Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение "Стул откровений"

Упражнения, в которых на одного участника рабо­тает остальная группа, можно отнести к своеобразным благотворительным акциям. Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то из уча­стников права получить прямую (то есть не завуалиро­ванную метафорами и аллегорическими образами) об-

рату связь от других участников, а во-вторых, в на-долсении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным при ответе на вопросы своих това­рищей по группе. Иначе говоря, этот прием провоци­рует человека пойти на риск открытия себя в глазах дру­гих и открытия себя для других.

Ведущий должен почувствовать момент, когда груп­па " созреет" для принятия этого упражнения и способ­на будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобы ведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать проявление, по крайней мере, двух-трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой момент наступил, то ведущий может сказать примерно следующее:

—       Из нашего обсуждения мне показалось, что N. хотел бы получить от группы предельно откровен­ную обратную связь, честную информацию о том, как к нему тут относятся, как его воспринимают? Это так?

Если ведущий правильно понял стремление N., то, естественно, услышит утвердительный ответ.

—          Очень хорошо. Надеюсь, что группа предоста­вит емутакую возможность. Готов ли ты, N., принять от своих товарищей не только комплименты и дифирам­бы, но, может быть, и не вполне приятные для тебя суждения? Да? Ну что же, тогда предлагаю прежде тебе самому сделать шаг навстречу группе и заслужить откровенность с ее стороны своей собственной откро­венностью. Согласен ли ты на это условие?

Получив подтверждение еще раз, ведущий ставит внутрь круга стул и продолжает:

—     Это "стул откровений". Садясь на него, участник берет на себя очень серьезную и ответственную зада­чу: быть предельно честным, искренним и открытым. Взамен он сможет получить точно такой же ответ от группы. Как он будет решать эту задачу? Любой учас­тник группы имеет право задать ему вопрос о его чув­ствах, мыслях, желаниях, стремлениях, о его отноше­ниях к людям, в том числе и к конкретным людям из нашей группы. Человек, сидящий на "стуле открове­ний", обязан не увиливать, не уклоняться от ответа, а отвечать как есть. Если группа даст мне такое право, то я бУАУ иметь возможность вмешаться и отклонить ка-

кой-то вопрос, если сочту это необходимым. Обещаю не злоупотреблять этим правом.

Такая оговорка представляется вынужденной ме­рой, чтобы все-таки обезопасить участника на "стуле откровений" от вопросов, способных нанести ему глу­бокие душевные травмы. Разговор должен проходить с учетом принципа "здесь и теперь"; не всякий "ске­лет в шкафу", вытащенный наружу из прошлого чело­века, сможет сыграть в этой ситуации полезную роль. Впрочем, обычно к этому моменту группа находится на такой стадии развития, которая обеспечивает соче­тание открытости с чувством взаимного принятия и такта, и ведущему не приходится прибегать к мерам пресечения.

Вопросы могут быть самыми разными: от доста­точно поверхностных, ориентированных на получение новых знаний об увлечениях человека ("Как ты отно­сишься к группе "Агата Кристи" ?" или "Любишь хо­дить в лес?") до самых деликатных, касающихся ин­тимных переживаний ("Есть ли у тебя сексуальный партнер?", "К кому из лиц противоположного пола в группе ты испытываешь чувства, которые можно на­звать любовью?" или даже такой "Скажи, как ты ко мне относишься?"). Такая "пресс-конференция" про­должается около десяти минут (слишком затягивать, на наш взгляд, не стоит), после чего ведущий предла­гает изменить позиции и теперь предоставить участ­нику на "стуле откровений" право задавать вопросы остальным членам группы.

При выполнении этого упражнения не следует забывать об основной особенности конструктивной обратной связи — ее безоценочности. Формулировки не должны носить характера прямых обвинений, вос­хвалений или сравнений. Участники говорят о своих чувствах, переживаниях, мыслях по какому-то поводу или по отношению к поведению кого-то из присутству­ющих, но не используют слов и выражений, содержа­щих прямую оценкуличности.

Завершающее обсуждение часто сопровождается высказываниями благодарности друг другу и признани­ями о том, что люди открыли для себя в себе нечто совер­шенно новое, то, о чем никогда не думали и даже не подозревали, осознали отношение к себе окружающих.

Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность.— М: Изд-во АСОПиР, 1995.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Исторический опыт социальной работы в России: Учеб­ное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994.

Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта; Московский психолого-соци­альный институт, 1998.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников Российской Федерации, 1993.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.

ЗАНЯТИЕ 26

Дата: 2019-04-23, просмотров: 189.