"Ничем другим нельзя отгородиться от мира,
как искусством, и в то же время ничто так крепко
не привязывает к миру, как искусство".
Гете
В культурной жизни российского общества углубляется процесс отчуждения населения от культурных ценностей. Почти в половине школ России нет учителей музыки, отсутствуют хоры, театральные и танцевальные кружки. Среднестатистический ребенок имеет возможность лишь один раз в шесть лет посетить театр. Вырастает поколение, не слышавшее "живой" музыки, не прикоснувшееся к театральному искусству, не понимающее, зачем нужны музеи, библиотеки, клубы, обедненное эмоционально, интеллектуально, духовно. До сих пор нет государственных актов, гарантирующих населению открытый доступ в учреждения культуры, подтверждающих право пользования культурным достоянием для социально незащищенных слоев населения.
Современная "массовая" культура "моделирует" личность, у которой отсутствуют стремления, силы, способность к волевому самоутверждению и самоопределению, поскольку не требует от зрителя никаких умственных и духовных усилий, формируется женственная капризная безвольность. При этом Давно замечено, что живое восприятие искусства воспитывает сознательную культуру и запросы зрителя.
Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. Искусство лечит. Лечение искусством называется арттерапией (от греч. "арт" — искусство). В арттерапии используют уже существующие произведения искусства; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; творчество самого специалиста — лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом. Лечение в ходе чтения клиентом специально подобранной социальным работником литературы с ее анализом и объективной оценкой состояния пациента называют библиотерапией. Лечит музыка, театр, живопись, кино. На входе в библиотеки в древних Фивах было написано "Лечебница для души". Если на прием в социальную службу приходит утомленный, уставший, с головной болью человек — лучший фон для беседы — "Хор пилигримов" Бетховена. "Карнавальная прелюдия" Дворжака снимает депрессию, тоскливость. Ода Бетховена "К радости" полезна меланхоликам. Теат-
Психологи выявили типичные "игровые" темы некоторых групп людей. Так, известно, что такие темы, как "Какой автомобиль лучше?", "Кто выиграл спортивные соревнования?" и т. п., относятся к "мужским разговорам". А к "женским разговорам" относятся темы: "Покупки", "Кухня", "Гардероб" и т. п. Подростки чаще всего играют в "Ухаживание", а наиболее распространенная игра для людей среднего возраста— "Доходы и расходы". К вариациям "светской болтовни" относятся: "Как это делается" (прекрасно подходит для короткого авиапутешествия); "Почем?" (любимое времяпрепровождение в кафе и барах среди людей среднего достатка и ниже); "А вы бывали когда-нибудь в ...?" (ностальгическое, популярное среди "бывалых" людей); "Вы знакомы с (таким-то)?"— времяпрепровождение для одиноких людей; "А что стало с нашим общим знакомым?" (часто играют те, кому повезло или, наоборот, не повезло на финансовом поприще); "На следующее утро" (как тяжело с похмелья и что от него помогает лучше) — времяпрепровождение, типичное для молодых людей, начинающих алкоголиков.
ральное искусство особенное. Оно включает в себя различные виды искусств: танец, живопись, художественное слово, музыку; пытается проникнуть в глубину человеческой души, несет открытость, преодоление комплексов отчуждения, одиночества, вселяет веру в добро.
В своей жизни нам приходится играть сотни ролей: родителей, детей, родственников, друзей, советчиков, ответчиков, воспитателей, воспитываемых, пассажиров, пешеходов, покупателей, влюбленных, оскорбленных, обиженных, счастливых... При этом каждая роль имеет свои особенности и правила: пассажир должен быть внимательным, пешеход — осторожным, продавец — вежливым и честным. Жизненные роли кому-то даются легко, кому-то — сложно. Мы часто видим в компаниях друзей "одиночек" — тех, кто не в состоянии играть роль "свой парень", многие родители играют роль "друзей" своих детей, что в результате ведет к плачевным результатам.
Но еще более сложными являются профессиональные роли: строитель, рабочий, милиционер, учитель, врач, ученый — каждая из них уникальна и неповторима, процесс обучения своей профессиональной роли длителен и сложен.
Научиться играть профессиональные роли можно. Огромную помощь в этом оказывает театральное искусство, которое активизирует умственные и духовные способности, дремлющие в каждом человеке, повышает взаимный интерес человека к человеку, увеличивает стремление понять друг друга. Театральное искусство — глубокая культура ума, высокая эстетическая культура, хорошие манеры. Театр настраивает на оптимистический лад, способствует созданию позитивного психологического климата в коллективе, создает атмосферу праздничности и непринужденности. Участие в совместных театральных постановках позволяет приблизиться личности к адекватной самооценке, учит уступать, понимать природу поведения друг друга, абстрагироваться от мелких обид, уважать друг в друге достоинства, таланты. Театр высвобождает массу энер- гии для совместного труда, творчества, дружбы, любви. Театральное искусство оказывает влияние на все стороны человеческой психики: интеллект, чувства, нравственные качества и черты характеры, жизненные привычки, установки, ориентации, мотивы поведения и оценки.
Желание проникнуть в тайны театра, окунуться в стихию импровизационной игры оказывается удивительно плодотворным.
В театральном искусстве накоплен большой багаж практических упражнений, которые доказали свою полезность в профессиональном становлении социального работника.
Упражнение "Моя биография" предполагает устный рассказ учащегося о собственной жизни, дает возможность "эмоциональной разгрузки" памяти, способствует развитию углубленного интереса к биографии другого человека — своего современни-
В ДИМСИ сложилась интересная традиция: каждое общероссийское мероприятие организации заканчивается постановкой импровизационной комедии дель арте — развернутой пародией на известные произведения классиков, театры различных эпох, стилей, народов с преувеличенными, акцентированными позами, постоянным контактом со зрителями. Актеры узнают свои "роли" (а это, помимо главных героев, роли: "стул", "занавес", "дождь", "неожиданность" и др.) за 2—3 часа до начала, "перевоплощаются" с помощью "подручных" материалов и исполняют свои роли, пантомимой воспроизводя текст авторов и режиссеров-постановщиков. Особенности такой постановки — массовость, возможность найти роль каждому члену коллективу (рекордной была постановка пародийной инсценировки по роману Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" на Ассамблее средств массовой информации ДИМСИ в г. Туле в 1997 г.: в финале спектакля на сцене оказалось 120 актеров). Все спектакли дель арте отличаются общей радостью творчества и сотворчества, влюбленностью в театр и друг в друга.
ка как необходимого фактора, определяющего его личность.
Упражнение "Рассказ о ярком событии" предполагает самостоятельный выбор, обоснование, построение и пересказ события, связанного с обучающимся, или свидетелем которого он являлся, способствует раскрытию законов существования жизненных событий, причинность их действий на судьбу человека.
Упражнение "Актерский этюд" предполагает воспроизведение языком сцены эпизода, в котором есть противоречие, борьба; позволяет обучающимся открыть новое в себе самом и окружающем мире, способствует раскрытию в индивидуальности человека нравственных ценностей. Педагог задает "место действия" (ресторан, крыша, купе вагона и т. д.) и "название типа эпизода" (открытие, встреча, схватка), который учащийся должен воспроизвести.
Упражнение "Невероятные события" предполагает оживление вещей, разговор животных, превращение людей и т. п., способствует развитию фантазии и воображения.
К концу XX века значительная часть человечества обходится без книги, без искусства. Телевидение стало единственным источником "образованности", противопоставляя культуре личности легкодоступное, быстро-проходящее удовольствие.
Потеря нравственных идеалов, моральных ценностей, жестокость и агрессия, стремление к накопительству, индивидуализму стали реальностью нашей жизни. Сегодня как никогда актуальна чеховская "тоска по лучшей жизни". Американские боевики и субкультура вытесняют русскую культуру, ее духовность. Все лжеискусство "новой волны" исповедует жестокость, сексуальную свободу, патологию.
При дефиците доброты, чувств и нравственных идеалов искусство способно дать совершенный нравственный идеал. Произведения высокой культуры — литературы, живописи, музыки, театра — отмечены Постоянным стремлением к познанию истины, смысла жизни, смысла творчества.
Вопросы для самоконтроля
Как социальный работник может использовать в своей деятельности арттерапию?
Какие профессиональные роли социального работника вы знаете?
Какие упражнения по развитию актерского мастерства используют в подготовке социального работника?
Ситуация
Самые распространенные случаи незаконной приватизации квартир — это ущемление прав детей и граждан, временно находящихся в армии или местах лишения свободы (тюрьмах, колониях и проч.).
Андрей Г., проживающий с папой, мамой и сестрой, в подростковом возрасте угодил в колонию строгого режима. Когда он находился в колонии, родителям понадобилось квартиру приватизировать и продать (естественно, без участия сына). На момент приватизации юный нарушитель закона не был прописан в квартире.
Через год Андрей возвращается из колонии. Сохраняет ли он право на занимаемую им ранее жилплощадь? Сможет ли он прописаться на новой жилой площади, если родственники против этого? Какие нормативно правовые документы регламентируют решение данной ситуации?
Практические задания
Присутствие на занятиях по игровой терапии.
Средства невербального общения. Язык мимики, поз, жестов.
Театральная постановка для подшефного учреждения или организации.
Разработайте сценарий театрализованного представления, распределите роли, проведите необходимое количество репетиций и подарите свое выступление детям-сиротам, инвалидам или пожилым людям.
■Напишите и поставьте комедию дель арте для членов своей группы.
Список использованной литературы
Театральные проблемы теоретической и практической апробации системы педагогических воздействий: Межвузовский сборник научных трудов.— Тамбов: ТГУ, 1996. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997. Журналы: "Дидакт", "Детская литература". Газета "Искусство" (приложение к газете "Первое сентября").
Очень славно жить в ДИМСИ: Сборник творческих работ.— М.: ACADEMIA, 2000.
ЗАНЯТИЕ 24
Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.