старым и новым поколениями искусственной преграды, чтобы первое, "зверообразное и неистовое в словах и поступках", не могло влиять на второе. Такую "преграду" он видел в закрытых учебных заведениях (интернатах), где под руководством русских (а не иностранных) наставников "дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, т. е. до 18—20 лет".
Утопичность замысла Бецкого проявилась уже в те годы существования созданных им воспитательных заведений. Призванные готовить "новую породу людей", воспитательные дома с момента их открытия стали популярными, в них поступали младенцы в количествах, превышавших возможности имевшихся помещений. Специалисты отмечали: "Скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием детей часто больных и даже умирающих — все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев —до 90% и больше".
Такая картина не могла не вызвать тревоги и соответствующих действий правительства. Лучшим выходом признали передачу детей на вскармливание и воспитание в крестьянские семьи, которым за это платили. Смертность в Московском воспитательном доме, созданном по проекту Бецкого, сразу снизилась в 2—3 раза и никогда уже не достигала уровня первых лет его существования.
В планы Екатерины входило открытие в больших городах главных народных училищ, а в уездных — малых народных училищ, но в целом ее замысел смог воплотить в жизнь только ее внук — император Александр I.
В конце XVIII века государство продолжало заботиться о "пристройстве безумных", об открытии новых богаделен. Екатерина обратила внимание и на такое серьезное социальное явление, как проституция. Продолжая начатое еще в XVII веке преследование "непот-
ребства" и наказывая "за содержание домов разврата" она в то же время попыталась поставить проституции под надзор полиции: в Петербурге специальные райо ны отводились "для вольных (публичных) домов".
В 1765 г. не без личного участия Екатерины II i России возникла первая научная общественная организация — Вольное экономическое общество (ВЭО) Его задачей было содействие развитию в стране сельского хозяйства, внедрение в русскую деревню научных и технических достижений. ВЭО обследовало крестьянские дворы, выясняя нужды сельских жителей, оказывало материальную помощь селянам, особенно в голодные и засушливые годы. Вольное экономическое общество оказалось самым долговечным — закрыли его уже в 1918 г.
Все перечисленные мероприятия екатерининской эпохи были как бы подготовкой к созданию государственной системы благотворительности со своим управленческим аппаратом, финансами, формами и методами работы. Проведенная в 1775 г. административная реформа впрямую коснулась социальной сферы, как и последовавшая за ней в 1782 г. городская полицейская реформа. В 1785 г. завершилось сословное деление населения России, значительно расширились распорядительные и исполнительные функции местного дворянского и городского самоуправления. Были созданы административно-полицейские органы: губернское правление с губернатором во главе и совершенно новое для России и по названию, и по назначению учреждение — Приказ общественного призрения.
Екатерининский период в истории России обогатил страну новыми подходами к общественному призрению, вызвал к жизни органы управления этой сферой социальной политики, сосредоточил внимание преимущественно на благотворящих учреждениях закрытого типа, открыл путь к возникновению общественных организаций, существенно расширил сеть заведений и категорий призреваемых. Но, к сожалению, плоды этих нововведений оказались горькими. Бюрократизм, лихоимство, формализм, недостаток служащих, особенно практических работников, которых никто профессионально не готовил — все это снижало ре-
зультативность и тормозило развитие социальной
работы.
Серьезные изменения в судьбу воспитательных учреждений внесла Мария Федоровна — жена Павла I. Сразу после смерти свекрови она стала "начальствовать Воспитательным обществом благородных девиц", а в 1797 г. основала Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское ведомство) и заведовала им до своей кончины в 1828 г. Более чем за 30 лет деятельности императрица Мария Федоровна значительно расширила сеть благотворительных учреждений, учебных заведений (главным образом женских). В отличие от своей царственной предшественницы, она видела цель Мариинского ведомства не в" смягчении нравов путем воспитания и образования русского юношества", а в благотворительной помощи нуждающимся и в сохранении особых прав высших сословий русского общества.
Императрица Мария привлекла к обследованию условий жизни детей во всех своих учреждениях великих князей и великих княжон, сама инспектировала старшие классы. Придя в ужас от увиденного, а особенно от смертности в воспитательных домах (за 30 лет существования из 65 тысяч подкидышей выжила только тысяча) и казарменного быта в училищах, она серьезно занялась поиском выхода из тяжелого положения.
С большой энергией молодая царица собрала значительные пожертвования в пользу подопечных. По ее распоряжению строили новые помещения для сиротских домов и училищ. Она основала новые заведения: училище благородных девиц в Москве (1802 г.), училище ордена Святой Екатерины — на свои средства — в Петербурге (1798 г.), новое Московское коммерческое училище взамен переведенного в 1800 году в Петербург (в 1804 г.— на средства купечества), в 1806 году открыла опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей. В 1807 году появилось военно-сиротское отделение Воспитательного дома (потом Павловский институт) — под ее покровительством и с ежегодным пособием в три тысячи рублей.
В 1817 году в Харькове открылся первый губернский женский институт — верх тогдашней филантропии: туда принимали дворянских и купеческих дочерей,
допускали приходящих учениц за плату и бесплатно, давали им неплохое образование. Выпускниц должны были устраивать на работу гувернантками, государство обязывалось следить за их жизнью в семьях хозяев и даже выдавать замуж. Устав института лег в основу создававшихся позднее губернских учебных заведений. В 1820и 1823 годах основаны два училища для солдатских дочерей, а в 1826 году — училища для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. Мария Федоровна открыла много благотворительных больниц, повивальный институт, сиротские дома. Но самыми многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими до 1917 года, были заложенные царицей Марией вдовьи дома — богадельни для вдов военных и гражданских лиц. Императрица жертвовала на эти дома огромные суммы.
В завещании Мария Федоровна призывала объединить усилия общества "к сохранению детей, к возбуждению, по мере возможности, чувств материнских, кподанию помощи вдове и сироте, облегчению страждущей нищеты; тогда только мы будем оказывать истинную любовь к ближним, по великому примеру, данному нам Спасителем". После смерти императрицы ведомство ее имени, курируемое русскими царицами, активно развивалось.
С приходом к власти в 1881 году Александра III начались "реформы наизнанку", ограничивавшие и искажавшие буржуазные преобразования царя-освободителя. Новые положения о земских учреждениях 1890 года и городовое положение 1892 года усилили контроль администрации над органами самоуправления, изменили избирательную систему в пользу "дворянского элемента", вернули сословность в самоуправление.
Тем не менее трудно переоценить значение и опыт земских и городских общественных властей в преобразовании патриархально-феодальной России в цивилизованную европейскую державу в конце XIX — начале XX века.
Явившиеся преемниками губернских приказов общественного призрения, земства получили в наследство не только денежную и "материальную часть", но и тысячи призреваемых, и тех, кто, нуждаясь в помощи, не получал ее. Русское земство сразу определило основные направления своей многогранной деятельности: народное образование, медицинская помощь населению, санитарная служба, призрение сельских бедных, больных и нетрудоспособных. Главные расходные статьи земских бюджетов составляли затраты на строительство и работу народных школ и медицинских учреждений.
По мнению большинства исследователей, самые значительные достижения земцев связаны с организацией народного образования. Заслуживают внимания медицинская и санитарная службы российского земства. Энтузиасты земской медицины совершили революцию в деревне: впервые за всю историю страны медицинские учреждения, аптеки, врачи, фельдшеры стали обычным явлением сельской жизни. Земские врачи, придавая огромное значение профилактике заболеваний, выступили сообща против деревенской антисанитарии: проводили кропотливую повседневную пропагандистскую работу, издавали и бесплатно распространяли брошюры, плакаты и листовки с элементарными сведениями о причинах болезней и мерами борьбы с ними; вакцинировали население; следили за соблюдением санитарных норм в общественных местах и жилищах крестьян; инспектировали состояние продовольственных складов, магазинов, рынков, скотобоен и др. Благодаря этим мерам удалось справиться со старым страшным бедствием российской деревни — бытовым сифилисом, с некоторыми эпидемиями, ранее косившими сельский народ. Началась планомерная и неустанная борьба с оспой. Заметно снизилась смертность населения.
Земские врачи, статистики, учителя, землемеры, агрономы, ветеринары были, как о них писали, "типичными носителями неутомимого и самоотверженного служения народу". Городская молодежь с ее идеалами и верой в светлую судьбу Отечества шла, подобно массовому "хождению в народ" революционной молодежи, в деревню, чтобы участвовать в преобразовании России.
В городах Российской империи в пореформенное время совершались не менее решительные и важные изменения, чем в деревне. Заслуга городских дум с их 2
управами, многочисленными комиссиями и комитетами состояла в превращении захолустья в цивилизованный мир. Также, как земства, органы городского самоуправления ценой неимоверных усилий добивались чистоты и порядка в домах, на улицах, благоустраивали быт горожан, проводя водопровод и канализацию, ремонтируя дороги и тротуары, рыночные площади. В крупнейших российских городах появились новые виды транспорта. Санитарно-врачебные службы очищали города от паразитов, регулярно проводили дезинфекцию в ночлежках, больницах, благотворительных заведениях, на вокзалах, вели огромную разъяснительную работу, привлекая к этому студентов, молодых рабочих,курсисток.
Больших успехов добилась муниципальная медицина: кроме больниц, было организовано амбулаторное лечение населения, "родовспоможение", "семейное призрение больных". В медицинских учреждениях крупнейших городов, в первую очередь двух столиц, работали лаборатории, рентгеновские кабинеты, водо-и светолечебницы, появилось оборудование для радиотерапии. При детских больницах и роддомах устраивались специальные консультации для матерей по уходу за грудными детьми с раздачей стерилизованного молока.
Децентрализация социального призрения и благотворительности, участие общественности в управлении и работе соответствующих учреждений, ежегодная отчетность, ревизии хода и расхода средств привели к улучшению в целом помощи нуждающемуся населению.
Превращение российского общества в гражданское сопровождалось активизацией различных политических сил, они стремились проявить себя и в социальной сфере. Наряду с лояльными к режиму партиями и другими общественными организациями этим занимались революционно настроенные круги: демократы, народники, позже — большевики и меньшевики, эсеры и др.
В царствование императора Николая Павловича рост идеи организованной общественной помощи бедным был задержан. Новых обществ почти не возникало, а организация групповой помощи оставалась на прежних началах. Но уже само возникновение Комитета по разбору нищенствующих показывает, что идея общественной помощи не была оставлена. Недостаточность приказной организации была очевидна. Канцелярская рутина поглотила живое дело; средств было мало, и казна не могла предоставить их больше; деятели приказов были оторваны от жизни, не заинтересованы в местных делах и служили святому делу не из любви к ближнему, как и другие чиновники, а по установленным регламентам и правилам. Число их было не только недостаточно для того, чтобы, следуя еще указаниям Петра Великого, разобрать нуждающихся, определить им помощь сообразно с их нуждами и вообще индивидуализировать помощь, но даже для того, чтобы вести менее сложное дело и хозяйство в закрытых заведениях приказа.
Поэтому осознание необходимости участия в деле попечения о бедных общественных организованных сил, добровольных деятелей и жертвователей постепенно становилось все распространеннее и настоятельнее. Очевидно было, что борьба с беспомощностью многих сотен тысяч или даже миллионов людей сделается возможной только в том случае, если в борьбе этой примут участие лица, проникнутые любовью к ближнему, добровольно идущие на помощь ему, знающие местные условия и способы, которыми можно помочь, отыскивающие эти способы и средства на местах, несущие для дела свои сбережения и не ищущие за все это ни прав государственной службы, ни казенного содержания. Таких людей, чтобы индивидуализировать помощь среди миллионов нуждающихся, нужно было много сотен тысяч, и никаких казенных средств не хватило бы на содержание их, как не хватило бы их и на само дело помощи всем нуждающимся.
Ввиду этого, дело попечения о нуждающихся должно было перейти к обществу, к добровольным общественным работникам. Государство же должно было только направить такие общественные организации, указать им путь и общегосударственную цель и прийти на помощь им в тех случаях, когда они не в силах обойтись своими средствами. Таким путем из соединения частной благотворительности и общественного призрения (как отрасли государственного управления) возникла идея организованного общественного попечения о
бедных всеми теми способами, которые указывала жизнь и которые соответствовали местным условиям и потребностям нуждающихся.
В годы правления последнего из династии Романовых теоретики и практики социальной работы в Российской империи пришли к выводу о необходимости децентрализации в деле призрения, превращения его в подлинно общественное. Это могло обеспечить самостоятельность учреждений, обществ и заведений, сохраняло важный принцип благотворительности — индивидуальной помощи. Местные органы призрения находились "близко к нужде", они более внимательно и экономно расходовали средства, обходились без формализма и проволочек в работе (об этом свидетельствует и зарубежный опыт).
Вопросы для самоконтроля
Назовите категории призреваемых, впервые обозначенных в правительственных указах разных периодов царствования династии Романовых.
Каковы основные признаки "закрытого" и "открытого" призрения?
Какова нравственная основа частного благотворения царственных особ в России?
С каким "багажом" пришла Россия в социальной работе к началу XX века?
Ситуация
Сотрудники московской милиции уже в этом году задержали в метро около 10 тысяч попрошаек. По словам заместителя начальника УВД по охране метрополитена, треть задержанных составляют лица, которые попадаются в руки милиционеров ежедневно. Сложность в том, что в стране не предусмотрено никаких санкций, даже административных, по отношению к этим "вымогателям-обманщикам". Все мероприятия носят профилактический характер— "сотрудник милиции ловит попрошайку, отводит в отделение, проводит разъяснительную беседуй отпускает".
Попрошайки, считает представитель УВД, делятся натри категории. Первая — это одинокие москвичи
возрасте старше 60 лет, "которым действительно не хватает на пропитание мизерной пенсии". Их болыпин-сТВо. Вторая —: беженцы из "горячих точек" и стран СНГ, "вынужденные в силу определенных объективных обстоятельств также просить материальной помощи у жителей столицы". На фоне этих обездоленных выделяется третья группа — лица, сознательно занимающиеся вымогательством, создающие преступные объединения, вовлекающие в свой незаконный бизнес малолетних детей и инвалидов. Именно с ними и ведут свою борьбу сотрудники УВД.
В 1999 году по материалам их расследований заведено 3 уголовных дела. Они возбуждены в отношении двух жительниц Молдавии и одной украинки, которые "путем обмана принудили к попрошайничеству нескольких малолетних детей".
Вспомните, как решалась проблема профессиональных нищих в истории России. Как можно решить ее в наше время? Какова в этом роль волонтеров?
Практическое задание
Оценка своих коммуникативных способностей (модифицированная методика доктора психологических наук, профессора Л.М. Митиной)
Оценка коммуникативных способностей может быть адекватной при использовании методов диагностики не только в лабораторных условиях, но и в реальном социально-педагогическом процессе. В основе диагностики лежит психологическая структура педагогического общения, выявляющая специфические функции социального работника, социального педагога, направленные на развитие личности ребенка и своей собственной. Данная методика направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей социального педагога.
Оценивающий (преподаватель, руководитель практики, психолог, представитель администрации, родительского актива или педагогического коллектива) присутствует при общении помощника социального педагога с детьми и, используя БЛАНК методики, фиксирует наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.
Дата________коллектив (группа)_________
Тема занятия_ Социальный педагог (ФИО)______Стаж работы_
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА | УРОВНИ | ||||||
низкий и | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | высший | ||
РЕЧЬ (наблюдаемый говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся, пользуется юмором) ГОЛОС (с помощью голосовых интонаций и модуляций проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие) ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (наблюдаемый использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем детям и облегчения усвоения ими новых сведений — "помогающее поведение") ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ в течение занятия наблюдаемый передвигается по аудитории вправо и влево, вперед и назад, оказывается перед детьми, за их спи ной, стоит или сидит рядом с воспитанником и т. д.) ЭМОЦИИ (проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает наблюдаемому "заражать" детей вовлекать их в общий про> цесс творчества, стимулировать интерес к познанию нового) НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдаемый постоянно "видит и слышит" каждого ребенка, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии детей) ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ (наблюдаемый грамотно сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы дети могли больше говорить сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами) ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (наблюдаемый использует разные виды взаимодействия: а) социальный педагог-коллектив: объясняет материал всему коллективу, задает вопросы, отвечает на вопросы детей б) социальный педагог-ребенок: объясняет что-либо одному ребенку, спрашивает его, отвечает на вопросы; в) ребенок-ребенок: просит одного ребенка объяснить что-либо другому или организует кооперативную работу детей в малых группах; г) социальный педагог — дети: дети работают самостоятельно, а помощник социального педагога чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая помощь нужна) ПАУЗЫ (наблюдаемый организует короткие перерывы в работе с детьми для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения, усталости) | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 | 5 5 5 | 6 6 6 |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 285.