Упражнение "Стул откровений"
Упражнения, в которых на одного участника работает остальная группа, можно отнести к своеобразным благотворительным акциям. Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то из участников права получить прямую (то есть не завуалированную метафорами и аллегорическими образами) об-
рату связь от других участников, а во-вторых, в на-долсении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным при ответе на вопросы своих товарищей по группе. Иначе говоря, этот прием провоцирует человека пойти на риск открытия себя в глазах других и открытия себя для других.
Ведущий должен почувствовать момент, когда группа " созреет" для принятия этого упражнения и способна будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобы ведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать проявление, по крайней мере, двух-трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой момент наступил, то ведущий может сказать примерно следующее:
— Из нашего обсуждения мне показалось, что N. хотел бы получить от группы предельно откровенную обратную связь, честную информацию о том, как к нему тут относятся, как его воспринимают? Это так?
Если ведущий правильно понял стремление N., то, естественно, услышит утвердительный ответ.
— Очень хорошо. Надеюсь, что группа предоставит емутакую возможность. Готов ли ты, N., принять от своих товарищей не только комплименты и дифирамбы, но, может быть, и не вполне приятные для тебя суждения? Да? Ну что же, тогда предлагаю прежде тебе самому сделать шаг навстречу группе и заслужить откровенность с ее стороны своей собственной откровенностью. Согласен ли ты на это условие?
Получив подтверждение еще раз, ведущий ставит внутрь круга стул и продолжает:
— Это "стул откровений". Садясь на него, участник берет на себя очень серьезную и ответственную задачу: быть предельно честным, искренним и открытым. Взамен он сможет получить точно такой же ответ от группы. Как он будет решать эту задачу? Любой участник группы имеет право задать ему вопрос о его чувствах, мыслях, желаниях, стремлениях, о его отношениях к людям, в том числе и к конкретным людям из нашей группы. Человек, сидящий на "стуле откровений", обязан не увиливать, не уклоняться от ответа, а отвечать как есть. Если группа даст мне такое право, то я бУАУ иметь возможность вмешаться и отклонить ка-
кой-то вопрос, если сочту это необходимым. Обещаю не злоупотреблять этим правом.
Такая оговорка представляется вынужденной мерой, чтобы все-таки обезопасить участника на "стуле откровений" от вопросов, способных нанести ему глубокие душевные травмы. Разговор должен проходить с учетом принципа "здесь и теперь"; не всякий "скелет в шкафу", вытащенный наружу из прошлого человека, сможет сыграть в этой ситуации полезную роль. Впрочем, обычно к этому моменту группа находится на такой стадии развития, которая обеспечивает сочетание открытости с чувством взаимного принятия и такта, и ведущему не приходится прибегать к мерам пресечения.
Вопросы могут быть самыми разными: от достаточно поверхностных, ориентированных на получение новых знаний об увлечениях человека ("Как ты относишься к группе "Агата Кристи" ?" или "Любишь ходить в лес?") до самых деликатных, касающихся интимных переживаний ("Есть ли у тебя сексуальный партнер?", "К кому из лиц противоположного пола в группе ты испытываешь чувства, которые можно назвать любовью?" или даже такой "Скажи, как ты ко мне относишься?"). Такая "пресс-конференция" продолжается около десяти минут (слишком затягивать, на наш взгляд, не стоит), после чего ведущий предлагает изменить позиции и теперь предоставить участнику на "стуле откровений" право задавать вопросы остальным членам группы.
При выполнении этого упражнения не следует забывать об основной особенности конструктивной обратной связи — ее безоценочности. Формулировки не должны носить характера прямых обвинений, восхвалений или сравнений. Участники говорят о своих чувствах, переживаниях, мыслях по какому-то поводу или по отношению к поведению кого-то из присутствующих, но не используют слов и выражений, содержащих прямую оценкуличности.
Завершающее обсуждение часто сопровождается высказываниями благодарности друг другу и признаниями о том, что люди открыли для себя в себе нечто совершенно новое, то, о чем никогда не думали и даже не подозревали, осознали отношение к себе окружающих.
Список использованной литературы
Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М: Изд-во АСОПиР, 1995.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994.
Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, 1993.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.
ЗАНЯТИЕ 26
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.