НА РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

...когда речь идет о русских поисках "блага", имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т. е. в конечном счете религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются".

С.Л. Франк

"Милостыня есть мать любви, любви, отличающей христианство, превосходящей знания, служащей признаком учеников Христовых".

Златоуст

Благотворительность — проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. В древние времена благотворительность ограничивалась "подаянием милостыни нищему", любому, кто "протянетруку". Позднее это могли быть материальная помощь частного лица или группы лиц нуждающимся, вклады в строительство или содержание богоугодных заведений, стипендии и пособия, участие в благотворительных акциях и т. д.

Благотворительность — проявление внимания к людям, не способным обеспечить себя хотя бы минимальными условиями существования, оказание им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержание их материально и духовно. Это явление имеет и в России свою историю и традиции, ознаком-

ление с которыми представляет не только познавательный интерес, но и практическую значимость для тех, кто занят в сфере социальной работы.

Начало благотворительности в России, как и в других странах, относят к языческим временам, когда отдельные лица и различные их группы вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной. С появлением государства поначалу мало что изменилось: в основе благотворительности по-прежнему лежали чувства — сострадание, родственный или соседский долг и т. п.

Как отмечает СМ. Соловьев, все западные путешественники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.

Состраданием и заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен и томившихся на чужбине, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда специальных договоров, которыми устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они ни находились, и отправление их на родину.

Формирование духовности славян, развитие культуры проходило также под влиянием деятельности просветителей Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке алфавит. Он явился одной из важнейших предпосылок становления самобытной славянской цивилизации, той особой духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру, справедливости, сострадательности.

Таким образом, историческая первооснова и самобытный характер россиян зарождались и формировались задолго до введения христианства в Киевской Руси.

Учение православного христианства о спасении души, о человеколюбии — "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22.39) — было созвучно славянской духовности. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная христиане-

кая Церковь сравнительно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси.

Христианство на Руси сыграло положительную роль в развитии благотворительности. Лучше других о сущности древнерусского благотворения сказал историк В.О. Ключевский: "Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для бла-готворимых, сколько для благотворящих — для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни".

Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека, призывающие людей заботиться о ближнем, быть милосердными, такие как: "Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут", " Просящему у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг — не отворачивайся", "Продавайте ваши имения и давайте милостыню", "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими" и др.

Стремясь закрепить и развить благотворительную деятельность, придать ей более или менее организованный характер, князь Владимир издает Устав, в котором общественная помощь нуждающимся поручалась духовенству в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур.

Помимо этого, князь Владимир осуществляет ряд весьма прогрессивных для своего времени мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Учреждает народные празднества, преимущественно заботясь при этом о "прокормлении" убогих, странников, сирот и вдовиц, раздавая им великую милостыню.

Людская молва широко славила благотворительные деяния князя Владимира по всей Руси. О нем слагались легенды, его доброта и бескорыстие воспевались в былинах еще долгие годы, свидетельствуя об отзывчивости россиян на заботу и внимание. Князь Владимир за милосердие и нищелюбие, помимо других заслуг перед Церковью, одним из первых русских был причислен к лику святых.

Особой заботой о бедных и убогих отличился правнук князя Владимира — Владимир Мономах: "Странствующих и нищих накорми и напои, как мать дитя свое". Большое воспитательное значение для многих поколений на Руси имела составленная им "Духовная" детям своим, в которой были выражены его заботы об их нравственном состоянии, о необходимости быть внимательными к нуждам народа.

Князья и другие состоятельные люди в завещаниях, дарственных и других грамотах оговаривали, как правило, что часть их средств должна быть использована для поддержания "вдовицы, хромца и слепца". В известном "Поучении Владимира Мономаха" сыновьям среди трех добрых дел, коими побеждается дьявол, упоминалась милостыня (вместе с покаянием и слезами).

Однако обычаи тех времен способствовали развитию нищенского промысла, бродяжничества и тунеядства. "Церковные и богадельные люди" были, по существу, профессиональными нищими, которые образовывали вокруг церквей и монастырей целые поселения. Соборы и церкви имели своих "штатных" нищих — по 10—12 человек, которые получали милостыню деньгами.

При нашествии татаро-монголов, в условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества, на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается Русская Православная Церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих.

Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали российским митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.

Кроме "штатных" нищих монастыри и церкви кормили странников, богомольцев, всех, кто стекался к ним во время стихийных бедствий, войн, голода. Чудов монастырь в Кремле в XIV веке "открыл гостеприимный

кров для приходивших в Москву иноземных православных святителей и старцев, в особенности для южных славян и греков, которые находили в нем приют, подолгу в нем проживали и, умирая, бывали погребаемы на его же кладбище".

В тяжелый период междоусобиц и национального угнетения деятельность Русской Православной Церкви имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро и справедливость, не давала ожесточаться сердцам и стать безучастным к людскому горю, к их страданиям и лишениям. Она вдохновляла народ на борьбу за национальное возрождение.

Восстановление централизованной российской государственности и окончательное избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия открывало широкий простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, роста общественного сознания, уровень которых в значительной мере и предопределяет способность общества и государства решать сложные социальные проблемы.

Возрожденная Россия медленно набирала силы. Однако даже в этих условиях заложенные еще со времен Киевской Руси традиции благотворительной деятельности не были забыты. Постепенно, по мере укрепления государства, в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогим, престарелым, сиротам и другим страждущим. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности Церкви.

Навечно вошел, например, в историю России под прозвищем Калита (мешок с деньгами) Великий князь Московский и "Всея Руси" Иван Данилович (1328— 1341 г.), который, будучи весьма набожным и милостивым, имел обыкновение постоянно носить с собой кошелек и раздавать из него милостыню убогим и нищим. Нельзя не вспомнить также Бориса Годунова, который

при венчании его на царство (1598 г.) обещал, что в государстве никто не будет терпеть нужды и бедности, заявляя при этом, что "рубаху свою последнюю отдаст, если нужда народная будет".

Эта традиция, всемерно поддерживаемая Церковью и общественным мнением, укреплялась и развивалась в России, постепенно приобретая более широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих, прежде всего убогих, больных и сирот, а также не имеющих приюта и возможности обеспечить себе пропитание. Однако по мере усложнения социальных проблем, в общественном сознании ощущается необходимость поиска новых подходов к проблемам борьбы с нищенством, другими недугами, поражающими общество, представляется более достаточным ограничиваться частной благотворительностью и сложившимися уже формами церковного и монастырского призрения. При Василии Ивановиче (1505 — 1534) открываются богадельни для нуждающихся, развивается светская медицина, предпринимаются первые попытки классификации нищих "по их нуждам". Более решительные шаги предпринимаются в эпоху Ивана Грозного. Стоглавый Собор в 1551 г. обратился к царю с призывом "в каждом граде устроити богадельни мужские и женские". Не без влияния известного Максима Грека в Стоглав вошли положения, касающиеся призрения. Иван IV принимал участие в составлении церковных уставов, где записано: "Милосердие христианское устроило во многих местах богадельни для недурных и престарелых, а злоупотребление ввело в оные молодых и здоровых тунеядцев: да будут последние изгнаны, а на их места введены первые, согласно с намерением благотворителей, и везде да смотрят за богадельнями добрые священники, люди градские и целовальники". Иван Грозный впервые в Европе проявил заботу о призрении пленных: их "раздавали" в монастыри "для обихода", включая и военнопленных иноземцев (татары, литовцы, поляки и другие, получившие увечья). Милосердное отношение к пленным в России стало традиционным и сохранялось даже в годы Первой мировой войны.

Вопросы для самоконтроля

Как крещение Руси повлияло на развитие частной благотворительности ?

Охарактеризуйте роль и влияние религиозных учреждений на социальную работу.

Каков вклад правителей Руси в социальную работу?

Практическое задание

Наблюдение над проведением интервью Цель: выработка умения выслушивать и задавать вопросы. Интервью составляют основу практической деятельности социального работника. Учащиеся должны присутствовать на трех интервью, детально описать одно и изложить суть двух других интервью.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.